- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 Теория вероятностей и математическая статистика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 Теория вероятностей и математическая статистика
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чайковская И.С. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ
________________ Михненко Р.Н. _________________ Караван И.А.
«28» августа 2015 г. «31» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Теория вероятностей и математическая статистика
по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 15 сентября 2015 г. № 513, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 542 от 29 сентября 2015 года)
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик: Чайковская Ирина Станиславовна, специалист высшей категории, преподаватель математики
Рецензенты:
1. Дулина Н. А., преподаватель математики высшей категории, преподаватель-методист ДонТЭК
2. Скворцов А.Е., преподаватель кафедры Прикладной математики и информатики, ДонНТУ, к.ф.-м. н; доцент
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией математических дисциплин
протокол № 1 от «28» августа 2015 г.
Председатель ЦК__________ И.С.Чайковская
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации программы Учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения Учебной дисциплины
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
-
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года;
-
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»;
-
Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015 г «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
-
Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»;
Теория вероятностей и математическая статистика является мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, а также элементом общей культуры.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Преподавание дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами.
Рабочая программа дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика, которая входит в математический и общий естественнонаучный цикл, формирует базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, направлена на освоение профессиональных и общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.
ПК 1.4. Определять показатели надежности и качества проектируемых цифровых устройств.
ПК 2.2. Производить тестирование и отладку микропроцессорных
систем.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью математического образования является:
-
воспитание достаточно высокой математической культуры, позволяющей самостоятельно расширять математические знания и проводить математический анализ прикладных задач;
-
развитие логического и алгоритмического мышления, умения оперировать с абстрактными объектами, математическими понятиями, символами для выражения количественных и качественных отношений;
-
формирование представлений о математике как об особом способе познания мира, о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре;
-
приобретение рациональных качеств мышления, чутья объективности, интеллектуальной четкости прогнозирования; развитие внимания, трудолюбия, настойчивости и формирование волевых качеств характера.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
- использовать методы математической статистики.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- основные понятия теории графов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка студента 120 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 80 часов;
-
самостоятельной работы студента - 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
лабораторные занятия (не предусмотрено)
-
практические занятия
36
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
в том числе:
-
решение индивидуального задания по теме
-
работа со справочниками , составление таблиц систематизации учебного материала по теме
-
подготовка рефератов и презентаций по теме
-
выполнение расчетно-графической работы по теме
-
самостоятельное изучение темы и составление опорного конспекта
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Теория вероятностей и математическая статистика
| ||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Элементы комбинаторики. |
| 8 |
| |
Тема 1.1 Элементы комбинаторики. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 | |
1 | Дисциплина, её основные задачи и области применения. | |||
2 | Понятие комбинаторики. Виды комбинаций без повторений. | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | 2 | ||
1 | Комбинаторные принципы сложения и произведения. | |||
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по теме «Решение задач на расчёт количества выборок». | 2 | 3 | ||
Раздел 2. Основы теории вероятностей |
| 22 |
| |
Тема 2.1 Случайные события. Классическое определение вероятности. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |
1 | Понятие случайного события. Совместные и несовместные события. Равновозможные события. | |||
Практические занятия: | 4 | 2 | ||
1 | Вычисления вероятностей событий по классической формуле . | |||
2 | Геометрическая вероятность. Задача о встрече |
| ||
Самостоятельная работа студентов: самостоятельное изучение темы «Пространство элементарных событий. Случайные события. Операции над случайными событиями. Алгебра событий». | 2 | 3 | ||
Тема 2.2 Вероятности сложных событий. | Содержание учебного материала: - |
|
| |
Практические занятия: | 6 | 2 | ||
1 | Основные теоремы теории вероятностей и следствия из них. | |||
2 | Формула полной вероятности и формула Байеса. | 2 | ||
3 | Вычисление вероятностей сложных событий . | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по теме «Вычисление вероятностей сложных событий». | 2 | 2 |
1
2
3
4
Тема 2.3 Схема Бернулли.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие схемы Бернулли. Формула Бернулли. Локальная и интегральная теоремы.
Практические занятия:
2
2
1
Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли
Самостоятельная работа студентов: самостоятельное изучение темы «Вычисление вероятностей событий с применением локальной и интегральной формулы Myавра-Лапласа в схеме Бернулли».
