- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме: Равносильность предложений. Программа ШКОЛА 2100
Урок по теме: Равносильность предложений. Программа ШКОЛА 2100
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиянгирова Д.З. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
дата проведения22 ноября2007г
Зиянгирова Диляра Зарафутдиновна
Учитель математикиМБОУ «Средняя общеобразовательная школа№4»
с. Иглино Иглинского района РБ.
Учебник: Математика 5 класс. Авторы Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон.
Программа «ШКОЛА 2100 опыт учителей московских школ»
Тип урока: Открытие новых знании.
Тема: «Равносильность предложений
Основные цели:
1) сформировать представление о равносильных высказываниях, способность в простейших случаях к установлению отношения равносильности и его записи с помощью знака ;
2) повторить и закрепить виды высказываний, понятие темы и ремы, признаки делимости, разностное и кратное сравнение, решение уравнений, теоретико-множественные представления и символику.
Оборудование, демонстрационный материал
1) задания для актуализации знаний:
№ 2
423; 408; 393; 378; ...
Индивидуальное задание:
а) Число 12 имеет шесть делителей.
б) Число 12 имеет два простых делителя.
в) Число 12 делится на 3.
г) Число 12 делится на 3 и на 4.
д) Число 3 является делителем 12.
е) Число 12 кратно 3.
ж) Число 12 можно представить в виде произведения 3k (k N).
з) Число 12 - составное.
2) образец выполнения задания в парах.
2) 34 + 18 : b = 43 18 : b = 43 - 34 18 : b = 9 b = 18 : 9 b = 2;
3) подробный образец для самопроверки самостоятельной работы
1) 2а - 3 = 25 2а = 25 + 3 2а = 28 а = 28 : 2 а = 14.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем изучать высказывания.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- На прошлом уроке мы проанализировали свои знания по теме простые числа и делимость, сегодня мы пойдём дальше, вернёмся к теме язык и логика. Что мы узнали в этой теме? (Что такое высказывание, виды высказываний, как доказать истинность и ложность общих высказываний.)
- Какой теме мы использовали знания о высказываниях? (Признаки делимости, построение, чтение и запись математических выражений.)
- Продолжим изучать тему высказывания.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: понятие делителя, кратного, признаки делимости, представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, классификация;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: умение определить имеют ли утверждения одинаковый смысл, равносильные утверждения.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. - Цифра сотен трехзначного числа - 4, цифра единиц - 3. Зная, что это число кратно 9, определите его цифру десятков. (423.)
- Как иначе можно сказать о том, что число 423 кратно 9? (9 делитель числа 423, число 423 делится на 9.)
2. - Дан ряд чисел: 423; 408; 393; 378; ... Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (423; 408; 393; 378; 363; 348; 333.)
- Что интересного вы заметили? (Во всех числах присутствует цифра 3, все числа делятся на 3.)
- По каким признакам можно классифицировать это множество чисел? (Числа, оканчивающиеся на 3 и на 8; числа, не имеющие совпадающих цифр, имеющие 2 и 3 совпадающих цифры; числа, в разряде сотен которых стоит 3 и 4 и т.д.)
- Какое число, по - вашему мнению, лишнее? (Например, число 333 - записано одинаковыми цифрами, а остальные числа - нет; число 408 - имеет цифру 0 в записи, а остальные- нет, и т.д.)
- Устно представьте число 408 в виде суммы разрядных слагаемых, используя знания о степени. (408 = 22 · 102 + 23.)
- Дайте характеристику числу 408. (408 - натуральное число, трехзначное, содержит 4 сотни и 8 единиц, предыдущее 407, последующее - 409.)
- Чему равна сумма цифр в числе 408? (12.)
- Перечислите все делители числа 12. (1; 2; 3; 4; 6; 12.)
3. Индивидуальное задание.
- Подчеркните предложения, имеющие одинаковый смысл (равносильные предложения):
а) Число 12 имеет шесть делителей.
б) Число 12 имеет два простых делителя.
в) Число 12 делится на 3.
г) Число 12 делится на 3 и на 4.
д) Число 3 является делителем 12.
е) Число 12 кратно 3.
ж) Число 12 можно представить в виде произведения 3k (k N).
з) Число 12 - составное.
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить? (Определить утверждения, имеющие одинаковый смысл.)
Это задание может у некоторых учащихся вызвать затруднение, они могли забыть разговор, который состоялся в процессе изучения темы признаки делимости.
- Почему задание вызвало затруднение? (Мы не знаем, какими признаками обладают равносильные утверждения.)
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Определить, какими признаками обладают равносильные утверждения.)
- Сформулируйте тему урока. (Равносильные утверждения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Как звучало задание? (Найдите предложения, имеющие одинаковый смысл).
- Давайте подберём предложения по смыслу одинаковые с первым предложением. (Предложения а и з.)
- Подберём предложение по смыслу одинаковое со вторым предложением. (Таких предложений нет.)
- Подберём предложение по смыслу одинаковое с третьем предложением. (д, е, ж.)
- Есть ли для утверждения г предложение по смыслу такое же? (Нет.)
- Что является важным для равносильных утверждений? (Равносильные утверждения имеют один и тот же смысл, означают одно и тоже.)
- Приведите пример равносильных предложений из темы признаки делимости. (Число а делится на 10 тогда и только тогда, когда последняя цифра числа а 0, …)
- Какой символ мы использовали при записи признаков делимости? (Знак равносильности, двойную стрелку: .)
- Запишите утверждения в и д с использованием знака равносильности. (Число 12 делится на 3 Число 3 является делителем 12.)
- Подведём итог. Какие утверждения можно считать равносильными? (Два предложения, означающие одно и то же.)
- Равносильные утверждения можно читать разными способами: можно использовать слова тогда и только тогда, если и только если, в том и только том случае.
- Раньше мы решали уравнения, записывая в столбик, теперь у нас появилась ещё одна форма записи решения уравнений, используя знак равносильности, откройте учебники на стр. 163 и посмотрите эту новую форму записи.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№ 816 (г - и) - устно
г) 12 делится на 2, но 2 не делится на 12;
д) 10 + 2 делится на 12, но 10 не делится на 12;
е) 10•2 делится на 20, 10 не делится ан 20;
ж) 30 делится на 15 и на 5, 30 не делится на 75;
з) 32- 1 = 8, но 3 + 2 не равно 7;
и) 4 4, 4 - 3 не меньше 1.
№ 817 (1 - 6) - устно
1) Л; 2) И; 3) Л; 4) И; 5) Л; 6) И.
№ 818 (3) - у доски
(80 - с) : 8 = 7 80 - с = 7•8 80 - с = 56 с = 80 - 56 с = 24.
№ 818 (2) - выполнить в парах, с проверкой по образцу.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 818 (1)
После проверки по эталону анализируются и исправляются ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: запись утверждений на математическом языке, равносильных данным утверждениям на русском языке;
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 821 - у доски.
-
a = b + 3;
-
c + 9 = d;
-
x = 4y;
-
k = 5z;
-
a = bc + r;
-
n = 4g + 1.
8. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Какое понятие мы сегодня повторили? (Равносильность утверждений.)
- Какие утверждения являются равносильными?
- Какой символ используем для записи равносильных утверждений на математическом языке?
- Проанализируйте свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку.
Домашнее задание
п.2.5.1.; №№ 815; 823 (одно на выбор); 824.
5