- Преподавателю
- Математика
- Программа по алгебре для 11 класса по учебнику Ю. М. Колягина и др
Программа по алгебре для 11 класса по учебнику Ю. М. Колягина и др
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слугина Т.В. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
заместитель директора по УР
___________/Марченкова А.В./
Утверждено:
директор МБОУ «Тургеневская СОШ»
_____________/Полякова В.В./
«30» августа 2014 г. Приказ №_____ от 10.09.2014 г.
Рабочая программа учебного предмета
« Алгебра и начала математического анализа»
11 класс, базовый уровень
Разработана
Слугиной Т.В.
учителем математики первой
квалификационной категории
п. Тургенево
2014 г.
Пояснительная записка
1) Цель изучения учебного предмета:
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределения в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение математических знаний и умений;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: совершенствование навыков научного познания, развитие познавательной компетенции учащихся, совершенствование учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Принципы отбора содержания связаны с целями образования, логикой межпредметных и внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития различных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих и социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации непрерывно растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
2) Общая характеристика учебного предмета:
При изучении алгебры и начал анализа в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения математического материала: от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения математических процессов «все общее - общее - единичное».
Специфика целей и содержания изучения алгебры и начал анализа существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого Приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года за №1089 и Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова, М., «Просвещение», 2009, с.67-84 ( авт. Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин)
Программа ориентирована на использование учебного комплекта:
1. Учебник: Алгебра и начала анализа для 10 класса, авторов: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин, под редакцией А.Б. Жижченко. - М. Просвещение, 2009.
2. Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М. Калягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин, под редакцией А.Б. Жижченко. - М. Просвещение, 2009.
3. Дидактические материалы для 10 и 11 класса, авторов: М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, О.Н. Доброва. - М. Просвещение, 2009.
4. Изучение алгебры и начал анализа в 10 и 11 классе. Книга для учителя. Авторы: Н.Е. Фёдорова, М.В. Ткачёва,- М. Просвещение, 2009.
5. Алгебры и начала математического анализа. Тематические тесты.
11 класс. М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова. - М. Просвещение, 2009.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. В примерной программе дается два варианта планирования учебного материала ( 1 вариант - 3 ч в неделю, всего 102 ч; 2 вариант- 4 ч в неделю, всего 136 ч). Планирование учебного материала в рабочей программе составлено на основе 1 варианта.
Сравнительная таблица часов в примерной и рабочей программе:
Глава
Количество часов в примерной программе
Количество часов в рабочей программе
1. Тригонометрические функции
18
18
2. Производная и ее геометрический смысл
18
18
3. Применение производной к исследованию функции
13
13
4. Первообразная и интеграл
9
9
5. Комбинаторика
11
11
6. Элементы теории вероятностей
7
7
7.Комплексные числа
-
-
8.Уравнения и неравенства с двумя переменными
7
7
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа
19
19
Отличительной особенностью программы является добавление в тематическое планирование пробных тестовых работ по материалам ЕГЭ в целях более эффективной подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена. В течение года возможны коррективы календарно - тематического планирования, связанные с объективными причинами.
-
Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно действующему в МБОУ «Тургеневская СОШ» учебному плану на проведение уроков алгебры и начал математического анализа в 11 классе отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
-
Ценностные ориентиры:
Одним из эффективных средств воспитания школьников является решение математических задач. Они отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще и нравственного, трудового в частности.
