Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»






VIII ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ






ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ


РАЗУМные игры



Выполнила: Логинова Алина

Ученица 7Б класса

Руководитель: Ручкина Алина Алексеевна

Учитель математики








Саранск 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГОЛОВОЛОМОК………………………………………

4

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛОВОЛОМОК………………………………………….

5

ПРОВОЛОЧНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ ……………………………………………..

11

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПРОВОЛОЧНОЙ ГОЛОВОЛОМКИ…………..

13

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРОВОЛОЧНЫХ ГОЛОВОЛОМОК…………………………………………………………………..

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ…………………..………………......………………………………..

18

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Однако логическое и математическое мышление, возможно, формировать не только на уроках математики, а также и в свободное от учебы время. Но, к сожалению, большинство учащихся моей школы и класса в перерывах между уроками проявляют интерес к играм на телефонах и планшетах, тем самым «забивая голову» бесполезной информацией. Я считаю, что это свободное время можно провести с интересом и пользой для ума - решение ребусов и головоломок является самым подходящим вариантом. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

Проблема: Низкий интерес учащихся к логическим играм и головоломкам и высокая зависимость от «гаджетов».

Объект исследования: Логические игры и головоломки.

Предмет исследования: Проволочные головоломки.

Целью работы является привлечение как можно больше учащихся к исследованию и решению различного вида головоломок и ребусов во внеурочное время.

Задачи проекта:

  • изучение различных видов головоломок,

  • создание собственной проволочной головоломки.

  • анализ способности учащихся и учителей к решению проволочных головоломок.

Данный проект может быть использован при проведении математических кружков.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Тем не менее, некоторые головоломки стимулируют теоретические и практические разработки учёных.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках. Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась и первая книга головоломок в Европе - сборник ирландского просветителя Алкуина «Задачи для развития молодого ума».

Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков. Благодаря деятельности американца Сэма Лойда и англичанина Генри Дьюдени головоломки проникли во многие периодические издания, стали популярны среди широких слоев населения. Лойд долгое время считался автором популярнейшей во всем мире головоломки «Пятнашки» (в действительности изобретённой Ноем Палмером Чепмэном из Канастоты). Головоломка была настолько популярной, что некоторые работодатели вынуждены были издать приказ о запрете приносить её на работу.

Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛОВОЛОМОК

Все существующие головоломки можно разделить на несколько групп:

  • УСТНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ - задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов

  • Загадки

С загадками дети знакомятся ещё в раннем возрасте в детском саду или начальных классах. Что такое загадка - это образ, аллегория. Предмет, скрытый от взгляда, представляется в виде похожих образов и метафор. Человеку всегда необходимо проявить фантазию, логические мышление и умение разгадывать образы. Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пятеро братьев - это пальцы одной руки, девица в темнице - красная морковка, а дед, который во сто шуб одет - большая мясистая луковица. Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.

Пример: Отрезки, прямые

Черти с ней скорей-ка!

Поля без труда

Проведет вам... (линейка)

  • Шарады

Слово «шарада» произошло от французского слова «charade». Это слово означает «разговаривать», «беседовать», «вести, под вечер, непринужденную беседу». Шарада - это игра в слова (точнее загадка со словами), которая известна еще с античных времен. Особое распространение эта игра в виде инсценировок или стихотворений получила в великосветских салонах 18 века. У русских классиков встречаются упоминания о шараде.
В драме «Маскарад» у М. Ю. Лермонтова: «Что жизнь? - давно известная шарада…» Задача разгадки шарады заключается в том, чтобы отгадать слово, состоящее из нескольких частей. Обязательное условие: эти части являются самостоятельными словами. Само разгадываемое слово должно быть существительным в именительном падеже, а его составляющие могут быть любой частью речи (глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями, предлогами, союзами). Чтобы найти их нужно внимательно прочитать текст, в котором эти слова - составляющие разгадываемого слова зашифрованы. Затем составить из них загаданное в шараде слово.

Пример: Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура. (угол)

  • Данетки

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса. Просто играющим нужно выяснить, как такая ситуация могла возникнуть. Чтобы разгадать причины возникновения, или подоплеку, этой ситуации, играющие задают ведущему уточняющие (наводящие) вопросы. Ведущий имеет право давать три типа ответов "да", "нет" и "не имеет значения" (варианты: "несущественно", "неважно"). Отсюда и название игры.

Эти игры просты по своей сути. При этом они формируют навыки логического мышления. Опытные разгадыватели данеток формируют свои собственные цепочки вопросов - алгоритмы. Вот почему данетки часто используют в учебниках информатики.

Кто являются изобретателем этого вида головоломок, выяснить, наверно, уже невозможно. Однако есть автор книг о нестандартном, незаурядном мышлении, который создал целую серию загадок по принципу данеток. Этот автор - Пол Слоун (Paul Sloan). Он назвал их "латеральными паззлами".

