• Преподавателю
  • Математика
  • Программа работы тьютора со слабоуспевающими выпускниками средней школы по подготовке к ЕГЭ по математике

Программа работы тьютора со слабоуспевающими выпускниками средней школы по подготовке к ЕГЭ по математике

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации муниципального образования

«Тахтамукайский район»




«Согласовано»

Директор МКУ « ИМЦ»

_______________Попова Е.А.

_________________________

«Утверждаю»

Руководитель управления образования ____________________С.М. Паранук

__________________________







Программа

работы тьютора со слабоуспевающими выпускниками средней школы по подготовке к ЕГЭ.




Автор программы

учитель математики МБОУ « СШ №25»

Ведерникова Ирина Александровна.



а.Тахтамукай, 2016

Оглавление

1.Пояснительная записка_________________________________3

2. Введение____________________________________________4

-актуальность

-цель

-задачи

- методы и приемы

3. Нормативно правовое обеспечение_______________________5

4.Реализация программы_________________________________ 5

5. План работы со слабоуспевающими учениками_____________5

6. Календарно - тематическое планирование_________________6

7. Ожидаемые результаты_________________________________7

8. Литература___________________________________________8








I. Пояснительная записка.

ЕГЭ - уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Эти результаты не радуют иногда не только учителя, но и самого ученика. Задача учителя - научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе. При этом от слабого ученика мы требуем выучить необходимый минимум теоретических знаний, определенных программой и стандартом математического образования. Почему мы говорим только об этой категории учащихся? Потому, что это не менее трудоёмкая работа, чем подготовить к сдаче ЕГЭ хорошо успевающего ученика. . Поэтому на помощь учителю приходит тьютор по подготовке выпускников к экзамену.

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения с использованием готовых электронных учебных курсов, обучающих, тренировочных и проверочных работ в системе Интернет. Но так как речь идет о слабоуспевающих обучающихся с низкой мотивацией, большинство из которых хотят пройти порог экзамена и получить аттестат, то приходиться проводить дифференцированную , иногда и индивидуальную работу с каждым обучающимся.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного процесса.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.

Главный смысл деятельности тьютора состоит в том, чтобы систематизировать знания по темам, при этом создавая каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;

  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  • задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

  • неблагополучная семья;

  • проблема «улицы»;

  • прогулы;

Причин много , но каждый учащийся, который решил получить среднее образование, должен как минимум сдать на положительную оценку два предмета : русский язык и математику. Данная программа разработана в помощь выпускникам для успешной сдачи ЕГЭ каждым.

II. Введение

"Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие"
Оризон Свит Марден

Актуальность: будущее ребенка зависит от многих факторов. Одним из них является профопределение. Каждый из них уже в школе выбирает необходимые предметы для сдачи ЕГЭ, для поступления в тот или иной ВУЗ или колледж. Очень замечательно, что произошло разделение математики на базовый и профильный уровни, так как не всем ребятам в своей будущей деятельности придется сталкиваться со сложными выкладками математических понятий. Базовый уровень предполагает правильный счет, задачи из реальной жизни, даже в некоторых из них заложено логическое рассуждение. Математический минимум нужен для получения аттестата. Но, как мы уже сказали выше, есть зависящие и независящие от ребенка факторы, которые могут помешать ему, вовремя, преодолеть порог успешности. Работа тьютора предполагает быть координатором успешного взаимодействия ученика, учителя, родителя при своем содействии в практических дополнительных математических занятиях.

Цели:

-ликвидация пробелов знаний у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Задачи:

-отбор педагогических технологий, методов и форм для организации дополнительного учебного процесса и повышения мотивации у слабоуспевающих учеников;

-формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях ;

- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Методы и приемы работы тьютора:

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно - ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах занятия.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На занятиях надо применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе объяснения материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах. В ходе самостоятельной работы на занятии слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. Для эффективности работы тьютора в каждую группу входит 6-8 человек. По необходимости формируются вторые, третьи группы и. т.д. Работа идет по сборникам по подготовке к ЕГЭ на базовом уровне.

III. Нормативно - правовое обеспечение:

  • - Конституция РФ;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Приказы:

  • -о назначении тьютора;

IV. Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап.( сентябрь)

На этом этапе происходит диагностика в виде муниципальной проверочной работы. Выявляется « группа риска», ребята из которой имели затруднения в решении заданий.

2. Проектировочный этап.( октябрь)

Следующий этап - проектирование предстоящей работы.

Тьютор составляет план работы и календарно тематическое планирование

3. Реализационный этап.( ноябрь-апрель)

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск ответов на свои вопросы. Тьютор проводит занятия по устранению пробелов в знаниях. Строит траекторию качества познавательной активности каждого учащегося.

4. Аналитический этап.( май)

Проведение пробного экзамена. Анализ результатов. Мониторинг деятельности каждого ученика , учитывая личную траекторию.

Участники программы: учащиеся 11 классов Тахтамукайского района, тьютор, учитель предметник, родители.

