- Преподавателю
- Математика
- Разработка темы Показательная и логарифмическая функция
Разработка темы Показательная и логарифмическая функция
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Веселова М.И. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Алгебра и начала анализа - 11
Разработка темы:
Показательная и логарифмическая функция
Должны знать:
- обозначение и основные свойства показательной и логарифмической функции;
- определение логарифма числа;
- формулировку теоремы об обратной функции;
- свойства логарифмов;
- вид простейших показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Уметь:
- строить графики показательной и логарифмической функций;
- выполнять преобразования выражений;
- решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства и сводимые к ним.
Урок № 1.
Показательная функция. Её свойства и график.
Мы говорили о функциях, которые имели показатель постоянный, а основание менялось.
y = x5 , y = √x , y = x2.
Сейчас: основание постоянно, а показатель меняется.
Во многих областях науки и техники при изучении различных явлений и процессов обнаруживается одна общая функциональная зависимость между двумя переменными величинами, участвующими в данном процессе.
Пример 1.
С изменением высоты над уровнем моря атмосферное давление изменяется по закону Р = Р0 ∙ аh, где
Р0 - давление на уровне моря;
а - постоянная;
h - высота.
Пример 2.
Рост древесины происходит по закону А = А0 ∙ аkt, где
А0 - начальное количество древесины;
а - постоянная;
к - постоянная;
t - время изменения.
Пример 3.
Распад радия протекает по закону х = х0 ∙ аkt, где
х0 - начальное количество радия;
а - постоянная;
к - постоянная;
t - время распада.
Пример 4.
Размножение бактерий в какой-либо культуре протекает по закону
у = у0 ∙ аkt, где
у0 - начальное количество бактерий;
а - постоянная;
к - постоянная;
t -время.
Процесс органического роста можно описать функциями вида у = с ∙ аkх
Мы будем говорить о функциях, где с = к = 1.
Это функция у = ах , где а › 0, а ≠ 1.
Определение: функция, заданная формулой у = ах , где а › 0, а ≠ 1, называется показательной функцией с основанием а.
Свойства функции.
Рассмотрим конкретную функцию (листок - пополам)
1) Д = R, E = R+ 1) Д = R, E = R+
2) непрерывна, следовательно 2) непрерывна, следовательно
дифференцируема в любой точке; дифференцируема в любой точке;
3) возрастающая функция; 3) убывающая функция;
4) (0; 1). 4) (0; 1).
Ученик работает у доски:
Построить в одной системе координат графики функций у = 3х и у = (1/3)х
Назвать общие и различные свойства (3 › 1, 0 ‹ 1/3 ‹ 1)
Как по графику определить основание показательной функции?
Будет ли показательной функция у = 1х? (посмотреть график)
Имеют место следующие равенства:
а1 = а, а-х = 1/ах, (а/в)х = ах/вх ах/ау = ах-у
ах ∙ ау = ах+у, (а ∙ в)х = ахвх, (ах)у = аху
Этими свойствами мы будем пользоваться при решении показательных уравнений.
Примеры:
ах = в 2х = 2√2 (1/3)х = 1 (1/5)х = 5
Сравнить (устно):
(0, 13)0,5 и 1 (8/5)-3 и (5/8)2 (6/7)0,8 и 1
Итог урока:
- общие и различные свойства;
- от чего зависит возрастание и убывание показательной функции.
Домашнее задание:
-
построить графики функций у = (1/5)х и у = πх и описать их свойства;
-
построить в одной системе координат графики функций
у = х2 и у = √х на [0; ∞) и описать их свойства.
Урок №2.
Понятие об обратной функции.
Логарифмическая функция, её свойства и график.
I. Проверка домашнего задания:
1 ученик: построить график функции у = πх и описать её свойства;
2 ученик: построить график функции у =(1/5)х и описать её свойства;
3 ученик: второе задание разным мелом на доске.
II. Фронтальная работа.
-
Вычислить ((√2)√2)√2; (3√3+1)2∙9√3
-
Сравнить (1/2)√3 и 2-1,5 ; (π/3)√3∙√5 и (π/3)√7 +1
-
Решить уравнение
2х = 4; (1/2)х = 1; 3х - 1 = 1/9; 2х = 3 - решить пока не можем
(только графически)
Запишем в общем виде ах = в.
Корень показательного уравнения будем называть логарифмом.
x - логарифм (показатель)
log - обозначение
x = log a b
Логарифмом числа в по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число в.
a - основание
в - число
х - показатель
Устно:
-
Найти логарифмы чисел
log 2 32 , log 10 100 (log 10 - десятичный логарифм, lg)
log 5 0,04.
