Выступление на педагогическом совете Концепция математического образования в РФ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концепция развития математического образования в РФ

Учитель математики Пугачева О.С.

Слайд 2. Концепция развития математического образования в РФ утверждена распоряжением Правительства РФ №2506-р от 24 декабря 2013 года.

Слайд 3. Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки.

Слайд 4. Проблемы математического образования

1. Проблемы мотивационного характера

Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

  • 2. Проблемы содержательного характера

Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования.

Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся.

3. Кадровые проблемы

Слайд 5. Цели и задачи концепции

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Слайд 6. Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются: модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности);

  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей";

Слайд 7. обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

  • повышение качества работы преподавателей математики, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

Слайд 8. поддержка лидеров математического образования;

  • обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

  • популяризация математических знаний и математического образования.

Слайд 9. Жизненная важность математического образования для России

"Надо развивать наши сильные стороны. У нас в стране - традиционно сильные математические школы в университетах и РАН. Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества."

В.В. Путин (предвыборная статья, 2012)

Слайд 10. Математическая деятельность

Слайд 11. Почему математика?

  • Математическая деятельность, включая ИТ ,

крупнейший и наиболее быстро развивающийся сектор мировой экономики.

  • Высокий уровень специалистов по математическому моделированию существен для большинства современных научно-технологических отраслей.

  • Математическое образование - основа подготовки специалистов для самых перспективных карьер и инновационной деятельности

Слайд 12.

  • Инвестиции в сферу математической деятельности - минимальны.

  • Математическое производство мало зависит от сырьевых рынков и от импорта технологии.

  • Традиции России, как великой математической державы, культура математического образования.

  • Математики российского происхождения все еще занимают ведущие мировые позиции. Их потенциал может быть использован внутри России.

Слайд 13. Знаковые события в образовании

• ФГОС

• Закон об образовании в РФ

• Профессиональный стандарт педагога

• Концепция развития математического образования

• Концепция поддержки развития педагогического образования

• Стратегия развития отрасли информационных технологий

Слайд 14. Уровни математического образования

Закон об образовании в РФ

▫ Дошкольное

▫ Начальное

▫ Основное

▫ Среднее

▫ Среднее профессиональное

▫ Высшее

▫ Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации

Слайд 15. Математическое образование в начальной школе

Современное содержание математического образования в начальной школе базируется на фундаментальных понятиях математики и информатики:

• символа, совокупности, цепочки и основных операциях над ними,

• понятиях логики (истинность, всеобщность, существование),

• алгоритмики (выполнение, построение алгоритма).

Слайд 16. Наглядность, самостоятельная деятельность, эксперимент, самостоятельные открытия

• Расширение спектра деятельности

• Реальные и виртуальные среды

• Современная математика и информатика

• Занимательные задачи

• Пересчет , игры

• Математический язык; понимание сути

Слайд 17 . Основное общее и среднее образование

Математическое образование должно:

  • предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

Слайд 18. обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;

Слайд 19. обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

Слайд 20. Математическая компетентность

• Математическая компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, относящихся к области математики, и способность их применять.

• Математическая компетентность формируется и используется в различных школьных предметах, а также вне школы: в результате изучения популярной литературы, в повседневной практике.

• Формирование математической компетентности является сферой общей ответственности.

Слайд 21. Информатика

• Исходно - математический предмет

▫ Информатика и технология

▫ Математика и информатика

• В начальной школе:

▫ Информатика: база современной математики

▫ ИКТ осваивается во всех видах деятельности

Слайд 22. • Основная школа:

▫ ИКТ- продолжение освоения в предметах, в том числе - инструменты математической

деятельности (визуализация, эксперимент…),

▫ Математическая дисциплина

▫ Социальные аспекты

Слайд 23. Формирование математической компетентности: зоны ответственности

▫ Учитель математики: алгебра, геометрия, тригонометрия, комбинаторика, теория

вероятностей, начала анализа.

Слайд 24. Учитель информатики: логика, дискретная математика, включая комбинаторику, алгоритмика, анализ массивов данных.

Слайд 25. Учитель физики: реальная математика, операциональное освоение векторов,

тригонометрических функций в физических приложениях, содержательное освоение понятий математического анализа, статистика: измерения и сбор данных, визуализация.

Слайд 26. Реализации концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике.


© 2010-2022