- Преподавателю
- Математика
- Проект Что такое золотник?
Проект Что такое золотник?
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козуб Э.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Что такое золотник?
Введение.
Я выбрал эту тему, потому что неоднократно слышал поговорку «Мал золотник, да дорог».
Цель моей работы:
-
Выяснить, что такое золотник;
-
Узнать историю его возникновения;
-
Понять смысл поговорки.
План моей работы:
-
Сбор информации о золотнике;
-
Провести опрос среди сверстников и взрослых;
-
Произвести необходимые расчеты;
-
Подготовить презентацию по теме проекта;
-
Оформить письменную часть.
Теоретическая часть.
Свою работу я начал с опроса. Опросил 39 учеников школы и 23 человека взрослых. Среди сверстников на вопрос «Что такое золотник?» получил следующие ответы:
Золотник это-
Количество человек
Шахта, где добывают золото
12
Деталь на колесе
2
Дорогая для человека вещь
7
Древняя русская мера веса
1
Шкатулка для хранения золота
4
Не знаю
13
Среди взрослых ответы были такие:
Золотник это-
Количество человек
Шахта, где добывают золото
2
Монета
5
Камень, превращающий все в золото
3
Древняя русская мера веса
1
Не знаю
12
Следующим этапом работы являлся сбор информации о золотнике. Так что же такое золотник?
Золотник - это единица меры в русской системе мер. Один золотник приравнивается к 96 долям. Название «золотник» происходит от золотой монеты, которая ходила в Киевской Руси и после ее распада. Он представляет собой маленькую монетку из золота. На золотнике был изображен Владимир Святославович, а с другой стороны изображался государственный герб - трезубец. До наших времен дошло некоторое количество монет.
Рычажные весы
Современные продавцы уже настолько привыкли к электронным весам, что не представляют себе, как они взвешивали бы товар с помощью гирь-разновесов. Тем не менее на рынках до сих пор можно встретить весы простейшей конструкции. Так что задачи о разновесах представляют интерес и по сей день.*
На Руси, а затем и в Российской империи, применялась русская система мер. В настоящее время она не находит практического применения, однако названия русских мер продолжают использоваться в пословицах, поговорках, сказках и в исторических исследованиях.
Основной мерой веса в Российской империи был фунт. Появился он в XVII в. при царе Алексее Михайловиче. Фунт являлся наиболее распространенной мерой веса в розничной торговле и ремесле. Один русский фунт равен примерно 410 г. Фунт как мера веса применялся до 1920 г., когда страна перешла на международную метрическую систему мер и весов.*
Сколько весит золотник? Произведем расчеты.
Золотник равен фунта.
1 пуд равен 40 фунтов. То есть, в одном пуде 3840 золотников (40 · 96).
1 пуд ≈ 16, 3804815 кг ≈ 16380, 4815 гр.
16380, 4815 : 3840 ≈ 4, 266 г.
Золотником называлась гирька такого веса. Это мелкая весовая мера издавна употреблялась на Руси для взвешивания тяжелого драгоценного металла - золота, вот почему она и была названа золотником - самой мелкой меркой веса золота.
Разновесом называют набор гирь различной массы, предназначенный для определения масс тел взвешиванием.
Разновес «русский складной фунт»
Разновес «русский складной фунт» применялся для взвешивания товаров в торговле. Состоит он из бронзового футляра цилиндрической формы, с откидной крышкой. В футляр вкладываются, как матрешки, гири в форме чашек массой 24, 12, 6, 3, 2, 1 золотник.
Вместе с массой футляра - 48 золотников, «русский складной фунт» весил 96 золотников, или 1 фунт. *
Понятие «золотник» было использовано для обозначения чистоты золота. В 96 долях была примесь от золотосодержащего сплава, поэтому эту монету принято было считать 75 пробы.
На старинных рублях так и писалось: «чистаго серебра 4 золотника 21 доля». То же было отчеканено на гурте первых советских серебряных рублей. Тем самым подтверждалась стоимость монеты и укреплялось доверие к ней.
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что я получил ответы на свои вопросы, узнал много нового. Тип моего проекта информационный. Конечным результатом моей работы является участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
*Журнал «Математика» №11\2014.