Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Мы выбрали эту тему потому, что нас заинтересовало, почему мозг можно назвать самым главным компьютером и что может развивать мозг лучше электронных игр. Мы считаем, что выбранная нами тема очень важна. Наш мозг активно развивается, поэтому не всё равно, чем мы его будем занимать в своё свободное время. Цель нашего исследования: выяснить, почему мозг человека сложнее, интереснее, загадочнее любого компьютера и что может сделать каждый из нас для наилучшего развития своего мозга. Наша гипотеза. ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Детская исследовательская работа

«Самый главный компьютер»









Введение

Наше время - время информации. Всевозможные электронные устройства - компьютеры, psp, сотовые телефоны - прочно вошли в нашу жизнь. Дома мы проводим время за компьютерами, а на переменах спешим достать psp или сотовые телефоны, чтобы насладиться электронной игрой. Наши учителя стали говорить нам: «Не сидите на перемене - подвигайтесь! Пусть отдохнут ваши глаза - они устают от разглядывания мелких изображений! Эти игры не развивают ваш мозг!». Но игры такие увлекательные, особенно если вокруг собралось несколько зрителей, и ты можешь продемонстрировать своё мастерство! Учителя настаивали: «Самый главный компьютер находится внутри нас - это наш головной мозг. И он нуждается во внимании и заботе».

Мы выбрали эту тему потому, что нас заинтересовало, почему мозг можно назвать самым главным компьютером и что может развивать мозг лучше электронных игр.

Мы считаем, что выбранная нами тема очень важна. Наш мозг активно развивается, поэтому не всё равно, чем мы его будем занимать в своё свободное время.

Цель нашего исследования: выяснить, почему мозг человека сложнее, интереснее, загадочнее любого компьютера и что может сделать каждый из нас для наилучшего развития своего мозга.

Наша гипотеза.

Если:

- разумно ограничивать использование электронных устройств на школьных переменах и дома,

- использовать личное время для активного движения, общения, чтения, развивающих игр,

то развитие головного мозга будет происходить наиболее успешно.

Для того, чтобы достичь цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Выяснить, чем похожи и чем отличаются мозг человека и компьютер.

2) Проанализировать ситуацию с использованием электронных устройств в нашем классе.

3) Показать в практических мини-исследованиях удивительную работу мозга.

4) Выявить, что может сделать каждый для лучшего развития своего мозга, составить рекомендации.

5) Проверить некоторые рекомендации на практике.

Мы составили следующий план исследования:

1) Найти и изучить в литературе сведения о том, как устроен и как работает мозг, почему его сравнивают с компьютером, в чем уникальность мозга.

2) Провести анкетирование для выяснения ситуации с использованием электронных устройств в нашем классе.

3) Провести ряд практических мини-исследований, проанализировать их результаты, сделать выводы:

- мини-исследование «Главные разведчики мозга» (изучить работу органов чувств);

- мини-исследование «Читаем мозгом» (удивить особенностями работы мозга при чтении слов);

- мини-исследование «Кто я - правша или левша?» (определить ведущую руку у одноклассников);

- мини-исследование «Логическое или творческое?» (выявить преобладающий вид мышления в классе).

4) Разработать практические рекомендации для эффективного развития головного мозга «Друзьям своего мозга», привлекательно оформить их и подарить одноклассникам.

5) Проверить некоторые рекомендации на практике:

- мини-исследование «Пишем не ведущей рукой» (тренировка руки, противоположной ведущей);

- мини-исследование «Активное движение на свежем воздухе» (определение, сколько времени одноклассники проводят на свежем воздухе (гуляют, ходят пешком…);

- мини-исследование «Кто быстрее найдёт все числа от 1 до 90?» (тренировка сосредоточенности внимания на задаче).

6) Провести анкетирование для выяснения эффективности проведенного исследования.

7) Оформить результаты работы над проектом в печатном и электронном (презентация) видах, подготовить проект к выступлению.

8) Пропагандировать полученный опыт в 3-4 классах нашего лицея, в других школах города. Объяснять тем, кто продолжает просиживать все перемены за электронными устройствами, почему это не очень полезно.

9) Продолжать интересоваться новыми открытиями учёных, исследующих тайны мозга, потому что это познание бесконечно.

Предполагаемый результат.

