• Преподавателю
  • Математика
  • Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Кирово Краснокутского района Саратовской области







Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Конспект факультативного занятия

по математике в 5 классе


«Задачи на разрезание и складывание фигур»




подготовила

Агапова Валентина Михайловна,

учитель математики





Тема: Задачи на разрезание и складывание фигур.

Цели:

  • Образовательные - создание условий для формирования представление об игре «Танграм»; познакомить учащихся с историей танграма, определить фигуры, из которых состоит танграм;

  • развивающие - развитие наглядного воображения; развитие логичности и внимательности; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии;

  • воспитательные - формирование навыков взаимодействия при групповой работе; воспитание личности с нестандартным мышлением, взаимной ответственности за результаты учебного труда.

Планируемые результаты:

  • личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование начальных элементов конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • предметные: представление об игре «Танграм».

Материалы и оборудование: у учащихся и учителя - трафареты ТАНГРАМА, карточки-образцы с изображением фигур.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  • проверка присутствующих на уроке;

  • настрой учащихся на учебу.

  1. Изучение нового материала.

Сообщение учителя.

Занимательных задач на разрезание фигур - множество. Сегодня я вас познакомлю с одной из самых известных древних геометрических головоломок - игрой ТАНГРАМ. Возникла игра в Китае, где она называется «чи чао ту»,то есть «хитроумный узор из семи частей». В течение вот уже нескольких тысячелетий эта игра служит любимым развлечением в странах Востока, а с начала XIX века она получила распространение и на Западе. Рассказывают, что Наполеон, находясь в изгнании на острове Святой Елены часами занимался составлением картинок из элементов ТАНГРАМА. Название «танграм» - европейское. Вероятнее всего, оно произошло от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «линия»). Про игру ТАНГРАМ существует такая легенда: Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется - это сложить из деталей (они получаются разрезанием квадрата на семь частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Не всякий взрослый сможет решить самые мудреные комбинации фигурок ТАНГРАМА. Давайте внимательно рассмотрим заготовленные трафареты и разрежем их по линиям. У нас должно получиться 7 плоских геометрических фигур - ТАНОВ. Будем называть их так: два больших равных треугольника (назовите их виды), два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один параллелограмм (для простоты будем называть его четырехугольником). Исходная фигура - большой квадрат. Головоломка состоит в том, что нужно используя все семь частей, сложить фигурки, предложенные на рисунке (или составить фигурки самим). Фигуры должны примыкать друг к другу, не накладываясь при этом, друг на друга.

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

  • При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

  • Элементы фигур должны примыкать один к другому.

  • Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

Демонстрация правил игры на интерактивной доске.

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.


Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.





  1. Практическая работа учащихся.

1. На каждой парте разрезанный танграм.

Учащимся предлагается собрать по образцу несколько фигурок.

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

2. Работа в группах.

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.А сейчас задание предлагаю попробовать выполнить в парах (вместе с соседом по парте). Ваша задача состоит в том, чтобы используя все семь частей, сложить фигурку.

Первый вариант работает с картинками, которые находится в первом, втором и третьем столбиках, а второй вариант - четвертом, пятом и шестом столбиках.

4) Итоги урока.

5) Рефлексия.

  • Что интересного было на уроке?

  • Что особенно запомнилось?

  • Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

  • Понравился ли урок?

И хотелось бы закончить наш урок словами А.Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели».

  1. Домашнее задание.

Используя все семь частей, сложите любые три фигурки, приведенные на рисунке, и наклейте их на альбомном листе.

Приложение 1

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.


Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.


Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Ответы:

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Приложение 2

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

ЦВЕТОК ЯБЛОКО ПЬЕДИСТАЛ КОБРА

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.

ГОРЫ НАКОВАЛЬНЯ СОБАКА

Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конспект факультативного занятия по математике в 5 классе. Задачи на разрезание и складывание фигур.







Список использованной литературы:

1. Гарднер М. Математические досуги. - Оникс, Москва, 1990.

2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие.- М: Дрофа, 1998.

Интернет-источники:

  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/kitaiskaya-golovolomka-tangram

  2. babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/

  3. poigray.blogspot.ru/2012/04/blog-post_8331.html

  4. nataliigromaster.blogspot.ru/2013/02/blog-post_20.html

  5. neposed.net/training-games/razvitie-mishleniya/skhemy-tangrama-1.html

  6. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC

  7. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание - М.: МЦНМО, 2002. - 120 c.



© 2010-2022