Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

Специфика данного урока заключается в том,  что на протяжении всего урока учащиеся развивают свою функциональную грамотность и  готовятся к ЕНТ. Урок основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятие проходит в форме свободного практического урока и состоит  из обобщённой теоретической  и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями,  вошедшими в ЕНТ  прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контролируемых вопросов.    Целью ...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Подробный конспект урока



Организационная информация

Тема урока

«Решение показательных уравнений»

Предмет

Алгебра и начала анализа

Класс

11

Автор урока:

Стрижелецкая Наталья Николаевна, учитель математики

Образовательное учреждение

ГУ «Средняя школа №3 отдела образования Атбасарского района»



Методическая информация


Тип урока

Комбинированный (обобщение и систематизация знаний)

Цели урока

организовать деятельность учащихся по обобщению методов и этапов решения показательных уравнений; формировать практические навыки их решения, функциональную грамотность учащихся

Задачи урока

Образовательная: актуализация опорных знаний при решении показательных уравнений; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; проверка усвоения темы на обязательном уровне.

Развивающая: развитие умения применять знания в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие учебно-познавательных компетенций.

Воспитательная: формирование навыков самоконтроля; создание условий для саморазвития и самореализации учащихся; совершенствовать коммуникативную компетентность, воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

Используемые технологии

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения; технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология мультимедиа

Методы обучения:

Системное обобщение, тестовая проверка уровня знаний, беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Оборудование:

Мультимедийный кабинет, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация учителя , оценочные листы

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут ученики в ходе урока

В результате проведения урока учащиеся

смогут:

анализировать и выбирать оптимальные способы решения показательных уравнений;

применять теоретические знания при решении

уравнений;

логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения, аргументировать полученные результаты;

участвовать в дискуссии, отстаивать своё мнение в поиске решения задач с использованием алгоритмов;

уважать мнение других, обсуждать, вырабатывать алгоритм решения, задуматься над уровнем своих знаний, осознать необходимость в дополнительном образовании, в работе над самосовершенствованием

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Постановка цели и задач (3 мин)

  3. Тренинг « Гимнастика ума» (2мин)

  4. Этап актуализации субъектного опыта учащихся (6 мин)

  5. Обучающая программа «Тест-прогноз» (3 мин)

  6. Гимнастика для глаз (релаксация) (2 мин)

  7. Диагностика уровня формирования практических навыков. (6мин)

  8. Тест: «Концентрация внимания» (2 мин)

  9. Этап обобщения и систематизация знаний и способов деятельности

(6 мин)

  1. Этап контроля и самоконтроля (10 мин)

  2. Домашнее задание. (1 мин)

  3. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. (3 мин)

Ход и содержание урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой. (слайд № 1-2)

Образовательные задачи:

1)Обеспечить рабочую внешнюю обстановку на уроке;

2)Психологически подготовить учащихся к общению.

Эмоциональный настрой совместной работы.

(На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку.

ХОЧУ: пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний; хочу пожелать

вам «Ни пуха, ни пера!».

МОГУ: сообщить, что на уроке можно ошибаться, сомневаться,

консультироваться.

УМЕЮ: применять с вами рациональные способы для решения уравнений

ДЕЛАЮ: вам установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход

решения», а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед.

2.Постановка цели и задач

Образовательные задачи:

1)Подготовить к осмыслению деятельности на уроке

2)Развитие мотивационной сферы учащихся, формирование межличностных отношений

Если вы не против, я расскажу вам маленькую притчу.

Притча:Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано"Переверни и ты узнаешь что-то новое".Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты

не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".

- О чем притча? (о знании)

- К чему призывает мудрость? (повторять и пользоваться теми знаниями, которыми владеем)

Итак! Наша цель опираясь на полученные знания, доказать, что мы умеем ими пользоваться.