Теперь мы можем решить уравнение 2х = 3
х = log2 3
Рисунок на доске и в тетради
у = х2 и у = √х на [0; ∞)
Как появились?
х 2 = у
х = √у
у = √х обратные функции
Функции непрерывные, возрастающие, графики симметричны относительно прямой у = х.
Существует теорема об обратной функции:
Если функция возрастает (или убывает) на данном промежутке, то она обратима. Обратная к данной функция определена в области значений данной функции и тоже является возрастающей (убывающей).
Рассмотрим функцию у = ах, а›0.Повторим её свойства. Значит по теореме об обратной функции будет существовать обратная функция, которая будет возрастающей и графики функций будут симметричны относительно прямой
у = х.
х =log ay, a›1
y = log ax - обратная функция
Свойства логарифмической функции.
1) D = R+, E = R
2) непрерывна
3) возрастающая
4) (1; 0)
Рассмотрим функцию у = а х, 0 ‹ а ‹ 1
Свойства функции.
1) D = R+, E = R
2)непрерывна
3)убывающая
4) (1; 0)
Основные свойства логарифмов.
1) аlogab =b - основное логарифмическое тождество
2) loga 1 = 0
3) log a a = 1
4) log a xy = log ax + log a y
5) log a x\y = log ax - log a y
6) log a xp = p log a x
Итог урока
В одной системе координат построить графики показательной и логарифмической функций; общие и различные свойства. От чего зависит возрастание или убывание функции?
Укажите неверное равенство
log 2 16 = 4, log 3 1\81 = 4, log 0,1 1 = 0, log 10 100 = 3
Домашнее задание: п.10, доказать свойства и формулу перехода к другому основанию.
Урок № 3.
Применение свойств показательной и логарифмической функций при решении уравнений и неравенств.
I. Проверка домашнего задания:
1 ученик: начертить схематично график функции у = ах при а›1 и 0‹а‹1 и описать их свойства.
2 ученик: начертить схематично графики функций у = log ax при а›1 и 0‹а‹1 .
3 ученик: доказать основные свойства логарифмической функции.
II. Фронтальная работа.
-
Перейти к основанию 10
log 2 20, log 0.5 6, log √3 25
-
Запишите формулу перехода от произвольного основания к общему.
-
Не используя вычислительные инструменты, вычислите
log 12 4 + log 12 3 log 3 2 + log 3 4,5
lg 8 + lg 125 log 2 7 - log 2 7\16
-
Найдите область определения следующих функций
у = log 2 (x-3), y = log 0,1(10 - 2x), y = log 7 (2x + 3)
III. По теме:
аf(x) = a g(x) log a f(x) = log a g(x)
Сравниваем показатели
f(x) = g(x) f(x) = g(x)
1) (1/5)х + 2х - 5 = 25 1) log 0,3(5+2x) = 1
Проверка обязательна!
В показательных уравнениях используем свойства функции: если в левой и правой частях стоят степени с одинаковым основанием, то сравниваем показатели. В логарифмических уравнениях если основания логарифмов равны, то сравниваем выражения, стоящие под знаком логарифма.
IV.Обучающая самостоятельная работа (без оценок)
-
27 - 3х = (1/2)х - 4
-
log 0,5 (2x - 3) - 1|2 log 0,5 (2x + 3) = 0
-
log √3(x2 - 5x - 3) = 2
-
3x +x - 0,5 = 9√3
Проверить каждое уравнение подробно.
Какие свойства показательной и логарифмической функций использовали, решая эти уравнения?
Домашнее задание: № 522- №530, №573, № 567, № 568 - по вариантам.
Урок № 4.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
I. Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа на листочках (10 минут) для учета знаний.
1) 3х -17х+63,5 = 27√ 3 1)2х-8х+19 = 16
2) log x-1(x2 - 7x + 41) = 2 2) log 2-x(x2 - 5x + 2) = log 2-x (2 - x)2
3) 7x - 5x + 6 < 1 3) 3x - 3x + 5< 27
II.Фронтальная работа.
-
Разложить на множители: 3х-2; 9х.
-
Представьте в виде произведения трёх множителей: 52х-2; 6х+2; 10х-1.
-
Какие уравнение или неравенство не имеют решений:
0,2х - 5х <0; 0,2х + 5х = 0; 0,2х - 5х =0; 0,2х + 5х >0.