После завершения проекта участники будут:

- понимать, что мозг человека сложнее, интереснее, загадочнее любого компьютера и о нём нужно заботиться;

- осознанно использовать личное время в школе и дома для активного движения, общения, чтения, развивающих игр;

- пропагандировать полученный опыт среди сверстников;

- продолжать исследовать свой «самый главный компьютер».

Как устроен и как работает мозг, почему его сравнивают с компьютером

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Фото 1. Наша команда исследователей склонилась над «темой»

Как устроен мозг?

Головной мозг человека (вес около 1,4 кг) - скопление около 100 млрд нейронов (столько звезд в нашей Галактике, это в 14 раз больше населения всей Земли!). Состоит из трех основных отделов:

1) ствол мозга, регулирует дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную и другие жизненно важные системы;

2) мозжечок («маленький мозг»), управляет равновесием, координацией, осанкой;

3) Большой мозг, состоит из двух полушарий, покрытых корой. Если ствол мозга и мозжечок отвечают за обеспечение жизнедеятельности, Большой мозг отвечает за то, чем будет наполнена наша жизнь. Толщина коры больших полушарий - только 3 мм, но именно она помогла нам научиться ходить, говорить, кататься на велосипеде, читать, писать, знакомиться с людьми и с самим мозгом, со звездами и Вселенной, мыслить и творить!

Два полушария работают по разным «программам». Левое полушарие более «строгое», оно реализует такие серьёзные программы, как «Логическое решение», «Математические способности», «Письмо и язык», «Речь», «Наука». Правое полушарие можно назвать «творческим», в его ведении программы «Воображение», «Музыкальные способности», «Пространственное мышление», «Определение расстояний», «Творчество». Несмотря на такие заметные различия, у здорового человека всегда работают оба полушария под девизом «Два полушария - один мозг!». Интересно, что левое полушарие контролирует правую половину тела, а правое - наоборот.

Как устроен нейрон, видно из рисунка 1 «Портрет нейрона».

Рисунок 1

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Сома - «тело» нервной клетки.

Дендриты (греч. dendros - дерево) - короткие отростки, их количество только у одной клетки может достигать 1500! Их цель - сбор информации. Если сома - «почта», ядро - «дирекция почты», то дендриты - «те, кто несут на почту письма, посылки, бандероли, переводы и др. важную корреспонденцию».

Аксон - длинный отросток. Главный передатчик информации, «поезд», увозящий информацию по назначению. Аксоны - «живые провода», миелиновая оболочка - отличная изоляция!

К 7 годам мозг ребенка достигает 95% объема мозга взрослого человека. Оставшиеся 5% мозг «доберёт» к 18-20 годам. Развитие мозга будет продолжаться всю жизнь!

Как работает мозг?

Мозг использует язык электрических импульсов. Он непрерывно обрабатывает поступающую к нему информацию, главные поставщики которой - «разведчики мозга», органы чувств. Корректирует ответную реакцию по поступающим сигналам. Капитан Мозг «рулит» человеческим «кораблем» с именем «Наташа», «Степан», «Павел», «Кристина», который находится в непрерывном «плавании» по океану Жизни.

Для работы мозга решающее значение имеет количество связей между нейронами. Обычно нейроны работают дружными командами. «Звонок» одному «будит» всех заинтересованных в принятии решения по поступившему сигналу, совещание начинается немедленно и происходит без проволочек. Недавно ученые выяснили, что и качество связи может быть разным. Усиленные связи образуются, когда на дендритах отрастают дополнительные «шипики» (при встрече мозга с новой задачей, в течение первых двух дней). «Шипики» могут «вянуть», если этот канал мозгом долго не используется. Востребованные дендритные шипики могут сохраняться всю жизнь - это материальные носители памяти.

Любимая «еда» мозга - всевозможные задачи, чем сложнее - тем «вкуснее»! Потому что мозг запрограммирован эволюцией на самообучение и саморазвитие!

Почему мозг сравнивают с компьютером, в чем уникальность мозга?

