- Преподавателю
- Математика
- Выступление на педагогическом совете Концепция математического образования в РФ
Выступление на педагогическом совете Концепция математического образования в РФ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пугачева О.С. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Концепция развития математического образования в РФ
Учитель математики Пугачева О.С.
Слайд 2. Концепция развития математического образования в РФ утверждена распоряжением Правительства РФ №2506-р от 24 декабря 2013 года.
Слайд 3. Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки.
Слайд 4. Проблемы математического образования
1. Проблемы мотивационного характера
Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.
-
2. Проблемы содержательного характера
Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования.
Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся.
3. Кадровые проблемы
Слайд 5. Цели и задачи концепции
Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Слайд 6. Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются: модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности);
-
обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей";
Слайд 7. обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
-
повышение качества работы преподавателей математики, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;
Слайд 8. поддержка лидеров математического образования;
-
обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
-
популяризация математических знаний и математического образования.
Слайд 9. Жизненная важность математического образования для России
"Надо развивать наши сильные стороны. У нас в стране - традиционно сильные математические школы в университетах и РАН. Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества."
В.В. Путин (предвыборная статья, 2012)
Слайд 10. Математическая деятельность
Слайд 11. Почему математика?
-
Математическая деятельность, включая ИТ ,
крупнейший и наиболее быстро развивающийся сектор мировой экономики.
-
Высокий уровень специалистов по математическому моделированию существен для большинства современных научно-технологических отраслей.
-
Математическое образование - основа подготовки специалистов для самых перспективных карьер и инновационной деятельности
Слайд 12.
-
Инвестиции в сферу математической деятельности - минимальны.
-
Математическое производство мало зависит от сырьевых рынков и от импорта технологии.
-
Традиции России, как великой математической державы, культура математического образования.
-
Математики российского происхождения все еще занимают ведущие мировые позиции. Их потенциал может быть использован внутри России.
Слайд 13. Знаковые события в образовании
• ФГОС
• Закон об образовании в РФ
• Профессиональный стандарт педагога
• Концепция развития математического образования
• Концепция поддержки развития педагогического образования
• Стратегия развития отрасли информационных технологий
Слайд 14. Уровни математического образования
Закон об образовании в РФ
▫ Дошкольное
▫ Начальное
▫ Основное
▫ Среднее
▫ Среднее профессиональное
▫ Высшее
▫ Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации
Слайд 15. Математическое образование в начальной школе
Современное содержание математического образования в начальной школе базируется на фундаментальных понятиях математики и информатики:
• символа, совокупности, цепочки и основных операциях над ними,
• понятиях логики (истинность, всеобщность, существование),
• алгоритмики (выполнение, построение алгоритма).
Слайд 16. Наглядность, самостоятельная деятельность, эксперимент, самостоятельные открытия
• Расширение спектра деятельности
• Реальные и виртуальные среды
• Современная математика и информатика
• Занимательные задачи
• Пересчет , игры
• Математический язык; понимание сути
Слайд 17 . Основное общее и среднее образование
Математическое образование должно:
-
предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
Слайд 18. обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;
Слайд 19. обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
Слайд 20. Математическая компетентность
• Математическая компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, относящихся к области математики, и способность их применять.
• Математическая компетентность формируется и используется в различных школьных предметах, а также вне школы: в результате изучения популярной литературы, в повседневной практике.
• Формирование математической компетентности является сферой общей ответственности.
Слайд 21. Информатика
• Исходно - математический предмет
▫ Информатика и технология
▫ Математика и информатика
• В начальной школе:
▫ Информатика: база современной математики
▫ ИКТ осваивается во всех видах деятельности
Слайд 22. • Основная школа:
▫ ИКТ- продолжение освоения в предметах, в том числе - инструменты математической
деятельности (визуализация, эксперимент…),
▫ Математическая дисциплина
▫ Социальные аспекты
Слайд 23. Формирование математической компетентности: зоны ответственности
▫ Учитель математики: алгебра, геометрия, тригонометрия, комбинаторика, теория
вероятностей, начала анализа.
Слайд 24. Учитель информатики: логика, дискретная математика, включая комбинаторику, алгоритмика, анализ массивов данных.
Слайд 25. Учитель физики: реальная математика, операциональное освоение векторов,
тригонометрических функций в физических приложениях, содержательное освоение понятий математического анализа, статистика: измерения и сбор данных, визуализация.
Слайд 26. Реализации концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике.