Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры, используемые на уроках по формированию пространственных представлений.

  1. «Выложи ряд»

Цель: Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки - символы изображения фигур.

Ход игры: Дети делятся на две команды: левую и правую. С левой стороны - квадраты, с правой стороны - круги. Каждая команда выкладывает фигуры в заданном левом или правом углу группы.

2. «Почтальон»

Цель: Закрепить умение находить левую и правую руку, ориентируясь в собственном теле.

Ход игры: Среди детей выбирается ведущий, который отправляет письмо. Ведущий называет, кому отправляет письмо. Получивший говорит с какой стороны получил письмо (справа или слева). Дети стоят в кругу, передают письмо-сигнал сжимая руку друг другу по цепочке.

3. «Кто правильно назовет»

Цель: Научить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Ход игры: Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему завязывают глаза, просят повернуться на одном месте несколько, развязывают глаза и опять просят показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Такой же алгоритм работы с левой рукой.

4. «Ручеек»

ЦДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.ель: Закрепить умение находить левую, правую стороны, верхнее, нижнее направления пространства

ОДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.борудование: карточки - символы

Ход игры: Дети стоят в колонну друг за другом и двигаются по заданному направлению «лево» -«право», по сигналу поднимают руки вверх или опускают вниз.

5. «Найди свое место»

Цель: Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Оборудование: блоки Дьенеша

Ход игры: В разных углах группы, напротив друг друга педагог выстраивает две фигуры - первая фигура слева, вторая фигура - справа. Дети делятся на две команды - правая и левая. По сигналу педагога: «На прогулку!» все дети расходятся по группе в разных направлениях. По сигналу педагога: «Найди своё место!» дети должны найти свою фигуру (слева или справа).

6. «Второй ряд»

Цель: Учить детей ориентироваться в левом и правом направлениях стола.

Оборудование: блоки Дьенеша.

Ход игры: Педагог дает инструкцию: «Выложи на столе слева 5 фигур треугольной формы, а справа - столько же фигур прямоугольной формы.

7. «Найди дом веселым человечкам»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в верхнем -нижнем, левом - правом направлении пространства стола

Оборудование: блоки Дьенеша.

Ход игры: Педагог дает инструкцию: «Найди домик своему человечку, если слева живут круглые человечки, а справа - прямоугольные» Дети ищут домики для своих человечков- блоков по форме или по цвету (в зависимости от инструкции взрослого)

8. «Летает - не летает»

Цель: Учить детей ориентироваться в верхнем - нижнем направлении пространства на плоскости стола. Учить самостоятельно действовать с блоками по инструкции взрослого при закреплении пройденного материала.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки с изображением летающих и нелетающих предметов (птицы, насекомые, животные, транспорт, предметы окружения)

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением предмета, а ребенок решает, куда поставить фигуру, которая у него находится (летающие предметы обозначаются треугольником, а нелетающие - прямоугольником)

9. «Здравствуй, сосед»

Цель: Продолжить учить ориентироваться на листе бумаги - левый край, правый край, учить ориентироваться на листе: «верх - низ листа»

Оборудование: блоки Дьенеша

ХДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.од игры: На столе с левой и с правой стороны стола вверху и внизу расположены фигуры: лево - квадраты, право - прямоугольники, верх - треугольники, низ - круги. Перед ребенком ставится задача поставить фигуру и назвать с какой стороны находится сосед.

Л - + П- +

ВДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений. - + Н - +

10. Гимнастическое упражнение «Топ, топ, топ»

Цель: Закрепить умение находить левую и правую руку у себя самого.

Ход игры: дети выполняют движения в соответствии с текстом

Правой ножкой топ, топ, топ

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.

11. «Познакомимся»

Цель: Учить находить левый и правый верхние углы.

ОДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.борудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.



Ход игры: Соотнести объемную фигуру с ее изображением, назвать основные параметры фигуры: толщина, цвет, форма, величина. Отметить месторасположения фигуры относительно пространства листа.

12. «Запомни фигуру»

Цель: закрепить умение находить центр листа.

Оборудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.

Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.



Ход игры: 1.Задание взрослого: «Найди середину, назови фигуру»

2. «Запомни расположение фигур, сделай так же»

Карточки можно менять либо использовать блоки, располагая их на чистом листе бумаги.

13. «Змейка»

Цель: закрепить умение находить левый и правый угол, верх - низ, центр листа.

Оборудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.

Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.



Ход игры: Выкладывание фигур:

А) по образцу

Б) по словесной инструкции

14. «Кошки - мышки»

Цель: Учить находить левый и правый нижние углы.

Оборудование: Лист А4, карточки символы, блоки

Ход игры: Мышка убегает в норку по координатам: левый нижний угол, правый верхний угол и т.д. Ребенок прячет блок-мышку в указанный угол.

15. «На лугу пасутся …»

Цель: Упражнять детей в нахождении левого и правого нижних и верхних углов, центра листа

Оборудование: Лист А4 зеленого цвета - луг, карточки символы, блоки

ХДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.од игры: детям предлагается разместить на лугу фигуры, обозначающие животных в соответствии с инструкцией педагога (устной или с использованием карточки - символа)

КДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.Дидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.орова - коза - овца -

Дети дают словесный отчет

16. «Найди место1»

Цель: Упражнять детей в нахождении левого и правого нижних и верхних углов, центра листа

Оборудование: Лист А4, карточки символы, блоки

Ход игры: дети располагают фигуру по словесной инструкции педагога, дают словесный отчет.