Мы проанализировали несколько литературных источников (как печатные, так и электронные издания из интернета), обсудили их и результаты представили в таблице:


Компьютер

Мозг человека

Работает с информацией

Работает с информацией

Выполняет заложенные
программы

Учится всю жизнь самостоятельно

Решает логические задачи

Решает и логические, и творческие задачи

Довольно быстро устаревает

Может развиваться и совершенствоваться всю жизнь

Не устаёт

Очень устаёт, до переутомления, особенно от однообразной работы

Можно выключить

Работает постоянно и непрерывно

Считает быстрее, точнее, не забывает

Не так быстр и точен в счете, может забывать, поэтому и придумал специальный «инструмент» - компьютер

Можно тиражировать

Мозг каждого человека уникален, непредсказуем, неповторим

Мозг человека - самое сложное творение Природы. Компьютер - творение человеческого разума. Принципы работы компьютера специалистам досконально известны и описаны до последней запятой. В области исследования работы мозга по-прежнему больше вопросов, чем ответов.

Если бы мозг разговаривал, он бы сказал: «Я работаю с информацией и никогда не отдыхаю. Днем работы, конечно, больше, но и ночью ее хватает - просто она другая. Я - самый главный руководитель Тела, я - долгожитель, мои клетки - ровесники человека. Я обожаю учиться и делаю это всю жизнь - ведь к миру каждый миг надо приноравливаться заново. Я легко умещаюсь внутри тела и занимаю там не слишком много места, но во мне умещается целая Вселенная…».

Компьютер всегда останется только инструментом, усиливающим возможности мозга человека, как молоток увеличивает силу человеческой руки. Компьютер (англ. computer - «вычислитель») - машина для проведения вычислений. «Машины! - презрительно воскликнул Клерк. - <…> Они хороши лишь для утомительно прямолинейных задач, вроде сооружения звезд или разрушения планет. Но поручите им что-нибудь трудное, например, утешать вдову, и они просто разлетятся на куски от натуги» (Р.Шекли, «Координаты чудес»).

Компьютер по-своему «левополушарен». Утешать, грустить, смеяться - совершенно непосильные для него задачи. Он пользуется двоичным кодом - твёрдое «да» или твёрдое «нет», никаких полутонов и оттенков. Он не может узнать любимые им цифры в тесте Тьюринга, потому что они нарисованы искривлёнными перечёркнутыми линиями. Это помогает понять, работает с информацией машина или человек.

В то же время значение компьютеров в жизни человека становится всё более весомым. Они трудятся повсюду - на дорогах Земли и в космических просторах, в больницах и офисах, в научных институтах и школах… Компьютеры открывают широкий доступ к информации, облегчают её обработку, становятся незаменимыми помощниками человека при решении самых сложных задач, в том числе при изучении мозга.

Наше исследование было бы совершенно невозможно без помощи этой очень умной машины.

Анкетирование «Электронные устройства в нашем классе»

Для выяснения ситуации с использованием электронных устройств в нашем классе вместе с руководителями мы разработали анкету (Приложение 1) и провели опрос, в котором участвовало 28 человек.

Результаты проведенного анкетирования показали, что у всех без исключения есть дома компьютер (у большинства - их два и больше), почти у половины ребят есть собственный компьютер. Все опрошенные имеют в личном пользовании сотовый телефон, а 43% - еще и psp.

На вопрос «Как быстро ты осваиваешь новую игру?» 25 человек ответили - легко, быстро (только 3 человека делают это не очень быстро). В этом нет особой заслуги нашего мозга. Разработчики электронных игр заинтересованы в том, чтобы мы как можно быстрее «подсели на игру». Задания такие, что вызывают однотипные действия играющего. Для прохождения игры в большинстве случаев достаточно овладеть четырьмя клавишами под левую руку и использовать мышь в правой руке. Есть несколько типов игр - стрелялки, стратегии, гонки… Эффекты, краски, динамика удерживают внимание в течение длительного времени, мозг не замечает утомления. Вот почему электронные игры при долгом использовании не развивают, а зомбируют мозг.

Ситуация со временем, которое одноклассники проводят за играми на ПК дома, отражена на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Анализируя диаграмму 1, можно сказать, что настоящих «игроманов» у нас в классе нет. 25 человек в будний день и 15 человек в выходной день играют не больше 1-2 часов. «Заядлых» игроков в будни только 3 человека (играют 3-4 часа), в выходные их заметно больше - 13 человек (играют 2-4 часа, а один человек даже больше 4 часов).

Диаграмма 2 показывает, сколько времени на переменах ребята уделяют играм на psp, сотовом телефоне.

