- Преподавателю
- Математика
- Учебные исследования на уроках
Учебные исследования на уроках
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копылова Н.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учебные исследования на уроках математики
Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только давать знания, но воспитывать качества личности, важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы.
Совершенствование учебного процесса сегодня идет в направлении увеличения методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личностное участие обучающего и его интерес к учению.
Исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединения знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ребенка, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологией обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Сейчас актуально развитие способностей переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому способствует внедрение в учебную деятельность исследовательского метода обучения.
Исследовательский метод в школе можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой. Формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно- ориентированного учебного поиска.
Роль учителя в организации учебного исследования велика. Она состоит из умения
выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося, умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследования на уроке, умение формировать
проблемные ситуации.
При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы.
Применение учебно-исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель из авторитетного источника информации становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
В течение трех лет учителя математики школы №63 занимались экспериментом «Проектирование и конструирование учебных исследований предметной области «Математика» в условиях реализации ФГОС ООО»
Копылова Надежда Васильевна-
учитель математики высшей категории
МБОУ «СОШ №63 с углубленным изучением
отдельных предметов», председатель
школьного методического объединения
учителей математики, работает над проблемой
«Использование учебных исследований по алгебре
«Линейные уравнения с одним неизвестным»» 7 класс
Егураздова Таисия Александровна-
учитель математики высшей категории,
отличник просвещения РФ
Проблема над которой работает
Т.А. Егураздова: «Использование учебных
исследований по геометрии «Параллельные прямые»»
7 класс
Колесова Галина Александровна-
учитель математики высшей категории,
отличник просвещения РФ
Проблема, над которой работает
Колесова Г.А.: «Использование учебных исследований
по геометрии по теме «Треугольники»» 7 класс
Вначале были изучены теоретические аспекты данной проблемы. Каждым учителем выбрана тема, участники эксперимента, подобран материал учебных исследований, который прошел апробацию.
Учителя математики разработали серию уроков и показали включение в деятельность учащихся учебных исследований: заполни таблицу, самостоятельные работы, лабораторную работу, мини-проекты, тесты, составление алгоритмов решения уравнения и задач практического содержания.
Использовали разные формы работы: фронтальную, индивидуальную, работу группами, парами. Различные формы исследований дают возможность для самореализации, самооценки, самоопределения учащихся. Учащиеся открывают новое, известное науке, но неизвестное ученику.
Учебные исследования включены в разные этапы урока: для мотивации, для изучения материала, для закрепления материала, домашнего задания.
Приводим примеры некоторых уроков: «Линейные уравнения с одним неизвестным», «Параллельные прямые», «Треугольники»
№
Тема урока
Этап урока
Форма работы
Задания
с элементами исследования
1
Понятие линейного уравнения с одним неизвестным
Актуализация
Операционно-познавательный
Домашнее задание
Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная
Решить уравнения
-
ах=0
-
ах=5
-
2х=7
Заполни таблицу ах = в
Значения
а
а=0
в=0
а=0
в
Корни
уравнения
Решить уравнение
(а+р)х=в
5
Решение задач с помощью уравнений
Мотивация
Операционно-познавательный
Домашнее задание
Лабораторная работа по вариантам
Мини-проект
Мини-проект
Найти по чертежу неизвестный размер детали
Задачи на движение
1.Реши задачу по схеме
А 192 км В
→ ← =60км/ч =75км/ч
2-ой мотоциклист выехал на 30 мин. позднее. Найти время 2-го до встречи.
2. Составь схему по задаче:
Из села до станции вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через час выехал велосипедист со скоростью 10км/ч и прибыл на станцию раньше на 30 минут. Найти время движения пешехода.
Задачи на работу
1.Маша пропалывает грядку за 6 мин., а Даша - за 10 мин. За сколько минут они прополют грядку вместе?
2.Маша-6 мин.
Даша - ? мин.
Вместе - 4мин.
3.Ученик за 5ч выполнил половину работы и затем ему помог мастер. Сколько времени необходимо мастеру для выполнения всей работы, если он будет работать отдельно?
№
Тема урока
Этапы урока
Форма урока
Задачи с элементами исследования
1
Определение параллельных прямых
Мотивация
Фронтальная
Начерти произвольный треугольник ABC, через его вершины проведи параллельные прямые и отложи в одном направлении отрезки Убедись, что
4
Теорема о накрест лежащих углах
Операционно-познаватель
ный
Парная
Впроведена биссектриса BL и на продолжении AB отложен отрезок BK=BC. Докажи, что KC параллельна BL.
