- Преподавателю
- Математика
- Мастер-класс: по математике «Что наша жизнь? Игра!»
Мастер-класс: по математике «Что наша жизнь? Игра!»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Востриков В.В. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мастер- класс: по математике « Что наша жизнь? Игра!»
Учитель:
-Вы не задумывались над вопросом: Что наша жизнь?
Ученики:
-Первое, что приходит на ум, - это классический ответ: игра!
Учитель:
-Помните: «Что наша жизнь? - Игра…» Эти слова мы слышали в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». Ужели слово найдено, ужель всё так просто? Да, наша жизнь - игра! Жизнь - это Жизнь!
Учитель:
- А может кто-то из вас думает иначе?
Ученик:
-Я считаю,что наша жизнь - это наша работа? Да, жизнь - это работа, особенно, если это - Любимая Работа!
Учитель:
-У кого есть ещё предположения?
Ученик:
-А может быть, жизнь - это любовь? Да, конечно же, Жизнь - это Любовь! Ведь без любви человек не может прожить.
Учитель:
- Кто из вас может предложить другие версии?
Ученик:
-По моему, наша жизнь - это поиск счастья, поиск Синей Птицы?
Учитель:
-Действительно, все мы страстно хотим - жаждем ! - Большого
Человеческого Счастья! Да, настоящая жизнь - это Счастье!
-А у кого есть ещё какие-то мнения?
Ученик:
-А может быть, наша жизнь - это деньги, богатство?
Учитель:
-Может быть -да , для кого -то жизнь - это деньги и богатство.
-А кто ещё как думает?
Ученик:
-А еще наша жизнь - это борьба, Вечная Борьба!
Учитель:
-Конечно же мы можем так сказать, потому что мы боремся всю жизнь, -
со всеми (с кем можно, нужно и нельзя бороться) и со всем (с чем
можно, нужно и нельзя бороться). Боремся за саму жизнь, за право
жить.
-А вот для меня жизнь -это дети. Ведь сказано же: дети - это цветы жизни. Да, наши дети - это наша жизнь, наше продолжение на этой Земле, в этой жизни.
Но всё же давайте вернёмся к первому классическому ответу и поговорим о её величестве игре. И тема нашего мастер класса « Что наша жизнь? Игра!
- А скажите мне, пожалуйста, вы как-то можете связать тему мастер-
класса и предмет математика? ( Ответы учащихся).
Вообще-то на первый взгляд связь абсолютно неясна. Но мы сегодня с вами докажем обратное.
Эпиграфом к мастер-классу я хотел бы взять следующие слова:
Нет, мы сегодня будем говорить не о подкидном дураке, и, конечно, не о футболе. Речь пойдет об играх математических, а точнее, комбинаторных.
Есть в современной математике одна область, она носит безобидное название
теории игр.
Эту теорию решения комбинаторных задач можно применить к задачам связи, к вопросам технологии медицины, нефтедобычи, спорта, рыболовства, к противовоздушной
обороне.
-Скажите , пожалуйста, какие вы знаете комбинаторные игры?
Ученики:
-Крестики-нолики, шахматы, Го, шашки, реверси , шашки, нарды, домино- это
известные примеры комбинаторных игр.
Учитель:
-Можно сказать, что комбинаторные игры - это игры, где нет элементов случайности, все правила чётко описаны.
Настольные игры существуют уже несколько тысячелетий. Правила настольных
игр совершенствовались, менялись, но суть осталась прежней.
Сегодня мы будем играть в игры, в каждой из которых будут участвовать несколько игроков. Я предлагаю вам вспомнить игру Крестики- нолики.
- Кто из вас знает правила этой игры? ( Ответы учащихся)
Я вижу, что вы хорошо знаете эти правила .
Посмотрите кто-же выиграл партию?( Ответы учащихся)
- На первом поле? На втором поле? И т.д.
-А теперь давайте мы с вами поиграем в эту игру. Всё для этой игры у вас
на столе.
( На столе заранее приготовленные поля, учащиеся играют в парах)
А пока они работают, мне хочется поговорить с залом. Я предложил всем ученикам легко выполнимое задание. Этот прием называется «СИТУАЦИЯ УСПЕХА» - тем самым я не даю потерять интерес к уроку даже слабым ученикам
- Давайте посмотрим, что же получилось у наших игроков.
( Поля заполненные учащимися вывешиваются на доску и анализируются)
- Давайте поприветствуем наших победителей.
А сейчас я предлагаю поиграть в древне китайскую игру. В неё любили играть великие императоры. Игра называется Ним.
Перед вами куча камешков. Вместо камешков можно использовать любые
мелкие предметы - пуговицы, фасоль, палочки, скрепки.
Вот цепочка партии в Камешки (начальная позиция - 7 камешков, каждый ход
можно брать 1 или 2 камешка за один ход) ( Учащиеся совместно с учителем играют)
- А теперь попробуйте сыграть самостоятельно.
А пока ребята играют, я хотел бы предложить эту игру Ним залу, но немного в другой форме.
Для решения этой задачи у вас есть всё необходимое.
- Скажите, ребята вам понравилось играть в игру китайских императоров.
Великая игра как книга по военной стратегии. Если хорошо изучить ее, можно узнать много нового.
Я хочу поиграть в игру, которая позволит вам быть более внимательными и сообразительными.
Имеется две кучки спичек. В первой 7 спичек, во второй - 5. За один ход
разрешается взять 1 или 2 спички, но из одной кучки. Проигрывает тот, кому нечего брать.
- А теперь подумайте, кто выиграет при правильной игре?( Дети играют сам-но и находят решение)
Я хотел бы обратиться к залу и вернуться к нашей задаче. Нашли ли вы решение.
(Если первый берёт 1 спичку - выигрывает, если второй берёт 1 , то выигрывает)
-Взрослые нашли истинное решение, а вы ребята?
Я надеюсь, что те математические игры, с которыми мы сегодня вспомнили и познакомились помогут вам развивать логическое мышление, что не маловажно в жизни.
Сегодня хотелось бы закончить нашмастер-класс следующей притчей
…Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот
появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную
банку, что многих удивило:
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете
сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, - сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал
из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в
банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А
теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать
его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда
преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку,
спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - А теперь я буду объяснять
вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, все то, что имеет для
нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы
для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок -
это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей
жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы
уже нельзя было поместить ни горох, ни камни,
поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять
вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.