Диаграмма 2

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Нас очень порадовало, что электронные игры не являются приоритетными в нашем классе: половина ребят не играет вообще, а каждую перемену играют только 4 человека.

Еще одно подтверждение тому, что зависимости от игр у большинства ребят в нашем классе нет, видно из диаграммы 3. 22 человека легко отложат игру, но 6 человек на сегодня нуждаются в помощи. Они должны мобилизоваться, чтобы как можно раньше уйти от такой зависимости.

Диаграмма 3

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Отношение к электронным играм приводится на диаграмме 4. Большинство ребят разумно подходят к использованию игр. Надеемся, что 5 человек, которые в восторге от игр, после нашего исследования увидят и обратную сторону этого очень заманчивого развлечения.

Диаграмма 4

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Практическая значимость нашего исследования выявилась почти сразу. После привлечения внимания к проблеме ребята стали меньше играть на переменах в электронные игры, а два заядлых игрока вообще отказались от таких игр в школе. Достаточно было просто обратить внимание на эту проблему, и мозг сделал «здоровый» выбор!

Мы не призываем отказаться от сотовых телефонов в школе, они дают нам много преимуществ. Среди них:

  • срочная связь с родителями: 1) родители задержались, не забирают тебя из школы - по телефону можно быстро выяснить, почему; 2) стало плохо, поднялась температура, болит голова или живот (случай не для скорой помощи) - можно оперативно вызвать родителей; 3) сократили или удлинили занятия - можно быстро об этом предупредить и др.

  • мгновенная связь с интернетом. Можно быстро найти ответ на вопрос, не откладывая: так, на занятии нас заинтересовало иностранное слово «рецептор». Как его перевести? Понадобилось меньше минуты, Даша вышла в интернет и нашла ответ - «возбудитель, побудитель». Через крохотное устройство можно получить доступ к огромному количеству словарей и справочников.

  • телефон может быть носителем музыки, под которую можно потанцевать или сделать какие-то упражнения на перемене; можно выучить мелодию и слова записанной песни, поделиться фотографиями или видеосюжетами и др.

Электронные устройства стали важной частью нашей жизни. Мы не призываем отказаться от них, объявить им войну. Мы предлагаем только грамотно относиться к их использованию. Помнить о своем мозге, заботиться о его развитии в первую очередь… Отдых на переменах с сотовым телефоном или psp в руках - не отдых, если напрягается зрение, переутомляется мозг, нет активного движения (походить, размяться).

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Фото 2. Наши сотовые телефоны: друзья или искусители?

Практические мини-исследования

В четыре практических мини-исследования были активно вовлечены все одноклассники. Цель этих исследований - показать чудесную работу мозга каждого из нас, узнать что-то новое о работе своего мозга.

Первое. «Главные разведчики мозга»

Чтобы лучше разобраться, как работают главные разведчики мозга (органы чувств), мы разделились на команды «Глаза», «Уши», «Нос», «Язык», «Кожа». Каждая команда готовила выступление по схеме:

а) как устроен этот орган чувств,

б) как он работает,

в) небольшие эксперименты с комментариями,

г) удивительные факты,

д) вопросы для одноклассников по пунктам а-г.

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Фото 3. Изучаем органы чувств

Это мини-исследование помогло нам понять особенности и сложность органов чувств. Больше всего всем понравилось участвовать в экспериментах. Стало понятно, что главный разведчик мозга - это зрение. С завязанными глазами мы порой неверно определяли запахи, звуки, предметы на ощупь. Не могли ощутить вкуса, если язык был сухой. На примере зрительных иллюзий мы убедились - мозг тоже может ошибаться.

Второе. «Читаем мозгом»

Второе мини-исследование помогло нам понять, что нашему мозгу по силам очень сложные задачи.

Оказывается, не все части букв и слов имеют для мозга одинаковое значение. Мы убедились в том, что требуется больше времени, чтобы прочитать слова, у которых видны только нижние половины букв, чем те, у которых оставлены верхние половины (текст 1).

Текст 1

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Задание посложнее мы нашли на сайте в интернете. Оно показало удивительную возможность нашего мозга. Оказывается, самыми главными буквами в каждом слове мозг считает первую и последнюю, причём первая важнее последней (текст 2).

