Конспект урока по теме Основное свойство дроби

Тема урока: Основное свойство дроби      Тип урока: урок изучения нового.    Методы обучения:     - по логике изучения учебного материала – индуктивный;     - по источнику знаний – словесный, практический;     - по степени взаимодействия учителя и учащихся – метод эвристической беседы.    Средства обучения:      - ноутбук, проектор.    Цель урока: в совместной деятельности с учащимися «открыть» основное свойство дроби, используя координатную прямую.      Ожидаемые результаты обучения. По  оконча...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Основное свойство дроби

Тип урока: урок изучения нового.

Методы обучения:

- по логике изучения учебного материала - индуктивный;

- по источнику знаний - словесный, практический;

- по степени взаимодействия учителя и учащихся - метод эвристической беседы.

Средства обучения:

- ноутбук, проектор.

Цель урока: в совместной деятельности с учащимися «открыть» основное свойство дроби, используя координатную прямую.

Ожидаемые результаты обучения. По окончании изучения ученик:

- знает основное свойство дроби;

- понимает, что существуют различные формы записи одной и той же дроби с помощью основного свойства дроби;

- применяет основное свойство дроби для доказательства равенства дробей (для получения дроби, равной данной.)

Идея урока: «открыть» основное свойство дроби как теоретический базис для доказательства равенства двух дробей.

Опишем один из возможных вариантов введения основного свойства дроби на уроке математики в 5 классе.

Предварительно отметим, что целесообразность применения ИКТ на данном уроке объясняется, прежде всего, уникальными возможностями, которые открываются при применении проектора на уроке, а именно:

- возможность изучения достаточно большого объема информации на одном уроке;

- целостное развитие мышления учащихся, как наглядно-образного и практического, так и логического;

- развитие математического языка и речи учащихся;

- повышение мотивации к изучению математики;

- расширение кругозора учащихся и др.

Речь учителя фиксируем с красной строки, ставя перед словами учителя « - », а предполагаемые ответы учащихся записываем в скобках.

Мотивационно - ориентировочная часть

Актуализация

На экране проектора появляется координатная прямая.

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Дана координатная прямая и точка М(5). Какое задание можно предложить? (Построить точку М с координатой 5.)

- Как построить точку М с координатой 5? (От начала отсчета по направлению координатной прямой отложить 5 раз единичный отрезок, второй конец пятого отрезка и есть координата точки М.)

На экране проектора появляется точка М с координатой 5.

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Сколько точек на координатной прямой соответствует каждому натуральному числу? (Каждому натуральному числу соответствует единственная точка на координатной прямой.)

- Дана координатная прямая и точка В на координатной прямой. Какое задание можно предложить? (Найти координату точки В.)

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Как найти координату точки В? (Отложить по направлению координатной прямой последовательно единичные отрезки до точки В, количество единичных отрезков и есть координата точки В, т.е. 3)

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Сколько натуральных чисел соответствует каждой точке на координатной прямой? Каждой точке на координатной прямой соответствует единственное натуральное число.)

На слайде появляется дробь Конспект урока по теме Основное свойство дроби.

- Прочитайте изображенную на слайде дробь. (Дробь с числителем 4 и знаменателем 6, или четыре шестых)

Задание

- Увеличьте числитель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби в 2 раза. (Умножим числитель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби на 2, получим дробьКонспект урока по теме Основное свойство дроби.)

- Сравните данную дробь и дробь, полученную в результате изменения числителя.

(Сравним дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби иКонспект урока по теме Основное свойство дроби: из двух дробей с равными знаменателями больше та дробь, числитель которой больше, значит, Конспект урока по теме Основное свойство дроби<Конспект урока по теме Основное свойство дроби. Следовательно, при увеличении числителя дроби значение дроби увеличивается.)

Конспект урока по теме Основное свойство дробиКонспект урока по теме Основное свойство дроби

Аналогичную работу проводим со знаменателем дроби. В результате слайд примет следующий вид.

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Сформулируйте вывод. (При изменении одного числителя или одного знаменателя дроби, значение дроби изменяется.)

Мотивация

- Мы с вами сейчас вспомнили символьную и словесную модели дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби. Какие еще модели существуют? (Графическая и натуральная)

- Создадим графическую модель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби.

- Изобразите у себя в тетрадях координатную прямую, длина единичного отрезка равна 18 клеткам. Даны точки А(Конспект урока по теме Основное свойство дроби), В(Конспект урока по теме Основное свойство дроби).

