Реферат на тему: Интерактивные методы обучения на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горловская общеобразовательная школа I - III ступеней № 52






Реферат на тему:



«Интерактивные методы обучения на уроках математики»




Учитель математики

Шинкарева Л.В.







2014

План


  1. Вступление. Теоретическое освещение проблемы интерактивных методов обучения и их использование.

  2. Сущность интерактивных технологий обучения.

  3. Интерактивное обучение как организационная форма обучения.

  4. Принципы интерактивного обучения.

  5. Технология интерактивного обучения.

  6. Виды интерактивных методов обучения.

  7. Интерактивное обучение на практике.

  8. Заключение. Педагогическая эффективность интерактивного обучения.

Сегодня образование рассматривают как процесс становления личности, значит при преподавании математики необходимо использовать такие системы обучения, которые обеспечивают развитие познавательных способностей учащихся, вводить в практику интерактивные технологии.

Процесс обучения - не автоматическое закладывание учебного материала в голову учащегося. Он требует напряженной мыслительной работы ребенка и его собственного активного участия в этом процессе. Пояснения и демонстрации сами по себе никогда не дадут настоящих прочных знаний.

Инновации - не сама цель они выступают средством, механизации решения проблем существующих в образовании. В случае внедрения инноваций важной проблемой является переход от методики к технологии. «Учебная технология» - выражает путь учебно-познавательной деятельности учащихся. В технологии предвидят результат и пути его достижения учащимися. Процесс и результат не разграничивается, а наоборот, гармонично соединяются для согласования возможностей учащегося с требованиями программ. А для создания таких условий необходимо чтобы учащейся был «ведущим», а учитель «ведомым», и технологии и интерактивные методы обучения должны способствовать раскрытию потенциальных возможностей ребенка.

Современное образование невозможно без внедрения инновационных форм и методов, которые делают весь процесс обучения более эффективным, а значит, и более качественным. Национальная доктрина развития образования Украины в ХХІ столетии предусматривает постепенный переход от репродуктивного, авторитарного образования к образованию инновационному, гуманистического типа.

Сущность интерактивных технологий обучения.

Большинство учителей и ученых во всем мире соглашаются сегодня с тем, что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни».

Такое обучение должен осуществлять каждый учитель на каждом уроке путем применения соответствующих подходов.

В педагогической литературе описано немного способов организации обучения (по уровню активности учащихся, уровнем привлечения их к продуктивной деятельности, дидактической цели, способам организации и т.д.)

Воспользуемся классификацией, предложенной Я.Голмитом еще в 60-х годах XX столетия. Он разделил типы и методы обучения на активные и пассивные.

1. Пассивный (репродуктивный) тип обучения.

Учащийся выступает «объектом» обучения, должен усвоить и воссоздать материал данный ему учителем, текстом учебника, т.е. источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относят методы, при которых учащиеся лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, пояснение, демонстрация и воспроизводящий опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются один с другим и не выполняют никаких творческих заданий.

2. Активное обучение. Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Учащийся выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопросы от учащихся к учителю и наоборот, что развивает творческое мышление.

3. Интерактивное обучение.

Учебный процесс осуществляется при условии активного постоянного взаимодействия всех учащихся. Это самообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения.

Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.

Такие подходы к обучению не являются совсем новыми для украинской школы. Частично они использовались еще в первые десятилетия прошлого столетия и были распространены в педагогике и практике украинской школы в 20-е годы - во времена масштабного реформирования школьного образования. Применяемые в то время лабораторно-бригадные и проектные методы, работа в парах сменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики были передовым словом не только в советской, но и мировой педагогике. Применение этих методов и форм обучения в отдельных школах давало поразительные результаты. Так, в школе, организованной А.Равиным в 1918г., учащиеся разного возраста, обучались в парах сменного состава, проходили за 1 год программу 3-4 лет.

В условиях перехода общества к тоталитаризму в сталинские времена такие методы оказались ненужными и постановлением ЦКВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах» были подвержены уничтожительной критике.