Текст 2

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Мы попробовали еще больше усложнить этот текст, поменяв буквы в каждом слове по-другому. Но и с этим заданием мозг успешно справился (текст 3).




Текст 3

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Текст 4 наглядно показал уникальные возможности нашего мозга - он умеет в цифрах увидеть буквы и найти смысл там, где он, на первый взгляд, совершенно отсутствует.

Текст 4

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Все тексты на протяжении нескольких недель были доступны всем желающим, каждый мог проверить возможности своего мозга и убедиться: он - настоящее чудо.

Хочется добавить, что эти тексты с огромным интересом читали не только ребята нашего класса, но и старшеклассники, у которых занятия иногда проводились в нашем классе.

Третье. «Кто я - правша или левша?»

В ходе третьего мини-исследования мы определяли ведущую руку у одноклассников. Мы исходили из предположения, что в классе могут быть переученные левши. Наше исследование подтвердило это. Официально левша в классе только 1, и еще 6 оказались скрытыми. Теперь мы знаем, их - 7!

Проверить, какое из полушарий является ведущим, мы смогли с помощью несложных заданий, найденных в интернете:

- сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху;

- похлопайте в ладоши, отметьте, какая рука сверху;

- скрестите руки на груди, отметьте, какое предплечье сверху.

Рука, которая во всех случаях (или чаще) оказывалась сверху, является ведущей.

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Фото 4. Определяем ведущее полушарие своего мозга

Четвёртое. «Логическое или творческое?»

Четвертое мини-исследование помогло нам определить преобладающий вид мышления в нашем классе. Мы обратились за помощью к школьному психологу и отобрали тест (из 4 заданий) на определение уровня логических операций и три теста на определение творческого мышления (после обработки мы использовали усредненные данные) (Приложение 2).

После обработки результатов тестов получилась такая картина (диаграмма 5).

Диаграмма 5

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Из диаграммы видно, что преобладающим видом мышления высокого уровня в классе является логическое, что не удивительно, поскольку большинство ребят в классе - правши, а значит, ведущее полушарие у них - левое, «логическое». В то же время у трети высокий уровень творческого мышления. Всего 2 и 3 человека показали низкий уровень по результатам проведенного тестирования.

Для нас было важно, чтобы ребята не считали свой уровень развития на сегодня «приговором». Поэтому после того, как все «обсчитанные» тесты с баллами были возвращены участникам, на доске появилось объявление, в котором были такие слова: «Помни, что, может быть, уже сегодня, когда ты читаешь об этих результатах, ты бы набрал другие баллы и показал гораздо более высокие результаты. Мозг развивается! И позаботиться об этом никто не может лучше, чем ТЫ САМ!». Полный текст объявления приводится в Приложении 3.

Рекомендации «Друзьям своего мозга»

В процессе обсуждения мы вывели несколько простых рекомендаций, следовать которым по силам каждому, у кого есть желание заботиться о своём мозге. Мы назвали их - «Друзьям своего мозга». Годятся для людей любого возраста, но мы сформулировали их для своих ровесников:

1. Движение улучшает работу мозга. Гуляй каждый день!

2. Мозг любит нагрузку! Головоломки, новые слова, тексты наизусть, творчество… Задавай вопросы каждый день и ищи ответы на них - надежный путь к саморазвитию!

3. Читай каждый день! Чтение включает эмоции, чувства, смекалку, логику, воображение, интуицию… Настоящее лакомство для мозга!

4. Общайся с друзьями! Живые эмоции, чувства, новый взгляд на знакомые вещи, возможность посмотреть на всё со стороны, познать себя… Не зря говорят - «одна голова - хорошо, а две - лучше»!

5. Ешь рыбу и орехи: вещества, которые содержатся в них, улучшают работу мозга! Поменьше «вредной еды» - она не полезна и для твоего мозга.

6. Узнай «тихий час» своего мозга. И учитывай его в своей жизни! Если твой мозг устал - дай ему отдохнуть (скорее всего, он перегружен информацией и хочет с ней спокойно разобраться).

7. Развивай обе руки! Если ты правша, учись писать, рисовать, лепить, шить, чистить обувь, мыть посуду и всё, что ты сам(а) еще придумаешь, левой рукой (и наоборот)…

8. Слушай классическую музыку! Её гармоничные звуки благотворны для мозга.

