- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме Параллельные прямые
Конспект урока по теме Параллельные прямые
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лямаева Г.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
Тумкинская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
математики
«Параллельные прямые»
(для учащихся 7-го класса)
Автор разработки
учитель математики высшей категории
Лямаева Галина Александровна
с.Тумкино
2013г
Пояснительная записка
Данный урок является уроком обобщения и закрепления знаний по теме «Параллельные прямые», геометрия 7 класс. Материал урока представлен в виде презентации. Урок разработан для коррекции и устранения пробелов знаний учащихся по теме «Параллельные прямые», перед контрольной работой. Презентацию к уроку можно использовать как полностью, так и частично в зависимости от уровня подготовки класса.
Для повышения познавательной активности учащимся предложено два вида устной работы: по теории и устное решение задач по готовым чертежам на применение признаков и свойств параллельных прямых. Закрепление знаний в ходе решения задач. В заключение проводится тест и осуществляется проверка правильных ответов на уроке, а так же выставление оценок сами учащимися (критерии оценок предлагаются), работа в парах.
Использование мультимедийной презентации помогает сделать урок более интересным и насыщенным, поэтому я решила поделиться с коллегами разработкой именно такого урока. На мой взгляд применение тестов помогает быстро проверить знания учащихся, а так же позволяет повысить их мыслительную активность, что очень актуально для дальнейшей коррекции знаний учащихся.
Используемая литература:
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - 18-е изд. - М.:Просвещение, 2008.
-
Фарков А.В. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии: 7 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7-9». - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
-
Изучение геометрии в 7-9классах: Методические рекомендации к учеб,; Кн. Для учителя / Л.С .Атанасян , В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.:Просвещение, 1997
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии, 7 класс- М.: «ВАКО»,2004
-
Гилярова М.Г. Геометрия 7 класс. Поурочные планы по учебнику «Геометрия» 7 класс / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др./, Издательство «Учитель-АСТ», Волгоград,2003
Электронная поддержка урока:
-
Авторская презентация «Параллельные прямые»»
-
Авторский тест «Параллельные прямые»
Тема урока: Обобщающий урок по теме: "Параллельные прямые
Класс: 7
Цели урока:
Дидактические:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- продолжить формирование умений и навыков по решению задач;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме.
Развивающие:
- совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;
- развивать умения и навыки в работе с тестами;
- продолжить работу по развитию логического мышления, математической речи и памяти.
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей;
- приучать к умению общаться и выслушивать других;
- воспитание сознательной дисциплины;
- развитие творческой самостоятельности и инициативы;
- стимулировать мотивацию и интерес к изучению геометрии.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: Учебники, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока: (слайд 1-3)
-
Оргмомент, вступительная беседа.
-
Устная работа с классом.
-
Решение задач.
-
Проверка знаний учащихся. Тест.
-
Подведение итогов урока.
1. Организационный момент.
Великий русский математик Николай Иванович Лобачевский однажды заметил: «Человек… родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править…, не дана ему от рождения: она приобретается учением.»
«В любой форме учения особенно хорошо то, что получил, вывел, понял сам, даже если знаешь, что другие это же самое вывели раньше. Учащиеся, школьники и студенты, бегло просмотрев, о чем идет речь в учебнике, а потом закрыв книгу, попробуйте сами воспроизвести точные выводы и доказательства. Такой способ учебы наиболее приближен к творческой научной работе, где нужно превращать бродячие, нечеткие мысли в отточенные результаты» - говорил Яков Борисович Зельдович, физик - теоретик, академик АН
Так вот, давайте сегодня на уроке работать, следуя советам наших великих ученых, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам пригодятся.
Тема нашего урока: "Параллельные прямые"- последний урок по данной теме, следующий - контрольная работа.
2. Устная работа
Устный опрос (слайд 4-5)
-
Дайте определение параллельных прямых.
-
Что такое секущая? Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей.
-
Сформулируйте признаки параллельности двух прямых.
-
Какие утверждения называются аксиомами?
-
Какая теорема называется обратной?
-
Сформулируйте свойства параллельных прямых
Решите устно: (слайды 6-11)
1
Назовите пары соответственных, накрест лежащих и односторонних углов
2
AO=DO. CO=OB .
Доказать AB ║CD
3
a ║ b, c - секущая, угол 6 равен 30°
Какие еще углы равны 30°?