V. План работы со слабоуспевающими учащимися.

Вид деятельности

Дата

1

Информационная деятельность

1

Выступление на общешкольной родительской конференции

16.10.15

2

Круглый стол учителей школ района на РМО

6.11.15

3

Выступление учителей школ района на РМО по плану работы с « группой риска»

12.02.16

4

Отчет учителей школ района на РМО по подготовке к ЕГЭ

16.04.16

5

Выступление на классных родительских собраниях

Сентябрь, ноябрь, январь, апрель

6

Выступления на ШМО

Ноябрь, январь, март

7

Индивидуальные беседы с учащимися

Учебный год

8

Семинар учителей на базе опорной школы по изменениям в нормативно-методических обеспечениях подготовки выпускников к ГИА

Ноябрь

9

Круглый стол на базе опорной школы по теме « Выбор наиболее эффективных форм и методов при подготовке учеников к ЕГЭ»

январь

10

Семинар учителей на базе опорной школы по оформлению и проверке работ ЕГЭ ( номеров с полным оформлением ответов)

Апрель

2

Учебно- методическая деятельность

1

Тьюторское занятие с учениками ( базовая подготовка)

Четверг 1600-1700

2

Тьюторское занятие с учениками ( базовая подготовка)

Пятница 1700-1800

3

Тьюторское занятие с учениками ( базовая подготовка )

Суббота 1700-1800

4

Открытые элективные курсы ( опорная школа)

Четверг 1350-1435

5

Педпрактикум

По плану

6

Практическое занятие с учителями по проверке части с полным ответом ( на базе опорной школы)

Февраль

7

Составление мониторинга качества усвоения учебного материала.

На каждом занятии

8

Сетевое взаимодействие выпускников района в группе ВК сети интернет- НОУ « Поиск»

В любое свободное от занятий время

3

Диагностика аналитической деятельности

1

СтатГрад

Сентябрь

2

СтатГрад

Декабрь

3

СтатГрад

Январь

4

СтатГрад

Март

5

СтатГрад

Апрель

6

РСОКО

По плану

7

Муниципальные проверочные работы

По плану

8

Пробный экзамен

Апрель-май


VI. Календарно - тематическое планирование.

Тема занятия

Дата

1

Типичные ошибки при сдаче ЕГЭ в 2015 году (часть В)

2

Разбор демоварианта ЕГЭ 2016 года (базовый уровень)

3

Практические занятия по заполнению бланков регистрации и ответов

4

Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями

5

Нахождение значений степени, свойства степеней

6

Нахождение значений корня натуральной степени, свойства корней

7

Применение формул сокращенного умножения

8

Решение линейных уравнений

9

Решение квадратных уравнений

10

Решение показательных уравнений

11

Решение иррациональных уравнений

12

Решение дробно рациональных уравнений

13

Решение логарифмических уравнений

14

Решение рациональных неравенств и их систем

15

Решение показательных неравенств

16

Решение логарифмических неравенств

17

Преобразование тригонометрических выражений

18

Вычисления значений тригонометрических функций

19

Решение тригонометрических уравнений

20

Вычисления производных и первообразных элементарных функций

21

Исследование функций на монотонность, нахождение наибольших и наименьших значений функции

22

Решение планиметрических задач на нахождение углов

23

Решение планиметрических задач на нахождение длин

24

Решение планиметрических задач на нахождение площадей

25

Действия с векторами

26

Решение стереометрических задач на нахождение объемов

27

Решение задач на нахождение площадей поверхностей

28

Решение задач по теории вероятностей

29

Решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

30

Решение практических задач, связанных с аппаратом алгебры

31

Оценивание логической правильности рассуждений

32

Работа с таблицами, диаграммами, графиками

33

Решение прикладных задач

34

Практические расчеты по формулам, использование оценки и прикидки при практических расчетах


VII. Ожидаемые результаты программы

-сдача ЕГЭ учащимися школы в форме базового тестирования;

-развитие коммуникативных, учебных и регулятивных умений и навыков;

-в результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

-значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

-значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;

-универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

-вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

-роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

VIII. Используемая литература.

1.Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Часть 1.: учебник / А.Г.Мордкович, - М.: МНЕМОЗИНА, 2011.

2.Алгебра и начала математического анализа.10- 11класс. Часть 2.: задачник / А.Г.Мордкович,-2-е изд. - М.: МНЕМОЗИНА, 2011.

3.Алгебра и начала математического анализа. Контрольные работы.11 класс / Л.А.Александрова под редакцией А.Г.Мордковича.- М.: Мнемозина, 2008.

4. Алгебра и начала математического анализа. Самостоятельные работы.11 класс / Л.А.Александрова под редакцией А.Г.Мордковича.- М.: Мнемозина, 2008.

5. Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №1-2005г

Ю.П. Дудницын Контрольные работы по курсу алгебры, 10-11 (под ред. А.Г. Мордковича);

А.Г. Мордкович Алгебра. 10-11.Методическое пособие для учителя.

Сайт: simple-math.ru›Таблицы

1. urokimatematiki.ru/ Уроки, тесты и презентации по математике

2. mirmatematiki.ru Презентации по математике, алгебре и геометрии

3. eqworld.ipmnet.ru Мир математических уравнений

4. exponenta.ru exponenta.ru - образовательный математический сайт

5. uztest.ru ЕГЭ по математике

6. math-on-line.com Математика-он-лайн. Занимательная математика - школьникам

7 . problems.ru Интернет-проект «Задачи» для учителей и преподавателей

8. etudes.ru Математические этюды

9. alexlarin.net/ диагностические, пробные тесты

10. mathtest.ru Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)











© 2010-2022