Учебные исследования на уроках

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на урокахУчебные исследования на уроках математики

Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только давать знания, но воспитывать качества личности, важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы.

Совершенствование учебного процесса сегодня идет в направлении увеличения методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личностное участие обучающего и его интерес к учению.

Исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединения знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ребенка, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологией обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Сейчас актуально развитие способностей переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому способствует внедрение в учебную деятельность исследовательского метода обучения.

Исследовательский метод в школе можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой. Формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно- ориентированного учебного поиска.

Роль учителя в организации учебного исследования велика. Она состоит из умения

выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося, умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследования на уроке, умение формировать

проблемные ситуации.

При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы.

Применение учебно-исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель из авторитетного источника информации становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

В течение трех лет учителя математики школы №63 занимались экспериментом «Проектирование и конструирование учебных исследований предметной области «Математика» в условиях реализации ФГОС ООО»

Копылова Надежда Васильевна-

учитель математики высшей категории

МБОУ «СОШ №63 с углубленным изучением

отдельных предметов», председатель

школьного методического объединения

учителей математики, работает над проблемой

«Использование учебных исследований по алгебре

«Линейные уравнения с одним неизвестным»» 7 класс

Егураздова Таисия Александровна-

учитель математики высшей категории,

отличник просвещения РФ

Проблема над которой работает

Т.А. Егураздова: «Использование учебных

исследований по геометрии «Параллельные прямые»»

7 класс

Колесова Галина Александровна-

учитель математики высшей категории,

отличник просвещения РФ

Проблема, над которой работает

Колесова Г.А.: «Использование учебных исследований

по геометрии по теме «Треугольники»» 7 класс

Вначале были изучены теоретические аспекты данной проблемы. Каждым учителем выбрана тема, участники эксперимента, подобран материал учебных исследований, который прошел апробацию.

Учителя математики разработали серию уроков и показали включение в деятельность учащихся учебных исследований: заполни таблицу, самостоятельные работы, лабораторную работу, мини-проекты, тесты, составление алгоритмов решения уравнения и задач практического содержания.

Использовали разные формы работы: фронтальную, индивидуальную, работу группами, парами. Различные формы исследований дают возможность для самореализации, самооценки, самоопределения учащихся. Учащиеся открывают новое, известное науке, но неизвестное ученику.

Учебные исследования включены в разные этапы урока: для мотивации, для изучения материала, для закрепления материала, домашнего задания.

Приводим примеры некоторых уроков: «Линейные уравнения с одним неизвестным», «Параллельные прямые», «Треугольники»

Тема урока

Этап урока

Форма работы

Задания

с элементами исследования

1

Понятие линейного уравнения с одним неизвестным

Актуализация

Операционно-познавательный


Домашнее задание

Фронтальная

Фронтальная


Индивидуальная

Решить уравнения

  1. ах=0

  2. ах=5

  3. 2х=7

Заполни таблицу ах = в

Значения

а

а=0

в=0

а=0

в

Корни

уравнения


Решить уравнение

(а+р)х=в

5

Решение задач с помощью уравнений

Мотивация



Операционно-познавательный




Домашнее задание

Лабораторная работа по вариантам


Мини-проект




Мини-проект

Найти по чертежу неизвестный размер детали

Задачи на движение

1.Реши задачу по схеме

А 192 км В

→ ← =60км/ч =75км/ч

2-ой мотоциклист выехал на 30 мин. позднее. Найти время 2-го до встречи.

2. Составь схему по задаче:

Из села до станции вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через час выехал велосипедист со скоростью 10км/ч и прибыл на станцию раньше на 30 минут. Найти время движения пешехода.

Задачи на работу

1.Маша пропалывает грядку за 6 мин., а Даша - за 10 мин. За сколько минут они прополют грядку вместе?

2.Маша-6 мин.

Даша - ? мин.

Вместе - 4мин.

3.Ученик за 5ч выполнил половину работы и затем ему помог мастер. Сколько времени необходимо мастеру для выполнения всей работы, если он будет работать отдельно?

Тема урока

Этапы урока

Форма урока

Задачи с элементами исследования

1

Определение параллельных прямых

Мотивация

Фронтальная

Начерти произвольный треугольник ABC, через его вершины проведи параллельные прямые и отложи в одном направлении отрезки Убедись, что

4

Теорема о накрест лежащих углах

Операционно-познаватель

ный

Парная

Впроведена биссектриса BL и на продолжении AB отложен отрезок BK=BC. Докажи, что KC параллельна BL.