17. «По местам»

Цель: Учить соотносить символы, обозначающие предлоги НАД, ПОД с самими предлогами и использовать данные предлоги в речи.

Оборудование: Блоки Дьенеша, символы-схемы

Ход игры: Педагог показывает детям карточку-схему № , ребенок располагает на плоскости листа фигуры в соответствии со схемой, комментирует действие, словесно обозначает направление НАД, ПОД.

18.«Самый ловкий»

Цель: Учить соотносить символ, обозначающий предлог, с самим предлогом и использовать данные предлоги в речи. (предлоги В, НА)

Оборудование: Блоки Дьенеша

Ход: Педагог показывает детям карточки-схемы№ № , ребенок располагает на плоскости листа фигуры в соответствии со схемой, комментирует действие, словесно обозначает направление НАВЕРХУ, ВНИЗУ. Побеждает тот, кто быстрее расположит фигуру и обозначит словесно, используя предлоги .

19. «Кто быстрее назовет»

Цель: Практическое употребление предлогов В, НА в речи.

Оборудование: Сюжетные картинки, схемы предлогов

Ход: Педагог показывает картинки с изображением пространственных отношений. Дети составляют предложения с предлогами В, НА. За правильно составленное предложение ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

20. «Найди место»

Цель: Познакомить с понятием «МЕЖДУ», учить соотносить предлог МЕЖДУ с символом.

Оборудование: 2 ленты, блоки Дьенеша

Ход: Педагог показывает символ и предлагает фигуру расположить между лентами, обговаривая положение лежащей между лентами фигуры.

21. «Пастушок»

Цель: Закрепление предлога «МЕЖДУ».

Оборудование: 2 ленты, блоки Дьенеша

ХДидактические игры, используемые на уроках по формированию про-странственных представлений.од: Ограничить на полу место 1м×1м, расположив 2 ленты параллельно друг другу. Обозначить фигуры - овечка, - корова. Разместить их на лугу согласно инструкции педагога.

22. «Молчанка»

Цель: Составление предложений по картинкам с изображением предметно-пространственных отношений.

Оборудование: Картинки, символы

Ход: Педагог показывает карточку со стрелкой, а ребенок жестом указывает направление пространства, изображенное на карточке.

23. «Послушай и сделай»

Цель: Проверка знаний детьми предлогов, правильности использования их в речи

Оборудование: символы-схемы, блоки Дьенеша

Ход: Педагог показывает карту-символ, дает словесную инструкцию. Ребенок выполняет и словесно обозначает место расположения фигуры на плоскости.

24. «Волшебное зеркало»

Цель: Научить переносить положение предмета на плоскость листа.

блоки Дьенеша, Лист А4,

Ход: Педагог располагает фигуры на листе А4, показывает, как может фигура отражаться на листе, обводит фигуру по контуру. Затем предлагается ребенку самостоятельно выполнить задание.

25. «Покажи карточку»

Цель: Закрепление умения переносить месторасположения предмета на лист

Ход: Педагог располагает фигуры на листе А4, показывает, как может фигура отражаться на листе, обводит фигуру по контуру. Затем предлагается ребенку самостоятельно выполнить задание. Ребенок обводит фигуру на листе и сам рисует карточку.

26. «Контролер»

Цель: Научить переносить 4 фигуры одной формы на лист бумаги.

Оборудование: Карточки, блоки Дьенеша

Ход: Выбирается ведущий, который назначается контролером. Детям дают билеты (карточки - символы). Дети выполняют задание, переносят фигуру на лист. С готовым билетом идут в автобус. В автобус проходят только те дети, у которых задание выполнено правильно.

27. «Найди ошибку»

Цель: Научить переносить 4 фигуры разной формы на лист бумаги

Оборудование: Карточки, блоки Дьенеша

Ход: Педагог предлагает 2 карточки - символы. Выполнить задания. После выполнения задания педагог показывает карточку с ошибкой. Дети должны найти ошибку, обозначить ее словесно.

28. «Кто где спрятался?»

Цель: Закрепление умения переносить 4 фигуры разной формы на лист бумаги.

Оборудование: Лист А4, блоки Дьенеша

Ход: Педагог предлагает расположить на листе А4 фигуры , затем обвести их по контуру. Дается задание словесно обозначить, где спряталась фигура.

29. «Прятки»

Цель: Научить обозначать на листе месторасположение заданного предмета

Оборудование: Карточки, лист А4

Ход: Педагог показывает карточку с символами. Ребенок располагает фигуры на листе А4 и словесно обозначает месторасположения фигуры.

30. «Зеркало»

Цель: Закрепление умения обозначать на листе месторасположение заданного предмета.

Оборудование: Блоки Дьенеша, карточки

Ход: Педагог показывает карточку с изображением расположения фигур.

Точно также ребенок располагает фигуры на своем листе. Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.

9



© 2010-2022