Пример: Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Он приземлился на твердый грунт, но остался невредимым. Почему?(Самолет стоял на взлетной полосе)

  • ГОЛОВОЛОМКИ С ПРЕДМЕТАМИ - логические задачи с обычными бытовыми предметами

  • Головоломки со спичками

Головоломки со спичками появились очень давно и до сих пор забавляют современные умы. На первый взгляд простые задачки заставят думать ни одну минуту. Из спичек можно сделать очень многое - домики, замки, целые, батальные сцены, поэтому и головоломки из спичек кажутся такими простыми, но это с виду, когда начинаешь разгадывать, то не всегда получается.

Пример: На рисунке из спичек выложено неверное равенство 0-7=9.

Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным.

Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры


  • Головоломки с монетами

ГПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыоловоломки с монетами похожи на головоломки со спичками. Суть задания состоит в перекладывании монет для того чтобы получить из одной фигуры другую.

Пример: Переместите 3 монеты таким образом, чтобы перевернуть треугольник вершиной вверх.

  • Карточные головоломки

Карточные головоломки в настоящее время в большинстве связаны с компьютером и телефоном. Всем известные пасьянсы Косынка, Паук, Солитер и другие аналогичные программные приложения занимают свободное время многих пользователей ПК.

  • МЕХАНИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ - предметы, специально изготовленные как головоломки (проволочные, шнурковые, складушки, узлы, шкатулки и т. п.)

  • Кубик Рубика

«Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыКубик Рубика» (разговорный вариант Кубик-рубик; первоначально был известен как «Магический кубик») - механическая головоломка, изобретённая в 1974 году (и запатентованная в 1975 году) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком. Головоломка представляет собой пластмассовый куб (форм-фактор в первоначальном варианте 3×3×3). Его видимые элементы снаружи выглядят как 54 грани малых кубиков, составляющих один большой куб, и способны вращаться вокруг 3 внутренних осей куба. Каждая грань состоит из девяти квадратов и окрашена в один из шести цветов, в одном из распространённых вариантов окраски расположенных парами друг напротив друга: красный - оранжевый, белый - жёлтый, синий - зелёный; но в различных вариантах кубика Рубика грани окрашиваются в разные цвета совершенно различным образом. Повороты граней позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача игрока заключается в том, чтобы «собрать кубик Рубика»: поворачивая грани куба, вернуть его в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета.

  • Змейка Рубика

«Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыЗмейка Рубика» - одна из популярнейших головоломок современности, созданная так же венгерским изобретателем и скульптором Эрнё Рубиком. Конструкция игрушки довольно незамысловата: она состоит из 24 равнобедренных треугольных призм, соединенных между собой шарнирами. Эта головоломка, ставшая хитом еще в 80-е гг. прошлого века, пользуется неизменной популярностью в наши дни. Она прекрасно развивает пространственное и логическое мышление, фантазию, воображение, и способна всерьез увлечь не только детей, но и взрослых.

  • Пятнашки

ППроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыятнашки или Игра в 15 - популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными числами, заключённых в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остаётся незаполненным одно квадратное поле. Цель игры - перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.


  • Танграм

ТПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыанграм - головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны накладываться друг на друга.

  • Ханойская башня

ХПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыанойская башня является одной из популярных головоломок XIX века. Даны три стержня, на один из которых нанизаны восемь колец, причем кольца отличаются размером и лежат меньшее на большем. Задача состоит в том, чтобы перенести пирамиду из восьми колец за наименьшее число ходов на другой стержень. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее.

  • Складные картинки (пазлы)

ППроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыазл, складная картинка, мозаика- игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы. Собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику.

ПРОВОЛОЧНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ

ГПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыоловоломки - это сложные задачи, которые требует от человека сообразительности, высокого уровня логического мышления. Детские головоломки полезны для развития мышления, логики, воображения, мелкой моторики рук

Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыГоловоломки, в последнее время, стали очень популярны в России. Часто можно наблюдать картину, когда в метро, электричке, автобусе ребенок или взрослый крутит в руках кубик Рубика пытаясь разгадать сложную задачку. Любая головоломка - это еще и игрушка - антистресс, которая помогает снять напряжение и скоротать время в пути. Сегодня в продаже можно встретить различные оригинальные, интересные, настольные, развивающие головоломки. Проволочные головоломки относятся к типу механических головоломок. Они являются увлекательным и интересным занятием не только для детей, но и для взрослых. Решать такие головоломки могут даже дети младшего школьного возраста. Тут главное выбрать подходящий уровень сложности, чтобы ребенку было интересно и не слишком сложно.

