Методическая статья «Педагогическая мастерская»

Итак, в чём суть педагогической мастерской? Во-первых, есть мастер. В педагогической мастерской мастер вовсе не передаёт свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают  участие в нём все, в том числе сам мастер. Второе. В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. При всём разнообразии мастерских есть некий алгоритм процесса. Сначала – «индуктор», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личное. Второй этап – работа с материалом: с текстом, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это – «деконструкция», превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма. А затем последует «реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда. Следующий этап (вернее, не этап, а то, что пронизывает всю работу) – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-то промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это «социализацией». Трудно её переоценить. Задача её не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. И вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса – «разрыв». Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого - свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, а иногда и с помощью товарища, мастера, учителя, родителя. Последний  обязательный этап – рефлексия. То, чему нам просто необходимо учиться. Самоанализ. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это дурно», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения…
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ».

В 1989 году делегация Движения « Педагоги за мир и взаимопонимание» была приглашена во Францию будущими друзьями и партнёрами на занятие их очередного летнего Университета. В Марселе собралось тогда более 350 педагогов Франции и ряда европейских стран.

Французские друзья встретили всех нетривиальной фразой: «Мы не будем с вами говорить о работе, мы будем вместе работать!»

То, что увидели и пережили участники, не могло не потрясти. Любое занятие, какой бы темы оно не касалось: закономерностей математических формул, истории огня и его применения в жизни людей, педагогической концепции А.С. Макаренко, тайн творчества Пабло Пикассо или проблем воспитания в духе мира, - неизменно погружало всех участников в увлекательный поиск, захватывало, приносило ни с чем не сравнимую радость творчества. Само собой возникал вывод: если так интересно взрослым, то это так же интересно детям. Было понятно, что педагоги имеют дело с серьёзной новаторской педагогической системой.

Итак, в чём суть педагогической мастерской?

Во-первых, есть мастер. В педагогической мастерской мастер вовсе не передаёт свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нём все, в том числе сам мастер.

Второе. В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

При всём разнообразии мастерских есть некий алгоритм процесса.

Сначала - «индуктор», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личное.

Второй этап - работа с материалом: с текстом, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это - «деконструкция», превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма. А затем последует «реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.

Следующий этап (вернее, не этап, а то, что пронизывает всю работу) - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-то промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это «социализацией». Трудно её переоценить. Задача её не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

И вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса - «разрыв». Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого - свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, а иногда и с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.

Последний обязательный этап - рефлексия. То, чему нам просто необходимо учиться. Самоанализ. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это дурно», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения…

Рассмотрим пример мастерской, посвящённой теореме Пифагора. Читателю представляется возможность изучить её, посмотреть, насколько она открывает простор творчества ученика, насколько она его раскрепощает.

Тема «Теорема Пифагора».

Этапы мастерской.

  • индуктор (I-II)

  • работа с материалом (IV)

  • социализация (III, V, VI, VIII, X)

  • разрыв (VII, IX, XI)

  • рефлексия (XII.)

  1. Нарисуйте прямоугольный треугольник, обозначьте его стороны a, b, c.

  2. (Работа в парах). Посмотрите на сделанный вами рисунок и на чертёжный угольник - модель прямоугольного треугольника. Напишите, чем отличается рисунок треугольника от его модели.

  3. Слушаем ответы пар. Вот некоторые из этих ответов:

- Рисунок - изображение на плоскости, а модель имеет объём.

- Чертёж плоский, модель в пространстве.

- Чертёж построен с помощью карандаша и линейки, а модель выполнена под действием пресса.

- Модель и рисунок отличаются по площади, периметру, величине его углов и сторон.

- С помощью модели треугольника можно получить его рисунок.

- Рисунок - изображение любого прямоугольного треугольника с любыми сторонами, с любой величиной угла. Это как бы обобщённый образ прямоугольного треугольника. Модель - конкретный треугольник с фиксированными сторонами.

- Рисунок помогает исследовать общие свойства для всех прямоугольных треугольников, не сковывает мысль конкретными, определёнными данными.

  1. (Работа в четвёрках. Лучше, если в них соберутся ребята разной силы.) Задание. Посмотрите на рисунок прямоугольного треугольника. Сосредоточьте своё внимание лишь на его сторонах. Запишите на листе все проблемы, которые возникают при исследовании зависимости между длинами отрезков, длинами сторон прямоугольного треугольника.

  2. Слушаем ответы четвёрок (через 5-7 минут). Некоторые вопросы:

- Почему сумма катетов больше гипотенузы?

- Почему прямоугольнуй треугольник не может быть равносторонним?

- Останется ли треугольник прямоугольным, если увеличить или уменьшить одну из его сторон?

- Может ли катет быть длиннее гипотенузы?

- Попадёт ли каждая отдельная сторона прямоугольного треугольника в полную зависимость от двух других его сторон?

- Любые ли три отрезка могут быть сторонами прямоугольного треугольника?

- Сколько надо знать длин отрезков, чтобы построить прямоугольный треугольник?

- Можно ли, зная длину одной стороны, имея один отрезок, построить прямоугольный треугольник?

- Можно ли в прямоугольном треугольнике, зная длину двух сторон, найти третью?

VI. В парах, а затем в четвёрках обсудить последнюю проблему (если ребята не сформулируют, учитель может предложить её сам). Начните с изображения на рисунках всевозможных ситуаций:

катеты a, b, гипотенуза - ?

гипотенуза с, катет b, другой катет - ?

гипотенуза с, катет а, другой катет - ?

Группы исследуют одну из двух первых ситуаций.

VII. Четвёркам предлагается следующая задача (раздаточный материал).

Имеются плиты в форме равных прямоугольных треугольников (раздаточный материал). Надо уложить этими плитами площадку вокруг газона и найти длину гипотенузы треугольника (наибольшей стороны плиты).

VIII. Через 8-10 мин. Слушаем четвёрки.

Один из возможных вариантов. Здесь 8 равных прямоугольных плит (серый цвет), а внутри квадрат (зелёный) - это газон. Методическая статья «Педагогическая мастерская»Методическая статья «Педагогическая мастерская»

IX. (Работа в четвёрках.) Сформулируйте фразу, закодированную в равенстве c²=a²+b², которое связыает площади фигур.

X. Слушаем четвёрки.

XI. Д/з. Нарисуйте чертёж, убеждающий, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

XII. Рефлексия. Мастерская закончилась, теперь каждого прошу поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, которые сопровождали вас в ходе мастерской.

Используемая литература.

  1. Интернетпубликации Инны Алексеевны Мухиной, заслуженного учителя РФ, доцента кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ.

  2. А.А. Окунев Углублённое изучение геометрии в 8 классе. - М., Просвещение, АО «Учебная литературе», 1996.





© 2010-2022