6

Теорема об односторонних углах

Операционно-познаватель

ный

Индивидуальная

Учебные исследования на урокахДано: m||n, Найти x,y

8

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Рефлексивно-оценочная часть

Тесты

Прямые АВ и СD параллельны, лучи АВ и СD направлены противоположно. Можно ли найти угол х, если:

  1. x - это угол треугольника BKD, точка K лежит на отрезке AD, ;

  2. Точка К лежит на прямой CD, x-это угол, смежный углу KBA, ;

  3. x-это угол ACD, прямая AC образует равные углы с прямыми ADи AB,

  4. x - это угол AKD, AD=BC, AC=BD, K-точка пересечения прямых ACи BD, ;

  5. x- CBA, , точки A,B,C,D лежат на данной окружности.


Тема урока

Этапы урока

Форма работы

Задания с элементами исследования

1

Треугольники

Изучение нового материала

Лабораторная

-Начертите ΔABC. Укажите:

а) его стороны, вершины, углы;

б)сторону, противолежащую углам А, В. С;

в) между какими сторонами заключены углы А, В, С;

г) углы, прилежащие стороне АВ, ВС, АС;

д) угол, противолежащий стороне АВ, ВС, АС;

е) периметр ΔАВС, если АВ = 5 см, ВС = 7 см, АС = 8 см;

ж) формулу для вычисления периметра ΔАВС.

-Как выяснить, равны ли ΔАВС и ΔМNK?

2

Первый признак равенства треугольников

Актуализация опорных знаний и выдвижение гипотезы

Исследовательская

Треугольник состоит из 6 элементов (3 угла, 3 стороны). Какое наименьшее количество элементов надо взять, чтобы установить равенство двух треугольников?

3

Решение задач на первый признак

Закрепление изученного

Индивидуальная, фронтальная

Учебные исследования на уроках

Доказать: ΔВЕК = ΔELC

4

Медианы, биссектрисы и высоты

Закрепление новых знаний

Индивидуальная, фронтальная

На стороне КС ΔВКС взята точка М так, что углы ВМК и

ВМС равны. Докажите, что отрезок ВМ - высота

треугольника.

.

Сравнительный анализ по теме «Треугольники»

На начало эксперимента

(1)

На конец прохождения темы (2)

Годовой срез

(3)

Остаточные знания (4)

30%

58%

67%

60%

Сравнительный анализ по теме «Линейные уравнения»

На начало прохождения темы

На конец прохождения темы

Годовой срез

Остаточные знания

50%

78%

70%

61%


Сравнительный анализ по теме «Параллельные прямые»

На начало

эксперимента

На конец прохождения темы

Годовой срез

Остаточные знания

50%

80%

75%

70%


В конце года каждый учитель составил и провел итоговый тест, тест на остаточные знания.

Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод, что к концу года снизился процент знаний учащихся по данной теме, тест на остаточные знания перед новой темой также показал снижение, что позволило выявить пробелы и их ликвидировать.

Психологический мониторинг готовности учащихся 7 классов к диагностической работе


уровни

высокий

12%

24%

0%

выше среднего

19%

38%

20%

средний

62%

38%

70%

низкий

7%

0%

10%







Доминирующее число учащихся имеют средний, выше среднего уровни стрессоустойчивости личности. Проведены групповые и индивидуальные консультации с учащимися и развивающие занятия по подготовке к диагностической работе.

Были проведены анкеты с учащимися, что им больше всего понравилось, что вызвало затруднения.

Анализируя анкеты учеников, можно сделать вывод:больше всего им понравились задачи-фокусы с отгадыванием чисел, лабораторная работа «Найти неизвестный размер детали», мини-проекты. Трудность вызывают задания на решение уравнений с модулем и параметром. Можно отметить повышение активности ранее пассивных детей, снижение тревожности учащихся, повышенный интерес добровольного объединения детей для работы над учебными исследованиями, повышение мотивации в учебной деятельности, обеспечение перехода участников эксперимента на более высокий уровень самостоятельности при обучении математики.

Литература:

1. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики. «Вестник», Омск, 2007г

2. Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в школе. - №9. - 2000 г.

3. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005г.

4. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

5.В. Маркова. Что такое исследовательская деятельность учащихся.//Математика в школе.-№12, 2007г

6.. Ушакова М. А. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. М. сентябрь, 1999 г.

7. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителя / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб. КАРО, 2005.

8. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.-М., Сентябрь, 1998 г.

9. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровнего обучения; монография,-М., АПК и ПРО, 2005.



© 2010-2022