Математика является не только областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт (доброту, чуткость, справедливость, честность и т.д.), имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
-
Результаты освоения курса:
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. В отношении математики предусматриваются следующие результаты обучения:
1) сформированность представлений о математике как о части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира, о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; знание основных для данного курса теорем, формул, алгоритмов решения и умение их применять;
3) сформированность умений выполнять точные и приближенные вычисления, сочетая устные и письменные формы работы, проводить прикидку и оценку результатов вычислений, применять изученные формулы для преобразования выражений, включающих радикалы, степени, логарифмы и тригонометрические функции, использовать готовые компьютерные программы в процессе решения вычислительных задач из различных разделов курса;
4) владение стандартными приемами решения алгебраических уравнений и неравенств, простейших логарифмических, показательных и тригонометрических уравнений; умение использовать идею координат на плоскости, использовать готовые компьютерные программы для иллюстрации решений уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире; умение использовать основные статистические характеристики при исследовании данных и принятии решений в простейших практических ситуациях, умение находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях;
6) сформированность представлений об основных идеях и методах математического анализа, об основных понятиях математического анализа и основных видах математических зависимостей;
7) владение знаниями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; использовать планиметрические сведения для описания и исследования пространственных форм;
8) сформированность умений применять изученные свойства пространственных тел и вычислять объемы и площади поверхностей пространственных тел, применять изученные свойства стереометрических тел и формулы для решения практических задач;
9) умение использовать готовые компьютерные программы для построения, проведения экспериментов и наблюдений на плоскости и в пространстве, использовать программы, позволяющие проводить эксперименты и наблюдения динамически (в движении).
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
уроки
К/р
Тесты
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
1
Тригонометрические функции
18
16
1
1
3
2
Производная и ее геометрический смысл
18
16
1
1
3
3
Применение производной к исследованию функций
13
11
1
1
2,5
4
Первообразная и интеграл
9
7
1
1
2
5
Комбинаторика
11
10
1
1,5
6
Элементы теории вероятностей
7
6
1
1
7
Уравнения и неравенства с двумя переменными
7
6
1
1
Итоговое повторение курса алгебры и начал
математического анализа
19
14
1
4
( проб.
ЕГЭ )
4
Итого
102
86
8
8
18
Содержание учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа»
Глава1. Тригонометрические функции
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции у = cosх и ее график. Свойства функции у = sinх и ее график. Свойства функции у = tgх и ее график. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель - изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств;научить строить графики тригонометрических функций.
Среди тригонометрических формул следует особо выделить те формулы, которые непосредственно относятся к исследованию тригонометрических функций и построению их графиков. Так, формулы sin(-x) = -sinх и cos(-х) = cosх выражают свойства нечетности и четности функций у = sin х и у = cos х соответственно.
Построение графиков тригонометрических функций проводится с использованием их свойств и начинается с построения графика функции у = cosх.
С помощью графиков тригонометрических функций решаются простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
На базовом уровне обратные тригонометрические функции даются в ознакомительном плане. Рекомендуется также рассмотреть графики функций у = |cosх|, у = а + cos х, у = cos (х + а), у = a cos х, у = cos ах, где а - некоторое число.
В результате изучения главы 1 все учащиеся должны:
знать
уметь
основные свойства тригонометрических функций
строить графики тригонометрических функций и распознавать функции по данному графику; отвечать на вопросы к главе; решать задачи типа 108-116 и из рубрики «Проверь себя!»
Глава 2. Производная и ее геометрический смысл
Предел последовательности. Непрерывность функции. Определение производной. Правила дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Основная цель - ввести понятие производной; научить находить производные с помощью формул дифференцирования; научить находить уравнение касательной к графику функции.
На базовом уровне изложение материала ведется на наглядно-интуитивном уровне: многие формулы не доказываются, а только поясняются или принимаются без доказательств. Главное - показать учащимся целесообразность изучения производной и в дальнейшем первообразной (интеграла), так как это необходимо при решении многих практических задач, связанных с исследованием физических явлений, вычислением площадей криволинейных фигур и объемов тел с произвольными границами, с построением графиков функций. Прежде всего следует показать, что функции, графиками которых являются кривые, описывают многие важные физические и технические процессы.
В результате изучения главы 2 все учащиеся должны:
-
знать
понимать
уметь
определение производной, основные правила дифференцирования и формулы производных элементарных функций, приведенных в учебнике
Геометрический смысл производной
записывать уравнение касательной к графику функции в заданной точке;решать упражнения типа 104-110 , 94
Глава 3. Применение производной к исследованию функций
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.
