• Преподавателю
  • Математика
  • «Общие подходы к разработке контрольно-диагностических и контрольно-измерительных материалов. Методическое обеспечение контрольно-оценочных процедур». 5 класс

«Общие подходы к разработке контрольно-диагностических и контрольно-измерительных материалов. Методическое обеспечение контрольно-оценочных процедур». 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Тетюшская средняя общеобразовательная школа











«Общие подходы к разработке контрольно- диагностических и контрольно-измерительных материалов. Методическое обеспечение контрольно-оценочных процедур».





Учитель математики: Ковыдина Вера Андреевна









Для подготовки диагностических и контрольно-измерительных материалов, проведения контроля и анализа полученных результатов, учитель должен владеть определенными умениями, специфичными для каждого из этапов.

  1. На этапе подготовки диагностирующих и контролирующих материалов:

а) четко и однозначно формулировать цели контроля, которые должны соответствовать требованиям Стандарта;

б) подбирать задания разного уровня сложности в нужном процентном соотношении для выявления знаний, предметных и надпредметных умений и способов деятельности;

в) разрабатывать поэлементный анализ выполнения каждого задания;

г) разрабатывать на основе единых требований критерии оценивания знаний, умений, универсальных учебных действий и способов деятельности учащихся.

2. На этапе проведения контроля: обеспечивать самостоятельное выполнение работы каждым учащимся.

3. При проверке работ учащихся и анализе результатов выполнения:

а) выявлять успешность овладения каждым элементом знаний и умений,

способами деятельности;

б) планировать коррекцию знаний, умений, навыков и способов деятельности по группам учащихся и индивидуально;

в) при необходимости вносить коррективы в календарно- тематическое планирование с целью отработки необходимых знаний и умений из ранее пройденного материала.

По каждому предмету необходимо разработать диагностические и контролирующие комплексы - систему контрольно-измерительных материалов для входной диагностики, текущего, рубежного и итогового контроля знаний. Вот один из подходов в организации работы в этом направлении.

По каждому предмету на основе требований Стандарта к уровню достижений учащихся создается банк данных заданий по каждой теме, из которых далее формируются проверочные, контрольные работы, тесты.

Задания подбираются по каждому уровню:

- «учащийся научиться»;

- «учащийся получит возможность научиться».

Отдельно создается банк данных заданий на выявление уровня сформированности УУД и способов деятельности - познавательной, информационно-коммуникативной и регулятивной.

Задания в банк данных подбираются 3-х уровней сложности в определенном соотношении: 1-й - задание на применение знаний, умений и способов деятельности в знакомой ситуации - 35%, 2-й - задание на применение знаний, умений и способов деятельности в измененной ситуации - 50%, 3-й - задание на применение знаний, умений и способов деятельности в незнакомой ситуации - 15%.

Создание банка данных по предлагаемой структуре позволит учителю: охватить контролем всю систему формируемых знаний, умений, навыков и способов деятельности, экономить время при составлении контрольно-измерительных материалов, пополнять и обновлять банк данных новыми интересными заданиями из ЕГЭ, международных исследований качества знаний учащихся, использовать компьютер и создавать компьютерную базу данных.

Из банка данных формируются КИМы для контроля и оценки знаний учащихся.

В 2013-14 учебном году я буду работать в 5-м классе, обучение в котором будет вестись по новым стандартам. Предлагаю вашему вниманию входную контрольную работу по математике. Любая контрольная работа начинается с постановки цели.

____________________________________________________

Цели: выявить уровень усвоения материала по математике за курс начальной школы.

Выявляемые результаты обучения.

Предметные:

знают как:

- сопоставлять выражение с условием задачи;

- составлять выражения для решения задачи разными способами.

умеют:

-определять порядок действий в выражениях со скобками;

- выполнять вычисления в несколько действий;

- решать задачи в 2-3 действия;

- решать уравнения, пользуясь правилами нахождения неизвестных компонентов действий;

- вычислять площадь и периметр прямоугольника;

- сравнивать величины, записанные различными единицами измерения; Личностные УУД:

оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, ответственность.

Метапредметные:

регулятивные: осуществляют итоговый контроль своей деятельности, сравнивая результаты выполнения работы с образцом;

познавательные: применяют правила: сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд, деление многозначных чисел на двухзначное и трехзначное число; нахождение неизвестных компонентов действий; применяют формулы площади и периметра прямоугольника.

Текст работы

Вариант 1

1. Расставь порядок действий и вычисли: (479 484+113 796) : 72 - 146 · 18

1* Оцени в баллах результат выполнения задания (каждое верно выполненное действие -1 балл)

  1. Реши задачу, выбирая наиболее рациональный способ.

На трех полках было 300 книг. На первой полке 79 книг, на второй на 12 книг больше. Сколько книг было на третьей полке?

3. Реши уравнения :
а) х+248=446; б) х:12=348.

