Статья Причины неуспеваемости учащихся по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ


Ганжа С.Н., магистрант 2 курса

Научный руководитель: Роженко О.Д., к.пед.н.

СКФУ г. Ставрополь

Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально) [1].

К сожалению, наряду с хорошо подготовленными по математике учащимися, имеется немалая доля таких, кто не хочет работать систематически, не привык вникать в суть идей и понятий, кто плохо успевает и с трудом переходит из класса в класс. Нередко в таких случаях родители прибегают к спасательному объяснению: «Но ведь этот учащийся лишѐн математических способностей». Но действительно ли способности отсутствуют, или же отсутствует желание приложить умение, чтобы понять изучаемый материал, а возможно отсутствуют знания первичных основ [2].

Безусловно, дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем, и сферами интересов. Подписываюсь прежде всего под тем, что математические способности - врожденный дар. Но это не подразумевает математику в объеме средней школы, это только про истинные научные прорывы. Школьную математику в силах легко освоить каждый нормальный ребенок, если правильно подавать материал именно для этого ребенка [3].

Даже небольшой опыт работы со школьниками, убедил меня в том, что, как правило, неудачи с усвоением школьного курса математики связано не с отсутствием способностей, а с отсутствием систематической работы, со стремлением перейти к изучению последующих частей курса без приобретения необходимых знаний по предыдущим разделам. Многие обладают ленью разума, которая мешает им самостоятельно преодолевать встречающиеся трудности.

Как правило, такие ученики заучивают без осмысливания, набивают себе руки в пользовании определѐнными алгоритмами без понимания. Этот процесс стимулируется и большинством преподавателей, подготавливающих учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. И что самое ужасное, такими методами пользуются не только начинающие учителя, но и опытные педагоги.

Неуспевающий ученик - это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет.

Исследования показывают, что ребенок усваивает те предметы, которые ему интересны. Многим детям просто не интересна математика, потому что они никак не могут понять ее смысла в повседневной жизни. Очень важно показать детям, насколько математика важна в обычной реальности, в быту.

Еще одна причина неуспеваемости - это неумение решать задачи. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития учащихся, глубины освоения учебного материала. Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и, пожалуй, наиболее трудной части решение задач. И вот тут обнаруживается, что многие не могут показать достаточные умения в решении задач. На всех экзаменах, как в школе, так и на приемных в вузы и техникумы, довольно часто встречаются случаи, когда ученик показывает, казалось бы, хорошие знания в области теории, знает все требуемые определения и теоремы, но запутывается при решении весьма несложной задачи. За время обучения в школе каждый ребенок решает огромное число задач, порядка нескольких десятков тысяч. А в итоге некоторые ученики овладевают общим умением решения задач, а многие, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого вида, теряются и не знают, как к ней подступиться. В чем причина такого положения? Причин, конечно, много. И одной из них является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, стараются понять, в чем состоят приемы и методы решения задач, изучают задачи. Другие же, к сожалению, не задумываются над этим, стараются лишь как можно быстрее решить заданные задачи. Эти учащиеся не анализируют в должной степени решаемые задачи и не выделяют из решения общие приемы и способы. Задачи зачастую решаются лишь ради получения ответа. У большинства учащихся весьма смутные, а порой и неверные представления о сущности решения задач, о самих задачах. Как могут учащиеся решить сложную задачу, если они не представляют, из чего складывается анализ задачи, как могут они решить задачу на доказательство, если они не знают, в чем смысл доказательства? Многие учащиеся не знают, в чем смысл решения задач на построение, зачем и когда нужно производить проверку решения и т. д. Очевидно, что на таких представлениях не могут возникнуть сознательные и прочные умения в решении задач. Наблюдения показывают, что многие учащиеся решают задачи лишь по образцу. А поэтому, встретившись с задачей незнакомого типа, заявляют: «А мы такие задачи не решали». Как будто можно все виды задач заранее перерешать! Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у учащихся общих умений и способностей в решении задач состоят в том, что школьникам не даются необходимые знания о сущности задач и их решений, а поэтому они решают задачи, не осознавая должным образом свою собственную деятельность. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, и поэтому им приходится осваивать эти действия в самом процессе решения задач, что многим школьникам не под силу.

Особое положение в данной проблеме занимает неумение учащихся решать геометрические задачи. Причем, основной причиной является не отсутствие теоретических знаний, а слабое пространственное мышление учащихся. Большинству школьников требуется помощь в развитии умения представлять и изображать стандартные стереометрические конфигурации; их приходится как-то обучать геометрическому видению. Широкий спектр наглядных мультимедийных объектов позволяет учителю представить на уроке пространственные фигуры в трехмерном измерении, рассмотреть их сечения и т.д.. Однако стоит помнить, что в ходе изучения курса геометрии решение конкретных задач - это не самоцель. Главной целью должно являться формирование умений анализировать предлагаемый объект, видеть в нем детали, их свойства, позволяющие обосновывать шаги решения и проводить вычисления.

Может быть, мудрость учителя заключается в знании секретов открытия, секретов познания и, в частности, тайн математики, в умении создать такую атмосферу на занятиях, которая способствует овладению этими приемами восприятия и познания. Логика учителя и логика ученика, в каких они должны быть соотношениях на уроке? Чего больше? Возможно, когда учитель предлагает не серию четко продуманных вопросов, а последовательность заданий, размышляя над которыми ученик, его мысль проделывает всю работу, необходимую для момента предваряющего открытие. Тогда логика учителя находится с логикой ученика в необходимом соотношении. Все то, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнить самостоятельно.

Я считаю, что результат будет только тогда, когда и учитель и родители будут заинтересованы в образовании своего чада. Только такой тандем может привести к положительным результатам. Но, если цель ученика, родителей и учителя совпадает, тогда проще работать с таким ребёнком.

Литература

1. Кондратьев Г.В. Современное школьное математическое образование в контексте истории развития отечественной школы. // Проблемы современного образования 2012 № 3

2. Ященко И.В. Проблемы и перспективы математического образования. Режим доступа: gosbook.ru/node/83611

3. Кузнецова И.С. Взгляд в прошлое и проблемы современного математического образования. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, выпуск № 11 2012

© 2010-2022