2
2
Раздел 3 Дискретные случайные величины .
14
Тема 3.1 Понятие дискретной случайной величины.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие случайной величины. Понятие дискретной случайной величины .
Практические занятия:
2
2
1
Решение задач на запись распределения дискретной случайной величины.
Самостоятельная работа студентов: -
Тема 3.2 Характеристики дискретной случайной величины и их свойства
Содержание учебного материала:
2
2
1
Числовые характеристики дискретной случайной величины.
Практические занятия:
2
2
1
Вычисление характеристик дискретной случайной величины.
Самостоятельная работа студентов: -
Тема 3.3 Биномиальное и геометрическое распределения
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие и характеристики биномиального распределения. Распределение Пуассона.
Практические занятия:
2
2
1
Построение биноминального и геометрического распределения, распределения Пуассона.
Самостоятельная работа студентов: работа со справочной литературой и составление опорного конспекта по темам «Применение биноминального распределения при решении практических задач», «Применение геометрического распределения при решении практических задач»
2
2
1
2
3
4
Раздел 4. Непрерывные случайные величины .
22
Тема 4.1 Понятие непрерывной случайной величины .
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие непрерывной случайной величины. Равномерное распределение.
Практические занятия:
2
2
1
Решение задач на формулу геометрического определения вероятности.
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по теме «Решение задач на формулу геометрического определения вероятности».
2
2
Тема 4.2. Функция плотности , интегральная функция распределения и характеристики непрерывной случайной величины.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Функция плотности непрерывной случайной величины.
Практические занятия:
4
2
1
Методика вычисления характеристик по функции плотности.
2
Вычисление вероятностей и нахождение характеристик для непрерывной случайной величины.
2
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по теме «Вычисление вероятностей и нахождение характеристик для непрерывной случайной величины с помощью функции плотности и интегральной функции распределения».
2
2
Тема 4.3 Нормальное распределение. Показательное распределение.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Определение и функция плотности нормально распределённой непрерывной случайной величины.
Практические занятия:
4
2
1
Интегральная функция распределения показательно распределенной непрерывной случайной величины.
2
Вычисление вероятностей по нормальному и экспоненциальному законам.
2
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по темам: «Вычисление вероятностей для нормально распределенной величины (или суммы нескольких нормально распределенных величин)»
2
2
1
2
3
4
Раздел 5. Центральная пре-дельная теорема.
8
Тема 5.1 Центральная предельная теорема. Закон больших чисел.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Центральная предельная теорема. Закон больших чисел в форме Чебышева и в форме Бернулли.
Практические занятия:
2
2
1
Теорема Бернулли. Понятие о теореме Ляпунова.
Самостоятельная работа студентов: подготовка докладов и презентаций по темам «Центральная предельная теорема», «Неравенство Чебышева. Закон больших чисел в форме Чебышева», «Закон больших чисел в форме Бернулли».
4
2
Раздел 6. Математическая статистика.
8
Тема 6.1 Генеральная совокупность и выборка.
Содержание учебного материала: -
Практические занятия:
2
2
1
Генеральная совокупность и выборка. Дискретные и интервальные вариационные ряды.
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального домашнего задания по теме «Построение для заданной выборки диаграммы, расчет ее числовых характеристик».
2
2
Тема 6.2 Понятие точечной оценки.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие точечной оценки. Метод максимального правдоподобия. Числовые характеристики выборки..
Практические занятия: -
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по теме « Выборочные числовые характеристики».
2
3
Тема 6.3 Интервальная оценка математического ожидания.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие интервальной оценки. Надежность доверительного интервала.
Практические занятия:
2
2
1
Интервальная оценка математического ожидания нормального распределения при известной дисперсии.
2
Интервальное оценивание математического ожидания и вероятности события.
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по теме «Интервальное оценивание математического ожидания нормального распределения».
2
2
1
2
3
4
Тема 6.4 Статистическое исследование зависимостей.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Корреляционный и регрессионный анализ.
Практические занятия: -
Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального задания по теме « Построение выборочных линейных уравнений регрессии».
2
3
Тема 6.5 Методы статистической проверки гипотез.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Статистическая гипотеза. Критерий проверки статистической гипотезы.