Уже в начале 30-х годов украинская школа превратилась в авторитарную репродуктивно ориентированную с преимущественной унификацией стандартизацией способов, форм и методов обучения. Дальнейшую разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти в трудах В.Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80гг. (Ш.Амонашвили, В.Шаталова, Е.Ильина, С.Лысенковой и др.), теория развивающего обучения. В Западной Европе и США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. В конце XX века интерактивные технологии получили распространение в теории и практике американской школы, где их используют при преподавании разных предметов. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд) в 1980-х годах, показывают, что интерактивное обучение делает возможным резкое увеличение процента усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практику). Результаты этих исследований отражены в схеме, которая получила название «пирамида обучения».Схема демонстрирует, что наименьших результатов можно достичь при условии пассивного обучения (лекция - 5%, чтение - 10%), а наибольших - при условиях интерактивного (дискуссионные игры - 50%, практика через действие - 75%, обучение других или немедленное применение знаний - 90%).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничит задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Внедрение интерактивных форм обучение - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин интерактивное обучение понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» ( inter - взаимный, act - действовать). Интерактивное обучение- это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

III. Интерактивное обучение как организационная форма обучения.

Форма учебного процесса характеризуется совокупностью способов, которыми обеспечиваются передача и усвоение социально-культурного опыта, формируется способность к его обогащению.

Понятие «организационные формы обучения» по своему значению является более узким и по содержанию означает варианты педагогического общения между теми, кто учит, и теми, кто учится, в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое общение может осуществляться непосредственно и опосредственно, при этом более применяемым непосредственным общением является парная форма организации обучения (учитель-ученик, ученик-ученик). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава или в динамических парах представляет собой коллективную форму организации учебных занятий. Интерактивные методы обучения входят в состав коллективного и группового обучения школьников. Педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

Структурное строение занятия на основе интерактивных методик изменяет саму суть учебного процесса, углубляя его в общении, где роли учителя и учащегося находятся в (относительном) равновесии: оба работают для того, чтобы учиться, делиться своими знаниями, достижениями своего Жизненного опыта.

Исследование технологий интерактивного обучения - это следующая форма организации познавательной умственной деятельности. Одной из многих приоритетных целей, которые она реализует, является созданием комфортных условий обучения.

В системе интерактивной работы педагог выполняет роль участника поисковой деятельности, а не руководителя, который называет свой единственно правильный путь решения того или иного задания. В интерактивном обучении важным является не то, как много дети знают, а как много они узнали и, что будут делать со своими знаниями. Суть интерактивного обучения в том, чтоб каждый учащийся на уроке был поставлен в ситуацию учения, познания. Совместная деятельность в таких условиях дает свой вклад в достижение общей цели через обмен знаниями (информацией), идеями, способами деятельности и т.д. Важным в такой работе являются комфортные условия, атмосфера доброжелательности и взаимоподдержки. Создание атмосферы комфортности обучения по методикам интерактивной работы способствует развитию коммуникативных умений и навыков, формированию гражданской позиции, способствует установлению эмоциональных контактов. Во время уроков, которые проводятся в режиме взаимодействия, дети могут совместно высказывать свои мысли, подбирать доказательства, обмениваться мыслями, коллективно находить правильное решение. В этой работе они имеют психологические преимущества, отрабатывают коммуникативные навыки, не боятся ошибаться, во время обучения взаимоотношения между учащимися и учителями строятся на доверии. Использование интерактивных технологий - не самоцель. Это способ создания атмосферы, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, пониманию и доброжелательности, дает возможность по-настоящему реализовать личностно ориентированное обучение. Интерактивными называются специальные способы и механизмы, которые обеспечивают непрерывные диалоговые взаимодействия между людьми. Интерактивное обучение- это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение.

IV. Принципы интерактивной работы.

Назначение интерактивного обучения состоит в том, чтобы, во-первых передать знания; во-вторых, осознать других людей. Имеет оно и свои задачи:

· Решение учебных поведенческих заданий;

· Развитие коммуникативных умений и навыков;

· Установление эмоционального контакта между учащимися;

· Обучение работе в команде;

· Снятие нервной нагрузки школьников;

· Представление возможности менять формы деятельности учащихся.

