• Преподавателю
  • Математика
  • «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дус-Дагская общеобразовательная школа Овюрского кожууна»



«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»





Шарый-оол Саяна Александровна

Учитель математики первой категории

МБОУ «Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»



Дус-Даг,2015г.

« Урок - это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора.эрудиции

В.А. Сухомлинский

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Особенность ФГОС ОО нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Ключевые проблемы, которые существуют в образовании на данный момент:

  • низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин;

  • невысокий уровень самореализации школьников;

  • неумение преподнести, защитить разработанную тематику.

Учитель должен знать, что решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

• общенаучную;

• информационную;

• познавательную;

• коммуникативную;

• ценностно-смысловую;

• социальную;

• стремления личностного самосовершенствования.

Таким образом, разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

Что же такое ученический проект? Это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Цели проектного обучения:

  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.

  • Обеспечить механизм развития критического мышления и творческого подхода учащегося к способу подачи материала.

  • Выработать технологию выполнения различных учебных задач.

  • Способствовать повышению ответственности учащихся, развивать «командный дух» и «чувство локтя»,коммуникабельность и умение сотрудничать.

  • Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Виды самостоятельной работы, этапы проектной деятельности:

1.Доклад

2.Реферат

3.Исследовательская деятельность.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель - ученик»:

-ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения - учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

3. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

4. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

5. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

6. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.

Структура проекта.

Методы, доминирующие в проекте - исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

Предметно-содержательная область - монопроекты и межпредметные проекты;

Характер контактов - региональные, международные, сетевые и т.д;

Число участников проекта - индивидуальные и групповые; Продолжительность выполнения проекта и ее характер - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Анатомия проекта: 5 П - проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация проекта.

Наиболее трудная задача - это правильно выделить проблему, то есть социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер. Далее определяется объект и предмет исследования.

Цель проекта - модель желаемого конечного результата.

Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели.

Далее выдвигается гипотеза.

Второй этап работы над проектом - это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.

Третий этап работы - поиск информации: поискать информацию в Интернете;задать вопросы родителям, специалистам;подумать самостоятельно;провести интервью с участниками событий, анкетирование;

Этап исследования может происходить с помощью различных методов - эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование)

Продукт - это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии ит.д.

Обязательный заключительный этап работы - демонстрация опыта работы над организацией проектного метода обучения. Представлять продукт проекта можно на научной конференции, в виде научного доклада, деловой, ролевой игры, защиты на ученом совете и т.д.

Главным же отличием проектной работы от любой другой является коллективное моделирование ситуаций, направленное на получение результата. Фактически, это означает, что проект делает не группа, а КОМАНДА людей, с четко распределенными функциями с одной стороны и коллективной ответственностью за общий результат с другой.

Педагогическая направленность проектной деятельности многообразна:

изменение информационной емкости содержания;

выход на более высокий уровень осмысления;

развитие свободы мышления

формирование креативности

введение в новую предметную область

Тема проектной деятельности является моей методической темой. В данный момент я изучаю литературу, опыт учителей и активно внедряю проектные технологии в своей практике. На своем личном опыте я убедилась, что такие уроки активизируют познавательный интерес учащихся. Особенно эффективны на занятиях по математике при подготовке при подготовке к математическому диктанту. Таким образом, у меня сложилась система уроков, успешно апробированных на уроках. Остановлюсь на некоторых уроках.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействоать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

Коммуникативные умения:

Презентационные умения и навыки:

Следующим важным моментом, говорящим в пользу использования проектной технологии является возможность построить и провести урок по всем требованиям ФГОС ОО нового поколения:

• Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

•Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

• Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

• Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

• Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

• Продумать форму подведения итогов урока.

• Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В заключение хочется еще раз отметить - деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.

© 2010-2022