9. Играешь в электронные игры? Играй! Но ограничивай себя во времени. Заключи с собой договор и честно выполняй его: на перемене играю - 5-7 минут, и не на каждой; дома - 1-2 часа, с обязательными перерывами через каждые 20-30 минут, и не каждый день.

10. Больше смеха! Относись с юмором ко всему, что с тобой происходит! Коллекционируй анекдоты, байки, веселые стихи, шутки… Смех заряжает мозг.

11. Мечтай! И делай всё, чтобы твои мечты сбывались! Мозг любит видеть цель впереди.

12. Береги свой мозг - другого такого в природе не существует!

13.Что еще может улучшить работу твоего мозга? Добавь свои пожелания.

Мы постарались привлекательно оформить рекомендации для обсуждения в классе (рисунок 2), а каждому однокласснику (учитывая, что компьютер есть в каждом доме) предоставили их электронную версию.

Рисунок 2

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер


Проверка некоторых рекомендаций

Мини-исследование «Пишем не ведущей рукой»

Мы провели небольшое исследование по поводу рекомендации «Развивай обе руки!». В течение месяца ежедневно мы писали рукой, противоположной ведущей, одно и то же предложение, чтобы убедиться в правильности записанной таким образом фразы: «Мой мозг умеет обучаться!».

Тренировка руки, противоположной ведущей, очень благоприятна для развития мозга. Со временем писать стали лучше в той или иной степени все участники. Интересно то, что писать привычной рукой после такого упражнения - настоящий праздник.

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Фото 5. как мы писали рукой, противоположной ведущей (некоторые примеры)

Мини-исследование «Активное движение на свежем воздухе»

Нам очень хотелось узнать, как обстоит в классе дело с рекомендацией № 1 «Гуляй каждый день!».

В течение 10 дней (из них 3 - выходные) все ребята записывали в таблицу, сколько времени накануне каждый провёл на свежем воздухе (гулял(а), ходил(а) пешком…). Результаты отражены в диаграмме 6.




Диаграмма 6

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Выяснилось, что ситуация с активным движением в классе катастрофическая - большинство ребят гуляют очень мало. Больше часа в день проводят в активном движении только 14 % опрошенных. Эти результаты очень нас огорчили.

Ситуация с прогулками в обычные и в выходные дни, когда свободного времени гораздо больше, показана на диаграмме 7.


Диаграмма 7

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Оказалось, что даже в выходные дни средний максимальное время прогулок для нашего класса только 74 минуты. Это очень мало. Как увеличить время движения? Может быть, хотя бы часть пути до школы и из школы проходить пешком, особенно «десятиминутникам»? Мы будем говорить об этом на собрании родителей, и очень надеемся на их понимание, поддержку и помощь в решении этой важной проблемы.

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Фото 5. Активное движение на перемене в классе с открытой фрамугой - тоже выход

Мини-исследование «Кто быстрее найдёт все числа от 1 до 90?» было проведено в рамках рекомендации «Мозг любит нагрузку!». Это хорошая тренировка сосредоточенности внимания на задаче. Всем ребятам очень понравилось это задание: мы соревновались друг с другом или просто вместе искали числа по порядку (рисунок 3).

Рисунок 3

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Это задание мы нашли в книге К.К.Платонова «Занимательная психология», выпущенной 50 лет назад (1962 г.). Интересно, что оно ничуть не устарело для развития мозга. Полвека назад только перешли на использование в компьютерах транзисторов вместо ламп, размер предыдущего двухэтажного компьютера сразу уменьшился до размеров офисного стола. Сегодняшний компьютер неузнаваемо изменился, чего не скажешь о мозге, для которого 50 лет - мгновение в долгой истории его развития.

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Фото 6. Трудно, но интересно! Эффективное упражнение для мозга


Эффективность нашего исследования

Наше исследование продолжалось почти 5 месяцев. В феврале мы провели анкетирование (текст анкеты в Приложении 4), чтобы выяснить, что понравилось ребятам в нашем исследовании, а что оказалось сложным, а главное - удалось ли нам достичь своей цели.

Одноклассникам понравилось «отвечать на вопросы анкет», «писать левой рукой», «искать числа от 1 до 90», «читать неправильные тексты», «изучать работу мозга и его строение», «рассказывать про органы чувств», «превращать закорючки и кружки в рисунки», «командная работа» и «то, что мозг такой трудный». «Интересно было открыть для себя то, что проблема постоянного сидения за компьютером настолько глобальна». Многим понравилось всё. Самым сложным было «вникнуть во всё».

