Разработка урока

Интегрированный урок по математике и информатике «Решение задач с экологическим содержанием».Основная цель данного урока -познакомить учащихся с экологическими проблемами нашего села Кижинга через решение задач с экологическим содержанием.На уроке используются следующие технологии обучения: - ИКТ - технологии, технология личностно - ориентированного обучения и воспитания. Использованы различные методы - поисковый, исследовательский.На уроке применяются мультимедиа система  и проекционное оборудо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого интегрированного урока по информатике и математике в 6 классе по теме:

«Решение задач с экологическим содержанием».

Учитель информатики ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного)общего образования» Самбилова Туяна Пурбуевна

и учитель математики Шалуева Вера Цыбикдоржиевна

Цели: развитие экологического мышления средством учебных предметов «Информатика» и «Математика».

Задачи:

- обучения

1. повторить и систематизировать изученный материал по теме «Рациональные числа», используя задачи с экологическим содержанием»; применить знания при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.

- развития

2.продолжить развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы, расширять кругозор учащихся; умения анализировать, размышлять, делать выводы, развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

- воспитания

3. воспитывать уважение и любовь к природе, ответственность за ее будущее, .воспитывать новое экологическое мышление, прививать любовь к малой Родине.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: - ИКТ-технологии, педагогика сотрудничества, технология личностно-ориентированного обучения и воспитания; - коллективная мыслительная деятельность, интерактивное обучение, диалоговое обучение; исследовательский метод, поисковый метод; - беседа, рассказ (словесный), решение задач (практический).

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа (подготовка и презентация докладов), коллективное исследование

Оборудование и основные источники информации на уроке применяется мультимедиа система и проекционное оборудование, которое позволяет задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальной, кинестетической, аудиальной), что повышает качество усвоения учебного материала и мотивацию к учебной деятельности. Основной источник информации Интернет.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

1. учащиеся приобретут и закрепят навыки работы с компьютером, решения задач экологического характера, умения анализировать, размышлять, делать выводы, ориентироваться в нестандартной ситуации;

2. продолжать развивать навыки исследовательской работы.

Таким образом, формируются ключевые образовательные компетенции: исследовательская, информационная, социальная, коммуникативная, общекультурная, предметная и интеллектуальная.

Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка выполнения домашнего задания

III. Обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний

Эколо́гия- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой

Готовясь к данному уроку мы с вами провели анкетирование «Я и природа» среди учащихся и работников интерната. В данном анкетировании приняло участие78 человек.

Таковы результаты:

25-30 баллов-12 человек

15-24балла-65 человек

8-14 баллов-1 человек

Ваша задача: Построить диаграмму по этим данным

Какой вывод можно сделать:

Да, действительно мы с вами природу любим, но не проявляем должной заботы.

C приходом весны, когда тает снег, на улицах нашего села повсюду видны мусор, грязь.

В связи с тем, что улицы нашего села и прилегающие к ним территории сильно загрязнённые, перед нами всеми стоит проблема:

Не допустить дальнейшего загрязнения, захламления!

IV. Устный счёт

1. В нашей школе завтракают дети из 10 классов. Если в каждом классе найдётся 3 невоспитанных ребёнка, которые бросят бумажки от печенья на пол.

а) Сколько бумажек будет валяться по школе?
б) Мы хотим, чтобы наша школа походила на свалку мусора?

2. На большой перемене в коридоре бегают и кричат пятиклассники и шестиклассники. К концу перемены шум достиг 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолёт, производящий шум в 120 децибел?( децибел-единица измерения громкости звука)

Вывод: По мнению ученых, для того чтобы заработать бессонницу, достаточно длительно "слушать" 42 децибела, чтобы стать раздражительным, достаточно постоянного шума в 35 децибел. А это уровень человеческого шепота! Для сравнения: шум оживленной улицы или громкого разговора - 70 дб.

3. Дежурные ушли из столовой плохо закрыв кран. Зная, что за 1 секунду вытекает 10 г воды, посчитайте, сколько воды утечёт: За 1час? За 10 часов? За 20 часов (к тому времени, когда они вернутся)? Если они ушли после обеда в 2 часа, а вернулись в 4 на полдник?

Вывод: На протяжении всей своей истории человечество время от времени страдало из-за нехватки воды. Чтобы не испытывать недостатка в воде даже во время засух, во многих городах и районах стараются ее запасать в водохранилищах и подземных коллекторах, но необходимы и дополнительные сберегающие воду мероприятия, а также её бережный расход.

4. У входа в нашу школу летом сажают 2 большие клумбы и 2 поменьше. На большой клумбе - 120 цветов, на маленькой - 80. В нашей школе 168 учеников. Если каждый второй сорвёт маленький цветочек, что будет с нашей клумбой?