6
Теорема об односторонних углах
Операционно-познаватель
ный
Индивидуальная
Дано: m||n, Найти x,y
8
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Рефлексивно-оценочная часть
Тесты
Прямые АВ и СD параллельны, лучи АВ и СD направлены противоположно. Можно ли найти угол х, если:
-
x - это угол треугольника BKD, точка K лежит на отрезке AD, ;
-
Точка К лежит на прямой CD, x-это угол, смежный углу KBA, ;
-
x-это угол ACD, прямая AC образует равные углы с прямыми ADи AB,
-
x - это угол AKD, AD=BC, AC=BD, K-точка пересечения прямых ACи BD, ;
-
x- CBA, , точки A,B,C,D лежат на данной окружности.
Тема урока
Этапы урока
Форма работы
Задания с элементами исследования
1
Треугольники
Изучение нового материала
Лабораторная
-Начертите ΔABC. Укажите:
а) его стороны, вершины, углы;
б)сторону, противолежащую углам А, В. С;
в) между какими сторонами заключены углы А, В, С;
г) углы, прилежащие стороне АВ, ВС, АС;
д) угол, противолежащий стороне АВ, ВС, АС;
е) периметр ΔАВС, если АВ = 5 см, ВС = 7 см, АС = 8 см;
ж) формулу для вычисления периметра ΔАВС.
-Как выяснить, равны ли ΔАВС и ΔМNK?
2
Первый признак равенства треугольников
Актуализация опорных знаний и выдвижение гипотезы
Исследовательская
Треугольник состоит из 6 элементов (3 угла, 3 стороны). Какое наименьшее количество элементов надо взять, чтобы установить равенство двух треугольников?
3
Решение задач на первый признак
Закрепление изученного
Индивидуальная, фронтальная
Доказать: ΔВЕК = ΔELC
4
Медианы, биссектрисы и высоты
Закрепление новых знаний
Индивидуальная, фронтальная
На стороне КС ΔВКС взята точка М так, что углы ВМК и
ВМС равны. Докажите, что отрезок ВМ - высота
треугольника.
.
Сравнительный анализ по теме «Треугольники»
На начало эксперимента
(1)
На конец прохождения темы (2)
Годовой срез
(3)
Остаточные знания (4)
30%
58%
67%
60%
Сравнительный анализ по теме «Линейные уравнения»
На начало прохождения темы
На конец прохождения темы
Годовой срез
Остаточные знания
50%
78%
70%
61%
Сравнительный анализ по теме «Параллельные прямые»
На начало
эксперимента
На конец прохождения темы
Годовой срез
Остаточные знания
50%
80%
75%
70%
В конце года каждый учитель составил и провел итоговый тест, тест на остаточные знания.
Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод, что к концу года снизился процент знаний учащихся по данной теме, тест на остаточные знания перед новой темой также показал снижение, что позволило выявить пробелы и их ликвидировать.
Психологический мониторинг готовности учащихся 7 классов к диагностической работе
уровни
7а
7т
7г
высокий
12%
24%
0%
выше среднего
19%
38%
20%
средний
62%
38%
70%
низкий
7%
0%
10%
Доминирующее число учащихся имеют средний, выше среднего уровни стрессоустойчивости личности. Проведены групповые и индивидуальные консультации с учащимися и развивающие занятия по подготовке к диагностической работе.
Были проведены анкеты с учащимися, что им больше всего понравилось, что вызвало затруднения.
Анализируя анкеты учеников, можно сделать вывод:больше всего им понравились задачи-фокусы с отгадыванием чисел, лабораторная работа «Найти неизвестный размер детали», мини-проекты. Трудность вызывают задания на решение уравнений с модулем и параметром. Можно отметить повышение активности ранее пассивных детей, снижение тревожности учащихся, повышенный интерес добровольного объединения детей для работы над учебными исследованиями, повышение мотивации в учебной деятельности, обеспечение перехода участников эксперимента на более высокий уровень самостоятельности при обучении математики.
Литература:
1. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики. «Вестник», Омск, 2007г
2. Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в школе. - №9. - 2000 г.
3. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005г.
4. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.
5.В. Маркова. Что такое исследовательская деятельность учащихся.//Математика в школе.-№12, 2007г
6.. Ушакова М. А. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. М. сентябрь, 1999 г.
7. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителя / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб. КАРО, 2005.
8. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.-М., Сентябрь, 1998 г.
9. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровнего обучения; монография,-М., АПК и ПРО, 2005.