Этнопедагогический подход в преподавании математики на основе УДЕ

Одно из перспективных направлений современной педагогики  в условиях  реализации ФГОС  НОО – технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Применение данной технологии формирует  навыки самостоятельной работы, развивает познавательный интерес  ребенка, способствует   усвоению знаний в  учебной деятельности, дает  возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.  Одно из перспективных направлений современной педагогики  в условиях  реализации ФГОС НОО – техно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Санджиева Валентина Шуркаевна


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Ульдючинская сельская национальная гимназия имени О.Д.Мукаевой»


Этнопедагогический подход в преподавании математики на основе УДЕ






















Этнопедагогический подход в преподавании математики на основе УДЕ

Одно из перспективных направлений современной педагогики в условиях реализации ФГОС НОО - технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Применение данной технологии формирует навыки самостоятельной работы, развивает познавательный интерес ребенка, способствует усвоению знаний в учебной деятельности, дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.

Ключевые слова: укрупнение дидактических единиц, этнопедагогика, здоровьесберегающий фактор.

Фундаментом нового стандарта является система деятельностного подхода в образовании. У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно - деятельностной основе.

Системно - деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений на основе теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь выделять, сравнивать, обобщать, оценивать, оперировать математическими понятиями, создавать математические модели, т. е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Поэтому учителям необходимо владеть педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования в обучении.

Одно из перспективных направлений современной педагогики в условиях реализации ФГОС НОО - технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Пюрви Мучкаевича Эрдниева, выдающегося нашего земляка. Применение данной технологии, по мнению Пюрви Мучкаевича, формирует навыки самостоятельной работы, развивает познавательный интерес ребенка, способствует усвоению знаний в учебной деятельности, дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика. Все это должно помогать ученику, делать собственные маленькие открытия!

Например:

1) Составь свои задачи по таблице и реши их ( 5 клаcc)

Цена

Количество

Стоимость



?


?


?



2) Дано пятизначное число 2□0□1. Добавьте цифры так, чтобы данное число разделилось на 3 и на 9 без остатка. Сколько решений можно найти? ( 6 класс)

3) Составьте такое квадратное уравнение, чтобы оно имело (одно, два или не имело) решения. ( 8 класс).

Технология УДЕ обеспечивает качественные повышение усвоения большего объема программных знаний за меньшее время против общепринятых норм, что является здоровьесберегающим фактором обучения.

Укрупнение дидактических единиц - эта система понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

В своей педагогической деятельности при обучении школьников математике я применяю технологию УДЕ, которая позволяет мне

а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции;

б) сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно:

в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия:

г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения;

д) составлять и решать взаимно-обратные задачи;

е) достигать системности в знаниях.

Всё это позволяет успешно выполнять учебную программу с экономией времени, способствует прочности знаний. Замечено, что применение УДЕ усиливает мотивацию к обучению, а еще позволяет включать в содержание образования этнокультурный компонент. Развитие учебных способностей ребенка через этнопедагогику имеет следующие цели и задачи:

- расширение содержания учебного материала за счет национально-регионального компонента;

- повышение интереса к совместной поисковой и исследовательской деятельности учащихся и учителей;

- формирование национального самосознания учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Повторение пройденного материала на истории села Ульдючины

Найдите даты исторических событий, выполнив математические задания. Объясните, чем эти даты интересны в истории твоего села

Задание. Восстановите пропуски

1) (a2) = a : a29 = a38 (1967) 1) ( x)2: x395 = x6 : x =x5 (2001)

2) -0,06m3n5∆mn3 = - 12mn8 (2004) 2)-2,5a7b(-8)ab11=□a8b (2013)

Вычислив пропущенные числа, выясняем, чем знамениты найденные числа как даты исторического события.

Ответы

  • В 1967 г. установлен обелиск погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны

  • 16 ноября 2001 г. - дата открытия Ступы Просветления

  • В 2004 г. построен Ульдючинский Хурул

  • 28 декабря 2013г. - дата установки Памятной плиты…… (1943- 1956 г.)

Учитывая, что нашей гимназии основывается на этнопедагогическом подходе, который представляет собой целостный процесс. Успешность такого воспитания и обучения основана на формировании уважения, интереса к истории своего и других народов. Большие возможности для включения сведений этнического характера предоставляются на уроках гуманитарных предметов, а уроках математики, в силу специфики предмета, можно включать лишь количественную характеристику этноса, обогащать и закреплять уже приобретенные ранее знания учащихся.

Этнопедагогический подход актуален тем, что он способствует реализации задач гимназии, одной из которых является осознание учащимися себя как представителей своего этноса с собственной историей, самобытной культурой и системой духовных ценностей. Уроки математики, в организации которых немаловажное значение имеет система УДЕ, должны всемерно способствовать этим задачам.

Такой подход расширяет и углубляет базовый компонент предмета и имеет прикладной характер, основное назначение которого в том, чтобы посредством уроков математики помочь продемонстрировать возможности учебного материала для творческой деятельности учащихся.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.- М.; Просвещение, 1986.-225с.

2.Учитель учителей. Академик П.М.Эрдниев - Элиста. Издательство Калмыцкого университета, 2011.- 144с.

4. .Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Алгебра. Альтернативный учебник для 7 -го класса. - Элиста: Калмиздательство,1993.-224с.

5.Автор - составитель Н.А.Курдюмова Нестандартные уроки по математики ( V - IX классы) - М: Школьная Пресса, 2004, - 96с.( Библиотека журнала «Математика в школе»)


© 2010-2022