И, конечно, самыми важными ответами для нас были ответы на три вопроса, отраженные в диаграммах 8-10.

На вопрос «Продолжишь ли ты интересоваться этой темой дальше?» все, кроме одного участника, ответили «да» (диаграмма 8). Значит, тема исследования была выбрана верно, вызвала интерес, изучение тайн мозга будет продолжаться.

Диаграмма 8

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

В вопросе о занятиях в свободное время каждый мог сделать два выбора (диаграмма 9). Электронные игры (с перерывами) получили 12 выборов, остальные категории - 42 выбора. В 3,5 раза чаще одноклассники выбирают чтение, общение, активное движение и увлечение. Это подтверждает, что в нашем классе выбирают заботу о своем «главном компьютере». Нас это очень радует. Значит, мозг будет контролировать «свидания» с электронными играми, а не игры «зомбировать» мозг.


Диаграмма 9

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Почти каждый участник проекта убеждён, что о развитии мозга стоит заботиться самому (диаграмма 10). Это самое главное. Значит, наше исследование достигло своей цели.

Диаграмма 10

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Мозг человека - самое совершенное и самое сложное из всего, что создала природа, а у человека нет ничего, кроме мозга, чтобы познать его. И все же человечество успешно движется по пути к Истине. Мы рады, что своим исследованием сделали, пусть небольшой, шаг в этом направлении. Мозг - это настоящее чудо!



Литература


  1. Анатомия человека. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2002. - 128с.

  2. Беккелмэн Л. Человек. Серия «Сто тысяч Как? и Почему?». М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. - 64с.

  3. Кларк Ф., Хоуэлл Л., Кхан С. Чудеса и тайны науки. - М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006. - 96с.

  4. Макаров О. Они проникают в мозг: опыты на людях. - // «Популярная механика», № 1, 2012, elementy.ru/lib/431502

  5. Мозг и компьютер. - american-personal-doctor.com/mozg-i-ompyuter4205.html

  6. Нервная система как биокомпьютер. - psi-logic.narod.ru/huc/huc_01.htm

  7. Никитин А.В. Компьютер и мозг, гонка лебедя и щуки. - //«Магия ПК», № 7-8, 2002.

  8. Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга. - therapy.by/articles/levoe_i_pravoe_polusharie_mozga_testiruem_i_razvivaem

  9. Человек. Факты в трех измерениях. - М.: ООО «Издательская группа Аттикус», 2008. - 14с.

  10. Человек: загляни внутрь. - М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2011. - 90 с.

  11. Уокер Р. Тело человека. - М.: АСТ-Астрель, 2006. - 96 с.

  12. Уэстон Т. Анатомический атлас. - Маршалл Кэвендиш Лимитед, 1995. - 156 с.

  13. Формирование воспоминаний теперь можно увидеть под микроскопом. - elementy.ru/news/431207

  14. Энциклопедия для детей. Биология. - М.: Аванта+, 1995. - 686с.

Приложение 1

Анкета «Электронные устройства в нашем классе»

1. Есть ли у тебя дома компьютер?

2. Сколько компьютеров у тебя дома?

3. Есть ли у тебя личный компьютер?

4. Есть ли сотовый телефон у тебя лично?

5. Есть ли у тебя psp?

6. Как быстро ты осваиваешь новую игру?

7. Сколько времени ты проводишь за играми на ПК у себя дома?

8. Сколько времени ты играешь на psp, сотовом телефоне на переменах в классе?

9. Я могу отложить электронную игру (на компьютере, сотовом телефоне, psp):

а) легко, б) с трудом, в) ни за что!

10. Я считаю, что играть: а) здорово, замечательно; б) есть плюсы, есть минусы,

в) вредно, но иногда можно, г) лучше вообще не начинать.

Приложение 2

«Логическое или творческое?»