III. Работа по теме.
a2f(x) + af(x) + c = 0 log a2 f(x) +log a f(x) + c = 0
аf(x) = y log a f(x) = y
32x+1 - 10∙3x +3 = 0 log24 x + log 4 √x - 1,5 = 0
3x = y log 4 √x = y
3y2 -10y + 3 = 0 2y2 +y - 1,5 = 0
y = 3, y = 1|3 y = 1, y = -3|2
x = 1, x = -1 x = 4, x = 1|8 - не удовл. усл.
Проверка. Проверка.
IV. Обучающая самостоятельная работа с обязательной проверкой на доске.
-
25х - 8∙5х +15 = 0
-
lg2 х2 - lg x2 = 6
-
52(log 52 + x) -2 = 5x + log 52
-
√log3 x9 - 4 log3√3x = 1
V.Домашнее задание.
Урок № 5.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
-
Проверка домашнего задания.
-
Письменный опрос на листочках(10 минут)
1 вариант: 1)построить схематически график показательной функции при а
>1 и описать свойства;
2)построить схематически график логарифмической функции при 0< а< 1 и описать свойства.
2 вариант: 1)построить схематически график показательной функции при 0<а<1 и описать свойства; 2) построить схематически график логарифмической функции при а>1 и описать свойства.
-
Фронтальная работа.
-
Укажите приёмы решения следующего уравнения
Log 3 x∙ log 9 x∙log 27 x∙ log 81 x = 2/3
-
Укажите неверное равенство log 3 27 = 3; log 5 0,125 = -3; log 0,5 0,5 = 1;
Log10 10000 = 5.
-
Решите неравенство 2х < ½; (3/7)х< 1; 3х<5.
-
Решить уравнение log 3 x = 2; log 0,4 x = -1; 10x = π.
-
Разложить на множители 3х-3 ; 4х ; 25х+3
-
Решение уравнений. Указать способ решения.
-
32х+1 - 32х + 32х+3 = 237
32х(1/3 - 1 + 27) = 237
32х = 9
х = 1
2) 5∙2√х - 3∙2√х -1 = 56
2√х(5 - 1,5) = 56
3)4х + 2∙2х - 80 = 0
2х = у
у2 +2у - 80 = 0
4)log 3 x - log 9 x + log 81 x = ¾
5) lg(x2 - 17) - lg (2x - 2) = 0
6) 3x + 4∙3x+1 = 13
7) 2x+1 + 0,5x-1 = 5
8) log 1/3 (x+2)2 > 0
(x+2)2<1;
x+2 =0
9) 23-x : 16 < 1/8∙40,5+2x
10) log 4(√59 - 10x -1 ) = 0,5 + log4(x-4)
11) 5x+1 = 8x+1
Каждому ряду решить по 3 уравнения, остальные доделать дома.
V.Домашнее задание - решить все уравнения и неравенства.
Урок № 6.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
I.Проверка домашнего задания - вывесить решения всех примеров с прошлого урока.
II. Фронтальная работа.
-
Построить схематически графики следующих функций:
у = 3х + 2, у = (1/2)х - 1, у = 3∙(1/2)х
2) Известно, что lg 2 = a, log 2 7 = b.Найти lg 56.
3) Укажите верное неравенство
log 2 1/5>log 2 1/3
log 0,1 5 < log 0,1 6
log 0,20,3< 1
log 3 2 > log 33
III.По теме.
Работа в группах(из группы по одному человеку на доске)
-
5х+1 - 5х-1 = 24
-
1+ log2(x - 1) = log x - 1 4
-
log 2(9 - 2x) = 10lg(3-x)
-
6x + 6x +1 = 2x + 2x+1 + 2x+2
-
log 0,5 (x + 3) < log 0,25 (x + 15)
Можно рядом написать ответы. Через 10 минут начинаем проверять. Тетради - выборочно.
-
Домашнее задание:
-
Определить знак числа log0,3 4; lg (3 - 1/3)
-
Найти область определения функции
-
у = 1/log12(x - 3 ) + √7 - x
3) Изобразить схематически график функции у = lg √x
Урок № 7.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
I.Фронтальная работа.
1) Определите знак числа : log3 5; log 1/3 0,9; log √2 3 - 3.
2) Найдите значение числового выражения: log √2 54 - log 4 96.
3) Какое неравенство не имеет решения:
(2/3)х > (3/2)х; (3/2)х > 0; (2/3)х < (3/2)х ; (2/3)х < 0.
4)Вычислить без таблиц и инструментов:log 3 2 + log 3 4,5; lg 13 - lg 130.
