- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 8 класс
Рабочая программа по математике 8 класс
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сазонова О.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол №_____
от «___» сентября 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании МС ШКОЛЫ
Протокол №_____
от «___» сентября 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ СОШ №21г. Брянска
№_______
от «____»сентября2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
8 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ:
САЗОНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Нормативные документы
Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
-
Федеральный компонент государственного стандарта по основного общего образования по математике 2004 года;
-
авторская программа по алгебре Ю.Н.Макарычева. {Алгебра. 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009. /Автор составитель Т.А.Бурмистрова (с 36-50)}
-
авторская программа по геометрии Л.С.Атанасяна {Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008. Автор составитель Т.А.Бурмистрова (стр. 28-36)},
-
учебный план МБОУ СОШ №21 г. Брянска.
Цели и задачи учебного курса
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
-
воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Внесенные изменения
Рабочая программа реализуется в рамках учебного плана основного общего образования МБОУ СОШ №21 г. Брянска для 8 класса по математике в количестве 175 часов в год (5 часов в неделю). В связи с тем, что государственные праздники (23 февраля, 8 марта и 9 мая) считаются неучебными днями, и учитывая, что учебный год состоит из неполных 35 недель, вместо 175 учебных часов возможно выдать только 171 час, поэтому рабочая программа соответствует авторской программы Бурмистровой Т.А. (Алгебра 7 - 9 классы, Геометрия 7 - 9 классы), кроме 2 часов, взятых на входную контрольную работу ( из повторения) и итоговую контрольную работу за 1 полугодие (из резерва) .
Часы распределены следующим образом:
№
Раздел
Кол-во часов по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
Примечание
Рациональные дроби
23
23 + 1
1 час на входную контрольную работу
Четырехугольники
14
14
Квадратные корни
19
19
Площадь
14
14
Квадратные уравнения
21
21+1
1 час на контрольную работу за 1 полугодие
Подобные треугольники
19
19
Неравенства
20
20
Окружность
17
17
Степень с целым показателем. Элементы статистики.
11
11
Повторение
12
11
Итого
170
171
Учебно-методический комплект
-
Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2012.
-
Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. М., «Просвещение», 2013.
-
Жохов В.И. Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / В.И Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. . - М.: Просвещение , 2010
-
Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл./ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. - М.: Просвещение , 2012
Список контрольных работ, проводимых в 8 классе
№
работы
Тема
Дата проведения
по плану
по факту
Входная контрольная работа
9.09
Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби. Сумма и разность дробей »
19.09
Контрольная работа № 2 по теме «Произведение и частное дробей»
5.10
Контрольная работа № 3 по теме «Четырехугольники»
24.10
Контрольная работа № 4 по теме «Арифметический квадратный корень»
16.11
Контрольная работа № 5 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня»
26.11
Контрольная работа № 6 по теме « Площадь»
16.12
Контрольная работа за 1 полугодие
24.12
Контрольная работа № 7 по теме «Квадратное уравнение и его корни»
12.01
Контрольная работа № 8 по теме «Дробные рациональные уравнения»
26.01
Контрольная работа № 9 по теме « Признаки подобия треугольников»
6.02
Контрольная работа № 10 по теме « Применение подобия. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
22.02
Контрольная работа № 11 по теме «Числовые неравенства и их свойства»
5.03
Контрольная работа № 12 по теме «Неравенства с одной переменной и их системы»
5.04
Контрольная работа № 13 по теме «Окружность»
28.04
Контрольная работа № 14 по теме «Степень с целым показателем»
10.05
Итоговая контрольная работа
24.05,
25.05
Устный и письменный опрос, карточки
Самостоятельная работа
Тестовые задания
Зачеты
Контрольные работы
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
АЛГЕБРА
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений.
Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем.
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств.
Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.
Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Cложные проценты.
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Координаты. Изображение чисел очками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем
ГЕОМЕТРИЯ
Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами
Геометрические преобразования
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Правильные многогранники.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.
Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история.
Множества и комбинаторика.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Содержание курса (учебно-тематический план)
№
п\п
Раздел
Количество часов
Знания и умения, изучаемые в данной теме
1
Рациональные дроби
24 часа
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений.
Функция и ее график
Основная цель - выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств и графика функции
2
Четырехугольники
14 часов
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель - изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
3
Квадратные корни
19 часов
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция , ее свойства и график.
Основная цель - систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней.
4
Площадь
14 часов
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель - расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.
Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Показывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
5
Квадратные уравнения
22 часа
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель - выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
6
Подобные треугольники
19 часов
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
7
Неравенства
20 часов
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель - ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
8
Окружность
17 часов
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель - расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) Доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9
Степень с целым показателем. Элементы статистике
11 часов
Степень с целым показателем. Элементы статистики Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель - выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
10
Повторение
11 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
Содержание учебного материала
Количество часов
Дата проведения
по плану
по факту
Рациональные дроби (24)
Рациональные дроби и их свойства (6 )
Рациональные выражения
1
2.09
Рациональные выражения
1
3.09
Основное свойство дроби. Сокращение дробей
1
5.09
Основное свойство дроби. Сокращение дробей
1
7.09
Основное свойство дроби. Сокращение дробей
1
8.09
Входная контрольная работа
1
9.09
Сумма и разность дробей ( 6)
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
10.09
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
12.09
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
14.09
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1
15.09
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1
16.09
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1
17.09
Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби. Сумма и разность дробей»
1
19.09
Произведение и частное дробей (10 )
Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
1
21.09
Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
1
22.09
Деление дробей
1
23.09
Деление дробей
1
24.09
Преобразование рациональных выражений
1
26.09
Преобразование рациональных выражений
1
28.09
Преобразование рациональных выражений
1
29.09
Преобразование рациональных выражений
1
30.09
Функция и ее график
1
1.10
Функция и ее график
1
3.10
Контрольная работа № 2 по теме «Произведение и частное дробей»
1
5.10
Четырехугольники (14 ч)
Многоугольники (2)
Многоугольники
1
6.10
Многоугольники
1
7.10
Параллелограмм и трапеция (6)
Параллелограмм
1
8.10
Параллелограмм
1
10.10
Признаки параллелограмма
1
12.10
Признаки параллелограмма
1
13.10
Трапеция
1
14.10
Теорема Фалеса
1
15.10
Прямоугольник, ромб, квадрат. (3 )
Прямоугольник.
1
17.10
Ромб. Квадрат
1
19.10
Осевая и центральная симметрии
1
20.10
Решение задач (2)
Решение задач по теме «Четырёхугольники»
1
21.10
Решение задач по теме «Четырёхугольники»
1
22.10
Контрольная работа № 3 по теме «Четырехугольники»
1
24.10
Квадратные корни ( 19 ч)
Действительные числа (2)
Рациональные числа
1
26.10
Иррациональные числа
1
27.10
Арифметический квадратный корень (5)
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень
1
28.10
Уравнение
1
29.10
Уравнение
1
31.10
Нахождение приближенных значений квадратного корня
1
9.11
Функция и ее график
1
10.11
Свойства арифметического квадратного корня (3)
Квадратный корень из произведения и дроби
1
11.11
Квадратный корень из произведения и дроби
1
12.11
Квадратный корень из степени
1
14.11
Контрольная работа № 4 по теме «Арифметический квадратный корень»
1
16.11
Применение свойств арифметического квадратного корня (7)
Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня
1
17.11
Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня
1
18.11
Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня
1
19.11
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
1
21.11
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
1
23.11
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
1
24.11
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
1
25.11
Контрольная работа № 5 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня»
1
26.11
Площадь ( 14ч)
Площадь многоугольника. (2)
Понятие площади многоугольника
1
28.11
Площадь прямоугольника.