4
m ║ n, p - секущая, угол 1 равен 1250
Найдите величины остальных углов
5
a ║ b. Параллельны ли а и с?
6
a ║ b. 1= 22
Найти: 1, 2.
3.Решите письменно: (слайд 12-13)
1
По данным рисунка найдите 1, 2, 3.
2
Отрезок АК - биссектриса треугольника САЕ. Через точку К проведена прямая, параллельная стороне СА и пересекающая сторону АЕ в точке N.
Найдите углы треугольника АКN, если угол САЕ равен 780
4.Проверка знаний учащихся: (слайд 14-22)
Тест
1
Углы 4 и 5 носят название:
1. смежных;
2. накрест лежащих;
3. соответственных ;
4. односторонних .
2
Прямые a и b параллельны если:
1. 2 = 5;
2. 1 = 3;
3. 2 = 7;
4. 5 + 4 =1800
3
Две прямые на плоскости называются параллельными, если:
1. они имеют одну общую точку;
2. не имеют общих точек.
4
Две прямые на плоскости могут иметь:
1. две общие точки;
2. три общие точки;
3. одну общую точку;
4. бесчисленное множество точек
5
a ║ b и c a, то
1) с ║ b,
2) c b.
6
Если а ║b и 2 = 1200, то 3 равен:
-
800,
-
1200,
-
600,
-
180
7
Найди ошибку:
-
4 = 1, значит а║b,
-
4 = 2,значит a║b,
-
1 = 3, значит a║b.
8
Через точку М, не лежащую на прямой . а можно провести:
1. две прямые, параллельные а;
2. бесчисленное множество прямых, параллельных а;
3. одну прямую, параллельную а.
9
Если а ║b, b ║c, то:
1. а пересекает прямую с;
2. а перпендикулярна с (а с);
3. а ║с.
Замечание. Тест можно проверить как самому ученику, а можно предложить обменяться тетрадями с соседом и выполнить взаимопроверку.
Правильные ответы на тест: (слайд 23-24)
1. 3 8. 3
2. 3 9. 3
3. 2
4. 3
5. 2
6. 3
7. 1
«5» - 9 правильных ответов
«4» - 7 - 8
«3» - 5 - 6
«2» - менее 5
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание: (слайд 25-26)
Вопросы для повторения к главе 3.
№№ 213, 215, 216.
Спасибо, урок окончен!
Самоанализ урока.
Данный урок является заключительным по теме «Параллельные прямые», подготовительный к контрольной работе. Класс высокого уровня. Все учащиеся класса по геометрии имеют хорошие знания.
При планировании урока учитывала индивидуальные особенности класса.
ТДЦ реализовывалась через:
- обучающий аспект (закрепить и систематизировать знания о параллельных прямых);
- развивающий (развивать логическое мышление, внимание, память при решении примеров и задач)
- воспитательный (пробудить интерес к предмету, воспитывать культуру общественного труда );
- здоровьесберегающий.
Я считаю, что урок цели достиг. Содержание, формы и методы отобраны в соответствии с целями урока. Формы работы: индивидуальная, парная, дифференцированный подход.
Методы: познавательный, частично-поисковый. Все этапы урока работали на главный - обобщение материала. Урок начался с устной работы. Актуализация опорных знаний началась с устного опроса по теории. Ответы по теоретическому материалу ученики давали математически грамотные и полные. Углубление материала продолжилось других этапах урока (решение задач устно по готовым чертежам, а так же решение задач письменно на применение свойств и признаков параллельных прямых ).
Проверка знаний учащихся проходила в форме теста.(Проверка теста прошла на уроке- выполнена самими учениками, оценки за тест «4» и «5» )
Время на каждый этап урока распределено рационально. Использованы различные виды оценки: самооценка, взаимооценка, прогностическая оценка.
При работе в парах у учащихся формировался навык взаимоконтроля; при проверке заданий - самоконтроль и самооценка; со стороны учителя - мягкий контроль.
Считаю, что урок - адаптивный, так как все дети смогли реализовать свои образовательные потребности, возможности и способности. Ситуация успеха каждого ребёнка формировалась как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах. В частности при выполнении тестовой работы.
Психологический настрой, движение во время проверки заданий, способствовало расслаблению детей, сохранности их здоровья.
Перспектива - продолжить работу по данной теме, выявить пробелы в знаниях детей, провести коррекцию перед выполнением контрольных работ.