- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок по математике 5 класс Формулы
Открытый урок по математике 5 класс Формулы
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вагапова Л.М. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Башкирская гимназия с.Мраково
Открытый урок по математике
Тема «Формулы»
5-й класс
Подготовила и провела: учитель математики
Вагапова Лилия Маратовна
2015г.
Технологическая карта урока
Урок по учебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика» 5 класс
-
Учитель математики: Вагапова Лилия Маратовна
Класс: 5 В
УРОК №34
Тема: Формулы.
Дата: 22 . 10 . 15
Цель урока:
Повторить правила нахождения площади и периметра прямоугольника, вспомнить определение понятия формулы, развивать умение решать задачи на применение формул.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формировать устойчивый познавательный интерес. Ориентировать на понимание причин успеха учебной деятельности. Обучать учащихся извлекать учебно-познавательный и практический интерес к учебному материалу. Сознавать ответственность ученика за общее благополучие класса. Обучать способности к самооценке.
Метапредметные:
Обучать планировать свою деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, строить речевые высказывания. Формировать умение контролировать действия партнёра, слушать собеседника. Формировать эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Предметные:
Формировать умение записывать формулы площади и периметра прямоугольника, формулу пути и применять их при решении задач.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
Учащиеся формируют представления о математике как о методе познания действительности. Формируют и развивают ценностное отношение к совместной учебной деятельности по применению формулы площади, периметра прямоугольника и формулы пути на практике.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Учащиеся содействуют рациональной организации труда. Введением игровой ситуации, снимают нервно-психическое напряжение. Обучаются уважению и терпению по отношению друг к другу. Формируют аккуратность в своих записях. Развивают познавательные процессы.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
Учащиеся развивают логическое мышление, навыки работы в парах, в группе. Учащиеся развивают память, умение анализировать и синтезировать информацию, также развивают визуальные и тактильные каналы восприятия информации, вычислительные навыки.
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний (закрепление)
Методы:
-
по источникам знаний: словесные, наглядные;
-
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
-
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
-
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся:
Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлексируют.
Техническое оборудование:
Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (устный счет), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
-
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Врем.
Познава-тельные
Регулятив-ные
Коммуни-кативные
Лично-стные
1
Организационный этап.
Проверка учителем готовности класса к уроку. Организация внимания учащихся. Создание эмоционально-доброжелательной обстановке в классе:
- Здравствуйте. Улыбнитесь, передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра своему партнеру по плечу, по лицу.
Приветствуют учителя. Передают друг другу рукопожатие, делятся положительными эмоциями.
Осознан-ное и произволь-ное построе-ние речевого высказы-вания.
Прогнози-рование своей деятель-ности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения.
2
2
Мотива-ция.
Учитель акцентирует внимание на девизе урока.
На экране девиз: «Думаем, мыслим, помогаем друг другу!»
Читают девиз.
Прогнози-рование своей деятель-ности.
Положительное отношение друг к другу. Желание учиться.
Умение выделять нравственный аспект поведения.
1
3
Проверка домаш-него задания и актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания:
На экране проецируется решение примеров, заданных на дом.
2. Устный счет:
Карточка №1
Вспоминают приемы быстрого счета на 11 и на 5:
42
24
36
32
46
54
62
64
*11
*5
Карточка №2
80:5
32-0
93∙0
73+0
56:8
37+13
90-45
78:13
83-26
38+25
48:6
18-0
4∙14
0:99
12∙6
16+64
38-29
35+45
98:14
48-29
3. Фронтальный опрос:
-Вспомним, что проходили на прошлом уроке...
На доске изображены прямоугольник, квадрат, треугольник, слово «Путь». Задание: написать формулы.
-
Проверяют примеры друг у друга, ставят карандашом оценку.
-
Вспоминают приемы быстрого счета на 11 и 5. Решают примеры устно.
-
Отвечают на вопросы.
По очереди учащиеся выходят к доске и записывают соответствующую формулу, предварительно обозначив стороны изображенных фигур.
Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Самоопределение.
7
4
Постановка цели и задач.
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? Какая тема урока?
-Как вы думаете, какова цель урока?
-Действительно, мы будем продолжим тему предыдущего урока «Формулы», вспомним известные нам формулы, будем учиться применять их на уроке в разнообразных задачах.
-В рабочих тетрадях записываем «Классная работа», число на полях и тему урока «Формулы».
Высказывают свои предположения. Отгадывают тему урока. Обозначают цели урока.
Записывают в тетрадях.
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Целепола-гание.
Постанов-ка вопросов.
Самоопределение.
2
5
Первич-ное закрепле-ние:
а) типо-вые (в знакомой ситуации), б) кон-струк-тивные (в изменен-ной ситуации).
