Статья «Мотивация учения – основное условие успешного обучения на уроках математики и физики»

Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.  Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.  Для их решения требуются ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мотивация учения - основное условие успешного обучения на уроках математики и физики».

Учитель физики и математики Малючева Е.В.

МБОУ Зелено-Рощинская ООО

Бугульминского муниципального района РТ

Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя и учащихся.

Педагог должен более активно использовать свой творческий потенциал.

Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника - а может быть и куда более сложное.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся - из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся, а значит формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию.

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». В.А.Сухомлинский

Что такое мотивация?

Мотив - приводить в движение, толкать. Мотивация - это побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.

На эти вопросы искали ответ не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес ребёнка к познанию, а учебное заведение стать школой радости.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

* содержание учебного материала;

* организация учебной деятельности;

* коллективные формы учебной деятельности;

* оценка учебной деятельности;

* стиль педагогической деятельности учителя.

Значительное влияние на мотивацию учения и её развитие может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы.

1.Создание ситуации успеха.

Предлагаю учащимся свой ответ во время фронтального опроса начать словами:

«Я знаю, что…»

«Я считаю…»

«С моей точки зрения…»

«Я думаю…»

2. Прием "Линия времени".

Используется в начале изучения темы. Выделяются:

этапы изучения темы, формы контроля, сложный материал, требующий стопроцентной самоотдачи, «конечный продукт» изучения темы.

3.Прием «Карта урока».

Например:

1.Устный счет.

2.Упражнение «Тренировка памяти».

3.Проверка домашнего задания.

4.Открытие новых знаний.

5.Решение упражнений.

6.Самостоятельная работа.

7.Итог. Рефлексия.

4.Прием «Автор».

Как бы вы изложили материал, данный темы вместо автора учебника?

5.Уроки в нестандартной форме.

1.Урок-путешествие в сказку по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

2. Урок-путешествие в сказку по теме «Инерция. Масса. Плотность».

3.КВН по теме: «Атмосферное давление. Архимедова сила».

4. КВН по теме «Работа. Мощность. Энергия».

5. Урок - физическая игра «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».

6.Урок-физическая игра «Электрические явления».

7. Урок-путешествие по электромагнитному морю на необитаемый остров «Магнетизма».

8.Урок-КВН «Законы Ньютона».

9. Урок-игра «Путешествие в страну «Кинематика».

10. Урок-соревнование «Эффекты взаимодействия».

11.Урок - решения задач с историческим содержанием и военной тематики.

12.Урок-путешествие в сказку «Сложение и вычитание натуральных чисел».

6.Уроки с применением поурочной карты.

Достоинством таких уроков является то, что каждый ученик работает в зоне своего ближайшего развития. Он добывает знания самостоятельно, работая на своем уровне усвоения знаний. Учитель выступает в роли консультанта.

Например:

Поурочная карта 8класс
Лабораторная работа
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Цель: научиться пользоваться амперметром для измерения силы тока в цепи.

1задание Повторение «Выберите правильный ответ»

2задание «Выполните тренировочные вопросы и задания лабораторной работы»

3задание «Познакомьтесь с лабораторным амперметром»

4задание «Отгадайте слова»

5задание «Согласно описанию лабораторной работы, начертить схемы, собрать цепи, измерить силу тока и записать показания амперметра»

6задание «Нарисовать схему цепей последовательного и параллельного соединения лампочек, измерить силу тока и записать показания амперметра».

7. Уроки-соревнования.

Используется дидактический материал. Ученики выполнят задания. Кто решит больше и быстрее?

8.Интересные задания.

Например:

  1. В песне мы слышим про горы и реки Африки. А какая самая высокая гора в Африке? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо совершить мозговой штурм. Для этого решим примеры.

23•27= Н

108•9 = К

1313:13 = Р

1224:12 = И

315•24 = Л

80•78 = О

28220:83 =Д

46200:42 = А

807•63 = Ж

595200:2400 = М

972

102

7560

102

248

1100

621

340

50841

1100

101

6240

К

И

Л

И

М

А

Н

Д

Ж

А

Р

О

Статья«Мотивация учения – основное условие успешного обучения на уроках математики и физики».

Голубая гора с шапкой снега на верхушке высится над полупустынями Северной Танзании. Высотой горы гордится вся Африка: 5899 метров. Влажные ветры Индийского океана, натыкаясь на Килиманджаро, оставляют здесь принесенную воду в виде дождя и снега. У подножия горы можно выращивать кофе и кукурузу, а до высоты 3000 м произрастает тропический лес. До 4000 м гору украшают прекрасные альпийские луга, а еще выше (от 4400 м) они сменяются высокогорными лишайниками и мхами.

2.На острове Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах.

-42+18= 0-Е

-3,91+3,91= -5-Л

15,3+(-2,3)= 19-0

12-(-2)= -24-Д

31-12= -102,08-С

-48-23= 14-М

-6,1+6,1+0= -71-Х

15-20= 13-Р

-25-(-5)= -20-И

-102,08-0=

9. Необычные опыты.

Например:

Опыт со стеклянной бутылкой и вареным яйцом при изучении темы «Атмосферное давление».

10.Экспериментальные задания.

Например:

1.Определить массу тела деревянного бруска, используя только линейку.

2.Определить скорость движения при ходьбе и скорость бега.

3.Используя линейку, гирю 20г, карандаш, определить массу линейки.

Приведённые выше примеры, позволят:

• обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке;

• разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке;

• осуществить индивидуальный подход к учащимся;

• сформировать мотивацию к учению;

• развивать навыки рефлексии и самоанализа;

• наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально-доверительный фон.

Немаловажную роль в мотивации учения играет педагогическое общение.

Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?

"Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися". А.А. Леонтьев

Критерии продуктивного педагогического общения - это:

• Создание благоприятного психологического климата.

• Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.

• Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель - садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни.

Памятка педагогам.

-Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

-Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

-Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

-Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

-Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других.

-Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

-Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, для формирования мотивационной сферы учащегося каждому учителю рекомендую взять за основу следующую группу положений:

- учет возрастных особенностей школьников;

- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

- нестандартная форма проведения уроков;

- создание ситуации успеха;

- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

- формирование адекватной самооценки учащихся;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.



© 2010-2022