Вывод; Мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый красивый!

5. В нашей школе 168 учащихся и 100 человек взрослых. Предположим, что каждый второй принёс в школу на подошвах всего 20 граммов пыли. Предположим, что 4 кг пыли остались на полу, и её удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?

Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы эта пыль попадала в наши лёгкие?

6. В Кижинге живёт около 8000 человек. Представим, что каждый четвёртый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 сосен, 100 осин и 100 берез.

Вывод: Лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Очевидный факт: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 7-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится,а лесов станет в два раза меньше? Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть. Большой ущерб лесам наносят пожары, участившиеся в последнее время: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км2 леса.

Учитель математики: Но лес - это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы .Лес необходим для строительства сёл и городов, фабрик и заводов. Производство бумаги и киноплёнки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьём для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.

Сейчас мы остановимся на производстве бумаги. Проведем небольшое исследование и сделаем вычисления к задаче.

Задача. Вычислить, сколько нужно древесины для того, чтобы издать один учебник 6 класса «Математика» автор Н.Я. Виленкин и другие М: Мнемозина, 2011г и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Все расчеты задачи учащиеся выполняют в программе Microsoft Office Excel.

Этапы работы над задачей:

1. Найти в Интернете сколько древесины нужно для одной книги.

Адрес: forestforum.ru/viewtopic.php?f=18&t=4579

Ответ: 0,06м2 =3/50м2, если в книге 300 страниц.

2. Найти, сколько необходимо леса, для одной страницы книги.

Ответ: 3/50 м2 = 10000 см2 : 50*3= 600 см2 600 см2 :300 = 2 см2

3. Вычислить для всей книги «Математика 6» (посмотреть количество страниц)

2 см2 * 288 стр = 576 см2

4. Найти, сколько древесины нужно на весь тираж учебника (посмотреть тираж)

576 см2 * 100000 = 57600000 см2 =5760 м2 = 57 а

Итог: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу?

Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового.

А знаете ли вы, что 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное столетнее дерево.

А знаете ли вы, что ежегодно 125 миллионов деревьев вырубается для производства бумаги.

А знаете ли вы, что 1 га леса за 1 час поглощает весь углекислый газ, который выделяют при дыхании 200 человек.

На производство 1тонны бумаги требуется 2тонны древесины.

1га елового леса осаждает 30т пыли

1га соснового леса осаждает 35т пыли

1га дубового леса осаждает 56т пыли.

Учитель : Это символично, что наш урок проходит сегодня 20 апреля. 22 апреля- день рождения Земли. который был основан в 1970 году сенатором США штата Висконсии Г. Нельсоном (Gaylord Nelson) и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах.
Этот день, дает возможность каждому жителю Земли выразить благодарность нашему большому общему дому. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.
Этот день призывает всех жителей планеты творить добрые дела и защищать природу - мать всего живого. Бережно относиться ко всему живому, и информировать всех жителей планеты о важности сохранения и бережного пользования природными ресурсами.
Ведь Земля - это наш дом, а День защиты Земли призывает нас навести в нем порядок. Самый крохотный поступок каждого из нас, например, убрать мусор на поляне, где только что отдыхали, рациональное использование воды, энергетических ресурсов позволят сделать нашу планету чище и лучше, на несколько тысячелетий продлив жизнь всему живому. В этот день мировая общественность вспоминает, что от Земли и благополучия на ней зависим все мы и напоминает, что ежедневное выполнение маленьких дел позволит нам бережно относиться к природе и беречь нашу планету.

Домашнее задание решить задачу.

Сколько в нашей школе остаётся бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?

1 Сколько выброшенной бумаги приходиться в день на одного ученика?

2 Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района за один день и за весь учебный год?

3 Выразить массу выброшенной бумаги в кг.,т. (Каждый раз нужно разделить на 1000)

4 Посчитать какая часть выпущенной бумаги будет потрачена с пользой. На сайте Энциклопедии кругосвет krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3) бумаги производится в нашей стране около 6 000 тонн.

Запомните, ребята, мы - тоже частица живой природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Так давайте беречь и любить все живое. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга. Когда все добры и вежливы, счастье приходит в нашу жизнь.

Пути решения проблемы

1. Разместить в центре села Кижинга и в других общественных местах объявления:

«Обратите внимание!».

Правила общежития граждан населенного пункта: «Живешь в селе, будь его хозяином!»;

Напоминания, лозунги: «С природой надо сотрудничать, так как человек - часть природы»;

2. Провести экологический практикум: беседы; субботники по очистке и озеленению территорий; инсценированные представления на экологические темы: «Что такое хорошо, что такое плохо»; объявления конкурсов «Двор образцового порядка», «Самый лучший красивый цветник», «Мой дом - моя крепость».

