- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ГЕОМЕТРИЯ» 9 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ГЕОМЕТРИЯ» 9 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хомань Т.М. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ Образовательное Учреждение
«Новоаганская общеобразовательная
вечерняя (сменная) школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Заседание ПС Зам. директора по УР Директор школы
Протокол № ____ ________Т.В.Перец ________Н.П. Прасолова
от «____» _____2014. «____» ______2014г. Приказ № от
рабочая программа
по учебному курсу
«ГЕОМЕТРИЯ»
9 класс
(базовый уровень)
Составила: учитель математики
Хомань Татьяна Михайловна
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
-
Примерной программы основного общего образования и авторской программы
А. В. Погорелова. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 - 9 классы / Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008). -
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.
Уровень обучения - базовый.
Согласно учебному плану школе на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, 34 недели.
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
Цель изучения:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 класс». Погорелов А.В. - М.: Просвещение, 2012.
Преподавание ориентировано на использование УМК:
-
Программы общеобразовательных учреждений Геометрия: 7-9 классы./Составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2011
-
Погорелов А.В. Геометрия 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2010
-
Вернер. А.Л. и др. Стереометрия. 7-9 класс.
-
Дудницин Ю.П. Геометрия. Рабочие тетради для 7,8 и 9 классов.
-
Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7, 8, 9 класс.
-
Жохов В.И. и др. Геометрия, 7-9. Книга для учителя.
-
Гусев В.А. и др. Геометрия. Дидактические материалы для 7,8 и 9 классов
-
Блинков А.Д. и др. Государственная итоговая аттестация. Геометрия. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
Уровень обучения - базовый.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Уровневые контрольные работы оцениваются:
«3» - выполнено задание репродуктивного уровня;
«4» - выполнено задание репродуктивного уровня + задание конструктивного уровня;
«5» - выполнено задание репродуктивного уровня + задание конструктивного уровня + задание творческого уровня.
Тестовые работы оцениваются по критериям данного теста.
Учебный план.
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
В т.ч. на контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, др.
самостоятельные
контрольные
1
Подобие фигур
15
2
1
2
Решение треугольников
15
1
1
3
Многоугольники
15
1
1
4
Площади фигур
17
3
1
5
Элементы стереометрии
6
-
1(итоговая к.р)
Итого:
68
7
5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
§11 Подобие фигур (15 часов)
Определения гомотетии, подобия. Коэффициенты гомотетии и подобия. Определение подобных фигур. Формулировки признаков подобия треугольников, определение центрального угла. Определение угла, вписанного в окружность. Теорема о вписанном угле и свойства отрезков хорд и секущих.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается на основе преобразования подобия.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
§12 Решение треугольников (15 часов)
Формулировка теоремы косинусов и следствия из неё. Утверждение о свойствах диагоналей параллелограмма. Формулировка теоремы синусов и следствие из неё о соотношении между сторонами и углами треугольника. Решение четырёх типов задач: по данной стороне и двум углам, по двум сторонам и углу между ними, по двум сторонам и углу, противолежащему одной из них , по трём сторонам.
Цель: сформировать аппарат решения произвольных треугольников;
сформировать навыки записывать в виде равенства теорему косинусов применительно к данному треугольнику, применять теорему косинусов в ходе решения задач;
сформировать навыки записывать формулировку теоремы синусов к любому треугольнику и применять её при решении задач;
сформировать и выработать навыки составлять пропорции для сторон и углов данного треугольника;
сформировать навыки решения задач четырёх типов и для каждого проводить решение в общем виде и для конкретных треугольников.
§13 Многоугольники (15 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник, окружность. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о многоугольнике и окружностях;
сформировать навыки и умения находить длину ломаной, сумму углов выпуклого п - угольника, сумму внешних углов;
сформировать навыки построения выпуклого многоугольника, его диагоналей и внешних углов;
сформировать умения и навыки применения формулы длины окружности для решения геометрических и практических задач.
§14 Площади фигур (17 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Формулы, связывающие площадь треугольника и радиусы вписанных и описанных окружностей. Определение круга, кругового сектора и кругового сегмента. Формула для площади круга, кругового сектора и кругового сегмента.
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
§15 Элементы стереометрии (6 час)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники. Тела и поверхности вращения.
Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве;
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
1. Контрольная работа по теме: «Подобие фигур».
2. Контрольная работа по теме: «Решение треугольников».
3. Контрольная работа по теме: «Многоугольники».
4. Контрольная работа по теме: «Площади фигур».
5. Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№
темы
Тема урока
Элементы содержания образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Элементы дополнительного содержания
Вид контроля
Домашнее
задание
Дата проведения урока
план
факт
Подобные фигуры (15 ч.).
Цель: сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников в процессе доказательства теорем и решения задач, сформировать умение решения прямоугольных треугольников.
Развивать: умение сравнивать, анализировать, применять полученные знания, как при решении задач по теме, так и в смежных дисциплинах.
Воспитывать: самодисциплину, самоконтроль, аккуратность, умение выслушать собеседника, терпение, повышенную работоспособность
1
1
Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия.
КУ
Знать определения гомотетии и подобия; свойства преобразования подобия;
Уметь строить образы точек и отрезков при гомотетии, которая задана центром и коэффициентом; строить образы точек и отрезков при гомотетии, которая задана центром и коэффициентом, вычислять элементы подобных или гомотетичных фигур
ИРД
п 100, 101
№ 3
01.09
2
2
Подобие фигур.
УОНМ
ФО
п 102, № 6
02.09
3
3
Признак подобия треугольников по двум углам
УОНМ
Знать определение подобных фигур; формулировку признака подобия по двум углам;
Уметь записывать свойства подобия, которыми обладают подобные треугольники; воспроизводить доказательство признака подобия и применять его для решения задач
ФО
п 103, № 13
08.09
4
4
Решение задач.
УПЗУ
ИРД
№ 19,
20(2), 24
09.09
5
5
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними
УОНМ
Знать формулировку признака подобия по двум углам; формулировку признака подобия по двум углам;
Уметь воспроизводить доказательство признака подобия и применять его для решения задач; воспроизводить доказательство признака подобия и применять его для решения задач.
ФО
п 104, № 30
15.09
6
6
Решение задач.
УПЗУ
ИРК
№ 26, 31
16.09
7
7
Признак подобия треугольников по трём сторонам
УОНМ
ФО
п 105,
№ 35(2)
22.09
8
8
Решение задач.
Самостоятельная работа № 1
УПКЗУ
СР
№ 27, 37
23.09
9
9
Подобие прямоугольных треугольников.
УОНМ
Знать формулировки утверждений о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике и свойства биссектрисы треугольника;
Уметь при решении задач составлять пропорции, используя указанные утверждения.
ФО
ИРД
п 106,
№ 39(2)
29.09
10
10
Решение задач, подготовка к контрольной работе.
УЗИМ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
ФО
ИРД
п 100 - 106
№ 41, 44
30.09
11
11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 по теме «Подобие фигур»
УПКЗУ
Уметь применять изученную теорию к решению задач.
КР
п 100 - 106
№ 28
06.10
12
12
Углы, вписанные в окружность.
УОНМ
Знать определения центрального и вписанного углов, формулировку теоремы 11.5 и следствие из этой теоремы;
Уметь при решении задач вычислять вписанные углы по соответствующим центральным углам и обратно, использовать в решении задач равенство вписанных углов, опирающихся на одну и ту же дугу окружности.
УОНМ
п 107,
№ 48(2)
07.10
13
13
Решение задач.
УЗИМ
ИРК
№ 52, 55
13.10
14
14
Пропорциональность отрезков, хорд и секущих.
УОНМ
Знать все взаимные расположения прямой и окружности;
Уметь находить расстояние от точки до прямой
ФО
ИРД
п 108
14.10
15
15
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
УПЗУ
Уметь применять изученную теорию к решению задач.
СР
п 107, 108, повт.теоремы
20.10
§ 12 Решение треугольников (15 час)
Цель: сформировать аппарат решения произвольных треугольников;
сформировать навыки записывать в виде равенства теорему косинусов применительно к данному треугольнику, применять теорему косинусов в ходе решения задач;
сформировать навыки записывать формулировку теоремы синусов к любому треугольнику и применять её при решении задач.
16
1
Теорема косинусов.
УОНМ
Знать формулировку теоремы косинусов;
Уметь доказывать теорему косинусов; по трём данным сторонам треугольника находить косинусы его углов, по данным двум сторонам треугольника и углу между ними находить третью сторону.
ФО
п 109
№ 2
21.10
17
2
Решение задач.
УЗИМ
ИРД
№ 6, 8
27.10
18
3
Теорема синусов.
УОНМ
Знать теорему синусов и основные вытекающие из неё соотношения;
Уметь доказывать эту теорему;
Понимать, зачем она нужна, какую роль играет, на решение каких задач нацелена.
ФО
п 110
№ 12
28.10
19
4
Решение задач.