Основная цель - показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
При изучении материала широко используются знания, полученные учащимися в ходе работы над предыдущей темой.
Обосновываются утверждения о зависимости возрастания и убывания функции от знака ее производной на дан- Ном промежутке. Вводятся понятия точек максимума и минимума, точек перегиба. Учащиеся знакомятся с новыми терминами: критические и стационарные точки.
После введения понятий максимума и минимума функции формируется представление о том, что функция может иметь экстремум в точке, в которой она не имеет производной, например, у = |х| в точке х = 0.
Определение вида экстремума предполагается связать с переменой знака производной функции при переходе через точку экстремума. Необходимо показать учащимся не только профильных классов, что это можно сделать проще - по знаку второй производной: если f"(x) > 0 в некоторой стационарной точке х, то рассматриваемая стационарная точка есть точка минимума; если f"(x) < 0, то эта точка - точка максимума; если f"(x)= 0, то точка х есть точка перегиба.
Приводится схема исследования основных свойств функции, предваряющая построение графика. В классах базового уровня эта схема выглядит так: 1) область определения функции; 2) точки пересечения графика с осями координат; 3) производная функции и стационарные точки; 4) промежутки монотонности; 5) точки экстремума и значения функции в этих точках.
В результате изучения главы 3 все учащиеся должны:
-
знать
уметь
какие свойства функции выявляются с помощью производной
строить графики функций в упражнениях типа 57, 58; решать задачи нахождения наибольшего (наименьшего ) значения функции типа 59, 60
Глава 4. Первообразная и интеграл
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение интегралов для решения физических задач.
Основная цель - ознакомить с понятием интеграла и интегрированием как операцией, обратной дифференцированию.
Операция интегрирования сначала определяется как операция, обратная дифференцированию, далее вводится понятие первообразной, при этом не вводится ни определение неопределенного интеграла, ни его обозначение. Таблица правил интегрирования (т. е. таблица первообразных) в этом случае естественно получается из таблицы производных. Формулируется утверждение, что все первообразные для функции f(x) имеют вид F(x) + С, где F(x) - первообразная, найденная в таблице. Этот факт не доказывается, а только поясняется.
Связь между первообразной и площадью криволинейной трапеции устанавливается формулой Ньютона - Лейбница. Далее возникает определенный интеграл как предел интегральной суммы; при этом формула Ньютона - Лейбница также оказывается справедливой. Таким образом, эта формула является главной: с ее помощью вычисляются определенные интегралы и находятся площади криволинейных трапеций.
В результате изучения главы 4 все учащиеся должны:
-
знать
уметь
правила нахождения первообразных основных элементарных функций; формулу Ньютона_Лейбница
Применять их к вычислению площадей криволинейных трапеций при решении задач типа 39, 49(1,2), 41 и из рубрики «Проверь себя!»( задания 1, 2, 3)
Глава 5. Комбинаторика
Правило произведения. Размещения с повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель - развить комбинаторное мышление учащихся; ознакомить с теорией соединений (как самостоятельным разделом математики и в дальнейшем - с аппаратом решения ряда вероятностных задач); обосновать формулу бинома Ньютона (с которой учащиеся лишь знакомились в курсе 10 класса).
Основными задачами комбинаторики считаются следующие: 1) составление упорядоченных множеств (образование перестановок); 2) составление подмножеств данного множества (образование сочетаний); 3) составление упорядоченных подмножеств данного множества (образование размещений).
Из всего многообразия вопросов, которыми занимается комбинаторика, в содержание образования старшей школы сегодня включается лишь теория соединений - комбинаторных конфигураций, которые называются перестановками, размещениями и сочетаниями. Причем обязательными для изучения являются лишь соединения без повторений - соединения, составляемые по определенным правилам из различных элементов.
