Конспект урока геометрическая прогрессия

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А-9 Тема Геометрическая прогрессия.

Урок изучения нового материала.

Цели урока: - Сформулировать определение геометрической прогрессии.

-получить формулу п-го члена прогрессии.

- научиться вычислять bп, b1, q , n.

- закрепить навык работы с формулой

-развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

1 Устная работа с классом, подготовка к восприятию новой темы.

Презентация кроссворд.

Вопросы.

  1. Как называется график функции у = х2 + 3х -4?

  2. Утверждение, справедливость которого надо доказывать?

  3. Что определяет положение точки в Декартовой системе? ( на плоскости?)

  4. Раздел математики, изучающий числовые и буквенные выражения?

  5. Простейшая геометрическая фигура, но не точка?

  6. Множество чисел ( точек) лежащих между двумя точками( или множество всех чисел, удовлетворяющих строгому неравенству Конспект урока геометрическая прогрессия.)

  7. Исходные положение какой- либо теории, не требующие доказательства ?

  8. Некоторые графики функций имеют вертикальную или горизонтальную или наклонную ….

  9. Координата точки по оси У

  10. Французский математик, чье имя носит один из способов решения квадратного уравнения.

После решения кроссворда выясняем, что прогрессия бывает геометрическая.

Если в последовательности получать числа умножением предыдущего на одно и тоже число то получаются прогрессии, которые получили название геометрическая прогрессия. Например первое число 6 и мы будем составлять последовательность умножая предыдущий на 2, назовите несколько следующих членов прогрессии 6,12, 24, 48, 96, 192….

Дадим строгое определение

Опр. Числовую последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и тоже число q≠0, называют геометрической прогрессией. А число q- называют знаменателем.

Например:

1 b1, =4 q = -2 Найти первые пять. Это числа -8,16,-32,64…

Устно: УПР 17.1 а )b1, =-1 q = 3 -1 -3 -9 -27 -81

Выписать на доске Б) b1, =-2 q = -1/2 -2 1 -1/2 ¼ -1/8

В) b1, = -4 q = 3 -4 -12 -36 -108

Письменно на доске

Задание 1 а) b1=2 q = -3

Вычислите первые 5 членов прогрессии: 2,-6, 18,- 54, 162…

Б) b1=2

q = ¼ Тогда 2,1/2,1/8,1/32… оставить на доске для задания

Как связаны два рядом стоящих члена прогрессии?

Запишем связь предыдущего и последующего члена прогрессии, получим рекуррентную формулу .Впишите ее в опорный конспект.( распечатку)

Конспект урока геометрическая прогрессиярекуррентная формула.

Тогда из этой формулы мы можем получить знаменатель прогрессии

Конспект урока геометрическая прогрессия

Дать понятие о возрастающей и убывающей прогрессии на доске

b1 > 0

Если q >1 то прогрессия является возрастающуй.

Если b1 > 0, 0 < q <1 то прогрессия является убывающей.

Задание 2 Вычислить знаменатель прогрессии.

Презентация по вычислению знаменателя.

Письменно на доске № 17.8 а,в, г- дополнительно. Вопрос Назовите первый , второй член прогрессии. Ответы ( а) Конспект урока геометрическая прогрессия/2 б) ¾ г) 3,5)

А если известны b6= -2 b7 = 9, то q-? ( -4,5 ) И b11= ½ b12 = 1/3 то q-? (2/3)

Вы видите, что в геометрической прогрессии тоже необходимо получить формулу п-го члена прогрессии. Возвращаемся к заданию и предлагаем вычислить десятый и двадцать пятый член прогрессии.

Б) b1=2

q = ¼ Тогда 2,1/2,1/8,1/32… осталось на доске.

Какие будут предположения, предложения по формуле. Может она как то связана с арифметической прогрессией.

Могут предположить bn = b1 q(n-1) или bn = b1 q(n+1) проверим уже вычисленные числа, не получается.

Тогда необходимо получить формулу п-го члена прогрессии как мы это делали с арифметической прогрессией.

Записать вывод формулы.

Пусть дано b1, тогда b2= b1 q, а b3 = b2 q = b1 q* q = b1 q2

B4 = b3 q= b1 q2 * q = b1 q3 …..

bn = b1 qn-1

Вычисляем b10= ½17 и b25= ½47 такие числа вычислять не надо их оставляют в виде степени.

