Кривые в математике и экономике (интегрированный урок)

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок математики и экономики

«Кривые в математике и экономике»

Цели :

  • Углубление знаний учащихся по математике и экономике;

  • Развитие математического кругозора, способностей, исследовательских умений;

  • Использование инновационных технологий в межшкольной связи предметов;

  • Практическое применение исследования многочисленных геометрических линий.

.

План урока (2 часа).

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Презентация « Красота лекальных кривых».

  3. Работа в группах.

  4. Предъявление результатов.

  5. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Что понимаем под «кривыми» в математике? Какие кривые вы знаете? Каждая группа имеет на своем столе части одного целого. Соберите картинку и вы получите знакомую вам кривую.

(Овал, синусоида, парабола, круг).

В повседневной жизни мы часто встречаемся с замечательными кривыми, которые привлекают внимание не только изяществом своей формы, но и многими удивительными свойствами. Какое же практическое применение в жизни человека разнообразных геометрических линий и фигур?



  1. Презентация «Лекальные кривые».

Лекальные кривые - это плоские кривые, вычерченные с помощью лекал по предварительно построенным точкам. К ним относятся: эллипс, парабола, гипербола, циклоида, синусоида, сопряжение окружности, спирали Архимеда, овалы, овалы Кассини, лемниската Бернулли и другие.

Эллипс - равномерно сжатая к своему диаметру окружность.

Парабола - незамкнутая кривая второго порядка, все точки которой равноудалены от одной точки - фокуса и от данной прямой - директрисы.

Гипербола - плоская незамкнутая кривая, состоящая из двух веток, концы которых удаляются в бесконечность, стремясь к своим асимптотам.

Циклоиды - кривая линия, представляющая собой траекторию точки при перекатывании окружности.

Синусоида - плоская кривая, изображающая изменения синуса в зависимости от изменения его угла.

Овалы Кассини - «Бантик» - это кривая имеет сходство с бантиком, которым в Древнем Риме привязывали лавровый венок к голове победителя.

Этой кривой много внимания уделял швейцарский математик Якоб Бернулли - «Лемнискита Бернулли» - известна инженерам железнодорожникам. Она служит переходной линией между участками полотна прямолинейного и округлой формы, обеспечивая плавность движения. …Машинист ведет поезд ровно, и о поворотах мы узнаем, лишь наблюдая последние вагоны состава из окна своего купе. Эти кривые легко и плавно направляют путь нашего экспресса.

Спирали. Многие природные явления: смерчь, воронка, образованная вытекающей из ванны водой, круговорот космического вихря галактик - все они имеют форму спиралей. Светлячок описывает двигаясь вдоль секундной стрелки часов, спираль Архимеда. А три светлячка какую нарисуют спираль? Путешествуя с постоянной скоростью, в любой момент времени светлячки будут располагаться в вершинах правильного треугольника. Каждый светлячок опишет дугу логарифмической спирали. Свойство спирали применяется в режущих машинах, вращающиеся ножи имеют форму логарифмической спирали. Свойства логарифмической спирали так поразили Якова Бернулли, что он завещал высечь ее на своем надгробном камне: «Измененная, возрождаюсь прежней».

Циклоида.

Что общего между «цирк», «циркуль», «мотоцикл»? В них прячется одно и то же греческое слово «киклос» - круг, окружность. Слово циклоида так же принадлежит этому ряду.

Учитель. Мы увидели красоту и разнообразие лекальных кривых. Увидели разные области применения лекальных кривых: архитектура, строительство, железные дороги, витражи и орнаменты и предметы быта.

Какова же роль математических кривых в экономике?

Потребности общества ставят перед математикой общую задачу - исследование многочисленных линий, многообразных по форме и характеру свойств. Что общего между «кривыми» в математике и экономике?

  1. Тест «Основные свойства исследования функций» ( приложение)



  1. Экономический блок.



  1. Математические вопросы для экономического блока:

- Каким способом задана функция?

- Перечислите основные свойства кривой производственных возможностей?

- Какие преобразования использовались для КПВ?

Вывод: Что общего между «кривыми» в экономике и математике?

  1. «Пословицы».

Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функции, обратимся к пословицам - отражение устойчивых закономерностей многовекового опыта народа.

Задание: От словесного способа перейти к графическому ( на выбор группам).

«Чем дальше в лес, тем больше дров»

«Выше меры конь не скачет»

«Пересев хуже недосева»

«Любишь кататься, люби и саночки возить».



  1. Итог урока. Подведение итогов работы в группах.

© 2010-2022