В результате изучения главы 5 все учащиеся должны:
-
уметь
решать упражнения типа 5, 6, 9, 20, 23, 31, 32, 41, 42, 48
Глава 6. Элементы теории вероятностей
Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий.
Основная цель - сформировать понятие вероятности случайного независимого события; научить решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместных событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий.
В программу включено изучение (частично на интуитивном уровне) лишь отдельных элементов теории вероятностей. При этом введению каждого понятия предшествует неформальное объяснение, раскрывающее сущность данного понятия, его происхождение и реальный смысл. Так вводятся понятия случайных, достоверных и невозможных событий, связанных с некоторым испытанием; определяются и иллюстрируются операции над событиями.
Классическое определение вероятности события с равновозможными элементарными исходами формулируется строго, и на его основе (с использованием знаний комбинаторики) решается большинство задач. Понятия геометрической вероятности и статистической вероятности вводились на интуитивном уровне в основной школе.
При изложении материала данного раздела подчеркивается прикладное значение теории вероятностей в различных областях знаний и практической деятельности человека.
В результате изучения главы 6 все учащиеся должны:
уметь
находить вероятности случайных событий с помощью классического определения вероятности при решении упражнений типа 5, 7; иметь представление о сумме и произведении двух событий; находить вероятность противоположного события (решать упражнения типа 16 ); интуитивно определять независимые события; находить вероятность одновременного наступления независимых событий в задачах, аналогичных 31, 34, 35.
Глава 8. Уравнения и неравенства с двумя переменными
Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными.
Основная цель - обучить приемам решения уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с двумя переменными.
Изображение множества точек, являющегося решением уравнения первой степени с двумя неизвестными, не ново для учащихся старших классов. Решение систем уравнений с помощью графика знакомо школьникам с основной школы. Теперь им предстоит углубить знания, полученные Ранее, и ознакомиться с решением неравенств с двумя переменными и их систем.
Учебный материал этой темы построен так, что учащиеся постигают его в ходе решения конкретных задач, а затем происходит обобщение изученных примеров. Сначала Рассматриваются уравнения с двумя переменными, линейные или нелинейные, затем неравенства и, наконец, системы уравнений и неравенств.
Изучением этой темы подводится итог известным учащимся методам решения уравнений и неравенств. Рассматриваются методы, с которыми они ранее знакомы не были, но знания, которые приходится применять, хорошо известны и предстают с новой для учащихся стороны.
В результате изучения главы 8 все учащиеся должны:
-
Уметь
решать упражнения типа 36, 37 и из рубрики «Проверь себя!», отвечать на вопросы 1-5 к главе
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа
Уроки итогового повторения имеют своей целью не только восстановление в памяти учащихся основного материала, но и обобщение, уточнение и систематизацию знаний по алгебре и началам математического анализа за курс средней школы.
Повторение предполагается проводить по основным содержательно-методическим линиям и целесообразно выстроить в следующем порядке: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа.
При проведении итогового повторения предполагается широкое использование и комбинирование различных типов уроков (лекций, семинаров, практикумов, консультаций и т. д.) с целью быстрого охвата большого по объему материала. Необходимым элементом уроков итогового повторения является самостоятельная работа
учащихся. Она полезна как самим учащимся, так и учителю для осуществления обратной связи. Формы проведения самостоятельных работ разнообразны.
В результате обобщающего повторения курса алгебры и начала анализа за 11 класс создать условия учащимся для выявления:
-
Владения понятием степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить их значения.
-
Умения выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений.
-
Умения решать системы уравнений, содержащих одно или два уравнения (логарифмических, иррациональных, тригонометрических); решать неравенства с одной переменной на основе свойств функции.
-
Умения использовать несколько приемов при решении уравнений; решать уравнения с использованием равносильности уравнений; использовать график функции при решении неравенств (графический метод).
-
Умения находить производную функции; множество значений функции; область определения сложной функции; использовать четность и нечетность функции.