Здесь содержание работы не только - знания, а и способы мышления. Цель - диалог не ради взаимодействия, а взаимодействие детей ради выявления и реализации их индивидуальных возможностей и потребностей. Для этого необходимо руководствоваться соответствующими принципами:

1.Принципы индивидуализации программ, темпа (это возможно, когда ребенок взаимодействует с различными партнерами).

2.Принцип взаимодействия всех со всеми.

3.Принцип сведения групп.

4.Принцип самоуправления (дети вовлечены в планирование, организацию, управление учебным процессом).

Принципы интерактивной работы можно представить в виде таблицы:

Одновременное взаимодействие

Все учащиеся работают в одно и то же время

Одинаковое участие

Все учащиеся работают в одно и то же время

Позитивное взаимодействие

Группа выполняет задание при успешной работе каждого учащегося

Индивидуальная ответственность

При работе в группе у каждого ученика свое задание

Т.е., интерактивное обучение - это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой - обеспечение комфортных условий, при которых каждый учащийся чувствовал бы свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:

- линия переживания опыта в диалоге;

- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.

Необходимо следить, чтобы школьники не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.

Были выделены следующие нормы поведения на уроке:

- каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание»: например, «Правильно ли я понял…?»; только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не «в победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

- «Хочу спросить…»

- «Для меня сегодняшний урок…»

- «Самое трудное для меня…»

- «Как вы оцениваете свои действия и действия группы…»

- Экспертно-наблюдательная комиссия и др.

Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).

В интерактивных методах обучения рефлексия один из важных этапов современного урока.

Технология интерактивного обучения математики.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала ( после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, а также делать ее вместо опроса или обобщения.

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации, особенно если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Групповая работа достаточно эффективна, однако следует следить за тем, чтобы более сильные и старательные не заглушали инициативу более слабых и пассивных. Целесообразно проводить работу также с относительно стабильными группами, что позволяет оперативно распределять задания различной степени сложности, причем по результатам обучения возможен переход из одной группы в другую.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: анализ письменной работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам, дать задание и оценить результаты работы пары.

Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определенную роль, которую ему выбирает учитель ( спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит : читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведет записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задания и четкие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики представляют результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого - к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

- задействовать на уроке весь класс ( при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

- в полной мере учесть возрастные обязанности детей (игра - неотъемлимая часть жизни любого человека);

- учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Этапы проведения интерактивных форм.

  1. Разминка.

  2. Объединение в группы.

  3. Организация учебной деятельности учащихся в группе.

  4. Подведение итогов.

  5. Презентация групповых решений.

  6. Рефлексия.

Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы не равные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.

Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы.

Третий путь - формирование малых групп путем случайного подбора.

Следующий этап интерактивного обучения - организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:

- усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;

- процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;

- суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

- презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

- изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

- дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;

- совмещать первый путь со вторым.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все- участники;

- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- каждый имеет право попросить каждого о помощи, каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью.

Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» ( «спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен боятся заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.

От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.

Виды интерактивных методов обучения.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов: однако основные интерактивные подходы можно назвать. Это творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.

Методы интерактивного обучения можно разделить на 2 большие группы: групповые и фронтальные. Первые предполагают взаимодействие участников малых групп(на практике от 2 до 6-ти человек), другие - общую работу и взаимодействие всего коллектива.

Время обсуждения в малых группах - 3-5 минут, выступление - 3 минуты, выступление при фронтальной работе - 1 минута.

Групповые методы:

  1. Работа в парах.

Учащиеся работают в парах, выполняя задания. Парная работа требует обмена мыслями и позволяет быстро выполнять упражнения, которые в обычных условиях являются затратными по времени или невозможными (обсудить событие, упражнение, в общем информацию, подвести итог урока, взять интервью один у другого, проанкетировать партнера). После чего один из партнеров докладывает перед аудиторией о результатах.