УПЗУ
ИРД
№ 13,14
10.11
20
5
Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
УОНМ
Знать формулировку утверждения о том, что в треугольнике против большего угла находится большая сторона, и формулировку обратного утверждения;
Уметь активно пользоваться названным свойством углов и сторон треугольника при решении задач на доказательство геометрических неравенств.
ИРК
п 111
№ 18
11.11
21
6
Решение задач.
УПЗУ
ИРД
№ 19, 22
17.11
22
7
Решение треугольников.
УЗИМ
Уметь для каждой из основных задач проводить решение в общем виде и для треугольников с заданными числовыми значениями сторон и углов.
Выработать навыки использования теоремы синусов и теоремы косинусов для решения треугольников
ФО
ИРД
п 112
№26(2)
18.11
23
8
Решение треугольников.
УОСЗ
ИРД
№ 26(4)
24.11
24
9
Самостоятельная работа № 3.
УПЗУ
ИРК
СР
№ 27(2)
25.11
25
10
Решение треугольников.
УЗИМ
Уметь для каждой из основных задач проводить решение в общем виде и для треугольников с заданными числовыми значениями сторон и углов.
Выработать навыки использования теоремы синусов и теоремы косинусов для решения треугольников
ФО
№ 27(6)
01.12
26
11
Решение треугольников.
УЗИМ
ИРД
№ 28(2)
02.12
27
12
Решение треугольников.
КУ
ИРК
№ 29(2)
08.12
28
13
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
УОСЗ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
ФО
ИРД
№ 29(6)
09.12
29
14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 по теме «Решение треугольников»
УПЗУ
Уметь применять изученную теорию к решению задач.
КР
п 109-112
15.12
30
15
Анализ контрольной работы. Решение задач
УПКЗУ
ИРД
16.12
§13 Многоугольники. (15час)
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о многоугольнике и окружностях; сформировать навыки и умения находить длину ломаной, сумму углов выпуклого п - угольника, сумму внешних углов; сформировать навыки построения выпуклого многоугольника, его диагоналей и внешних углов; сформировать умения и навыки применения формулы длины окружности для решения геометрических и практических задач.
31
1
Ломаная.
УОНМ
Знать, что длина ломаной не меньше длины отрезка, соединяющего её концы; что сумма углов выпуклого n- угольника равна 180(n - 2), а сумма внешних углов выпуклого n-угольника равна 360;
Уметь вычерчивать ломаную, называть её элементы, вникнуть в доказательство теоремы 13.1; вычерчивать выпуклый многоугольник, проводить его диагонали, выделять внешние углы, доказывать теорему о сумме углов выпуклого n-угольника, решать задачи.
ФО
п 113, № 2
22.12
32
2
Решение задач.
ИРД
№ 5, 6
23.12
33
3
Выпуклые многоугольники.
УОНМ
ФО
п 114, № 10
29.12
34
4
Правильные многоугольники.
УОНМ
Знать определение правильного многоугольника, многоугольника вписанного в окружность, многоугольника, описанного около окружности
ФО
п 115,
№12(2)
30.12
35
5
Решение задач.
КУ
ИРК
№ 13(2)
12.01
36
6
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
УОНМ
Знать формулы, связывающие радиус описанной окружности и радиус вписанной окружности со стороной правильного n-угольника для n=3,4,6;
Уметь применять данные знания при решении задач.
ФО
п 116, № 17
13.01
37
7
Решение задач.
УОСЗ
ИРД
№ 21
19.01
38
8
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
УПЗУ
Уметь применять изученную теорию к решению задач.
СР
п 113-116
№ 26
20.01
39
9
Построение некоторых правильных многоугольников.
УОСЗ
Уметь строить некоторые правильные многоугольники; применять данную теорию к решению несложных задач.
Знать, что периметры правильных n-угольников относятся как радиусы вписанных (или описанных) окружностей;
ИРК
п 117, № 31
26.01
40
10
Подобие правильных выпуклых многоугольников
УОСЗ
ИРД
п 118, № 33
27.01
41
11
Длина окружности.
УОНМ
Знать, что отношение длины окружности к её диаметру не зависит от выбора окружности, формулу нахождения длины окружности; что радианная мера угла центрального угла окружности в 1 равна , а длина соответствующей дуги равна ; что в отличие от углов между прямыми и между векторами, центральный угол изменяется не от 0 до 180, а в промежутке
Уметь применять формулы для решения задач по теме.
ФО
ИРД
п 119,
№ 34(2), 35
02.02
42
12
Решение задач.
УЗИМ
ИРК
№ 37, 40(2)
03.02
43
13
Радианная мера угла.