-
Умения исследовать свойства сложной функции; использовать свойство периодичности функции для решения задач; читать свойства функции по графику и распознавать графики элементарных функций
-
Умения решать и проводить исследование решения текстовых задач на нахождение наибольшего (наименьшего) значения величины с применением производной.
-
Умения решать комбинированные уравнения и неравенства; использовать несколько приемов при решении уравнений и неравенств.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Тип урока
Кол-во часов
Вид
с/р
Дата проведения
План.
Факт.
I. Тригонометрические функции (18 часов)
1
Область определения и множество значений тригонометрических функций
Изучение нового
2
2
Нахождение области определения и множества значений тригонометрических функций
Закрепление изученного
3
Четность, нечетность тригонометрических функций
Изучение нового
3
4
Периодичность тригонометрических функций
Изучение нового
5
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций
Закрепление, контроль и коррекция
С/р
6
Свойства функции и ее график
Изучение нового
3
7
Построение графика функции
Закрепление изученного
8
Применение свойств функции при решении уравнений и неравенств
Комбиниро-ванный
9
Свойства функции и ее график
Изучение нового
3
10
Построение графика функции
Закрепление изученного
11
Решение задач с использованием свойств функции
Закрепление, контроль и коррекция
С/р
12
Свойства функции и ее график
Изучение нового
3
13
Построение графика функции
Закрепление изученного
14
Применение свойств функции при решении уравнений и неравенств
Комбиниро-ванный
15
Обратные тригонометрические функции
Изучение нового
1
16
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение и обобщение и пройденного
2
Тест
17
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
Обобщение и систематизация ЗУН
18
Контрольная работа №1 по теме «Тригонометрические функции»
Контроль и оценка ЗУН
1
К/р
II. Производная и ее геометрический смысл ( 18 часов )
1
Анализ к/р № 1. Предел последовательности
Изучение нового
1
2
Непрерывность функции.
Комбиниро-ванный
1
3
Определение производной.
Изучение нового
2
4
Физический смысл производной.
Закрепление изученного
С/р
5
Правила дифференцирования.
Изучение нового
3
6
Нахождение производных функций.
Закрепление изученного
7
Правила дифференцирования. Производная сложной функции.
Обобщение пройденного
С/р
8
Производная степенной функции.
Изучение нового
2
9
Нахождение производной степенной функции
Закрепление изученного
10
Производные элементарных функций.
Изучение нового
3
С/р
11
Вычисление производных некоторых элементарных функций
Закрепление изученного
12
Нахождение производных элементарных функций
Контроль и коррекция
С/р
13
Геометрический смысл производной.
Изучение нового
3
14
Уравнение касательной к графику функции.
Комбиниро-
ванный
15
Решение упражнений на тему «Геометрический смысл производной».
Контроль и коррекция
С/р
16
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение и обобщение и пройденного
2
17
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
Обобщение и систематизация ЗУН
Тест
18
Контрольная работа №2 по теме «Производная и ее геометрический смысл».
Контроль и оценка ЗУН
1
К/р
III. Применение производной к
исследованию функций (13 ч )
1
Анализ к/р №2. Возрастание и убывание функции.
Изучение нового
2
2
Нахождение промежутков возрастания и убывания функции
Закрепление изученного
3
Экстремумы функции.
Изучение нового
2
4
Нахождение точек экстремума функции
Закрепление,
контроль и коррекция
С/р
5
Наибольшее и наименьшее значения функции.
Изучение нового
3
6
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции
Закрепление
изученного
С/р
7
Решение упражнений по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции.»
Повторение и обобщение пройденного
8
Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба.
Изучение нового
1
9
Построение графиков функций
Изучение нового.
2
10
Построение графиков функций-многочленов с помощью первой производной.
Закрепление
изученного
С/р
11
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение и обобщение и пройденного
2
Тест
12
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
Обобщение и систематизация ЗУН
13
Контрольная работа №3 по теме «Применение производной к исследованию функций».