  1. Работа в тройках.

По сути, это усложненная работа в парах. Лучше всего в тройках проводить обсуждение, обмен мыслями, подведение итогов или наоборот, выделение непохожих мыслей.

  1. Изменяемые тройки.

Этот метод немного сложнее: все тройки класса получают одно и то же задание, а после обсуждения один член тройки идет в следующую, один в предыдущую и знакомит членов образованных групп со своей работой.

  1. 2*2 = 4.

Две пары отдельно работают над упражнением определенный промежуток времени (2 - 3 минуты), обязательно приходят к общему решению, затем объединяются и делятся достижениями. Как и в парах необходимым является консенсус. После этого можно или объединить четверки в восьмерки или перейти к групповому обсуждению.

  1. Карусель.

Ученики рассаживаются в два круга - внутренний и внешний. Внутренний круг неподвижный, внешний движется. Возможны два варианта использования метода - для дискуссии (происходят попарные споры каждого с каждым, причем каждый участник внутреннего круга имеет собственные неповторимые доказательства), или для обмена информацией (ученики из внешнего круга, двигаясь собирают данные).

  1. Работа в малых группах.

Существенным тут является распределение ролей: «спикер» - руководитель группы (следит за регламентом во время обсуждения, читает задание, определяет докладчика, привлекает группу к работе), «секретарь»( ведет записи результатов работы, помогает при подведении итогов и их оглашении), «посредник» (следит за временем, привлекает группу к работе), «докладчик» (четко выражает мысль группы, докладывает о результатах работы группы).

Возможным может быть выделение экспертной группы из сильных участников. Они работают самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют результаты.

  1. Аквариум.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Учитель и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - «аквариум».

Что дает этот организационный прием школьникам?

Он дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как улаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т.д.

Фронтальные методы.

  1. Большой круг.

Учащиеся сидят по кругу и по очереди по желанию высказываются по поводу определенного вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.

  1. Микрофон.

Это разновидность большого круга. Учащиеся быстро по очереди высказываются по поводу проблемы, передавая один другому представляемый «микрофон».

  1. Незаконченное предложение.

Несколько усложненный вариант большого круга: ответ ученика - это продолжение незаконченного предложения типа « можно сделать такой вывод…», «я понял что…».

  1. Анализ дилеммы (проблемы).

Учащиеся в кругу обсуждают определенную дилемму (проще) или проблему (сложнее или поливариантно). Каждый говорит варианты, которые складываются вследствие выбора. Лучше всего давать задания выбора с личностным сенсом (например, платить ли налоги, если государство не способно их правильно распределить?).

  1. Мозаика.

Этот метод, объединяющий и групповую и фронтальную работу. Малые группы работают над разными заданиями, после чего перегруппируются так, чтобы в каждой новообразованной группе были и эксперты каждого аспекта проблемы.

  1. Мозговой штурм.

Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил:

- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;

- не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;

- чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей;

- при решении трудноразрешимой проблемы, она расчленяется на составные части;

- наличие ролей;

- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

- активное взаимодействие всех участников игры;

- имитация в игре реального процесса с помощью модели;

- распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;

- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;

- реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;

- использование гибкого масштаба времени;

- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.

В контексте нашего исследования игра (учебная) предстает как условие самореализации личности учащихся в учебной деятельности, поэтому она понимается как вид деятельности в учебных ситуациях, при которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, направленное на усвоение общественного опыта, восприятие ценностей, установок и способствующая самореализации учащегося.

Игра «математический брейн-ринг».

Ее основная цель - создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

  1. Ведущий выдает или просто читает условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

  2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

  3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

  4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

  5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

  6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Такая игра заставляет школьников работать в очень высоком темпе. Так, с шестиклассниками за 2 часа можно разобрать около 15 - 20 задач.

Брейн-ринг можно проводить по определенной теме. При этом самые первые задачи темы ученики решают сами, своими методами. Ведущий может показать другое решение, более удобное. Затем такая же ситуация повторяется на второй, третьей задаче. При повышении сложности заданий участникам ничего не остается, как воспользоваться новым методом.

