- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике по теме «Сравнение десятичных дробей»
Конспект урока по математике по теме «Сравнение десятичных дробей»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тельгаева Т.А. |
Дата | 28.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по математике для учащихся 5 класса средних общеобразовательных учреждений.
Тема урока: «Сравнение десятичных дробей».
Цель:
- образовательная: изучение правила сравнения десятичных дробей, формирование умений учащихся пользоваться правилом сравнения десятичных дробей.
- развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, устной и письменной речи.
- воспитательная: воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, добросовестного отношения к работе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный.
Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, компьютер.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
- учащиеся должны знать правило сравнения десятичных дробей;
- учащиеся должны уметь уравнивать количество знаков в дробной части числа, сравнивать десятичные дроби, используя правило сравнения натуральных чисел.
Литература:
«Математика. 5 класс» Н. Я. Виленкин и др., М.: Мнемозина, 2007 г., 280 с.;
«Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н. Я Виленкина» Т.А. Лопатина, Г. С. Мещерякова, Волгоград, 2011 г., 33 с.;
«Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы» В. И. Жохов, М.: Мнемозина, 2010 г., 31 с.
План урока:
-
Организационный момент (2 мин.)
-
Актуализация знаний (5 мин.)
-
Изучение нового материала (12 мин.)
-
Первичное закрепление материала (23 мин.)
-
Подведение итогов и домашнее задание (3 мин.)
Ход урока
-
Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
-
Учитель: Запишите число и тему урока у себя в тетрадях: «Сравнение десятичных дробей» (слайд 1).
(запись на доске и в тетрадях)
Сравнение десятичных дробей
Учитель: Давайте повторим материал, изученный нами на прошлом уроке. Как короче записываются дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями? (слайд 2)
Ученик: Сначала записывают целую часть, затем числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой (слайд 2).
Учитель: Как называют такую запись дроби? (слайд 3)
Ученик: Такую запись дроби называют десятичной (слайд 3).
Учитель: Сколько цифр будет стоять после запятой в десятичной записи дроби ? (слайд 4)
Ученик: После запятой в десятичной записи дроби будет стоять 4 цифры (слайд 4).
Учитель: Какое число будет в этой записи после запятой и какое до запятой? (слайд 5)
Ученик: До запятой будет стоять 18, а после запятой - 0043 (слайд 5).
-
Учитель: Как вы думаете, равны ли будут десятичные дроби 0,6 и 0,60? (слайд 6)
Ученик: Да (слайд 6).
Учитель: Действительно, если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной (слайд 7).
(запись в тетрадях)
Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.
Учитель: Так, например, равны будут дроби 0,87 и 0,870, 141 и 141,0, 0,900 и 0,90 (слайд 8).
(запись на доске и в тетрадях)
0,87 = 0,870
141 = 141,0
0,900 = 0,90
Учитель: Сравним две десятичные дроби 5,345 и 5,36. Как вы думаете, какая дробь больше?
Ученик: 5,36.
Учитель: Давайте проверим. Уравняем число десятичных знаков, приписав к числу 5,36 справа нуль. Получаем дроби 5,345 и 5,360. Запишем их в виде неправильных дробей:
5,345 = 5,360 = .
(запись на доске и в тетрадях)
5,345 и 5,36
5,345 и 5,360
Учитель: У этих дробей одинаковые знаменатели. Значит, та из них больше, у которой больше числитель.
Так как , то , а значит, , то есть (слайд 9).
(запись на доске и в тетрадях)
Учитель: Запишем правило в тетради. Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа (слайд 10).
(запись в тетрадях)
Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.
-
Учитель: Выполним номер 1172 (слайд 11).
(запись на доске и в тетрадях)
№1172
Ученик: Напишите десятичную дробь:
а) с четырьмя знаками после запятой, равную 0,87;
б) с пятью знаками после запятой, равную 0,541;
в) с тремя знаками после запятой, равную 35;
г) с двумя знаками после запятой, равную 8,40000.
Ученик: а) 0,87 = 0,8700;
б) 0,541 = 0,54100;
в) 35 = 35,000;
г) 8,40000 = 8,40.