Проволочные головоломки развивают логическое и пространственное мышление, внимание и зрительную память, учат аккуратности и точности, умению анализировать, способствуют усидчивости, терпению и самостоятельности. Кроме того, такие головоломки просто иПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрызготовить самим. Благо, толстая проволока найдется всегда. А схемы различных головоломок из проволоки можно найти в интернете. Остается только приложить немного усилий и прекрасное развлечение для домочадцев готово. Проволочные головоломки малогабаритны, они легко поместятся в кармане и их можно всегда носить с собой. По существу, это разновидность познавательной логической игры, над которой надо подумать, чтобы открыть определенную закономерность.

РПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыешение головоломки из проволоки требует смекалки, сообразительности и находчивости. Можно разгадывать одному, а можно соревноваться, кто быстрее. В любом случае разгадывание проволочной головоломки позволяет проводить время с пользой для ума. Если сразу не получится собрать сложную головоломку, можно выбрать игру проще, а с каждой новой головоломкой вы будете все быстрее находить правильные решения.

СОЗДАНИЕ ПРОВОЛОЧНОЙ ГОЛОВОЛОМКИ

Занимаясь исследованием и решением проволочных головоломок, я задумалась над созданием своей собственной головоломки. Для этого мною были рассмотрены все существующие модели, для того чтобы исключить повторения и аналогов. Прежде всего, мною были исследованы этапы изготовления, используемый материал. Проектирование головоломки началось с построения схемы и создания чернового варианта. Далее составлен чертеж готовой головоломки.

Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры



Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыВместе с папой мы приступили к изготовлению головоломки. Из толстой алюминиевой проволоки с применением пассатижей согнули материал в необходимую форму и заключили в ней кольцо и овал. В результате у нас получилась следующая головоломка.

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРОВОЛОЧНЫХ ГОЛОВОЛОМОК.

МПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыеталлические головоломки отличаются особенной сложностью, так как они представляют из себя сплетение различный фигур из железа. Железные головоломки особенно популярны, так как существует огромное количество комбинаций, над которыми можно биться часами в поисках ответа.

ГПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыоловоломки из металла практичнее других, так как они живут дольше остальных, прочнее и выносливее в детских руках. Чаще всего основной задачей является разъединение двух частей. В них все так устроено, что без применения длительного мозгового штурма никак не получается такая простая задача. Тонкость линий и кажущаяся простота обманчива и, порой, металлические головоломки становятся серьёзным испытанием не только для школьника, но и для взрослого человека. Именно поэтому целевой аудиторией эксперимента по выявлению способностей к решению проволочных головоломок являются четыре группы: Учащиеся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и учителя. Перед непосредственным проведением эксперимента мною выдвинута гипотеза: в силу своего опыта и накопленных знаний, группа учащихся 10-11 классов и учителей справятся с головоломками быстрее, чем участники младших возрастных категорий.

Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры

Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры


Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игрыПроектно-исследовательская работа РАЗУМные игры



Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры

Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры



В итоге проведенного эксперимента получились следующие результаты:

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Учителя

Количество участников

15

15

10

8

Положительный результат

2

6

7

6

%

13

40

70

75

Проектно-исследовательская работа РАЗУМные игры

Таким образом, исследование показало, что интерес среди учащихся 1-9 классов к головоломкам проявляется в большей мере, чем у старшеклассников и учителей. Но способность разгадывать головоломки у старшеклассников и педагогов выше чем у младших и средних школьников. Значит, в ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследовательской работы я многое узнала о видах существующих логических игр. Подробно рассмотрела проволочные головоломки и даже создала свою головоломку, которая является результатом моей проектной деятельности.

В течение эксперимента учащиеся моей школы с интересом разгадывали проволочные головоломки. Всем очень понравился этот процесс. Большинство сделали вывод, что разгадывать головоломки гораздо интереснее и полезнее, чем играть в телефон или планшет. Таким образов, поставленная цель работы мною достигнута.

Анализируя эксперимент среди учащихся и учителей по решению головоломок, можно сделать вывод, что в младших и средних классах интерес к логическим играм очень высок. В связи с этим, считаю, что на уроках и факультативах по математике необходимо проводить занятия с применением логических игр, ребусов и головоломок. Ведь такие занятия повысят интерес школьников к математике, разовьют образное и логическое мышление.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

  2. Турин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб.: Кристалл, 2000.

  3. Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий//Информатика и образование. 2002. №11.

  4. Зубрилин А. А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний //

  5. Кулагина Г. А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

  6. Ливийский В. С. На досуге. Новосибирск, 1986.

  7. Развлечения на досуге. Смоленск: Русич, 1997.

  8. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

  9. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994.

  10. Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. М.: АСТ Пресс, 1999

  11. ru.wikipedia.org

  12. smekalka.pp.ru/

  13. mozgun.ru/

18


© 2010-2022