УОНМ
ФО
ИРД
п120, №43(2)
44(2),51(2)
09.02
44
14
Решение задач, подготовка к контрольной работе.
УОСЗ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
ФО
ИРД
№ 46(2), 47(2), 50
10.02
45
15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 по теме «Многоугольники»
УПКЗУ
Уметь применять изученную теорию к решению задач.
КР
№ 48(2)
16.02
§14 Площади фигур (17 час)
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
46
1
Понятие площади.
УОНМ
Знать свойства площади простой фигуры; формулу площади прямоугольника;
Уметь использовать при решении задач.
ФО
п 121,сойства площадей.
17.02
47
2
Площадь прямоугольника.
УОНМ
ИРД
п 122, № 2
24.02
48
3
Решение задач
УЗИМ
ИРК
№ 5, 7
02.03
49
4
Площадь параллелограмма.
УОСЗ
Знать формулы площади параллелограмма S = ah,
S = ab sin;
Уметь свободно, не копаясь в памяти, применять их при решении задач.
ИРД
п 123, № 10
03.03
50
5
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
УПКЗУ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
СР
п 121-123, повтор. ф-лы
10.03
51
6
Площадь треугольника.
УОНМ
Знать формулы площади треугольника S = ah,
Уметь свободно, не копаясь в памяти, применять их при решении задач.
ФО
п 124, № 17
16.03
52
7
Формула Герона для площади треугольника.
УОНМ
Знать формулу Герона для вычисления площадей треугольников по трём сторонам.
Уметь свободно, не копаясь в памяти, применять их при решении задач.
ФО
п 125,
№ 30(2)
17.03
53
8
Решение задач.
УЗИМ
ИРД
№ 12, 13
30.03
54
9
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6
УПЗУ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
СР
№ 32(2), 34
31.03
55
10
Площадь трапеции.
УОНМ
Знать формулу вычисления площади трапеции, которая равняется произведению полусуммы оснований на её высоту;
Уметь пользоваться этой формулой при решении задач.
ФО
п 126,
№ 38
06.04
56
11
Решение задач.
УЗИМ
ИРК
№ 40
07.04
57
12
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
УОСЗ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
ФО
ИРД
№ 6, 12, 39
13.04
58
13
Контрольная работа по теме: "Площади фигур".
УПКЗУ
Уметь применять изученную теорию к решению задач.
КР
№ 19, 24
14.04
59
14
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
УОНМ
Знать и помнить формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей так, чтобы всякий раз при необходимости не приходилось их припоминать;
Уметь применять их в сравнительно несложных случаях, а так же разбираться в готовых решениях, устанавливать связь между получаемыми результатами.
ФО
ИРД
п 127,
№ 43(2), 46
20.04
60
15
Площади подобных фигур.
УОНМ
Знать, что площади подобных фигур относятся как квадраты их соответствующих линейных размеров, что с увеличением или уменьшением линейных размеров в k раз её площадь соответственно увеличивается или уменьшается в раз; определение круга, переход от площадей плоских многоугольников к площади круга, формулы площади круга, кругового сектора и кругового сегмента;
Уметь находить отношение площадей подобных фигур по 64известным длинам пары соответствующих элементов этих фигур;Уметь вычислять площади круга, кругового сектора и кругового сегмента.
ФО
п 128, № 51
21.04
61
16
Площадь круга.
УОНМ
ИРД
п 129, №
54(2), 59(3)
27.04
62
17
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7
УПЗУ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
СР
№ 55(2)
28.04
§14 Элементы стереометрии (6 часов)
Цель: ввести понятия аксиом стереометрии, рассмотреть параллельность прямых и плоскостей в пространстве, перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве; познакомиться с многогранниками и телами вращения.
63
1
Аксиомы стереометрии.
УОНМ
Знать: аксиомы стереометрии.
Уметь: применять эти аксиомы
ФО
ИРД
п 130, № 2
04.05
64
2
Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
УОНМ
Знать: Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве Уметь: применять эти понятия при решении задач.
ФО
ИРД
п 131, 132
№ 5(3), 10(2)
05.05
65
3
Многогранники. Тела вращения.
УОНМ
Знать: виды многогранников, виды тел вращения
ФО
ИРД
п 133, 134
№ 17(2),46, 51
11.05
66
4
Решение задач. Подготовка к итоговой контрольной работе.
УОСЗ
Знать теоретический материал по изученной теме;
Уметь использовать знания при решении задач.
