Доклад по математике на темуУниверсальные учебные действия

               Современное  информационное  общество  запрашивает  человека обучаемого,  способного  самостоятельно  учиться и  многократно  переучиваться  в  течение жизни,  готового  к самостоятельным  действиям  и  принятию решений.  Для  жизни,  деятельности  человека  важно  не  наличие  у  него накоплений  впрок,  запаса  какого-то  внутреннего  багажа  всего  усвоенного,  а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качеств...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Программа формирования универсальных учебных действий на уроках математики.



























Программа формирования универсальных учебных действий на уроках математики



Пояснительная записка

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе российского образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины. Однако, компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100», а также совокупность методик и технологий (в том числе и проектной) позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Существуют определенные различия формирования УУД в начальной, основной и средней школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Все это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями школьников. У старших подростков возникают потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенного социального статуса. Также наступает смена целевых ориентиров и характера учебной деятельности, перенос приоритетов.

Основная цель программы - раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы применительно к особенностям дидактического процесса Школы.

Основное содержание программы

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли.

Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).

В математике: смыслообразование.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно - познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В математике: познавательные общеучебные - моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические - анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа.

Основные функции УУД.

Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Планируемые результаты.

1. Личностные универсальные учебные действия

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране

государству;

  • проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов;

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

  • различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;

  • выражать положительное отношение к процессу познания;

  • проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • планировать решение учебной задачи;

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • оценивать результаты деятельности;

  • анализировать собственную работу;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

3. Познавательные универсальные учебные действия

  • различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания;

  • анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

  • сравнивать различные объекты: выделять их множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

  • сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различия объектов;

  • выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

  • классифицировать объекты;

  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

4.Коммуникативные универсальные учебные действия

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

  • сравнивать разные виды текста;

  • составлять план текста;

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, соотношений реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познания и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Приемы формирования УУД на уроках математики

1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач.

В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

2. Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.

3. Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребенок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



Виды заданий, формирующих универсальные учебные действия.

личностные:

  • Участие в проектах

  • Подведение итогов урока

  • Творческие задания

  • Мысленное воспроизведение ситуации

  • Самооценка событий

  • Дневники достижений

регулятивные:

  • Преднамеренные ошибки

  • Поиск информации в предложенных источниках

  • Взаимоконтроль

  • «Найди ошибку»

познавательные:

  • Упорядочивание

  • «Цепочки»

  • Составление схем-опор

  • Работа с разного вида таблицами

  • Составление и распознавание диаграмм

  • Поиск лишнего

коммуникативные:

  • Составь задание однокласснику

  • Оцени работу товарища

  • Работа в группах

  • «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое


Заключение.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики - научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.



Приложения

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  • Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

  • В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый -это тот человек, который «открывает» ему реальный мир.

  • Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

  • Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

  • Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Регулятивные УУД

  • Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

  • Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

  • Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Познавательные УУД

  • Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

  • Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

  • Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.

  • Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

  • Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе.

Личностные УУД

  • 1. Сколько существует маршрутов посещения трех памятных мест в г. Ипатово: Мемориал, аллея Славы, памятник воинам-интернационалистам?

  • Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края.

  • 2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.

  • знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания

  • 3. Образец дневника достижений (распечатка для каждого учащегося в начале урока) - ученик сам оценивает свою деятельность

Этап урока

устный счет

домашнее задание

первичное закрепление нового материала

итог урока

рефлексия

моя оценка




Регулятивные УУД

  • 1. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:

  • 5 (x +2) = 2x - 3 (x + 5)

  • 5x + 10 = 2x - 3x - 5

  • 5x - 2x +3x = -10-5

  • 6x = -15

  • х= -2,5 Ответ: -2,5

  • Анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.

  • 2. Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам

  • Доклад по математике на темуУниверсальные учебные действия

  • составление плана и последовательности действий, способность к волевому усилию и преодолению трудностей

  • 3. Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий на уроках математики

  • Задача: для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно (личностные УДД: проявление внимания, интереса, желания больше узнать). Сколько сахара (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг. теста? (создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися)

  • Решение.

  • Регулятивные УУД

  • Пусть масса одной части х граммов,

  • Тогда для теста потребуется 5х муки; х маргарина; 3х молока; х сахара (поиск решения проблемы учащимися)

  • По условию задачи надо приготовить 4 кг теста. Составим уравнение:

  • 5х + х + 3х + х = 4

  • 10х = 4

  • х = 0,4 (кг) (решение задачи)

  • проверка: 5 ∙ 0,4 + 0,4 + 3 ∙ 0,4 + 0,4 = 4 (определение успешности выполнения своей работы)

Ответ: 0,4 кг сахара необходимо.



© 2010-2022