5) Прологарифмировать по основанию 3: 9а4 √ в; в2/27а4.
II.Проверочная работа (в тетради под копирку) из учебника.
Дополнительное задание - на листочках.
1 - вариант.
1/(lg x - 6 ) + 5/(lg x + 2 ) = 1
2 - вариант
1/( lg x + 1 ) + 6/( lg x + 5 ) = 1
Домашнее задание - учебник.
Урок № 8.
Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем уравнений.
I.Фронтальная работа.
-
Что больше log 0,3 2 или log 5 3; log 310 или log 8 57.
-
Известно, что log5 2 = a , log 5 3 = b. Выразите через а и в :
log 5 12 , log 5 72 , log 5 30.
-
Найдите значение выражения (log 3 16)/(log 3 4); (lg 8 + lg 18 )/( 2lg 2 + lg 3)
II.По теме
Решить систему (сильный ученик на доске с объяснениями )
log 2(x + y) = 3,
log 15 x = 1 - log 15 y.
Проверка обязательна.
III.Из четырёх систем выбрать две и решить(можно разделить по рядам).
-
х + у = 8,
log 12 x + log 12 y = 1.
-
2x + 3y = 7,
22x + 32y = 25.
-
2x + (1/3)y = 5,
22x + (1/3)2y = 13.
-
log 3 (y - x ) = 1
3x+1∙2y = 24.
Критерии оценок:
на «5» - все
на «4» - 3
на «3» - 2
Собрать тетради.
IV. Домашнее задание - дорешать что не решили, из учебника решать системы.
Урок № 9.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
I. Фронтальная работа.
1) Задайте формулой обратную функцию: у = 2 - 3х, у = 1/(х + 3), у = х3 + 1.
2) Решите неравенство: log 0,6 x > 2, log 7x < 1, log 0,5 (2 - 3x)< 1.
3) Вычислить без таблиц и калькулятора : 2lg 5 + ½ lg 16; (lg 81 + lg 64)/(2lg3 + 3lg 2).
II.По теме
Вспомним свойства логарифмов и формулу перехода к новому основанию.
Решение уравнений и неравенств(на листочках).Выбирать любые задания.
Критерии оценок:
«5» - 8
«4» - 6
«3» - 4
-
log 2 (x - 5)/(x + 5) + log2(x2 - 25) = 0
-
log2 x + log 4 x + log 8 x = 11
-
2x - 1 - 3x = 3x - 1 - 2x + 2
-
7∙4x - 9∙14x + 2∙49x = 0
-
32x + 3x∙2x - 2∙22x = 0
-
x(lg 5 - 1 ) = lg ( 2x + 1 ) - lg 6
-
log 2 x + log 4 y = 4,
log 4 x + log2 y = 5.
-
Найдите область определения функции log 0,7(5 - 7x ).
-
Вычислить √ 251/log 5 + 491|log 7
-
log 5√x - 9 - log 5 10 + log 5√2x - 1 = 0
На следующем уроке на этих же листочках работа над ошибками.
III. Домашнее задание - дорешать все примеры.
Урок № 10.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
I. Листы раздать, обговорить способ решения каждого задания. Дома на этих же листах выполнить работу над ошибками.
II. Математический диктант.
Постройте в одной системе координат схематически графики функций
у = 4х и у = (1/4)х у = 6х и у = (1/6)х
Сравните:
log 3 5 и log 3 6 lg 7 и 3 lg 2
0,3π и 0,3-3 (1/2)√5 и (1/2)√3
Найдите область определения функции
у = log 0,2 (3x - 2) y = log 2 (2 - 0,2x)
Листок соседу, сосед исправляет ошибки, потом сдают работы.
III. Проверочная работа под копирку (2 варианта)
-
Постройте график функции
у = 3х у = (1/3)х
-
Как изменится у при изменении х
от -2 до 4 от -3 до 2
-
Решите уравнение
2∙3х+1 - 5∙3х-1 = 117 3∙4х+1 - 5∙4х-1 = 172
log 0,2 (x2 - 4x) = -1 log 0,25 (x2 + 3x) = -1
4) Найдите область определения функции
у = log 0,3 (2 - 5x) y = log 0,7 (7,5 - 3x)
5) Решите неравенство
log 3 (2x - 1) < 2 log 4 (3 - 2x) < 2
IV. Домашнее задание - учебник.
Урок № 11.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Карточки по вариантам; решают все в тетради, сдают листок с ответами. Тетради собирать выборочно.