(запись на доске и в тетрадях)
а) 0,87 = 0,8700;
б) 0,541 = 0,54100;
в) 35 = 35,000;
г) 8,40000 = 8,40.
Учитель: Следующий номер 1173.
(запись на доске и в тетрадях)
№1173
Ученик: Приписав справа нули, уравняйте число знаков после запятой в десятичных дробях: 1,8; 13,54; 0,789.
Ученик: 1,800; 13,540; 0,789. После запятой в дробной части каждой дроби будет стоять 3 знака.
(запись на доске и в тетрадях)
1,800; 13,540; 0,789
Учитель: Следующий номер 1175.
Ученик: Сравните числа: 85,09 и 67,99; 55,7 и 55,7000; 0,5 и 0,724; 0,908 и 0,918; 7,6431 и 7,6429; 0,0025 и 0,00247.
85,09 и 67,99. Чтобы сравнить эти два числа, надо отбросить запятую и сравнить числа 8509 и 6799. 8509 6799. Значит, 85,09 67,99.
(запись на доске и в тетрадях)
85,09 и 67,99
8509 и 6799
8509 6799
85,09 67,99
Ученик: 55,7 и 55,7000. Чтобы сравнить эти два числа, уравняем число знаков после запятой. Для этого, отбросим у числа 55,7000 нули. Сравним числа 557 и 557: 557 = 557, значит, 55,7 = 55,7 и 55,7 = 55,7000.
(запись на доске и в тетрадях)
55,7 и 55,7000
557 и 557
557 = 557
55,7 = 55,7
55,7 = 55,7000
Ученик: 0,5 и 0,724. Уравняем число знаков после запятой в числе 0,5. 0,5 = 0,500. Теперь сравним числа 500 и 724. 500 724, значит 0,500 0,724 и 0,5 0,724.
(запись на доске и в тетрадях)
0,5 и 0,724
0,5 = 0,500
500 и 724
500 724
0,500 0,724
0,5 0,724
Ученик: 0,908 и 0,918. Чтобы сравнить эти два числа, отбросим запятые и сравним числа 908 и 918. 908 918. Значит, 0,908 0,918.
(запись на доске и в тетрадях)
0,908 и 0,918
908 и 918
908 918
0,908 0,918
Ученик: 7,6431 и 7,6429. Чтобы сравнить эти два числа, отбросим запятые и сравним числа 76431 и 76429. 76431 76429. Значит, 7,6431 7,6429.
(запись на доске и в тетрадях)
7,6431 и 7,6429
76431 и 76429
76431 76429
7,6431 7,6429
Ученик: 0,0025 и 0,00247. Сначала уравняем число знаков после запятой. Для этого припишем к числу 0,0025 справа 0. 0,00250 и 0,00247. Теперь отбросим запятую и сравним числа 250 и 247: 250 247. Значит, 0,00250 0,00247 и 0,0025 0,00247.
(запись на доске и в тетрадях)
0,0025 и 0,00247
0,00250 и 0,00247
250 и 247
250 247
0,00250 0,00247
0,0025 0,00247
-
Учитель: Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Изменится ли десятичная дробь, если в конце приписать нуль?
Ученик: Если в конце десятичной дроби приписать нуль, то она не изменится.
Учитель: Как сравнить две десятичные дроби?
Ученик: Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.
Учитель: Запишите домашнее задание: п. 30, стр. 180 (повторить), п. 31, стр. 185 (выучить правила),
№1200. Сравните числа:
а) 3,573 и 3,581
б) 8,605 и 8, 59
в) 7,299 и 7,3
г) 6,504 и 6,505
д) 3,29 и 3,3
е) 4,85 и 0,1
№1201. Напишите все цифры, которые можно поставить вместо звездочек, чтобы получилось верное неравенство:
а) 0,*3>0,13
б) 0,1*<0,18
в) 5,64>5,*8
г) 3,51<3,*1
д) 12,*4>12,53
е) 0,001<0,0*1
(запись на доске и в дневниках)
п. 30, стр. 180 (повторить),
п. 31, стр. 185 (выучить правила),
№1200, №1201 (слайд 12).
Учитель: Урок окончен (слайд 13).