4. Ширина прямоугольника 7 см, а длина на 4 см больше. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

5. Сравни: 4км 1000м и 5км;

9т 516кг и 9156кг;

2ч 40мин и 240мин.

Вариант 2

1. Расставь порядок действий и вычисли: 86· (727 216 : 604+2018) - 181708

1* Оцени в баллах результат выполнения задания (каждое верно выполненное действие -1 балл).

2. Реши задачу, выбирая наиболее рациональный способ.

На овощной базе 200т картофеля. В первый день с базы отправили 39т картофеля, а во второй - на 23т больше. Сколько тонн картофеля осталось на базе?

3. Реши уравнения :

а) х - 247 = 465; б) 741 : х = 39.

4. Длина прямоугольника 12 см, а ширина на 4 см меньше. Найди площадь и периметр прямоугольника.

5. Сравни: 6т 1000кг и 7т;

9мин 20сек и 920сек;

8км 400м и 8040м.

Первый номер работы содержит задание на оценку своего результата.

Учащиеся должны уметь сравнивать результат своей деятельности с эталоном; уметь анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; находить ошибок в чужой и своей работах, анализировать их причины и определять пути исправления. Для этого за 3 мин до звонка предложить сравнить свою оценку за задание с образцом.

Задание 2 в работе содержит инструкцию: реши задачу, выбирая наиболее рациональный способ. Что это значит? Задачу можно решить по действиям, а можно решить, составляя числовое выражение, что является наиболее рациональным и по уровню более сложным. Стоимость решения вторым способом выше.

А теперь о критериях оценивания работы. Каждое задание расписано на элементарные шаги. Каждый верно выполненный шаг - 1 балл.

Критерии оценивания


Номер

задания

Содержание критерия

Баллы




1

Расставлен порядок действий

1

Выполнено сложение

1

Выполнено вычитание

1

Выполнено умножение

1

Выполнено деление

1

*Дана оценка

1

Максимальное количество баллов

6





2

1-й способ решения задачи(по действиям)


Составлена краткая запись условия задачи

1

Выполнено первое действие

1

Выполнено второе действие

1

Выполнено третье действие

1

*2-й способ решения задачи(составление числового выражения)


Составлена краткая запись условия задачи

1

Составлено числовое выражение

2

Найдено значение выражения

2

Максимальное количество баллов

5





3

В уравнении а) применено правило нахождения неизвестного компонента

1

Найден неизвестный компонент

1

Выполнена проверка и записан ответ

1

В уравнении б) применено правило нахождения неизвестного компонента

1

Найден неизвестный компонент

1

Выполнена проверка и записан ответ

1

Максимальное количество баллов

6



4

Найдена длина (ширина) прямоугольника

1

Найдена площадь прямоугольника

1

Найден периметр прямоугольника

1

Записаны единицы измерения величин

1

Максимальное количество баллов

4




5

Выполнен перевод одних единиц измерения в другие

всех трех величин и выполнено сравнение

3

Выполнен перевод одних единиц измерения в другие

двух величин и выполнено сравнение

2

Выполнен перевод одних единиц измерения в другие

одной величины и выполнено сравнение

1

Максимальное количество баллов

3


Итого

24

0 - 3 балла оценка «1»

4 - 10 баллов оценка «2»

11-17 баллов оценка «3»

18- 21 баллов оценка «4»

22- 24 балла оценка «5»

Критерии оценивания работы сообщаются учащимся. Они должны быть понятны им.

Такой подход к оцениванию считаю наиболее приемлемым.

Для сравнения. Согласно методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы», письменные работы оцениваются так.

Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.

Данные количественного анализа удобно представлять в виде таблицы.

Поэлементный анализ входной работы по математике

задания

Элементы знаний и умений учащихся

1-й ученик

2-й ученик

…..

1

Нахождение значения выражения

Порядок действий в выражении со скобками

Сложение многозначных чисел с переходом через разряд

Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд

Умножение на двухзначное число

Деление на двухзначное или трехзначное число

Оценка результата выполнения задания






2

Решение арифметической задачи в три действия

1-й способ(по действиям)

Составлена краткая запись условия задачи

Понимание выражений «больше на…»

Сложение чисел

Вычитание чисел

2-й способ(составление числового выражения)

Составлено числовое выражение

Найдено значение числового выражения

3

Решение уравнений

Правило нахождения неизвестного компонента

Сложение многозначных чисел

Вычитание многозначных чисел

Умножение на двухзначное число

Деление на двухзначное число

Проверка действий

4

Нахождение площади и периметра прямоугольника

Нахождение неизвестного элемента

Нахождение площади прямоугольника

Нахождение периметра прямоугольника

5

Сравнение величин

Перевод единиц

Сравнение величин


Набранное количество баллов


Оценка




Условные обозначения


Верно выполнил действие +

Допустил ошибки -

Не приступал к выполнению н

Из таблицы учителю четко видны каковы конкретные результаты учебной деятельности каждого учащегося; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.





© 2010-2022