- Преподавателю
- Математика
- Обеспечение самостоятельной работы студентов
Обеспечение самостоятельной работы студентов
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рабинович О.Ю. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабинович О.Ю.
Обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа обучаемых определяется дидактами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (Й.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.
Здесь нами рассматривается понятие самостоятельности с позиции управления этим процессом.
Проектирование системы управления самостоятельной работой студентов может базироваться на определенных представлениях.
Как фактор освоения специальности самостоятельная работа студентов может быть представлена с разных сторон, а именно:
Самостоятельная работа как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения;
Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;
Самостоятельные работы как виды студенческой продукции;
Самостоятельная работа как условие обучения студентов в вузе, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;
Самостоятельная работа как форма организации обучения;
Самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов;
Самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.
Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управления. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.
Нормативное обеспечение предполагает разработку перечня документов, регулирующих самостоятельную работу студентов, к которым мы относим графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам. Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о педагогической практике, Требования к курсовым и квалификационным работам.
В рамках организационного обеспечения самостоятельной работы студентов преподаватели выявляют характер и уровень готовности студентов к выполнению самостоятельной работы, исследуют структуру и функциональные возможности средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы, содержание учебно-методических комплексов (УМК) по дисциплинам, методические рекомендации, разрабатывают графики выполнения студентами самостоятельной работы, готовят печатные и электронные версии УМК, применяют УМК на занятиях со студентами как средства управления самостоятельной работой, организуют комплексное применение средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов на основе единых подходов.
Студенты выполняют самостоятельные задания по дисциплинам в соответствии с графиками, используют учебно-методические комплексы как методическое средство при подготовке к занятиям, получают доступ к электронным версиям УМК.
Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы должно быть направлено на работу по изданию УМК и методических рекомендаций, создание системы дистанционного обучения.
Остановимся подробнее на разработке и применении средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы. Попытаемся ответить на вопрос, какой должна быть структура средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов по отдельной дисциплине.
Основные подходы к рассмотрению самостоятельной работы и факторы, обуславливающие проектирование учебно-методического обеспечения, явились для нас основой для структурирования данных средств.
Факторами проектирования, от которых зависит структура и содержание средств учебно--методического обеспечения, являются:
-
цели изучения дисциплины;
-
характер и особенности дисциплины;
-
структура содержания обучения по дисциплине;
-
характер требований к результатам обучения студентов по дисциплине;
-
перечень видов учебной работы студентов по дисциплине;
-
средства обучения по дисциплине;
-
средства контроля результатов обучения по дисциплине;
-
ведущие методы обучения по дисциплине и методы контроля.
Перечень факторов проектирования при дальнейшем исследовании может быть продолжен.
Как обеспечить отражение средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы в структуре УМК по дисциплине?
Связать самостоятельную работу студентов и УМК можно посредством функций средств деятельности и функций самого УМК.
Функции средств деятельности:
-
средство есть носитель информации о видах и способах самостоятельной работы;
-
средство облегчает выполнение самостоятельных работ;
-
средство оснащает самостоятельную учебную работу;
-
средство создает условия для реализации активности и сознательности студентов в процес
се учебной работы;
-средство создает благоприятную среду протекания учебной работы студентов-
Функции УМК:
-
УМК обеспечивает учение в рамках дисциплины, как процесс самостоятельной учебно-по
знавательной и учебно-практической деятельности студентов; -
УМК управляет учебной деятельностью студентов по освоению дисциплины;
-
УМК активизирует самостоятельную работу студентов как одну из целей подготовки спе
циалистов.
Анализ данных факторов проектирования учебно-методического обеспечения по дисциплине ставит проблему разработки определенных методических положений, которые должны найти отражение в образовательно-профессиональных требованиях к дисциплине как составной части структуры УМК.
Такими положениями являются:
-
Введение в структуру УМ К дополнительных компонентов. Показ актуальности дисциплины может привести к усилению мотивации учения как одного из условий успешной самостоятельной работы.
-
Показ целей, форм и методов изучения, требований к результатам, заданий для аудиторной
самостоятельной работы, графика выполнения внеаудиторных видов самостоятельной работы
формирует понимание организации самостоятельной работы. -
Показ форм проведения практических занятий, проведения аттестации, методов обучения
по дисциплине являются факторами повышения активности и сознательности процесса освоения
дисциплины. Разработка графика выполнения самостоятельных работ приводит к видению пер
спективы этой работы.
Проектирование УМК осуществляется с учетом принципов:
-
обусловленности модели подготовки специалиста моделью самого специалиста;
-
установления взаимосвязей между целями преподавания и учения и требованиями к результатам подготовки студентов;
-
проектирования требований к общим результатам обучения студентов по дисциплине пу
тем обобщения требований по отдельным темам; -
отбора предметного содержания под цели подготовки студентов по теме;
-
соответствия содержания вопросов и заданий по теме характеру требований к результатам
подготовки по теме, что обеспечивает реализацию объективного контроля качества подготовки
студентов.
С целью решения проблемы постановки системы самостоятельной работы рекомендуется разграничить полномочия между структурными подразделениями учебного заведения в области обеспечения самостоятельной работы студентов.