ФО
ИРД
п 105№37,
п 112№29(6),
п 125, № 35
12.05
67
5
Итоговая контрольная работа
УПКЗУ
Уметь применять изученную теорию к решению задач.
КР
п 133, № 29
18.05
68
6
Итоги и обобщение.
УОСЗ
19.05
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
Виды контроля:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
ФО - фронтальный опрос.
УЗИМ - урок закрепления изученного материала.
ИРД - индивидуальная работа у доски.
УПЗУ - урок применения знаний и умений.
ИРК - индивидуальная работа по карточкам.
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.
СР - самостоятельная работа.
УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений.
ПР - проверочная работа.
КУ - комбинированный урок.
МД - математический диктант.
Т - тестовая работа.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя.
─Методические и учебные пособия.
1. А.В.Погорелов. Геометрия: учебник для 7-9кл. ОУ/ - 8-ое издание. - М., «Просвещение». 2007.-224с.
2. В.И.Жохов, Г.Д.Карташева, Л.Б.Крайнева. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике. 5-9 классы.- «Вербум-М», 2000. - 128с.
3. Г.И.Ковалёва. Уроки математики в 9-м классе. Поурочные планы.Ч 1,2. Волгоград: Учитель, 2003. - 64с,64с
4. В.И.Жохов. Уроки алгебры в 9 классе: книга для учителя. - М.; Просвещение, 2005. - 159с.
5. В.И.Жохов, Г.Д.Карташева, Л.Б.Крайнева. Геометрия. 7-9 классы. Книга для учителя. - М., «Просвещение». 2003. - 240с.
6. Ю.А.Киселёва. Геометрия. 9 класс. Поурочные планы. - Волгоград. «Учитель».2007. - 280 с.
7. Е.М.Рабинович. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. - «Илекса», «Гимназия». 2002. - 198с.
8. А.П.Ершова и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. - «Гимназия», «Илекса». 1997. - 204с
9. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др. Сборник задач и контрольных работ для 9 класса. Геометрия. -«Гимназия», «Илекса». 1999. - 188с
10. Г.И.Кукарцева. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. - М.,«Аквариум». 1997. - 128с.
11.Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л.И.Горохова, Г.И.Григорьева, Н.А.Догадова и др. - М., Издательство «Глобус». 2009. - 266с. (серия «Современная школа»).
─ Теоретическая литература:
Л.Ю.Березина, Н.Б.Мельникова и др. Геометрия в 7-9 классах. Пособие для учителя. - М., «Просвещение». 1990.-336с.
12. Журналы «Математика в школе».
13. Газеты «Математика». Издательство «Первое Сентября».
─Дидактические материалы и тестовые задания
№ п/п
Автор и название ДМ
Формат
1
В.А.Гусев, А.И.Медяник. Дидактические материалы по геометрии. 9 класс. - М., «Просвещение». 2005. -180с.
книги
2
П.И.Алтынов. Геометрия. Тесты. 7-9 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997. - 128с.
А 4
3
Н.Б.Мельникова, Н.М.Лепихова. Тематический контроль по геометрии. 9 класс. М., «Интеллект-Центр». 2003.
А 4
4
Н.Мельникова, Г.Лудина, Обучающие работы. Г - 9.
А 4
5
Лаборатория аттестационных технологий МИПКРО. Тестовые задания (для тематического и итогового контроля). 9 класс.
А 4
6
Ю.А.Киселёва. Тесты. Геометрия7-9
(к урокам повторения).
А 4
7
Тестовые задания по геометрии для 7-9 классов. (ФЦТ)
А4
─ Перечень электронных пособий
1 .CD -диск: Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л.И.Горохова, Г.И.Григорьева, Н.А.Догадова и др. - М., Издательство «Глобус». 2009. - 266с. (серия «Современная школа»).
2. Презентации из Интернета.
Основные информационные источники для обучающихся.
─ Для подготовки к ОГЭ
-
ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Геометрия: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ Г.К. Безрукова, Н.Б. Мельникова, Н.В. Шмелёва. - М.: АСТ: Астрель, 2010 -62 [2] с.
─Дидактические материалы и тестовые задания
1. А.В.Погорелов. Геометрия: учебник для 7-9кл. ОУ/ - 8-ое издание. - М., «Просвещение». 2007.-224с.
2. В.А.Гусев, А.И.Медяник. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. ─ М.: Просвещение, 2008. ─ 95с.
─ Перечень электронных пособий
1 .CD -диск: Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л.И.Горохова, Г.И.Григорьева, Н.А.Догадова и др. - М., Издательство «Глобус». 2009. - 266с. (серия «Современная школа»).
2. Презентации из Интернета.