Давайте, совместно определим задачи нашей работы на уроке. Для этого я вам предлагаю прочитать некоторые мысли, выбрать наиболее подходящие для нашей работы и дополнить их: (слайд № 3)

Умение решать…

Умение применять …

Умение грамотно …

Умение обобщать, систематизировать…

Умение логически мыслить…

Умение молчать…

А теперь посмотрите друг на друга и скажите, какие между вами могут сложиться отношения на уроке, и в целом?

Итак, ребята, молодцы! Если всё, сказанное вами, обобщить, то мы получим цели урока…

У каждого из вас на столах имеется карточки - задания, лист оценки деятельности. В лист оценки деятельности вы должны выставлять себе количество набранных баллов за каждую деятельность на уроке. Весь остальной материал мы будем использовать в течении урока.

3. Тренинг « Гимнастика ума» (слайд № 4-5) (приложение 1)

Образовательная задача:

1)отработка навыков быстрого счета

На каждом уроке мы отрабатываем навыки быстрого счета, вот и сегодня вы должны решить за 1 минуту как можно больше простейших показательных уравнений. Ответы записываем в сводную таблицу.

Проводится самопроверка. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл и выставляете в лист самоконтроля.

4.Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Образовательные задачи:

  1. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность;

  2. Актуализировать субъектный опыт учащегося.

1.Вопросы, которые предлагаются учащимся для устных ответов с места .

а) Какая функция называется показательной?

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»в) Какие из перечисленных функций показательные: (слайд № 6)

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

с) Какие из перечисленных функций возрастают,

какие убывают? (слайд № 7)

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»; Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ; Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ; Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» .

d) Какой из графиков является графиком функции Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ? (слайд № 8)

1) 2) 3) 4)

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»е) Вычислить: Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ; Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ; Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ;Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ;Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»; Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» (слайд № 9)

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»f) Разложить на множители: (слайд №10)

g) Какое уравнение называется показательным?

m) Какой вид имеет простейшее показательное уравнение? (слайд № 11)

n) Сколько корней может иметь уравнение вида a х = b и от чего это зависит?



Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»к) Выбрать показательные уравнения: (слайд №12)

(За каждый правильный ответ присваивается 1 балл и результат заносится в лист самоконтроля).

5. Обучающая программа «Тест-прогноз»

(индивидуальная работа учащихся на компьютерах)

Образовательные задачи:

1) формирование информационной компетенции учащихся

2)выявление пробелов в знании теоретического материала

Следующий этап нашего урока тест-прогноз. (слайд № 13)

1.Является ли убывающей функция Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

2.Является ли возрастающей функция Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

3.Является ли показательным уравнение 3 √2х-1 *27 = 9 √2х-1

4 Верно ли, что областью определения показательной функции является R

5.Верно ли, что если b>0, то уравнение Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» имеет один корень.

6.Верно ли, что если b=0, то уравнение Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» не имеет корней

7.Верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатой(0;1)

8.Верно ли, что если b<0, уравнениеУрок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений», имеет корни

9. Верно ли, что процесс радиоактивного распада можно выразить показательной функцией.

10.Верно ли, что явление которое можно выразить показательной функцией, служит размножение живых организмов.

(по завершении тестирования в лист самоконтроля выставляется полученный результат )

6. Гимнастика для глаз (релаксация) (слайд №14)

7. Диагностика уровня формирования практических навыков.

Образовательные задачи:

1) выявить уровень сформированности практических умений

2)формирование учебно-познавательной компетенции

Какие методы решения показательных уравнений знаем? Составление кластера на интерактивной доске. (слайд №15)

О чём говорит этот блок уравнений? (слайд № 16)

  1. 3х = 27

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

4х-6·2х+8=0

2) 6х-3 = 36

5х+2 =5х Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»32х+1- 28 ·3х +9 =0

3) 5х-2 =25

3х+3-3х=78


4) 2х = 32 + а

3х-1 + 3х + 3х+1 = 13

4 -3·4х - 4 = 0

Указать способы решения показательных уравнений. У каждого из вас имеется тест, поставьте номер способа, который применяется для решения данных уравнений.(Два ученика у доски работают в интерактивном режиме .Взаимопроверка.) (слайд№ 17-18) (приложение2)