Контроль и оценка ЗУН
1
К/р
IV. Первообразная и интеграл ( 9 ч )
1
Анализ к/р № 3. Первообразная.
Изучение нового
2
2
Нахождение первообразной для степенной и тригонометрических функций.
Закрепление изученного
С/р
3
Правила нахождения первообразных.
Изучение нового
2
4
Применение правил интегрирования при нахождении первообразных
Закрепление изученного
С/р
5
Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление.
Изучение нового
2
6
Вычисление площади криволинейной трапеции .
Закрепление изученного
7
Применение интегралов для решения физических задач.
Комбиниро-
ванный
1
8
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение и обобщение и пройденного
1
Тест
9
Контрольная работа №4 по теме
« Первообразная и интеграл»
Контроль и оценка ЗУН
1
К/р
V. Комбинаторика ( 11 ч )
1
Правило произведения. Размещения с повторениями.
Изучение нового
1
2
Перестановки.
Изучение нового
2
3
Формула числа перестановок из n элементов
Закрепление изученного
С/р
4
Размещения без повторений
Изучение нового
1
5
Сочетания без повторений и их свойства.
Изучение нового
4
6
Бином Ньютона.
Комбиниро-
ванный
7
Решение комбинаторных задач.
Закрепление,
контроль и коррекция
8
Решение комбинаторных задач.
Закрепление,
контроль и коррекция
С/р
9
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение и систематизация ЗУН
2
10
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение и систематизация ЗУН
11
Контрольная работа №5 по теме «Комбинаторика»
Контроль и оценка ЗУН
1
К/р
VI. Элементы теории вероятностей (7 ч )
1
Анализ к/р № 5. Вероятность события.
Изучение нового
2
2
Нахождение вероятности случайного события.
Закрепление изученного
3
Сложение вероятностей.
Изучение нового
2
4
Теорема о вероятности суммы и ее применение.
Закрепление,
контроль и коррекция
С/р
5
Вероятность произведения независимых событий.
Изучение нового
1
6
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение и систематизация ЗУН
1
7
Контрольная работа №6 по теме «Элементы теории вероятностей».
Контроль и оценка ЗУН
1
К/р
VIII. Уравнения и неравенства с двумя переменными ( 7 ч )
1
Анализ к/р №6. Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными
Изучение нового
2
2
Решение линейных уравнений и неравенств с двумя переменными.
Закрепление изученного
3
Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными
Изучение нового
3
4
Решение нелинейных уравнений и неравенств с двумя переменными
Закрепление изученного
5
Системы нелинейных уравнений и неравенств с двумя переменными
Комбиниро-
ванный
6
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение и систематизация ЗУН
1
С/р
7
Контрольная работа №7 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными».
Контроль и оценка ЗУН
1
К/р
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа (19ч)
1
Анализ к/р №7. Повторение. Вычисления и преобразования. Делимость чисел. НОД и НОК нескольких натуральных чисел. Задачи на проценты.
Обобщение и систематизация ЗУН
1
2
Повторение. Числовые неравенства и числовые промежутки. Упрощение алгебраических выражений.
1
3
Повторение. Преобразование логарифмических и тригонометрических выражений.
1
С/р
4
Повторение. Алгебраические уравнения. Уравнения с модулем. Иррациональные уравнения.
1
5
Повторение. Показательные и логарифмические уравнения. Общие методы решения уравнений.
1
6
Повторение. Простейшие тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений.
1
С/р
7
Повторение. Неравенства. Линейные и квадратные неравенства, неравенства с модулем.
1
8
Повторение. Показательные и логарифмические неравенства. Иррациональные неравенства.
1
9
Повторение. Решение систем уравнений. Общие методы решения систем уравнений.
1
10
Повторение. Текстовые задачи.
1
С/р
11
Повторение. Уравнение касательной к графику функции. Использование производной для построения графиков функций.
1
12
Повторение. Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке.
