Статья на тему Значение математики в воспитании гражданственности школьников

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение математики в воспитании гражданственности школьников

Главным показателем воспитания человека как Гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам: а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие); б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие); в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие); г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, но главным средством воспитания является учение. Для школьника учение-главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха.

В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека.

В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными, создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира - природе, обществе и мышлении. Большое значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных связей.

Общеизвестно, что обучение математике не сводится только к сообщению определённых фактов и к отработке специальных знаний и умений. Оно призвано развивать познавательные способности ребёнка, его интеллект, культуру и, в конечном счете, должно быть направлено на формирование личности учащегося. Обучение математике должно способствовать развитию любознательности, критичности, самоконтроля, дисциплинированности и т.д.

Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры с более чем трёхтысячелетней историей.

Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью.

Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX века. Математика, включающая прикладную математику и информатику, может обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке.

Для всех граждан России математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.

Математика может стать важным элементом социальной идеи России в XXI, основой инновационно - технологического потенциала и полем наиболее эффективных инвестиций.

Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.

Основными областями математической деятельности являются:

  • фундаментальная математика

  • прикладная математика

  • создание ИКТ

  • профессиональное применение математики (в том числе ИКТ как математических инструментов)

  • общечеловеческое применение математики.

Для последних десятилетий характерно расширение сферы математических методов, в частности, к таким традиционно гуманитарным областям, как лингвистика, история психология, политические науки, гуманитаризация самой математики. Будет продолжаться активное использование математики во всех естественных науках и областях инженерного дела.

Приоритетные цели общего (дошкольного и школьного) математического образования - развитие способностей:

  • к логическому мышлению, конструированию, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);

  • к поиску решений принципиально новых математических задач, эксперименту и наблюдению, формированию внутренних (мысленных) представлений и моделей для математических объектов, формулированию и проверке гипотез, преодолению интеллектуальных препятствий;

  • к реальной математике: математическому моделированию (построению модели реальности и интерпретации результатов), применению математики, в том числе с использованием ИКТ.

Принципиальную роль в школьном образовании играет «воспитание математикой» и формируемые ей такие качества как: интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого, способность к преодолению трудностей, любовь к труду, уважение к образованности.

Состояние математического образования является важнейшим фактором формирующим будущее страны.


Литература

Концепция математического российского образования,2013 г.

Изучаем воспитанность школьников. Лобанов А.\ Народное образование 1987г.,№6.

© 2010-2022