• Преподавателю
  • Математика
  • Дифференцированный подход к обучению математике детей с особыми образовательными потребностями (УО)

Дифференцированный подход к обучению математике детей с особыми образовательными потребностями (УО)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференцированный подход к обучению математике детей с особыми образовательными потребностями (УО)

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.

Одним из резервов, позволяющим поднять работу школы на новый качественный уровень является дифференциация обучения.

В системе образования России утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: специальные (коррекционные) школы и школы - интернаты для детей, с ограниченными возможностями здоровья (легкая умственная отсталость и сложный дефект развития), школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.

Организация специальных коррекционных школ и создание в них особых классов, обучение в них детей по специальным программам, - все это укрепляет здоровье детей, с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует их развитие, коррекцию имеющихся в развитии отклонений.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.

Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой - от учета потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся школы VIII вида чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, это объясняется особенностями психофизического развития учащихся коррекционной школы.

Для успешного обучения воспитанников своего класса математике я изучила состав учащихся, совместно с дефектологом, выяснила причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определила его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это дало возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.

Объем, содержание и система изучения математического материала в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися с проблемами интеллектуального развития, а именно:

1. Учащиеся с проблемами интеллектуального развития усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, поэтому программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме. Учитывая неоднородность состава учащихся своего класса и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, я пришла к необходимости дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математике. Для определения уровня обучаемости и возможностей усвоения каждым учеником математического материала, мною и дефектологом проводится педагогическое обследование в начале и конце учебного года. Данное обследование предполагает изучение отношения ученика к учебной деятельности, умений работать самостоятельно, способности принимать помощь педагога. Наблюдение за каждым учеником позволяет мне выявить темп его работы на уроке, активность, наличие самоконтроля и объем правильно выполненной работы. По результатам обследования определяется уровень каждого ученика:

базовый или минимально допустимый

Предложенные критерии помогают мне в организации разноуровневого обучения на уроках математики.

По базовому уровню обучаются дети с высокой подвижностью нервных процессов, они не требуют постоянного внимания учителя, овладевают знаниями и умениями учебной программы в полном объеме. Все задания ими выполняются самостоятельно, при выполнении новых видов работ правильно используют имеющийся опыт, со стороны учителя им требуется только незначительная активизирующая помощь. Ученики, осваивающие программу на базовом уровне, имеют высокую или достаточную мотивацию к обучению, высокий или средний темп работы и уровень активности.

Ученики, индивидуальные особенности которых позволяют усваивать материал на минимально допустимом уровне, характеризуются инертностью нервных процессов, быстро истощаются и на отдельных этапах урока требуют направления и активизации деятельности. Оптимальный объем программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал -требуется многократное повторение и объяснение учителя.

Учащиеся имеют достаточную либо сниженную мотивацию к обучению, низкий уровень активности. Темп работы таких учащихся, как правило, замедлен. В основу математического обучения я поставила разноуровневый подход . Подбираю задания с учетом индивидуальных возможностей обучающихся: для базового и минимально допустимого уровней усвоения математических знаний. Как правило, в зависимости от возможностей детей варирую:

- объем,

- степень сложности,

- порядок выполнения заданий,

- различные виды помощи.

Учитываю темп работы обучающихся. Если для ребенка характерен темп работы замедленный - уменьшаю количество заданий. Тематические проверочные работы составляю таким образом, чтобы каждый ребенок успешно выполнил все задания. Зная, какими знаниями располагает тот или иной ученик, включаю в содержание проверочных работ доступный ему материал, а также материал, заключающий в себе определенные трудности, которые ученик способен преодолеть. Учащимся, усваивающим учебный материал на минимально допустимом уровне, предлагаю во время выполнения письменной работы образцы выполнения заданий, вопросы - помощники при решении задачи, схемы, опорные таблицы. Такой подход к разработке проверочных работ позволяет мне детально проверить усвоение каждой темы, учитывая индивидуальные особенности детей, разнообразить процесс обучения.

С 5 класса 1 раз в четверть провожу проверочные работы, содержащие только геометрический материал с целью выяснения осознанности усвоения геометрических знаний, овладения навыками измерения и построения фигур. Все работы на построение выполняются с помощью чертежных инструментов на нелинованной бумаге. Дети, которые испытывают большие затруднения в усвоении наглядной геометрии из-за слабого развития пространственных и геометрических представлений, нарушений моторики, получают облегченные задания (обводка по трафарету, построение фигуры более простой конфигурации, построение фигур на бумаге в клетку). Отметка за такие работы выставляется за правильность выполнения последовательности построения, качество чертежа при этом не учитывается.

Итоговые контрольные работы провожу в конце каждой четверти, года. Целью итогового контроля является проверка усвоенных знаний и умений учащихся в соответствии с программой. Оценивая письменные работы, так же дифференцированно подхожу к каждому ребенку. Знания учащихся, занимающихся по разным уровням усвоения учебного материала, оцениваю в соответствии с требованиями того индивидуального маршрута, по которому ученик обучается Оценка отражает не только уровень знаний в пределах программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. В работе с учеником всегда замечаю малейшие его успехи: не умел - научился, не знал -запомнил. Даже за небольшие достижения выставляю положительную отметку. Важно помнить, что оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с проблемами интеллектуального развития и должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения.

© 2010-2022