1
13
Решение задач. Подготовка к итоговой к/р.
1
С/р
14
Итоговая к/р.
Контроль ЗУН
1
К/р
15-19
Анализ итоговой к/р. Заключительные уроки по курсу алгебры и начал математического анализа.
5
Диагностическая работа
в форме ЕГЭ.
Контроль и коррекция
4
Тест
В течении учебного года
ИТОГО
102
К/р - 8
С/р - 20
Тест - 8
Материально -техническое обеспечение учебного предмета:
-
Перечень оборудования:
-
доска магнитная,
-
комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейки, транспортиры, угольники, циркули.
-
Наглядные и дидактические материалы:
-
таблицы по алгебре для 10--11 классов,
-
комплект портретов великих математиков,
-
контрольные и самостоятельные работы (карточки для 10-11 классов),
-
раздаточный материал для проведения занятий по темам «Комбинаторика» и « Элементы теории вероятностей»,
-
Программа " Математика 5-11",
-
Диск. Алгебра 7-11. Электронный учебник - справочник. "Кудиц".2000г
Учебно-методическое обеспечение предмета:
Основная учебно-методическая литература
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
-
Внутришкольный контроль. Нормативы. Рекомендации. Шаблоны. Издательство «Учитель». Компакт-диск.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 - 2012 учебный год.
-
Временные требования к минимуму содержания основного ( полного) общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
5. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2011 / 2012 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. - Саранск, 2011. - 189 с.
6 . Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова, М., «Просвещение», 2009, с.67-84 ( авт. Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин)
7. Учебник: Алгебра и начала анализа для 10 класса, авторов: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин, под редакцией А.Б. Жижченко. - М. Просвещение, 2009.
8. Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М. Калягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин, под редакцией А.Б. Жижченко. - М. Просвещение, 2009.
9. Дидактические материалы для 10 и 11 класса, авторов: М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, О.Н. Доброва. - М. Просвещение, 2009.
10. Изучение алгебры и начал анализа в 10 и 11 классе. Книга для учителя. Авторы: Н.Е. Фёдорова, М.В. Ткачёва,- М. Просвещение, 2009.
11 . Алгебры и начала математического анализа. Тематические тесты.
11 класс. М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова. - М. Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
-
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
-
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 2005.
Интернет-ресурсы
school.holm.ru - Школьный мир (каталог образовательных ресурсов)
iro.yar.ru:8101 - Ярославский институт развития образования (много методических материалов, ссылки)
edu.ru - Федеральный портал Российское образование
school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
ug.ru - «Учительская газета»
1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
informika.ru/text/magaz/herald - «Вестник образования»
school-sector.relarn.ru -школьный сектор дистанционного образования
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия
college.ru/ открытый колледж
mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика
kcn.ru/school/vestnik/n36.htm математическая гостиная
zaba.ru математические олимпиады и олимпиадные задачи
mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп
mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования
krug.ural.ru/keng/ Кенгуру
mathematics.ru Открытый Колледж. Математика
univer.omsk.su/omsk/Edu/Rusanova/title.htm Планиметрия. Задачник
golovolomka.hobby.ru/ Головоломки для умных людей
sch0000.dol.ru/KUDITS/ Домашний компьютер и школа
math.child.ru Сайт и для учителей математики
intelteach.ru/UMPcatalog/f_v801/u_w801/f_x801.esp?path=web%2Findex.htm О том, что такое стереометрия и аксиома
uic.ssu.samara.ru/~nauka/MATH/STAT/ALGORITM/algoritm.html 20 задач по стереометрии. В начале предлагаемого списка двадцати алгоритмов представлен алфавит геометрии и список элементарных действий стереометрии
archive.1september.ru/nsc/2002/28/2.htm ребусы и кроссворды по геометрии
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com - сеть творческих учителей/сообщество учителей математики
uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики
uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики
alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики
mathvaz.ru/ - досье школьного учителя математики