Практические занятия:
2
2
1
Проверка гипотезы о среднем значении при известной и неизвестной дисперсии.
Самостоятельная работа студентов: работа со справочной литературой и составление опорного конспекта по темам «Понятие о критерии согласия. Критерий согласия Пирсона. Критерий согласия Колмогорова».
4
2
Раздел 7. Моделирование случайных величин.
8
Тема 7.1 Метод статистических испытаний.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Корреляционный и регрессионный анализ.
Практические занятия: -
Самостоятельная работа студентов: подготовка докладов по темам: «Моделирование случайных величин», «Моделирование случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике», «Моделирование нормально распределенной НСВ»,«Практическая значимость результатов, получаемых методами математической статистики» .
4
3
Раздел 8 Основы теории графов.
16
Тема 8.1 Неориентирован-ные графы.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие неориентированный граф. Способы задания графа.
Практические занятия: -
Самостоятельная работа студентов: выполнение расчетно-графического задания по теме «Графы. Метрические характеристики графа. Проверка графа на двудольность, плоскость».
4
3
1
2
3
4
Тема 8.2 Ориентированные графы.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Понятие орграфа. Способы задания. Матрица смежности для орграфа.
Практические занятия: -
Самостоятельная работа студентов: подготовка доклада и презентации по теме «Понятие ориентированное дерево. Ярусное представление ордерева. Высота ордерева. Ориентированные деревья и их использование для обработки информации».
2
3
Тема 8.3 Эйлеровы и гамильтоновы графы.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Эйлеров граф. Теорема Эйлера (критерий эйлеровости графа).
Практические занятия:
2
2
1
Контрольна робота
Самостоятельная работа студентов: подготовка докладов и презентаций по темам : «Алгоритм нахождения эйлерова цикла в графе», «Гамильтонов граф. Некоторые теоремы о гамильтоновости графа», «Эйлеров орграф», «Гамильтонов орграф».
4
3
ВСЕГО:
120
Экзамен
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование кабинета математики:
- посадочные места студентов по количеству студентов ;
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочая доска;
-
комплект учебно-наглядных пособий и таблиц.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- компьютер.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Дрофа - 2010.- 400 с.
-
Богомолов Н.В., Сергиенко Л.Ю. Сборник дидактических заданий по математике. - М.-Дрофа-2009.
-
Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов сред. проф. учреждений / Григорьев С.Г., Задулина С.В.; под ред. Гусева В.А.. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
-
Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 573 с.
-
Спирина М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Спирина М.С., Спирин П.А.. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
Дополнительные источники:
-
Богомолов Н.В. Задачи по математике с решениями. - М.: Высшая школа, 2006
-
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика. - М.: Дрофа, 2004
-
Гурова З.И., Каролинская С.Н., Осипова А.П. Математический анализ. Начальный курс с примерами и задачами- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002
-
Пехлецкий И.Д. Математика. - М.: Мастерство, 2001
-
Бутузов В.Ф., Крутицкая Н.И.. Математичесий анализ в вопросах и задачах. - М.: Физматлит, 2000
Интернет- ресурсы:
1.de.ifmo.ru -Электронный учебник.
2.siblec.ru - Справочник по Высшей математике и электроники.
3.window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
4.matclub.ru - Высшая математика, лекции, курсовые, примеры решения задач, интегралы и производные, дифференцирование, производная и первообразная, ТФКП, электронные учебники.
5.mathematics.ru - Математика в Открытом колледже.
6.school.msu.ru - Консультационный центр по математике преподавателей и выпускников МГУ.
7.exponenta.ru - Образовательный математический сайт.
8.mathnet.ru - Общероссийский математический портал Math-Net.Ru
9.http ://alhmath.ru - Справочный портал по математике.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий .
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
1
2
Уметь:
-вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
-использовать методы математической статистики.
наблюдение и оценка выполнения практических заданий;
оценка выполнения контрольной работы; оценка выполнения самостоятельной работы;
оценка выполнения индивидуальных заданий.
Знать:
-основы теории вероятностей и математической статистики;
-основные понятия теории графов.
устный (письменный) опрос, оценка решения задач, отчеты по самостоятельной работе, защита рефератов;
устный (письменный) опрос, оценка решения задач ,решение тестовых заданий, выполнение самостоятельной работы.