1
30.11
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (6)
Площадь параллелограмма
1
1.12
Площадь параллелограмма
1
2.12
Площадь треугольника
1
3.12
Площадь треугольника
1
5.12
Площадь трапеции
1
7.12
Площадь трапеции
1
8.12
Теорема Пифагора(3)
Теорема Пифагора
1
9.12
Теорема, обратная теореме Пифагора
1
10.12
Решение задач по теме « Теорема Пифагора»
1
12.12
Решение задач (2)
Решение задач по теме « Площади»
1
14.12
Решение задач по теме « Площади»
1
15.12
Контрольная работа №6 по теме «Площадь»
1
16.12
Квадратные уравнения (22ч)
Квадратное уравнение и его корни (11)
Неполные квадратные уравнения
1
17.12
Неполные квадратные уравнения
1
19.12
Формула корней квадратного уравнения
1
21.12
Формула корней квадратного уравнения
1
22.12
Формула корней квадратного уравнения
1
23.12
Контрольная работа за 1 полугодие
1
24.12
Решение задач с помощью квадратных уравнений
1
26.12
Решение задач с помощью квадратных уравнений
1
28.12
Решение задач с помощью квадратных уравнений
1
29.12
Теорема Виета.
1
30.12
Теорема Виета.
1
11.01
Контрольная работа №7 по теме «Квадратное уравнение и его корни»
1
12.01
Дробные рациональные уравнения (9)
Решение дробных рациональных уравнений
1
13.01
Решение дробных рациональных уравнений
1
14.01
Решение дробных рациональных уравнений
1
16.01
Решение дробных рациональных уравнений
1
18.01
Решение дробных рациональных уравнений
1
19.01
Решение задач с помощью рациональных уравнений
1
20.01
Решение задач с помощью рациональных уравнений
1
21.01
Решение задач с помощью рациональных уравнений
1
23.01
Решение задач с помощью рациональных уравнений
1
25.01
Контрольная работа № 8 по теме «Дробные рациональные уравнения»
1
26.01
Подобные треугольники ( 19ч)
Определение подобных треугольников. (2)
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.
1
27.01
Отношение площадей подобных треугольников
1
28.01
Признаки подобия треугольников. (5)
Первый признак подобия треугольников
1
30.01
Второй признак подобия треугольников
1
1.02
Третий признак подобия треугольников
1
2.02
Решение задач по теме « Признаки подобия треугольников»
1
3.02
Решение задач по теме « Признаки подобия треугольников»
1
4.02
Контрольная работа №9 по теме
«Признаки подобия треугольников»
1
6.02
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (7)
Средняя линия треугольника
1
8.02
Средняя линия треугольника
1
9.02
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1
10.02
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1
11.02
Задачи на построение
1
13.02
Задачи на построение
1
15.02
О подобии произвольных фигур.
1
16.02
Соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника. (3)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
1
17.02
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
1
18.02
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º
1
20.02
Контрольная работа №10 по теме «Применение подобия. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
1
22.02
Числовые неравенства и их свойства (8)
Неравенства ( 20 )
Числовые неравенства
1
24.02
Свойства числовых неравенств
1
25.02
Свойства числовых неравенств
1
27.02
Сложение и умножение числовых неравенств
1
29.02
Сложение и умножение числовых неравенств
1
1.03
Сложение и умножение числовых неравенств
1
2.03
Погрешность и точность приближения
1
4.03
Погрешность и точность приближения
1
5.03
Контрольная работа № 11 по теме «Числовые неравенства и их свойства»
1
7.03
Неравенства с одной переменной и их системы (10)
Пересечение и объединение множеств.
1
9.03
Пересечение и объединение множеств.
1
10.03
Числовые промежутки
1
12.03
Числовые промежутки
1
14.03
Решение неравенств с одной переменной
1
15.03
Решение неравенств с одной переменной
1
16.03
Решение неравенств с одной переменной
1
17.03
Решение систем неравенств с одной переменной
1
19.03
Решение систем неравенств с одной переменной
1
2.04
Решение систем неравенств с одной переменной
1
4.04
Контрольная работа № 12 по теме «Неравенства с одной переменной и их системы»
1
5.04
Окружность (17 ч)
Касательная к окружности (3)
Взаимное расположение прямой и окружности.