Сегодня при работе с геометрической прогрессии нам часто встречалась степень и в дальнейшем она нас будет выручать.

Вспомним свойства степени и это и повторение к экзаменам.

Работаем с презентацией Устные упражнения №20( можно не все).

Если нет времени ,то пропустить.

Гимнастика для глаз

Задания №3 Вычисление п-го члена прогрессии

Письменно , обсуждая фронтально и записываем на доске №17.10 а, б- дополнительно

Ответ а) -16 б) 10/3

№17.11аб

Ответ а) 27/4 = 6 Конспект урока геометрическая прогрессияб) 4Конспект урока геометрическая прогрессия

Самостоятельно: Если позволяет время.

Дано г.пр -0,125 0,25 ….

Найти знаменатель прогрессии ( -2) и пятый член прогрессии ( -2).

А теперь рассмотрим такой вид уравнения, который нам поможет вычислять номер членов прогрессии. Решение этих уравнений основано на свойстве степеней.

Конспект урока геометрическая прогрессия=16 Конспект урока геометрическая прогрессия=125 Конспект урока геометрическая прогрессия=49

Х= 4 Х= 4 n=1

Задание 4 Вычисление первого члена прогрессии.

B7 = -512 ( ответ b1= -8)

Q = -2

b1 ?

Задание 5 Вычисление номера члена прогрессии.

а) bn = 1536 b1= 3 q =2. Найти номер n (b10= 1536 n =10)

б) b1= 2 b2= 6 bn = 486 Найти номер n (b6= 486 n =6)

Если время позволяет, то или дать как дополнительные

В) bn = Конспект урока геометрическая прогрессия b1= Конспект урока геометрическая прогрессия q =2 Найти номер n (b5= Конспект урока геометрическая прогрессия n =5)

г) ) b1= 28 q =1/2 bn = 3,5 Найти номер n (b4= 3,5 n =4)

Можно рассмотреть и такое задание b1 = 14 b7= Конспект урока геометрическая прогрессия. Найти знаменатель прогрессии. ( 0,5 и -0,5)

Подведем итог мы получили формулы для геометрической прогрессии и они позволяют нам найти первый член прогрессии, знаменатель, номер .

Тогда вы сейчас разбиваетесь на группы и вместе с консультантом - экспертом выполняете задания. Эксперт отвечает на вопросы и проверяет работы.

Работы оцениваются учителем выборочно с учетом ответа у доски.

Домашнее задание выучить формулы № 17.11вг №17.15 аб №17.19бг №17.21а

Задания для групп

№1

1) b1=2 Найти первых четыре члена прогрессии

q = -3

2) ) b1= -6 Найти четвертый член прогрессии

q = 1/3

3) b10= 10 Найти b11 и q

b12= 40

4) bп = -162 Найдите номер члена последовательности.

q= 3

b1= -2

№1

1) b1=2 Найти первых четыре члена прогрессии

q = -3

2) ) b1= -6 Найти четвертый член прогрессии

q = 1/3

3) b10= 10 Найти b11 и q

b12= 40

4) bп = -162 Найдите номер члена последовательности.

q= 3

b1= -2

№2

1) b1=4 Найти первых четыре члена прогрессии

q = 3

2) ) b1= 5 Найти четвертый член прогрессии

q = -1/5

3) b11= 6 Найти b12 и q

b13= 5 4

4 bп = 112 Найдите номер члена последовательности.

q= 2

b1= 7

№2

1) b1=4 Найти первых четыре члена прогрессии

q = 3

2) ) b1= 5 Найти четвертый член прогрессии

q = -1/5

3) b11= 6 Найти b12 и q

b13= 5 4

4 bп = 112 Найдите номер члена последовательности.

q= 2

b1= 7

№3

1) b1=2 Найти первых четыре члена прогрессии

q = -1/2

2) ) b1= 4 Найти четвертый член прогрессии

q = - 4

3) b17= 8 Найти b18 и q

b19= 72

4 ) bп = -54 Найдите номер члена последовательности.

q= 3

b1= -2

№3

1) b1=2 Найти первых четыре члена прогрессии

q = -1/2

2) ) b1= 4 Найти четвертый член прогрессии

q = - 4

3) b17= 8 Найти b18 и q

b19= 72

4 ) bп = -54 Найдите номер члена последовательности.

q= 3

b1= -2



© 2010-2022