Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л. Ф

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф.

Цели урока:

  • Обучающие:

  • Проиллюстрировать учащимся первый учебник по математике «Арифметика» Л.Ф. Магницкого;

  • Ознакомить обучающихся с краткими биографическими о жизни и деятельности Л.Ф.Магницкого;

  • Прорешать с ребятами задачи из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого;

  • Развивающие:

  • Развитие у школьников теоретического и творческого мышления;

  • Развитие эмоционально-волевой сферы школьников;

  • Воспитывающие:

  • Воспитать интерес у учащихся к предмету;

  • Воспитать дисциплину труда;

  • Воспитать чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы посвятим наше внеклассное мероприятие одному из образованнейших, трудолюбивых и добросовестных преподавателей того времени (XVII век). А так же познакомимся с первым учебником на Руси - «Арифметика» Магницкого.

  1. 1. Историческая справка:

Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф.

Доклад учащихся

Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739)

Л.Ф. Магницкий - выдающийся русский педагог-математик первой половины XVIII в., сыгравший значительную роль в создании русской математической литературы. Он первым в России избралматематику своей специальностью и был автором первого печатного математического учебника в нашей стране.

Сведения о жизни и деятельности Магницкого очень скудны, большая часть из них до сих пор не подтверждена документально. Предположительно Магницкий был сыном крестьянина Осташковской слободы Тверской губернии по прозванию Телятина.

"Петр I имел случай узнать сего достойного мужа, явил ему много милостей: пожаловал деревнями в Владимирской и Тамбовской губерниях и приказал ему выстроить дом на Лубянке. Государь, беседуя с ним многократно о математических науках, был так восхищен глубокими познаниями его в оных, что называл его магнитом и приказал писаться Магницким". Подтверждением того, что именно Петр I дал ему фамилию Магницкий, является эпитафия на могильной плите.

Магницкий являлся одним из высокообразованных людей своего времени: он знал латинский, греческий, голландский и итальянский языки, математику, церковную литературу, пиитику и риторику. Однако до сих пор ничего достоверно не известно о том, получил ли Магницкий сколько-нибудь систематическое образование или был в полном смысле самородком и самоучкой. Есть предположения, что он учился в Московской славяно-греко-латинской академии. Однако в числе ее учеников за первые 15 лет существования ни фамилии Магницкого, ни фамилии Телятина не значится. В предисловии к своей "Арифметике" он заявляет:

"И мню за яко то имать быть,

Что сам себе всяк может учить".

Сохранилась выдержка из одного архивного документа, характеризующая Магницкого в юношеские годы: "В младых летах неславный и недостаточный человек... он прославился только тем, что сам научившись чтению и письму, был страстный охотник... разбирать мудреное и трудное". На надгробной плите Л.Ф.Магницкого находим такие слова: "Он научился наукам дивным и неудобовероятным способом". Все это позволяет предположить, что своим незаурядным познаниям он обязан не столько школе, сколько природному дарованию.

Учителем математики созданной в 1701 г. математико-навигацкой школы был назначен англичанин Фарварсон. Помощником его в 1702 г. был определен Л.Ф.Магницкий, известный руководству математико-навигацкой школы как лучший математик Москвы того времени. Тогда же были отпущены средства на составление и печатание учебника Магницкого по математике.

В течение короткого времени Магницкий создал свою знаменитую "Арифметику", которая сразу же стала основным учебником математико-навигацкой школы по всем математическим дисциплинам и в течение всей первой половины XVIII в. оставалась практически единственной фундаментальной математической книгой.

В математико-навигацкой школе Л.Ф.Магницкий обучал арифметике, геометрии и тригонометрии. Вначале преподавал также и навигацию. Преподавательские обязанности Магницкий исполнял с присущей ему добросовестностью. С момента открытия Морской академии математико-навигацкая школа несколько изменила свой характер: в ней стали учить только математике - арифметике, геометрии и тригонометрии. Магницкий стал старшим учителем математико-навигацкой школы и заведующим ее учебной частью, а с 1832 г. ему поручили также заведование ее распорядительно-хозяйственной частью.

Начиная с 1714 г., на него были возложены обязанности набора учителей "из незнатных пород" для учрежденных тогда по всей России цифирных школ. Сохранилось донесение 1716 г., в котором Магницкий сообщает, что он подобрал из своей школы только 6 человек и что "больше из таких незнатных пород достойных не явилось". Таким образом, он сыграл значительную роль и в деле организации массового обучения математике в цифирных школах.

Роль Магницкого в подготовке математически образованных людей в России трудно переоценить. Приведем свидетельство сына одного из его учеников, впоследствии адмирала Василия Яковлевича Чичагова: "Один из учителей, Магницкий, слыл за великого математика... Он издал даже печатанное славянским шрифтом сочинение в лист, бывшее у меня в руках, в котором заключались арифметика, геометрия, тригонометрия и начатки алгебры. Впоследствии эту книгу признавали за образец учености. Тут-то отец мой почерпнул свои познания". До последних дней своей жизни Л.Ф.Магницкий руководил московской математико-навигацкой школой.