1 вариант

Методы решения

уравнения

1

2

3

4

5

  1. Использование свойств и приведение к одному основанию

  2. Вынесение общего множителя

  3. Введение новой переменной

  4. Метод почленного деления

  5. Графический

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


2х = х + 2


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


3 ·16х + 2 ·81х = 5·36х


5х - 5х-2 = 600


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


2вариант

Методы решения

уравнения

1

2

3

4

5

  1. Использование свойств и приведение к одному основанию

  2. Вынесение общего множителя

  3. Введение новой переменной

  4. Метод почленного деления

  5. Графический

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


2х+2х-3=18


2х = х


4х-6*2х+8=0


2х+2+52х+5=13*5+2х+4


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»


27х + 12 х = 2 ·8х


Какое уравнение на ваш взгляд наиболее трудное? (Решение с комментированием, запись решения на доске).

Для того чтобы выполнить следующее задание нужно сосредоточить внимание.

8. Тест: «Концентрация внимания» (слайд № 19)

3

19

9

27

Кратные 3

15

20

21

25

кратные 5

1

3

5

10

простые

5

12

22

56

чётные

11

37

24

51

нечётные

7

84

3

5

однозначные

24

35

78

9

двузначные

121

169

224

144

квадраты

Запомнить и воспроизвести в указанном порядке лишнее (по смыслу составления ряда) число.

% внимания =(число верных чисел по поряд-ку) · 0,125 · 100%

9. Этап обобщения и систематизация знаний и способов деятельности, (работа в мини-группах)

Образовательные задачи:

1)Обеспечить формирование целостной системы знаний и способов деятельности по теме урока

2)Формирование учебно-познавательной компетенции

Следующее задание выполняем в мини -группах: (слайд №20)

  • 1 группа - «Заполни пропуски» (работа за компьютером)

  • 2 группа - «Найди ошибку» (работа за компьютером)

  • 3 группа - «Решить уравнения» (самостоятельное решение в тетради с обсуждением в группе, представитель комментирует и записывает решение на интерактивной доске)

3группа 2 группа

«Решить уравнение»

22х+1 - 7·10х + 52х+1=0

2·2- 7·2х · 5х +5·5=0 (: 5≠0)

2·(Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»)-7 (Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»)х+5=0 Пусть ( Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» )х= t, t›0

2 t2-7 t+5=0

Д=49-4·2·5=9

t1=Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»=1, t2= Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

(Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»)х=1 (Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»)х=Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

х = 0 х=-1

.

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»2 группа :«Найди ошибку»




1группа: «Заполни пропуски»

5Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»

Решение: Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» ;

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»2х+6;

3 - 4х = ;

Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»;

-6х = ;

Х = 3: ; Х = Урок алгебры в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений» .

Ответ: - 0,5.

9.Этап контроля и самоконтроля

Образовательные задачи:

  1. Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий.

  2. Определить недостатки в знаниях и способах действий учащихся. Установить причины выявленных недостатков.

  3. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

А, сейчас ребята, предлагаю Вам проверить свои знания. У каждого на столе лист с разноуровневыми заданиями. (приложение3)Выберите посильные для вас задания, которые вы сможете решить. Успеха! ( слайд №21-22)

(Оцените свою работу, поставив баллы в лист самооценки)


  1. Домашнее задание. (слайд №23)

Образовательные задачи:

  1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§13

Выполнить индивидуальные задания (по карточкам). (приложение4)

Проработать показательные уравнения из сборника ЕНТ (вариант 10-15)


  1. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. (слайд №24)

Образовательные задачи:

  1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Давайте подведем итог урока. (Говорят ученики) На уроке вами были выполнены все задания, вы проявили выдержку, настойчивость и я бы сказала мужество. Все сотрудничали в совместной познавательной и учебной деятельности согласно выработанных нами правил, при этом уважая друг друга. (приложение 5)Объявляются оценки учащихся на основе самоконтроля и сдаются листы самоконтроля. Спасибо за работу на уроке.

Учителю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал ученик задания. Для этого ученики ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем учитель обработает результаты. (приложение6)

© 2010-2022