Установление правильности и осознанности изучения темы. Коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий.
а) №207
Найти периметр (Р) прямоугольника со сторонами a и b, если:
а) a = 12м, b =15 м;
б) a = 34м, b =25 м;
в) a = 78 см, b =22 см;
г) a = 154 см, b =146 см;
№208
Найдите путь (s), если:
а) v = 15 км/ч, t =4ч;
б) v = 70 км/ч, t =2ч;
в) v = 90 км/ч, t =3ч;
г) v = 26 км/ч, t =7ч.
б) Игра «Домино из формул»:
На парту раздается карточки на одной - начало формулы, на других продолжение. Надо составить формулы.
(площадь)S=
a
∙b
P=
2a
+ 2b
(путь)S=
v
∙t
А) Решают задачи по учебнику. К доске по очереди приглашаются 4 ученика.
Б) Учащиеся вдвоем составляют домино - должны получиться формулы.
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости).
Ориента-
ция в межлично-стных отношениях.
17
6
Физульт- минутка.
Физкультминутка:
-Встаньте. Играем в игру «Луч, отрезок, прямая»:
Руками изображают Луч - одна рука согнута в локте, кисть касается плеча, другая рука в сторону. Отрезок - обе руки согнуты в локтях, касаются плеч. Прямоя - обе руки в стороны.
Учитель в разнобой называет луч, прямую или отрезок, можно с повторениями. Учащиеся должны правильно показать и не запутаться.
Делают физкультминутку.
Изображают луч, прямую, отрезок.
2
7
Творчес-кое примене-ние и добыва-ние новых знаний (проблем-ные задания)
Задача: Представьте, что вы собрались выехать в город покататься на аттракционах. Расстояние от с. Мраково до города Стерлитамак 148 км. Подсчитайте сколько понадобиться заплатить за бензин водителю, чтобы съездить в город и вернуться, если 1л бензина стоит 36 р. Расход бензина 1л на 3 км пути.
Учитель задает наводящие вопросы.
-Подведем итоги задачи. Дорогая поездка оказалась?
Решают задачу на своих местах. Делают записи в тетрадях. После решения задачи сверяют свое решение с решением на доске (с более сильным учащимся).
1) Находят количество бензина, необходимое на поездку
148:3 -замечают, что на цело не делится. Возникает проблема, как же быть? Приходят к выводу, что результат нужно округлить.
2) 50∙36=1800(р)-цена в 1 сторону.
3) 1800∙2=3600(р)-цена за всю дорогу.
Учащиеся замечают, что цена на дорогу большая и рассуждают почему так получилось (цена на бензин большая, расход бензина большой, машина старая и т.д.)
Вспоминают деление с остатком и округление чисел. Выделение и формулиро-вание познаватель-ной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуля-ция.
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегриро-ваться в группу;
Поддержание здорового духа соперни-чества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудни-чества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Профессио-нальное самоопреде-ление,
Смысло-обра-зование.
7
8
Домашнее задание, инструк-таж по его выполне-нию.
§21, №. 208(б,в,г), 209 (а,б),
придумать свою задачу на применение любой формулы.
Записывают д/з.
Оценка промежуточных результатов и саморегу-ляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка.
Нравственно -этическая ориента-ция.
2
9
Подведе-ние итогов, рефлек-сия.
а) - Что изучали сегодня на уроке?
- Вспомним, что делали на уроке?
-Цель урока нами достигнута?
-Чему научились?
- Назовите формулу пути, площади прямоугольника, квадрата, треугольника?
б) -Ответьте на вопросы:
-сегодня я научился…
-сегодня я понял…
-мне понравилось…
-я смог…
и т.д.
в) Оцените себя: -Поднимите руки, кто поставил себе 5, 4, 3, 2. -Спасибо за урок!
а) Отвечают на вопросы.
б) Рефлексия «что дал мне урок?»
в) Оценивают себя. Поднимают руки.
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегу-ляция. Оценка своей деятельности и других людей.
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучаю-щихся.
5
Список литературы:
-
Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. Организаций/ И.И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 16-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2015. - 270 с.
-
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
-
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборники задач и упражнений по математике для 5 класс. М.: Мнемозина, 2012.
-
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Книга для чтения учащимися 5-6 классов. М.: Просвещение, 2009.
-
Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Программы. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала анализа 10-И классы. М: Мнемозина, 2011.
-
Зубарева И.И. Математика. 5 класс: Электронное сопровождение к УМК. CD для ученика. М.: Мнемозина, 2011.
-
Зубарева И.И. Математика. 5, 6 классы (в 2-х частях): Рабочие тетради. М.: Мнемозина, 2012.
-
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. AM. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
-
Я. И. Перельман. Быстрый счет. М.: Дом занимательной науки., Ленинград, 1941г.