(тесты А-Г на выявление преобладающего вида мышления в классе)

А. Тест развития логических операций

Фамилия __________________________ Имя _______________ Класс 4 Б Дата: ________________

1. Осведомленность

1. У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)

2. В теплых краях живет… (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)

3. В году… (24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца)

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В нашей стране не живёт… (соловей, страус, аист, синица, скворец)

6. Отец старше своего сына… (часто, всегда, никогда, редко, иногда)

7. Время суток… (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. У деревьев всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень)

9. Время года… (август, осень, суббота, утро, каникулы)

10. Пассажирский транспорт… (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

2. Исключение понятий

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орёл, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3. Обобщение

1. Окунь, карась -

2. Метла, лопата -

3. Лето, зима -

4. Огурец, помидор -

5. Сирень, орешник -

6. Шкаф, диван -

7. Июнь, июль -

8. День, ночь -

9. Слон, муравей -

10. Дерево, цветок -

4. Аналогии

1.

Огурец

Гвоздика

овощ

сорняк, цветок, роса, садик, земля

2.

Огород

Сад

морковь

забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3.

Учитель

Врач

ученик

очки, больница, пинцет, палата, больной

4.

Цветок

Птица

ваза

клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5.

Перчатка

Сапог

рука

чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.

Темный

Мокрый

светлый

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7.

Часы

Градусник

время

стекло, больной, кровать, врач, температура

8.

Машина

Лодка

мотор

река, маяк, парус, волна, берег

9.

Стол

Пол

скатерть

мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10.

Стул

Игра

деревянный

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Б. Тест изучения гибкости мышления 1. Дата: _________

Фамилия ______________________ Имя _______________ Класс 4 Б

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

В. Тест изучения гибкости мышления 2. Дата: __________

Фамилия ______________________ Имя _______________ Класс 4 Б

Детский исследовательский проект Самый главный компьютер

Г. Тест изучения гибкости мышления 3. Дата: ___________

Фамилия ______________________ Имя _______________ Класс 4 Б

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________

В _____________

у _____________

в _____________

м ____________


Приложение 3

Текст объявления по результатам тестирования


ВНИМАНИЕ! РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ!

В тестах 16 декабря 2011 года мы определяли уровень развития логических операций и гибкость мышления.

О чём говорят результаты тестирования?

Посмотри на набранные тобой баллы, сравни их с табличными результатами, определи свой уровень развития по каждому из тестов.

Уровень развития

Тест развития

логических

операций

Тест изучения гибкости мышления

1 («волны»)

2 («круги»)

3 («В_ у_ в_ м_»)

низкий

26 баллов и ниже

1 - 8 баллов

1 - 8 баллов

0 - 1 балл

средний

27 - 36 баллов

9 - 16 баллов

9 - 16 баллов

2 - 3 балла

высокий

37 - 40 баллов

17 - 20 баллов

17 - 20 баллов

4 балла и больше

Высокие результаты по всем тестам показали три человека в классе:

Ступакова Софья (общая сумма - 80 баллов!),

Герасина Екатерина (общая сумма - 82 балла!!),

Дьяконова Кристина (общая сумма - 84 балла!!!).

Поздравляем!!!

Помни, что, может быть, уже сегодня, когда ты читаешь об этих результатах, ты бы набрал другие баллы и показал гораздо более высокие результаты. Мозг развивается! И позаботиться об этом никто не может лучше, чем ТЫ САМ!

Маленькая тренировка для твоего мозга - замени каждое число соответствующей ему в русском алфавите буквой, прочитай поговорку:

5 16 18 16 21 16 19 10 13 10 20 10 5 21 27 10 11 !!!


Тестирование проведено в рамках исследовательского

проекта «Самый главный компьютер»


Приложение 4

Анкета участника детского исследовательского проекта

«Самый главный компьютер»

1.Что больше всего понравилось в проекте?____________________________

__________________________________________________________________

2. Что оказалось самым сложным? ____________________________________

__________________________________________________________________

3. Продолжишь ли ты интересоваться этой темой дальше? _______________

4. У тебя есть свободное время. Ты посвятишь его: а) чтению, б) общению,
в) активному движению, г) электронным играм (с перерывами), д) увлечению,
е) свой вариант ____________________________________________________

5. После участия в этом проекте я убеждён(а):

а) в развитии мозга от меня ничего не зависит, пусть всё идёт как идёт;

б) для развития мозга хватит школьных уроков, и так программа очень сложная;

в) о развитии мозга стоит заботиться самому.


Дата_____________


© 2010-2022