- Преподавателю
- Математика
- Система формирования читательской культуры обучающихся как ключевая проблема при подготовке к ОГЭ
Система формирования читательской культуры обучающихся как ключевая проблема при подготовке к ОГЭ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лангавая С.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система формирования читательской культуры обучающихся как ключевая проблема при подготовке к ОГЭ
Проблемы подготовки к ОГЭ
- низкий уровень знаний учащихся;
-непрочное, неосознанное усвоение знаний;
- отсутствие мотивации и интереса к изучению предмета;
- учащиеся не умеют применять знания на практике;
Понятие читательской культуры
*Рациональная организация процесса чтения в зависимости от текста и свойств читателя.
* Глубокое, точное, отчѐтливое понимание содержания текста, которое сопровождается эмоциональным переживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного.
*Выбор способов и языковых средств сохранения прочитанного (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, сочинение, модель, аннотация и др.).
ОГЭ
В экзаменационной работе нашли отражение концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). КИМ разработан с учётом положения о том, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность выпускников, т.е. они должны: овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности; научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях; сформировать качества, присущие математическому мышлению, а также овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Структура КИМ ОГЭ отвечает цели построения системы дифференциро- ванного обучения математике в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех обучающихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования, и одновременного создания условий, способствующих получению частью обучающихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего при изучении её в средней школе на профильном уровне.
Часть 1. В этой части экзаменационной работы содержатся задания по темам
7.1 Геометрические фигуры и их свойства 1 задание
7.2 Треугольник 1 задание
7.3 Многоугольники 1 задание
7.4 Окружность и круг 1 задание
7.5 Измерение геометрических величин 1
Особенности работы с заданиями первой части
-
Первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки, она обеспечивает получение тройки.
-
Задания даны в тестовой форме
-
Ограниченное время и много задач: 90 минут и 18 задач.
-
Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки).
-
Решений задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно, как учили раньше (нет времени, места, и т.д. да и оценивается только ответ), но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки.
Типичные ошибки при выполнении заданий первой части
-
Невнимательное чтение условия
-
Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.
Распределение заданий части 2 по разделам требований к уровню подго- товки выпускников представлено так.
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами- 4задания
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения - 1 задание
Задания части 2 экзаменационной работы направлены на проверку
таких качеств геометрической подготовки выпускников, как:
умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теорети-
ческие знания курса геометрии;
умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при
этом необходимые пояснения и обоснования;
владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Успешность выполнения заданий работы на экзамене обусловлена не только хорошими знаниями по предмету, но и правильной подготовкой к этому испытанию. Математику нельзя выучить за день или за неделю - только планомерные длительные занятия сделают тесты решаемыми, поэтому, начиная с 5 класса, необходимо найти время для проверки уровня подготовленности учащихся в форме тестирования.
Важным залогом успеха на экзамене является систематическая самостоятельная работа учеников. В ходе тематического и итогового повторения курса математики учащиеся решают тесты самостоятельно, сравнивают ответы, а затем вместе с учителем разбирают ошибки, все возможные способы решения заданий и сравнивают их с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной работы, эстетическая и практическая ценность. Так как, тестовая форма аттестации обладает весьма существенными особенностями, учителям математики необходимо принимать во внимание следующие рекомендации:
Для успешной подготовки к итоговой аттестации требуется целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7-9-х классов и математики 5-6-х классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу.
Для обеспечения прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания, изучаемыми в старшей школе не только на базовом, но и на повышенном уровне, необходимо проводить систематическое повторение пройденного.
Необходимо изменить отношение к преподаванию курса геометрии в основной школе как к предмету, по которому предстоит государственный экзамен: учащиеся должны не только овладеть теоретическими фактами курса, но и уметь проводить обоснованные решения геометрических задач и математически грамотно их записывать.
Отработка умений учащихся по применению полученных знаний должна осуществляться, в том числе при решении прикладных математических задач.
Обучение учащихся чтению заданий.
Развитие и совершенствование использования учащимися математического языка.
Обучение учащихся математическому моделированию, применению математических знаний, анализу информации, поступающей в разных формах.
Применять различные формы заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному.
Совершенствовать методический инструментарий, используя задачи не только как средство отработки технических приемов и алгоритмов, но и как средство формирования и развития интеллектуальных навыков учащихся.
Рекомендуется использовать в работе с учащимися на уроке, во внеурочной деятельности и организации домашнего задания ресурсы Интернет, программно-педагогические средства.
