Критериальный анализ урока по алгебре

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Критериальный анализ урока

(рефлексия деятельности учителя на уроке, построенном в системно-деятельностной парадигме)












Урок алгебры, рефлексию которого представляю, я проводила в 7 классе. Где обучается 12 учащихся.

Тема урока: «Применение различных приемов разложения многочлена на множители».

7 класс, алгебра, по учебнику А. Г. Мордковича.

Тип урока: урок рефлексии

Урок основан на дидактических принципах развивающего обучения.

Цели урока:

Образовательная: сформировать умения раскладывать многочлен на множители с помощью комбинации различных приемов;

Развивающая: развить умения обобщать, систематизировать, анализировать, проводить аналогию, искать взаимосвязь, видеть проблему.

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективной учебной работе.

Деятельностная: формировать у обучающихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с простановкой учебной задачи и гипотезы; проводить сравнительный анализ, делать выводы на основе имеющихся знаний, применять знания по алгебре в проблемных ситуациях

Задачи урока:

  1. Закрепить методы разложения многочлена на множители, научить применять эти методы в комбинации.

  2. Продолжить развитие умений выхода из затруднительных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.

  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы и методические приемы:

Проблемный, частично поисковый, наглядный.

Оценку своего урока в процессе рефлексии я хотела бы провести исходя из выполнения системы требований предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно-деятельностной парадигме. Указанные требования послужат критериями анализа моей деятельности на уроке.

Важное дидактическое требование состоит в том, что на уроке присутствовал мотивационный этап, на котором учащимися уясняется личностный смысл своей деятельности. С этой целью предлагаю внимательно рассмотреть следующие алгебраические выражения:

  1. 2в(1 - 2а);

  2. (х-2)(х2 + 2х + 4)

  3. 27х6у3-72х4у4+ 48х2у5;

  4. (5а + 1)2;

  5. (9с -ав)(9с +ав);

  6. m2 -п2 +d2 +2md;

  7. а2 + 10а + 25 - у2;

  8. х(х - 4)(25 + 3х);

  9. х4 + 4у4;

  10. -4а2 + 40ав - 100в2.

и распределить данные выражения по группам, определяя свойство, по которому ребята это сделали. Учащиеся предложили свои способы определения выражений в группы, обосновывая свой выбор, и их заинтересовал вопрос, как разложить на множители двучлен под № 9 и возможно ли это сделать? Таким образом, личностным смыслом учебной деятельности школьников стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что ребята включились в работу по поиску ответа на свой проблемный вопрос. (Принцип деятельности).

Еще одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности , в процессе которого указываются признаки (показатели), по которым в дальнейшем , на этапе итоговой рефлексии, учащиеся могут сделать вывод о достижении цели. Обозначив проблемы своей деятельности, учащиеся сами сформулировали тему и цели нашего урока. В качестве показателя достижения цели нашего урока мы использовали результаты выполнения упражнений, проведенных на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения этих упражнений учащиеся сделали вывод, что цель урока для большинства (10 школьников из 12) достигнута. На двоих обучающихся мне предстоит обратить внимание и оказать им индивидуальную помощь.

С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний. (Принцип деятельности). В процессе этой работы ребята должны испытывать посильное затруднение (принцип минимакса), заставляющее их искать выход из проблемной ситуации. На своем уроке я создала несколько таких проблемных ситуаций: предложила разложить на множители многочлен х4 + 4у4 и определить связь задачи Авиценны с деятельностью на уроке. Включению в поиск разрешения первой проблемы способствовала необходимость самостоятельно дополнить двучлен до полного квадрата и придти к разности квадратов. Навык дополнения до полного квадрата двучлена отрабатывался ранее, поисковая работа заключалась в том, что учащиеся сами должны были к этому способу подойти, проведя сравнительный анализ своей деятельности на данном уроке.

В поиске ответа на второй проблемный вопрос, ребята прибегли к обсуждению и сделали необходимые выводы.

Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия («учение»-«ученик», «ученик»- «класс», «ученик»-«учитель» и др.) Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моем уроке присутствовали как фронтальная форма обучения, так и парная работа. Учащиеся совместно выполняли ряд упражнений, обсуждая решение в парах. Парная работа присутствовала и при поиске ответа на проблемный вопрос о задаче Авиценны. На моих уроках учащиеся сидят по принципу: «сильный « ученик и «слабый» с целью того, что один оказывает посильную помощь другому. При выполнении самостоятельной работы ученики быстро справившимися со всеми заданиями, становились консультантами. На моем уроке таких ребят было двое. Они подходили к однокласснику, оказавшемуся в затруднительной ситуации, и оказывали ему посильную помощь.

При выполнении заданий на этапе актуализации знаний на моем уроке традиционно действует правило «Зачем?», «Почему?». Такого рода вопрос служит для «слабого» ученика способом обращения за помощью к любому однокласснику, и тот должен ответить и выступить в роли педагога. На моем уроке двоим учащимся удалось разложить двучлен х4 + 4у4 на множители и затем представили свое решение классу.

На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить исходя из определенных, заданных педагогом критериев и показателей. Такой этап присутствовал и на моем уроке. Школьникам предлагалось самостоятельно разложить на множители шесть многочленов. По окончании работы я показала через проектор правильное решение и ребята оценили свою работу на данном этапе урока. (Принцип минимакса).

Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, созданная на уроке учителем, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся (принцип психологического комфорта). Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуаций успеха в обучении. На моем уроке каждый ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме меня мог оказать сосед по парте, консультант и любой одноклассник, к которому затрудняющийся ученик обращался за помощью. Я в ходе ведения урока подбадривала ребят, могла пошутить, подсказать, какое задание будет «спасением». Мои отношения с учениками строятся на доверии, сотрудничестве, чтобы ни один ученик не чувствовал себя на уроке лишним, беспомощным и не испытывал дискомфорт.

Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество учащихся может иметь самые различные формы. На моем уроке творческий характер носило домашнее задание: основываясь на источники информации ответить на вопрос об Авиценне и представить проект своего исследования в виде презентации, стиха, доклада и т. д..

Современная дидактика для проведения уроков в системно-деятельностной парадигме требует, чтобы учащиеся периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности. Понимая под рефлексией критериальный анализ , я задавала критерии выполнения той или иной работы на каждом этапе урока. Например, до начала самостоятельной работы учащиеся повторили каждый способ разложения многочлена на множители в отдельности, вспомнили формулы сокращенного умножения, что могло стать показателем успешности выполнения заданий с/р. На этапе рефлексии мы обратились к цели урока. Учащиеся проанализировали свою деятельность на уроке, полученные результаты и сделали вывод о том, на сколько они достигли поставленной цели.

На некоторых уроках, проводимых в системно-деятельностной парадигме, учащиеся готовят продукты, которые потом защищают. Таким проектом у меня является домашнее задание об Авиценне. Защита проектов будет проведена на дополнительном занятии, наиболее интересные работы будут предложены ребятам как собственное исследование с последующей доработкой и представлены на школьной научно-практической конференции.

Общие выводы по уроку:

Проведенный урок в целом прошел неплохо, поскольку мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели служила высокая активность учащихся при самостоятельном решении поставленных задач и низкий процент ошибок в самостоятельной работе. 83% учащихся (10 из 12) с ней успешно справились. Учитывая, что задания были на комбинации методов разложения многочлена на множители, что, в принципе, новое, результат следует признать удовлетворительным.

Вместе с тем, урок обозначил некоторые проблемы, над которыми мне предстоит работать в дальнейшем:

  1. Работа в парах иногда приводит к тому, что «сильный» ученик выполняет работу и за себя, и за «слабого» соседа по парте. Один - лидер, другой ученик пассивен в силу недостаточной развитости коммуникативных УУД.

  2. Не все учащиеся охотно включаются в исследовательскую деятельность. Для некоторых остается более привычной репродуктивная работа. В случае затруднений они предпочитают получить готовые решения и обращаясь за помощью к учителю или однокласснику эти ребята предлагают выполнить работу за них. Следует отметить, что с введением новых образовательных стандартов число таких учеников сокращается. В классе, где я проводила урок, таких ребят 2.

  3. Для 2 учеников задания самостоятельной работы оказались легко выполнимыми, для них необходимо было предложить еще задания повышенного уровня сложности.


© 2010-2022