- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа внеурочной деятельности по математике Трудные вопросы ОГЭ. Совершенствование вычислительных навыков
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике Трудные вопросы ОГЭ. Совершенствование вычислительных навыков
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ионова В.Д. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по математике
«Трудные вопросы ОГЭ. Математика »
Программу разработала учитель математики Ионова В.Д.
2015-2016 год
Пояснительная записка
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. С 2014 года он стал называться ОГЭ. Экзамен состоит из двух частей : на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени; первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме; вторая часть - в традиционной форме; оценивание работы осуществляется баллами, а затем отметкой.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации. Первая часть работы состоит из 3 блоков: Алгебра, Геометрия, Реальная математика, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на дополнительных занятиях и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются дополнительные занятия, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Цели факультативного курса: подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников. Задачи курса:
систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7-9 классах;
развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач; развитие логического мышления и интуиции учащихся;
расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.
Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы; Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы; Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами. Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов: овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста. Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Основные методические особенности курса:
-
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
-
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
-
Числа. Признаки делимости. Правила действий
-
Числовые выражения.
-
Алгебраические выражения
-
Дробно-рациональные и иррациональные выражения
-
Координаты на прямой
-
Части, доли, проценты
-
Текстовые задачи
-
Вероятность
Содержание программы
Тема 1. Числа. Признаки делимости. Правила действий.
Натуральные числа. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Признаки делимости чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление натуральных, целых и дробных чисел.
Тема 2. Числовые выражения.
Вычисление значений числовых выражений. Свойства числовых выражении
Тема 3. Алгебраические выражения
Упрощение алгебраических выражений. Формулы сокращённого умножения. Подстановка значений в алгебраические выражения.
Тема 4. Дробно-рациональные и иррациональные выражения
Упрощение дробно-рациональных и иррациональных выражений
Тема 5. Координаты на прямой
Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля.
Тема 6. Части, доли, проценты.
Понятие части от числа, доля, процент. Простейшие задачи с их применением.
Тема 7. Текстовые задачи
Составления математической модели текстовых задач.
Тема 8. Вероятность
Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:
-
некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
-
исследование корней квадратного трехчлена
Учащиеся должны уметь:
-
уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
-
преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
-
уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;
-
проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
-
решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.
-
методы составления математической модели к задаче;
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры зависимостей и процессов;
-
переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
-
приводить примеры использования функций в физике и экономике.
Учебно-тематический план
№ Ур.
Тема
Формы проведения
Результат
1
Числа. Признаки делимости. Правила действий.
1ч.
Мини-лекция
Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований.
2
Числа. Признаки делимости. Правила действий.
1ч.
групповая работа
3
Числа. Признаки делимости. Правила действий.
1ч.
урок-практикум
4
Числа. Признаки делимости. Правила действий.
1ч.
урок-практикум
5
Числовые выражения
1ч.
Мини-лекция
Овладение разными способами упрощения выражений с переменными;
6
Числовые выражения
1ч.
работа в парах
7
Числовые выражения
1ч.
урок-практикум
8
Числовые выражения
1ч.
урок-практикум
9
Алгебраические выражения
1ч.
Мини-лекция,
Овладение умениями упрощения алгебраических выражений; отработка умения подставлять значения в алгебраические выражения
10
Алгебраические выражения
1ч.
Групповая работа
11
Алгебраические выражения
1 ч
Групповая работа
12
Алгебраические выражения
Упрощение алгебраических выражений
1 ч
Урок-практикум
13
Алгебраические выражения
Упрощение алгебраических выражений
1ч.
тестирование
14
Дробно-рациональные выражения
1ч.
Мини-лекция,
Овладение умениями решать дробно-рациональные и иррациональные выражения.
Отработка навыков упрощения этих выражений.
15
Дробно-рациональные выражения
1ч.
Урок-практикум
16
Иррациональные выражения
1 ч.
Мини-лекция,
17
Иррациональные выражения
1 ч.
урок-практикум
18
Решение дробно-рациональных и иррациональных выражений
1ч.
урок-практикум
19
Координаты на прямой
1ч.
Мини-лекция, групповая работа
Отработка навыков изображения чисел точками координатной прямой. Умение находить местоположение точек на координатной прямой
20
Координаты на прямой
1ч.
групповая работа
21
Координаты на прямой
1ч.
урок-практикум
22
Координаты на прямой
1ч.
урок-практикум
23
Части, доли, проценты
1ч.
Мини-лекция
Овладение умениями решать простейшие задачи.
24
Части, доли, проценты
1ч.
урок-практикум
25
Части, доли, проценты
1 ч
урок-практикум
26
Текстовые задачи
1 ч
Мини-лекция, групповая работа
Формировать навык составлять математическую модель текстовых задач. Овладение умениями решать простейшие задачи.
27
Текстовые задачи
1 ч
урок-практикум
28
Текстовые задачи
1 ч
урок-практикум
29
Текстовые задачи
1 ч
урок-практикум
30
Вероятность
1 ч
Мини-лекция
Умение находить частоту событий и вероятность
31
Вероятность
1 ч
Урок-практикум
32
Пробное тестирование
1 ч
Решение вариантов ОГЭ
Умение работать с материалом теста ОГЭ
33
Пробное тестирование
1 ч
Решение вариантов ОГЭ
34
Пробное тестирование
1 ч
Решение вариантов ОГЭ
Список используемой литературы
-
Лаппо Л.Д., Основной государственный экзамен. 9 класс. Математика. 3 модуля. Тематические тестовые задания/Л. Д. Лаппо, М.А. Попов. Издательство «Экзамен», 2015. (Серия «ОГЭ (ГИА-9). Супертренинг»)
-
Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА -2015: учебно-методическое пособия под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Издательство « Легион-М»,2014г.
-
Тематические тесты для подготовки к ОГЭ.
-
А.В. Семёнов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. МАТЕМАТИКА.
-
Учебники математики 5-9 класс
-
Интернет ресурсы