- Преподавателю
- Математика
- Урок систематизации знаний в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»
Урок систематизации знаний в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузина Н.В. |
Дата | 19.01.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35 Г.ТАМБОВА
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Конспект урока математики в 5 классе.
Урок подготовлен и проведён учителем
Кузиной Ниной Вениаминовной.
Тамбов
2011
Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Заключительный урок темы.
Цели урока:
Образовательные:
-
Систематизация знаний по теме "Обыкновенные дроби".
-
Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся.
-
Ввести в рассмотрение новый круг задач; научиться выражать часть от целого в виде обыкновенной дроби.
Развивающие:
-
Расширение кругозора учащихся.
-
Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать.
-
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика.
-
Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Воспитательные:
-
Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
-
Воспитание уважения друг к другу
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Запись даты, заголовка классной работы.
В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает "попасть в трудное положение".
Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Вы согласны со мной? Тогда внимание! Мы начинаем работать!
2. Актуализация знаний.
-
Учащиеся проверяют домашнее задание в парах и оценивают работу товарища. Образцы на фломастерной доске.
-
Устный опрос.
- Из чисел ; , , 20, выберите лишнее.
- Как называются остальные числа? (Обыкновенные дроби). Запись темы урока.
- Что означает дробная черта?
- Как называют число, записанное над дробной чертой?
- Под дробной чертой?
- Что показывает знаменатель?
- Что показывает числитель?
- Какую часть нашего класса составляют мальчики?
- Часто ли используют дроби в современной жизни?
- Как вы думаете, давно ли они появились и как?
Как только люди стали выполнять измерения, появились меры длины, массы, пришлось учитывать и части, доли этих мер. Так и появились дроби. Сегодня мы повторим и обобщим сведения, имеющиеся у вас об обыкновенных дробях, а вы, как и во время любого путешествия должны быть предельно внимательны.
3. А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово. (Картинка проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора)
-
Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).
-
В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13).
-
Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
-
У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки? (5/10).
(Ответ: НОТА).
Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.
4. Решаем задачи письменно, делая краткие записи к ним в виде отрезков. Эта часть урока проходит с помощью старшеклассников, которые играют роли Почтальона Печкина, Черепахи Тортиллы, Кролика.
Ребята, к вам в гости пришли герои ваших любимых мультфильмов. Решите их задачи по математике.
-
Я - Почтальон Печкин. Мне надо доставить 24 письма. Я уже доставил всех писем. Сколько писем мне осталось разнести?
-
Я - Черепаха Тортилла. Вчера до 10 часов утра я проползла всего пути от болота до театра, что составило 260м. Сколько м мне осталось проползти после 10ч утра до театра? Я хотела бы, чтобы мою задачу вы решили бы двумя способами.
-
Я - Кролик. Я решил на своём огороде длиной 10м и шириной 4м посадить капусту и морковь. площади этого огорода я засеял морковью, а остальное - капустой. Я бы хотел, чтобы вы, ребята, сделав рисунки, ответили на мои вопросы:
-
Какая часть огорода занята капустой?
-
Какая часть огорода больше: занятая капустой или занятая морковью?
-
На сколько квадратных метров площадь, занятая морковью, больше, чем площадь, занятая капустой?
Молодцы, ребята. Решили все задачи, хорошо работали на устных упражнениях, устали. Сделаем сейчас набольшую физкультминутку. (Учащиеся - старшеклассники проводят физкультпаузу и уходят).
Почтальон Печкин:
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Кролик: Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой - правое ухо, правой - кончик носа.
Черепаха Тортилла:
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох - потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох - кисти к плечам, локти свести вперед.
5. Самостоятельная работа. (Последнее задание - пропедевтика следующей темы: «Сравнение дробей»). Задания даются из дидактических материалов, 4 варианта. Примерное содержание работы:
1.У Коли было 11 яблок. 7 яблок он отдал Мише. Какую часть яблок он отдал Маше?
2. Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал часть всего поля. Сколько гектаров вспахал тракторист?
3.Турист прошел 6 км, что составляет всего пути. Какое расстояние должен пройти турист?
4. В классе 24 ученика. всех учащихся класса составляют девочки. Сколько девочек в классе?
5. На полке 35 учебников, это всех книг. Сколько книг на полке?
6.
а) да; б) нет; в) сравнить нельзя.
6. Собрать тетради учащихся. Рефлексия:
Возьмите карточки самооценки (у учащихся карточки есть на каждом уроке математики) и оцените свою работу.
-Кто оценил свою работу на «отлично»?
-Кто оценил свою работу на «хорошо»?
- Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?
7. Постановка домашнего задания.
У дробей, ребята, есть своя история. Один из уроков мы с вами посвятим истории возникновения дробей. Я предлагаю вам покопаться в книгах нашей школьной или домашней библиотеки, в сети Internet и написать короткий рассказ от лица обыкновенной дроби "Моя история". Это - перспективное задание. А к следующему уроку: № № 959 - 962.
Список использованной литературы и источников:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011. - 280 с.