- Преподавателю
- Математика
- Уроки математики в начальной школе Устный счетУчимся играя
Уроки математики в начальной школе Устный счетУчимся играя
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пилипчук Л.В. |
Дата | 21.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Я, Пилипчук Лариса Валентиновна. Учитель начальных классов МБОУ Николаевская ООШ Морозовского района Ростовской области. Учителем начальных классов работаю более 30 лет. Образование высшее профессиональное. Имею опыт и желание учить детей. Стараюсь свои уроки сделать продуктивными и интересными. Часто сама, как и многие учителя, придумываю игры, сценки и другое.
На уроках математики у меня тоже проводится много игр, которые придумала сама. Некоторые уже были опубликованы на страницах журнала «Начальная школа» в 2005 году в №10. Это «Куча мала», «Песочные часы», «Три дорожки Ильи Муромца».
Описание игры «Куча мала».
Ученикам предлагается запомнить сначала 3, а затем и до 8 чисел. Учитель называет числа один раз, дети записывают их через одну - две клетки в строку. После знакомства с таблицей сложения ученики складывают последовательно каждые 2 числа.
Игра идет на протяжении всех четырех классов, постепенно усложняясь.
Например, игра «Куча мала» выглядит следующим образом:
а) в 1 классе: 3 4 2
7 6
13
б) во 2 и в 3 классе: 7 6 9 1 5 4
13 15 10 6 9
28 25 16 15
53 41 31
94 72
166
Уже в третьем и четвертом классе можно предлагать для запоминания двузначные числа.
В игру «Песочные часы» добавляется таблица вычитания: от последнего числа вычитаются поочередно числа первого, затем второго, третьего ряда ( до того случая, когда вычитание в начальной школе выполнить возможно).
Например:7 4 2 5 9 3
11 6 7 14 12
17 13 21 26
30 34 47
64 81
145
138 141 143 140 136 142
134 139 138 131 133
128 132 124 119
115 111 98
81 64
В игре «Три дорожки Ильи Муромца» используются знания таблицы умножения.
1-я дорожка: ученики записывают названный ряд чисел;
2-я дорожка: учащиеся поочередно складывают числа первого ряда;
3-я дорожка: дети перемножают числа первого ряда.
7 6 5 9 1 3 8
13 11 14 10 4 11
42 30 45 9 3 24
Описанные игры проводятся регулярно и очень и нравятся детям . Они дают положительные результаты, так как решают сразу три задачи: развитие памяти, внимания и совершенствование вычислительных навыков.
Но на этом цикл игр у меня не закончился. Сейчас мы играем и в другие мои игры с тем же успехом. Игры, которые еще нигде не печатались, но успешны в работе моей и моих коллег. Они помогают разнообразить «устный - письменный» счет, как я его называю.
Игра «По морям, по волнам» .
Описание:
дети рисуют кораблик и вписывают в него число, которое называет учитель или ученик ( это может быть любое число от 2 до 9). А можно и усложнять .
Следующий момент: ученики пишут ряд чисел , предложенный учителем, а дальше работают с ним самостоятельно.
2- я дорожка: дети поочередно умножают число, записанное в кораблике на числа первого ряда;
каждая следующая дорожка получается в результате разностного сравнения двух рядом стоящих чисел.
6х
Например: 3 7 4 8 9 5 2
18 42 24 48 54 30 12
36 18 24 6 24 18
8 0 18 18 6
8 18 0 12
10 18 12
8 6
2
Следующая игра - «Фейерверк».( есть вариант а) и в) )
Примечание: количество залпов диктует учитель или один из учеников, необходимо быть внимательными.
Учитель или дежурный называет 6-7 однозначных чисел в любом порядке и число , табличное умножение , на которое хотим проверить и полетели…
Например, 8 6 4 9 3 2 3
1залп: 24 18 12 27 9 6
2залп:
Вариант А)- последовательное сложение чисел в вертикальном ряду
32 24 16 30 12 8 , и так далее24+32, … получаем следующий ряд чисел
Вариант В) числа второго , затем третьего ряда умножаются на заданное число(проверяем знания внетабличного умножения)
72 54 36 81 27 18
и так далее…
Хочу предложить Вашему вниманию еще одну игру « Квадратики».
Дети чертят квадрат 4х4см и делят его на мелкие , площадью 1 кв см по клеточкам.
Получается 16 квадратиков. Рядом , справа чертят еще 4 квадрата 2х2см и снова делят его по клеточкам на 16 маленьких.
Большой квадрат - это делимое. Заполняется он по образцу, данному учителем. Над маленькими квадратами ставим цифры по команде. Это делимые. Далее дети самостоятельно в течении 1 -2 мин заполняют маленькие квадратики, вписывая числа-частные.
Можно проверить и знания внетабличного умножения. Для этого в маленький квадрат записывается число зеленой пастой и дети обводят его в кружок.
Игры решают сразу несколько задач:
1-Развитие памяти;
2- Отработка навыков сложения и вычитания;
3- Совершенствование устного счета;
4-Отработка навыка построения квадратов;
-
Отработка навыка табличного и внетабличного умножения и деления;
-
Развитие внимательности
-
Развитие скорости мышлении.
Все результаты сразу проверяются. Свои ошибки дети исправляют зеленой пастой. Дети ставят себе оценку и дома работают над ошибками.
Буду рада, если мои игры заинтересуют!
.