Один из видов групповой работы - игра математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу.

Учащиеся с удовольствием работают в группах, любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать четкие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

Очень эффективным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная «карусель». Это образовательная игра пригодна и для проведения урока, и для внеклассного мероприятия. Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, дает возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А, так как математическая «карусель» - это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики.

Правила математической «карусели».

Математическая «карусель» - это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах - исходном и зачетном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (например от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляет решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачетный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачетный рубеж и присоединяется к игроку №1 и т.д.. В дальнейшем члены команды, находящиеся на «исходном» и «зачетном» рубежах, решают новые задачи независимо друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачетный рубеж, но если на зачетном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном и на зачетном рубежах команда в любой момент может отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешенной. После того, как часть команды, находящаяся на каком-либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от нее, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решенную задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачете команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешенной следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов и больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решенная задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решенная задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если:

- кончилось игровое время;

- кончились задачи на зачетном рубеже;

- кончились задачи на исходном рубеже, а на зачетном рубеже нет ни одного игрока.

Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность «карусели» может составлять от 20 минут до часов и зависит от ее целей, количества и трудности задач и размеров команд.

Деловые и ролевые игры.

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончанию или в ходе игры. Игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. В любом типе коммуникации один из ее участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник-организатор коммуникации - согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Интерактивное обучение на практике.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логике образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания учащихся служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, ученики берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

В свою очередь, я, как учитель, использующий интерактивную модель обучения, выступаю в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта я излагаю текстовый материал, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса и т.д. в роли организатора я налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.).

В роли консультанта я обращаюсь к опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие. На моих уроках происходит многосторонний тип коммуникации между мной, как учителем и учащимися, а также между самими учениками. В своей работе я использую коммуникативные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик-группа учеников» (работа в группах), «ученик - аудитория» или «группа учеников - аудитория».

Использование интерактивных методов обучения позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.

Анализируя материалы интересных уроков («Осевая симметрия» - 9 класс, «Арифметический квадратный корень из произведения, дроби и степени» - 8 класс, «Теорема Виета» - 8 класс, «Квадрат двучлена» - 7 класс) можно выделить ряд приемов, способствующих интеллектуальной деятельности учащихся: «обучаясь-учусь», работая в малых группах, парах, метод карусели. Учащиеся самостоятельно работали в парах, консультировали и обучали друг друга, готовили сообщения, защищали проекты, оценивали друг друга. Это позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценной работы групп - правильное их комплектование. Задания группам подбираю таким образом, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы.

Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.

Изучение темы «Теорема Виета» в 8 классе начинаю с организации групповой деятельности учащихся. Урок начинается самостоятельной работой, которую учащиеся должны выполнить в группах. Каждая группа получает задания. Дано квадратное уравнение:

  1. 2 = 8х; 2) 5х2 = 25; 3) х2 - 5х + 4 = 0; 4) х2 - х - 2=0.

Всем учащимся класса предъявлены такие требования:

  1. Решить уравнение.

  2. Найти для каждого из них сумму и произведение его корней.

  3. Найти для каждого уравнения частное от деления второго коэффициента взятого с противоположным знаком, на первый коэффициент и частное от деления свободного члена на первый коэффициент.

  4. Сравнить полученные значения частных для каждого уравнения с соответствующими значениями суммы и произведения его корней. После этого представители от каждой группы сообщают свои результаты, в результате наблюдений учащиеся делают выводы: полученные равенства не случайные, а являются свойствами квадратных уравнений. Затем формулируется теорема Виета и утверждения, обратные к ней.

Тема. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

Устный опрос: «Игра: Микрофон».

  1. Что называют квадратным корнем из числа а?

  2. Что называют арифметическим квадратным корнем из числа а?

  3. Как обозначают арифметический квадратный корень из числа а?

  4. Как называется знак √ ?

