Статья на тему Исследовательская деятельность

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Михеев Д.В.

Исследовательская деятельность в процессе обучения геометрии

Гимназия №1 им. А.Л. Кузнецовой (г. Куйбышев Новосибирская область)

Геометрия предоставляет богатые возможности для организации исследовательской деятельности учащихся. При этом создание гипотезы в геометрических исследованиях основывается на интуиции обучаемых, выполнении ими опытов (экспериментов) и проведении рассуждений.

Организация исследовательской деятельности подразумевает построение конкретной системы целей, достижение которых должно быть гарантировано.

Математическая деятельность на материале геометрии, характеризуется такими общими действиями, как оперирование образами, оперирование высказываниями и оперирование рассуждениями. Из них оперирование высказываниями является более сложным действием по сравнению с оперированием образами и более простым по сравнению с оперированием рассуждениям.

Первый уровень соответствует уровню знания действия оперирования образами и характеризуется способностью оперировать знакомыми образами известными способами. На втором уровне развития геометрического мышления появляется действие оперирования высказываниями. Второй уровень развития геометрического мышления характеризуется способностью устанавливать взаимосвязи между образами, высказываниями. На третьем уровне появляется действие оперирования рассуждениями; все действия достигают уровня применения. Он характеризуется выполнением известных действий в нестандартных ситуациях.

Если учащийся демонстрирует первый уровень развития геометрического мышления, это свидетельствует о становлении у него умения применять результаты исследования. Демонстрация второго уровня свидетельствует о становлении переоформлять результаты исследования и обосновывать гипотезы. Демонстрация третьего уровня свидетельствует о становлении умений конструировать гипотезы и ставить проблему. Уровни развития геометрического мышления являются показателями становления исследовательских умений учащихся на материале геометрии. Повышение уровня развития геометрического мышления учащихся способствует становлению исследовательских умений. Постановка учащегося в активную позицию исследователя подразумевает осуществление им учебно-исследовательской деятельности, в ходе которой развивается мышление.

Одним из этапов организации учебно-исследовательской деятельности является процедура уточняющего пояснения и достраивания целей, которая проводится с опорой на общие образовательные цели. При этом основное содержание цели не меняется, а лишь дополняется по недостающим параметрам.

Обязательными условиями успешности учебно-исследовательского действия являются: организация УИД, в основе которого лежат конкретно сформулированные цели; выполнение учениками проверочных работ после изучения и проработки каждой цели; консультации и повторная проверочная работа.

На мой взгляд, преподаватель должен суметь:

- надлежащим образом использовать накопленные учащимися знания для развертывания перед ними школьного логического курса геометрии, в котором доказательство выдвигается на первое место, а интуиция играет роль разведки;

- приучать учащихся находить новые геометрические факты;

- подкреплять при рассмотрении отдельных вопросов теоретические выводы иллюстрацией их практической ценности и тем самым находить тесную увязку теории с практикой;

- использовать явления окружающей действительности, опыт и интуицию как стимул для постановки вопроса, отнюдь не заменяя доказательство опытом;

- приучать учащихся усматривать взаимосвязь между отдельными геометрическими фактами.

Литература

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб для вызов. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2007.-575 с.

2. Таранова М.В. Проектирование целей учебно-исследовательской деятельности и диагностики их достижения//Сибирский учитель.-2003.-№1.

© 2010-2022