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Какое задание можно предложить? (Постройте точки А(Конспект урока по теме Основное свойство дроби), В(Конспект урока по теме Основное свойство дроби))

- Как построить точку А(Конспект урока по теме Основное свойство дроби)?(Для того чтобы построить точку А(Конспект урока по теме Основное свойство дроби) нужно единичный отрезок разделить на 6 равных частей, получим мерку-«посредник» 3 клетки и отложим от начала отсчета 4 раза мерку-«посредник» по направлению координатной прямой, второй конец четвертого отрезка и будет координата точки А.)

- Постройте точку А на координатной прямой.

На экране проектора появляется точка А(Конспект урока по теме Основное свойство дроби).

- Постройте у себя в тетрадях точку В.

- Каково взаимное расположение точек А и В (Точки А и В совпали)

На экране проектора появляется точка В.

- Какое числовое равенство можно записать на основании совпадения точек А и В? (Конспект урока по теме Основное свойство дроби=Конспект урока по теме Основное свойство дробиили Конспект урока по теме Основное свойство дроби=Конспект урока по теме Основное свойство дроби).

На экране проектора появляются указанные выше равенства.

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Итак, мы с вами доказали равенство двух дробей Конспект урока по теме Основное свойство дроби и Конспект урока по теме Основное свойство дроби, используя координатную прямую. Как с помощью координатной прямой доказать равенство двух дробей? (Чтобы доказать равенство двух дробей с помощью координатной прямой, нужно на координатной прямой построить точки, соответствующие данным дробям, если эти точки совпадут, то дроби равны)

- Перейдем к следующему заданию.

Докажите, что дробь Конспект урока по теме Основное свойство дроби равна дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби.

На экране проектора появляется приведенное задание.

- Как доказать равенство данных дробей? (Нужно построить точку с координатой Конспект урока по теме Основное свойство дроби и точку с координатой Конспект урока по теме Основное свойство дроби, если эти точки совпадут, то дробь Конспект урока по теме Основное свойство дроби равна дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби.)

- Удобен ли этот способ для доказательства равенства дробейКонспект урока по теме Основное свойство дроби и Конспект урока по теме Основное свойство дроби?

- Какие возникают затруднения? (Возникают затруднения при построении точки, соответствующей дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби, не удается найти мерку-«посредник»)

- Какое возникает предположение? (Попытаться найти способ доказательства равенства дробей без использования координатной прямой)

Постановка учебной задачи

- Какова же будет цель нашего урока? (Выяснить способ доказательства равенства дробей без использования координатной прямой)

На экране проектора появляется цель урока.

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

Планирование

-Чем характеризуется обыкновенная дробь? (Двумя натуральными числами и их расположением)

- Для достижения цели урока нам с вами необходимо выяснить действия которые нужно выполнить над числителем и знаменателем дроби, чтобы получить дробь, равную данной.

Содержательная часть


- Рассмотрим дроби, равенство которых нам удалось доказать: 1) Конспект урока по теме Основное свойство дроби и 2) Конспект урока по теме Основное свойство дроби

1. Во сколько раз числитель первой дроби меньше числителя второй? (числитель первой дроби в два раза меньше числителя второй.)

- Как получить числитель дробиКонспект урока по теме Основное свойство дроби из числителя дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби?

(Нужно числитель второй дроби разделить на 2.)

2. Как получить знаменатель первой дроби из знаменателя второй? (Нужно знаменатель второй дроби разделить на 2)

- Какое действие мы выполнили над числителем и знаменателем дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби, чтобы получить дробь Конспект урока по теме Основное свойство дроби, равную данной? (Разделили числитель и знаменатель дроби на одно и то же натуральное число)

- Подведем итог: при делении числителя и знаменателя дроби на одно и тоже натуральное число мы получаем дробь, равную данной.

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Как доказать, что Конспект урока по теме Основное свойство дроби=Конспект урока по теме Основное свойство дроби? (Нужно числитель 4 разделить на числитель 2, знаменатель 6 разделить на знаменатель 3 и если в результате деления получим одно и тоже натуральное число, то дроби равны)

- Как же доказать равенство двух дробей без использования координатной прямой? (Нужно больший числитель одной дроби разделить на меньший, больший знаменатель этой же дроби разделить на меньший, и если в результате деления получим одно и тоже натуральное число, то дроби равны.)

- Вернемся к координатной прямой и выполним следующее задание: постройте точку С(Конспект урока по теме Основное свойство дроби).

- Каково взаимное расположение точек А и С? (Точки А и С совпали)

На экране проектора появляется точка С.

- Какое числовое равенство можно записать? (Конспект урока по теме Основное свойство дроби=Конспект урока по теме Основное свойство дроби)

На экране проектора появляется указанное равенство.