Приложение 1

Объявление

Обратите внимание!

Одно дерево освежает воздух, как десять кондиционеров


Приложение 2

Объявление

Леса играют большую роль в жизни всех обитателей биосферы, а также в хозяйственной деятельности человека

Приложение 3

Объявление

Лес

обогащает атмосферу,

производит грибы, ягоды,

образует много древесины,

пополняет запасы подземных вод,

фильтрует воду,

повышает влажность воздуха.

Приложение 4

Напоминание

Жизнь человека сопровождается накоплением бытового мусора

Срок разложения от двух до десяти лет

Банка консервная - до 90 лет

Пакет полиэтиленовый - до 200 лет

Пластмассы - до 500 лет

Стекло - до 100 лет

Приложение 5

Напоминание

Металлолом, макулатура, стекло, пластмасса, ткани - всё это должно повторно перерабатываться. Это позволит одновременно сэкономить энергию, первичное сырьё, которое добывают из недр (руда), получают при эксплуатации на полях (хлопок) и уменьшить загрязнение поверхности твёрдыми отходами.20 кг макулатуры сохраняют одно крупное дерево, а 1 т макулатуры сберегает 0, 5 га леса среднего возраста. Стеклянное волокно заменяет медь. Зола, оставшаяся после переработки мусора, может быть использована для строительства, засыпки оврагов.


Приложение 6

Лозунг

«С природой надо сотрудничать, так как человек часть природы»

Приложение 7

Плакаты

«Знаете ли вы!»

Великая роль растений:

они уменьшают содержание углекислого газа и пополняют запасы кислорода в атмосфере,

снижают запылённость,

повышают влажность воздуха,

разрушают «агрессивные зоны» и создают зоны для отдыха людей.

Приложение 8

Правила общежития граждан населенных пунктов

Живёшь в селе - будь его хозяином!

Стремясь обеспечить гражданский мир и согласие, веру и справедливость, считаем необходимым каждому гражданину выполнять следующие правила общежития в населённом пункте:

По санитарной очистке и благоустройству

Правила общежития в нашем селе:

1. Содержите в хорошем состоянии территории усадьбы и прилегающую к ней дорогу до середины проезжей части.

2. Производите озеленение своей усадьбы деревьями, кустарниками и цветами.

3. Своевременно вывозите мусор и навоз в отведённое место или складируйте навоз и сено, оставшиеся после зимовки на территории усадьбы, строго обеспечивая при этом правила пожарной безопасности.

4. Производите подрезку деревьев и кустарников, если их высота превышает минимально допустимое расстояние до линий связи и электроснабжения, которые проходят по территории усадьбы.

5. Относитесь бережно к земле, как основе нашей жизни. Своевременно принимайте меры к уничтожению сорняков на усадьбе и предотвращению их распространения.

8. Содержите собак на привязи.





Анкета для учащихся « Я и природа»

Цель социологического опроса: «Отношение человека к природе»

Предлагает вам ответить на ряд вопросов, используя в качестве ответов один из трёх вариантов: «да»-2 балла, «нет»-0б, «не знаю» (или « не всегда)-1б.

1. Хорошо ли относишься к природе?

2.Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

3. Всегда ли ты бережёшь природу?

4. Замечаешь ли ты окружающую природу по дороге в школу?

5. Зависит ли твоё настроение от состояния природы?

6.Отмечаешь ли изменения в природе по дороге в школу или гуляя?

7. Сделаешь ли ты замечание своему сверстнику, если увидишь, что он ломает ветку, срывает цветы с клумбы и т. п.?

8. Любишь ли ты заниматься садоводством, собирать грибы или ловить рыбу?

9. Когда ты читаешь книгу, внимательно ли ты читаешь описания природы?

10. Любишь ли ты рассматривать картины о природе?

11. Знаешь ли ты музыкальные произведения, посвященные природе?

12. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

13.Всегда ли ты добросовестно ухаживаешь за домашними животными (собакой, кошкой)?

14. Регулярно ли ты поливаешь комнатные растения?

15.Любишь ли ты рисовать цветы, деревья, животных?

16. Как оцениваете экологическое состояние села?

Обработка анкеты

(рекомендуется ответу «да» присваивать 2 балла; ответу «нет»- 0 баллов; ответам «не знаю», «не всегда»- 1 балл);

25-30 баллов - это чувствительная душа, ты любишь природу и заботишься о ней!

30-20 баллов - в целом ты хорошо относишься к природе, но должен быть более активен в её охране и заботе о ней.8-10 баллов - ты несентиментален, но расположен к природе, понимаешь её значение для человека, тебе хорошо в природе.

Разработка урока











© 2010-2022