  5. Как называют запись √а?

  6. Как называют выражение , стоящее под знаком радикала?

  7. Какое значение может принимать подкоренное выражение?

  8. Как называют действие нахождения арифметического квадратного корня из числа а?

  9. Чему равно значение выражения (√а)2 для любого неотрицательного числа?

  10. Сколько корней имеет уравнение х2 =а при х › а? Чему они равны?

  11. Имеет ли корни уравнения х2 =а, при а = 0, при а ‹ 0?

Кто из учащихся даст больше ответов, тот победитель.

«Метеоритный дождь» - запишем то, что смыло дождем в формуле. 7 кл. при изучении формул сокращенного умножения.

Убедилась в том, что учащиеся с интересом выполняют «нестандартные задания», в которых необходимо найти неточности, ошибки, противоречия и исправить их, проконтролировать действия одноклассника, вставить нужное выражение.

Закрепление и осмысление знаний по теме: «Стандартный вид числа» в 8 кл., можно провести в виде игры «Диалог».

Объединить учащихся в 5 групп и определить 5 экспертов (по одному из каждой группы). Эксперты следят за работой групп, контролируют время, а также сами выполняют задания.

Задания:

  1. Записать в стандартном виде число:

1). 7500, 2). 110 000, 3). 34,17; 4). 456 000 000, 5). 0,035;

6). 0,00015.

2. Масса Земли равна 6 000 000 000 000 000 000 000 т, а масса атома водорода 0,000 000 000 000 000 000 0017г. Записать в стандартном виде массу Земли и массу атома водорода.

3. Записать в стандартном виде:

1).45*103; 2). 117*107; 3). 0,74*105.

4. Записать в виде десятичной дроби числа, которые записаны в стандартном виде. Записать в виде десятичной дроби число:

1). 1,2*103; 2). 117*105; 3). 4,2*10-3; 4). 5,7*10-5.

После завершения работы представители от каждой рабочей группы записывают ответы на отдельных листиках, отдают их экспертам, проверяют, делают выводы. Группы обсуждают ответы и заносят конечные варианты ответов в тетради.

Заключение


Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

- развитие личностной рефлексии;

- осознание включенности в общую работу;

- становление активной субъективной позиции в учебной деятельности;

- развитие навыков общения;

- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

- повышение познавательной активности.

классу:

- формирование класса как групповой общности;

- повышение познавательного интереса;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

учителю:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Список использованной литературы

1. Гін А. Прийоми педагогічної техніки. - Луганськ, 2004.-84 с.

2. Голодюк Л. Як навчити учнів спілкуватися на уроці // Рідна школа. - 2001.-№9.

3. Гезеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении:О коллективном способе учебной работы. - М.: просвещение, 1991.

5. Интерактивное обучение: новые подходы // Відкритий урок. - 2002.-№5-6.

6. Інтерактивні методи навчання у підготовці спеціалістів для банківської системи України: 36.наук.праць.-Суми-Харків,2001.-250 с.

7. Кондратюк В.Л., Волос М.М., Бабин І.І.Основні тенденції розвитку системи освіти та освітніх технологій у світовій педагогічній практиці. // Відкритий урок. - 2002.-№5/6.

8. Крамаренко С.Г. Інтерактивні техніки навчання як засіб розвитку творчого потенціалу учнів// Відкритий урок.-2002.-№5/6.

9. Нісімчук А.С., Падалка О.С., Шпак О.Т., Сучасні педагогічні технології.К, 2000.-368 с.

10. Освітні технології./За ред..О.М.пєхоти.-К.-2002.-255 с.

11. Саган О. Інтерактивні методи навчання як засіб формування навчальних умінь молодших школярів // Початкова школа. -2002.-№3.

12. Пометун О., Пироженко Л. Інтерактивні технології навчання: теорія і практика.-К., 2002.-136.

13. Подласый И.П. Педагогика. - М.:ВЛАДОС, 1999.-Кн.1.:576с.

14. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы//Инновации в образовании.-2001.-№5.-С.106-107.


© 2010-2022