Учителю необходимо знать сущностные вопросы содержания образования. Целесообразно организовать повторение по этим вопросам. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. Учителю сначала самому необходимо показать образец решения и образец рассуждений при решении задачи, а затем требовать это от учеников. При повторении решения задач нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага решения, требовать от них ссылок на соответствующие правила, формулы, чтобы у учащихся формировались ассоциации.
Следующей методической задачей, встающей перед учителем при подготовке к ОГЭ по математике, является обучение учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, в том числе и геометрических, а также выбору оптимальной стратегии их решения.
-
Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №17), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.
В связи с введением в ОГЭ по математике заданий по геометрии, меняются формы и методы работы учителя. Содержание образования практически не изменилось, но изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, и на их применение на практике. Учащимся предлагаются нестандартные задания. В некоторых заданиях от учащихся требуется выбор правильного утверждения из нескольких предложенных, анализ условия задачи. Вопросы ставятся не прямо, а формулируются в косвенной форме. Выполнение заданий предполагает использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни и на практике, умение переводить задачи с реальными ситуациями на язык геометрии. В геометрических задачах требуется выполнять расчёты, используя основные формулы тригонометрии. В экзаменационные работы ОГЭ по математике также включены практические задачи, связанные с нахождением различных геометрических величин.
Я на уроках геометрии практические задачи сопровождаю рисунками. Они позволяют учащимся вникнуть в суть задачи, лучше понять условие задачи, наметить план её решения, представить ясную геометрическую ситуацию, при необходимости провести дополнительные построения и вычисления.
Задание №13
Учащимся были даны три утверждения относительно геометрических
фигур или геометрических величин, из которых надо было выбрать верные.
Для его выполнения необходимо владеть знаниями основных фактов курса
И владеть определенными логическими приемами: умением применить
Общее утверждение к конкретному случаю, вывести следствие, привести контрпример, рассмотреть частный случай, а также переформулировать утверждение в эквивалентное ему утверждение или записать его в виде формулы. Результаты показывают, что большая часть учащихся способна лишь распознать известные теоремы или распознать как неверное утверждение теорему, сформулированную с очевидной ошибкой. Например, такой «признак равенства треугольников»: если две стороны одного треугольника соответственно равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. И даже хорошо успевающие учащиеся не справляются с простейшими логическими операциями. Самым сложным оказалось переформулировать утверждение или записать соответствующую ему формулу, например: площадь треугольника меньше произведения его сторон.
Подготовка к экзамену осуществляется не в ходе массированного решения вариантов - аналогов экзаменационных работ, а в ходе всего учебного процесса и состоит в формировании у учащихся некоторых общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. На этапе подготовки к экзамену работа с учащимися должна носить дифференцированный характер. Не надо навязывать «слабому» школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Но точно так же не надо без необходимости задерживать «сильного» ученика на решении заданий базового уровня.
Памятка для решения задач по геометрии
-
Сразу же начинай чертить по заданным условиям - размышлять будешь потом!
-
Хороший чертеж - хороший помощник, с ним идея решения «придет сама». Плохой же чертеж не только затруднит решение, но еще и заведет тебя в тупик при попытке «доказать» то, чего нет в действительности. Делай четкий чертеж в середине листа - линейка, треугольник, циркуль, транспортир помогут тебе и в «задачах на построение». Если условия позволяют - черти (хотя бы примерно) в масштабе!
-
Избегай чертить частные случаи (прямоугольный, равнобедренный, равносторонние треугольники, равные окружности и т.п.), если они не предусмотрены условием задачи - глядя на такой чертеж, ты скоро «поверишь», что так будет всегда, и твоя мысль будет направлена на ложный след!
-
Наноси на чертеж все данные! Что-то забудешь - решить задачу не сможешь!
-
«Задано» - рисуй синим! «Найти» - красным! Этим ты обеспечишь концентрацию мысли на главном!
-
Вспомни и выпиши рядом с рисунком все геометрические определения, аксиомы, теоремы, свойства и следствия по данному вопросу - это тоже необходимая информация для твоих мозговых ячеек к моменту, когда они начнут логическое конструирование решения задачи!
-
Потрать 2-3 минуты на тщательный общий анализ особенностей условия задачи - это окупится сторицей! Если за эти минуты ты используешь всю силу своего геометрического воображения, то даже и при сложном условии задачи сможешь обнаружить рациональное (краткое и изящное) решение. Приняв сразу бездумное шаблонное решение, ты увеличишь объем вычислительной работы и шансы появления ошибок.
-
Если задача сложная - найди «логику» решения задачи, напиши план решения задачи. В запутанной и особо «неподдающейся» задаче план решения обязателен.
-
Не волнуйся!