1
6.04
Касательная к окружности
1
7.04
Касательная к окружности
1
9.04
Центральные и вписанные углы. (4)
Градусная мера дуги окружности.
1
11.04
Теорема о вписанном угле
1
12.04
Теорема об отрезках пересекающихся хорд
1
13.04
Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы»
1
14.04
Четыре замечательные точки треугольника. (3)
Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра.
1
16.04
Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра.
1
18.04
Теорема о точке пересечения высот треугольника
1
19.04
Вписанная и описанная окружности. (4)
Вписанная окружность
1
20.04
Свойство описанного четырёхугольника
1
21.04
Описанная окружность
1
23.04
Свойство вписанного четырёхугольника
1
25.04
Решение задач (2)
Решение задач по теме « Окружность»
1
26.04
Решение задач по теме « Окружность»
1
27.04
Контрольная работа № 13 по теме «Окружность»
1
28.04
Степень с целым показателем. Элементы статистики. ( 11 ч)
Степень с целым показателем и её свойства (6)
Определение степени с целым отрицательным показателем
1
30.04
Свойства степени с целым показателем
1
2.05
Свойства степени с целым показателем
1
3.05
Свойства степени с целым показателем
1
4.05
Стандартный вид числа
1
5.05
Стандартный вид числа
1
7.05
Контрольная работа № 14 по теме «Степень с целым показателем»
1
10.05
Элементы статистики (4)
Сбор и группировка статистических данных
1
11.05
Сбор и группировка статистических данных.
1
12.05
Наглядное представление статистической информации
1
14.05
Наглядное представление статистической информации
1
16.05
Повторение (11ч)
Рациональные дроби
1
17.05
Квадратные уравнения. Решение дробных рациональных уравнений.
1
18.05
Итоговый зачет
1
19.05
Неравенства
1
21.05
Степень с целым показателем
1
23.05
Итоговая контрольная работа
1
24.05
Итоговая контрольная работа
1
25.05
Решение задач по теме «Четырёхугольники»
1
26.05
Решение задач по теме «Площадь»
1
28.05
Решение задач по теме «Окружность»
1
30.05
Решение задач по теме «Окружность»
1
31.05
Итого часов
170
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
УЧАЩИХСЯ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Геометрия
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Можно повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
по математике
В основе письменного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
работа выполнена правильно на 90-100%
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены ошибки или недочеты в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки), работа выполнена правильно на 75-89%
Отметка «3» ставится, если:
допущены ошибки или недочеты в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме, работа выполнена правильно на 50-74%
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере, работа выполнена правильно менее, чем на 50%
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
-
Уроки алгебры в 8 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум - М, 2009г.
-
Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2005
-
Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2007
-
Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2009г
-
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 8 класс. /Сост. Л.Ю.Бабушкина. - М.:Вако, 2010.
-
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону:Легион 2007..
-
Алгебра 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010./ под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону:Легион 2009.
-
А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Алгебра, Геометрия . Самостоятельные и контрольные работы М.- Илекса, -2007
-
Гаврилова Н.Ф./ Поурочные разработки по геометрии в 8,9 классе/ - М: ВАКО, 2008. - 320с
-
Звавич Л.И., М.В.Чинкина, Л.Я.Шляпочник. /Дидактические материалы геометрия 8-11 классы/ - М: Дрофа, 2001. -
-
Зив Б.Г., В.М. Мейлер, А.П., Баханский. Задачи по геометрии для 7 -11 классов. - М.: Просвещение, 2003.
-
Саакян С.М., В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
-
Интернет ресурсы.
-
Зив Б.Г..Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение , 2010
- 28 -