Обеспечение самостоятельной работы студентов

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабинович О.Ю.


Обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа обучаемых определя­ется дидактами по-разному: как средство обуче­ния (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Со­ловьева), как способ обучения (Й.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.

Здесь нами рассматривается понятие самостоя­тельности с позиции управления этим процессом.

Проектирование системы управления самосто­ятельной работой студентов может базироваться на определенных представлениях.

Как фактор освоения специальности самосто­ятельная работа студентов может быть представ­лена с разных сторон, а именно:

Самостоятельная работа как средство педагоги­ческой деятельности, которое используется педаго­гом в целях перестройки психологических механиз­мов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения;

Самостоятельная работа как учебная деятель­ность, предполагающая определенные процеду­ры, которые выполняют студенты в процессе учеб­но-познавательной, учебно-практической и учеб­но-профессиональной деятельности;

Самостоятельные работы как виды студенче­ской продукции;

Самостоятельная работа как условие обучения студентов в вузе, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дис­циплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;

Самостоятельная работа как форма органи­зации обучения;

Самостоятельная работа как ведущий вид де­ятельности в процессе исследовательской работы студентов;

Самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.

Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управле­ния. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обес­печение, организационное, материально-техни­ческое, учебно-методическое.

Нормативное обеспечение предполагает разра­ботку перечня документов, регулирующих само­стоятельную работу студентов, к которым мы от­носим графики выполнения самостоятельной ра­боты студентами по дисциплинам. Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о педагогической практике, Требова­ния к курсовым и квалификационным работам.

В рамках организационного обеспечения самостоятельной работы студентов преподаватели выявляют характер и уровень готовности студен­тов к выполнению самостоятельной работы, ис­следуют структуру и функциональные возможно­сти средств учебно-методического обеспечения са­мостоятельной работы, содержание учебно-мето­дических комплексов (УМК) по дисциплинам, методические рекомендации, разрабатывают гра­фики выполнения студентами самостоятельной работы, готовят печатные и электронные версии УМК, применяют УМК на занятиях со студента­ми как средства управления самостоятельной ра­ботой, организуют комплексное применение средств учебно-методического обеспечения само­стоятельной работы студентов на основе единых подходов.

Студенты выполняют самостоятельные зада­ния по дисциплинам в соответствии с графика­ми, используют учебно-методические комплек­сы как методическое средство при подготовке к занятиям, получают доступ к электронным вер­сиям УМК.

Материально-техническое обеспечение самосто­ятельной работы должно быть направлено на рабо­ту по изданию УМК и методических рекоменда­ций, создание системы дистанционного обучения.

Остановимся подробнее на разработке и при­менении средств учебно-методического обеспе­чения самостоятельной работы. Попытаемся от­ветить на вопрос, какой должна быть структура средств учебно-методического обеспечения само­стоятельной работы студентов по отдельной дис­циплине.

Основные подходы к рассмотрению самосто­ятельной работы и факторы, обуславливающие проектирование учебно-методического обеспече­ния, явились для нас основой для структуриро­вания данных средств.

Факторами проектирования, от которых за­висит структура и содержание средств учебно--методического обеспечения, являются:

  • цели изучения дисциплины;

  • характер и особенности дисциплины;

  • структура содержания обучения по дисциплине;

  • характер требований к результатам обуче­ния студентов по дисциплине;

  • перечень видов учебной работы студентов по дисциплине;

  • средства обучения по дисциплине;

  • средства контроля результатов обучения по дисциплине;

  • ведущие методы обучения по дисциплине и методы контроля.

Перечень факторов проектирования при даль­нейшем исследовании может быть продолжен.

Как обеспечить отражение средств учебно-ме­тодического обеспечения самостоятельной рабо­ты в структуре УМК по дисциплине?

Связать самостоятельную работу студентов и УМК можно посредством функций средств дея­тельности и функций самого УМК.

Функции средств деятельности:

  • средство есть носитель информации о видах и способах самостоятельной работы;

  • средство облегчает выполнение самостоя­тельных работ;

  • средство оснащает самостоятельную учеб­ную работу;

  • средство создает условия для реализации активности и сознательности студентов в процес­
    се учебной работы;

-средство создает благоприятную среду про­текания учебной работы студентов-
Функции УМК:

  • УМК обеспечивает учение в рамках дисцип­лины, как процесс самостоятельной учебно-по­
    знавательной и учебно-практической деятельно­сти студентов;

  • УМК управляет учебной деятельностью сту­дентов по освоению дисциплины;

  • УМК активизирует самостоятельную рабо­ту студентов как одну из целей подготовки спе­
    циалистов.

Анализ данных факторов проектирования учеб­но-методического обеспечения по дисциплине ставит проблему разработки определенных мето­дических положений, которые должны найти от­ражение в образовательно-профессиональных тре­бованиях к дисциплине как составной части струк­туры УМК.

Такими положениями являются:

  1. Введение в структуру УМ К дополнительных компонентов. Показ актуальности дисциплины может привести к усилению мотивации учения как одного из условий успешной самостоятель­ной работы.

  2. Показ целей, форм и методов изучения, тре­бований к результатам, заданий для аудиторной
    самостоятельной работы, графика выполнения внеаудиторных видов самостоятельной работы
    формирует понимание организации самостоятельной работы.

  3. Показ форм проведения практических заня­тий, проведения аттестации, методов обучения
    по дисциплине являются факторами повышения активности и сознательности процесса освоения
    дисциплины. Разработка графика выполнения са­мостоятельных работ приводит к видению пер­
    спективы этой работы.

Проектирование УМК осуществляется с уче­том принципов:

  • обусловленности модели подготовки спе­циалиста моделью самого специалиста;

  • установления взаимосвязей между целями преподавания и учения и требованиями к результатам подготовки студентов;

  • проектирования требований к общим ре­зультатам обучения студентов по дисциплине пу­
    тем обобщения требований по отдельным темам;

  • отбора предметного содержания под цели подготовки студентов по теме;

  • соответствия содержания вопросов и зада­ний по теме характеру требований к результатам
    подготовки по теме, что обеспечивает реализа­цию объективного контроля качества подготовки
    студентов.

С целью решения проблемы постановки сис­темы самостоятельной работы рекомендуется раз­граничить полномочия между структурными под­разделениями учебного заведения в области обес­печения самостоятельной работы студентов.


© 2010-2022