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

3. Как получить числитель и знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби из числителя и знаменателя дробиКонспект урока по теме Основное свойство дроби?

(Нужно числитель и знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби умножить на 3)

- Какое преобразование мы выполнили над числителем и знаменателем дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби, чтобы получить дробьКонспект урока по теме Основное свойство дроби, равную данной? (Умножили числитель и знаменатель дроби на одно и то же натуральное число)

- Сформулируйте вывод. (При делении числителя и знаменателя дроби на одно и тоже натуральное число получаем дробь, равную данной.)

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

- Сейчас мы с вами выяснили на конкретных примерах как получить дробь, равную данной. Какой будет наша следующая задача? (Создать обобщенную модель получения дроби, равной данной.)

- Создадим обобщенную модель получения дроби, равной данной.

- Обозначим числитель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби буквой а, знаменатель дроби буквой b . Какую дробь получим? (Получим дробь с числителем а и знаменателем b)

- Какие преобразования мы можем выполнить над числителем и знаменателем дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби, чтобы получить дробь, равную данной? (Разделить числитель и знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби на одно и то же натуральное число)

- Обозначим это натуральное число буквой m.

- Какие еще преобразования мы можем выполнить над числителем и знаменателем дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби, чтобы получить дробь, равную данной? (умножить числитель и знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби на одно и то же натуральное число.)

- Обозначим это натуральное число буквой n.

- Запишите обобщенную модель у себя в тетрадях.

На экране проектора появляется следующее равенство

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

Данное равенство является символьной моделью основного свойства дроби.

-Сформулируйте словесную модель основного свойства дроби, заполнив пропуски в данном предложении.

Если ………………… и …………………… дроби …………………… или ……………. на одно и то же ………………………….. число, то получим дробь, ……………. данной

- Запишите словесную модель основного свойства дроби у себя в тетрадях.

Рефлексивно оценочная часть


- Подведем итоги: какова была цель нашего урока? (Выяснить способ доказательства равенства дробей без использования координатной прямой.)

- Достигли ли мы ее? (Да, достигли.)

- На чем основан способ доказательства равенства дробей? (На основном свойстве дроби.)

- Сформулируйте основное свойство дроби.

- Как же теперь, используя основное свойство дроби ответить на поставленный в начале урока вопрос: докажите, что дробь Конспект урока по теме Основное свойство дроби равна дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби. (Нужно числитель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби разделить на числитель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби, знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби разделить на знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби и если в результате деления получим одно и тоже число, то дробь Конспект урока по теме Основное свойство дроби равна дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби.)

- Разделите числитель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби на числитель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби, знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби разделить на знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби.

- Какой вывод можно сформулировать? (Дробь Конспект урока по теме Основное свойство дроби равна дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби.)

- Давайте вернемся к координатной прямой и ответим на следующий вопрос: какие дроби являются координатами точки А?

На экране проектора появляется следующее изображение:

Конспект урока по теме Основное свойство дроби

Из мешочка выскакивают дроби, которые называют школьники Конспект урока по теме Основное свойство дроби.

- Все эти дроби равны между собой и являются разными формами записи одного и того же числа.

- Возникает вопрос: существует ли другие формы записи дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби? (Существуют другие формы записи дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби.)

- Как получить другие формы записи дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби? (Умножить числитель и знаменатель дроби Конспект урока по теме Основное свойство дроби на одно и тоже натуральное число.)

- Сколько существует различных форм записи одного и того же числа? Ответ обоснуйте. (Существует бесконечно много различных форм записи одного и того же числа, так как для получения другой формы записи числа мы умножаем числитель и знаменатель дроби на одно и тоже натуральное число, а натуральный ряд чисел бесконечен.)

- На каком теоретическом положении основан способ получения различных форм записи одного и того же числа? (Способ получения различных форм записи одного и того же числа основан на основном свойстве дроби)

- Сформулируйте основное свойство дроби.

- Какие задачи мы можем решать, используя основное свойство дроби? (Используя основное свойство дроби мы можем получать дробь, равную данной, различные формы записи одного и того же числа; доказывать, что две дроби равны.)

- Как получить дробь, равную данной?

- Как получит различные формы записи одного и того же числа?

- Как доказать равенство двух дробей?

- Докажите, что Конспект урока по теме Основное свойство дроби.

У школьников возникают затруднения. Выясняем причины возникших затруднений, приходим к выводу о том, что существует необходимость в поиске еще одного способа доказательства равенства дробей.

- Какова же будет цель нашего следующего урока? (Выяснить еще один способ доказательства равенства дробей.)

Конспект урока по теме Основное свойство дроби


9

© 2010-2022