I вариант (сильный)
1) 51+log (x - y) = 25
log 5 (x2 - y2) - log 5 (x + y) = 0
2) log 2 (4x + 4) = x + log 2 (2x+1 -3)
3) log 5 x + log 7 x = log 5 35
4) 5(log x + log y) = 26
xy = 64
II вариант «4»
-
9х - 1 + 3х + 2 = 90
-
4х - 2х + 1 - 8 < 0
-
log 1/3 (x + 2)2 > 0
-
3x∙2y = 576
log √2 (y - x) = 4
III вариант «4»
1) lg (2x + 1) = 0,5lg(1 - 3x)
2) 2x+1 + 0,5x -1 = 5
3) 3x∙2y = 972
log √3 (x - y) = 2
4) 24/x < 81/x+1/9
5) log 2x 64 - log 2x 8 = 3
IV вариант «3»
-
lg2 x2 - lg x2 = 6
-
lg (x - 1) = 0,5lg(1 + 1,5x)
-
251/2x + 1 < 125-2/3
-
3∙2x+1 - 6∙2x - 1 = 12
-
log x 2 + log 2 x = 3 .1/3
V вариант «3»
1) 3х + 4∙3х+1 = 13
2) 3х -х - 3 ≥ 27
3) log x - 2 (x2 - 6x + 10) = 1
4) log 3 x + log √3 x + log 1/3 x = 6
5) 34√x - 3∙32√x = 32√x - 3
VI вариант (для слабых или для фронтальной работы)
-
log x 2 = lg 2
-
log x 2 = log x 3
-
log x 2 = log x 2
-
log x 1 = lg 1
-
log 2 x = log 3 x
-
log x 2 = log x 2
-
lg2(x + 1) + lg x2 + 1 = 0
-
lg2x/2 + lg (x/2)2 + 1 = 0
Домашнее задание: подготовить вопросы по домашним работам, следующий урок - подготовка к контрольной работе.
Урок № 12.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Урок подготовки к контрольной работе. Решаем и разбираем примеры из домашней работы по данной теме, из самостоятельных и проверочных работ, вызвавших наибольшее затруднение.
Урок № 13.
Контрольная работа
Урок № 14.
Урок защиты рефератов.
Тема: свойства показательной и логарифмической функции
а) история введения показательной и логарифмической функций;
б) прикладные задачи;
в) интересные уравнения и неравенства, которые не решались раньше.
Задание даётся заранее, за неделю или две, кто о чём будет докладывать.
Задача Циолковского.
По закону, выведенному основателем космонавтики Циолковским, количество топлива, необходимое для того, чтобы ракета массой m без топлива получила скорость v1 , выражено формулой
M = m(100,43v/v - 1), где
v1 - cкорость истечения продуктов горения из ракетного двигателя;
v -скорость ракеты;
m -масса ракеты.
Какой скорости истечения продуктов горения надо достигнуть, чтобы ракете с массой 2,5 тонны с помощью 250 тонн топлива придать скорость 8 км/с?
250 = 2,5∙(100,43 8/v - 1 )
100 = 100,43 8/v - 1
101 = 100,43 8/v
lg 101 = 0,43 ∙8/v1∙lg 10
v1lg 101 = 0,43∙8
v1 = (0,43∙8)/lg 101
v1≈3,44/2≈1,7 м/сек
2) В ходе испытаний бывают аварии, и окружающей среде наносится ущерб.
Долгосрочные экологические последствия космических программ ещё не ясны. Учёные подсчитали, что две ракеты - носителя на твердом топливе , которые выводят космический корабль на орбиту, выбрасывают в верхние слои атмосферы около 300 тонн окиси алюминия.
В результате усиливается отражение солнечных лучей, что содействует общему подъёму температуры на планете, т. к. окись алюминия - белый порошок - вдвое увеличивает количество кристаллов льда в перистых облаках. Разовые полёты не так страшны, но если их будет в год 52 запуска, то в атмосфере Земли может накопиться около 1000 тысяч тонн окиси, что приведёт к аномалиям в климате.
Остров Бикини.
Американцы выселили всех людей с этого острова и создали там ядерный полигон. 37 лет - люди без Родины. С 1946 по1958 годы там было взорвано 23 ядерных бомбы. В 1968 году людям разрешили вернуться. Остров восстанавливали, но в 1978 году опять учёные обнаружили высокое содержание вредных веществ. Опять эвакуация всех жителей острова. Необходимо 60 - 90 лет, чтобы уровень радиации снизился до безопасного.