Однако он не ограничивался педагогической работой, активно участвовал в общественной деятельности, выполнял отдельные поручения царя Петра. Так, Магницкий занимался обустройством Твери, о чем остались свидетельства в истории Тверского края: "Петр I имел намерение сию крепость (Тверь) привести в хорошее и оборонительное состояние и для того в 1707 г. прислан был в Тверь математических и навигацких наук учитель Леонтий Магницкий с планом, который через наряженных... работников, коих было 4425 человек, в три месяца вся поправил и наделал больверки".

В 1703 г. Магницкий участвовал в организации доставки войску провианта. В 1733 г. Магницкий управлял московской академической конторой, доставляя в Коллегию отчеты. Эти поручения Петра I показывают, что он имел высокое мнение не только о знаниях Магницкого, но и его порядочности.

Погребен Магницкий в Москве. На надгробном камне сохранилась эпитафия, сделанная его сыном. Она проливает свет на личность Леонтия Филипповича Магницкого, поэтому приведем ее полностью.

"В вечную память христиански, благочестно, целомудренно, благоверно и добродетельно пожившему Леонтию Филипповичу Магницкому, первому в России математики учителю, зде погребенному, мужу христианства истинного, веры в бога претвердой, надежды на бога несомненной, любви к богу и ближнему нелицемерной, благочестия по законе ревностного, жития чистого, смирения глубочайшего, великодушия постоянного, нрава тишайшего, разума зрелого, обхождения честного, праводушия любителю, в услугах государям своим и отечеству усерднейшему попечителю, подчиненным и отцу любезному, обид от неприятелей терпеливейшему, ко всем приятнейшему и всяких обид, страстей и злых дел всеми силами чуждающемуся, в наставлении и юных в рассуждении, совете друзей искуснейшему, правды как о духовных, так и гражданских делах опаснейшему хранителю, добродетельного жития истинному подражателю, всех добродетелей собранию; который путь сего временного и прискорбного жития начал 1669 года июня 9-го дня, наукам изучился дивным и неудобовероятным способом, его величеству Петру Первому великому императору и самодержцу всероссийскому для остроумия в науках учинился … в 1700 году, и от его величества, по усмотрению нрава ко всем всеприятнейшего и к себе влекущего, пожалован, именован прозвищем Магницкий и учинен российскому благородному юношеству учителем математики, в котором звании ревностно, верно, честно, всеприлежно и беспорочно служа четырем самодержцам всероссийским, и, пожив в мире сем 70 лет, 4 месяца и 10 дней, 1739 года, октября 19-го дня 20 по полуночи в 1 часу, оставя добродетельным своим житием и благочестно христианскою кончиною по многим и неисчетным мира сего суетных поторжинях пример оставшим по нем, по шестидневной болезни … благочестно скончался.

Довольно жил себе по заслугам и для памяти вечной, но ах недовольно по желанию своих присных и для услуг всего отечества, но хотя не к тому с нами, но во царствии небесном бессмертный. Ты же пришедший, Что? Ищещи всем. Так жил, ныне же есть прах и пепел. Научися убо от сего гроба. Что? Каков ты, таков он был, а в таком он ныне, таков ты будешь. И всегда тщися на смерть быти: Понеже мы подвержены все единой смерти, невестно, когда та похощет стерти. Не по должности надписал горькослезный Иван, нижайший раб, сын ему любезный".

Итак, Леонтий Филиппович Магницкий внес неоценимый вклад в развитие математического просвещения в России, создав одну из самых замечательных учебных математических книг "Арифметику, сиречь науку числительную...", в течение десятилетий обучая математике русских юношей, участвуя в подготовке первых учителей математики для массовых школ.

Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф.

«Арифметика» Магницкого

Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф.

Первая страница в «Арифметике» Магницкого

2. Решение задач

Примечание: При разборе задач с учащимися, учитель и ученики переводят задачи на современный русский язык, для лучшего запоминания и понимания этих задач.

Задача 1. Некий торговец купил 112 баранов молодых и старых, дал 49 рублёв, 20 алтын, за старого платит по 15 алтын и 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, и ведательно есть, колико старых и молодых баранов купил он.

Решение:

«Придет: старых 100, а молодых 12, а изобрети сице.

46 копеек за старого,

Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф.за молодого.

112*30=3360, 4960-3360=1600.

Вся цена.

Бери через 16:100 толико старых.»

Задача 2. Спросил некто учителя: скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в класс своего сына. Учитель ответил: если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100. Спрашивается, сколько было у учителя учеников.

Решение:

Эту задачу Магницкий решает «фальшивым правилом», которому он в своей «Арифметике» отводит особое место.

Предположим, во-первых, что учеников было 24. Тогда согласно условию задачи сосчитаем, что составляет столько, да полстолько, да четверть столько, да еще один и получится всего учеников 24+24+12+6+1=67.

По условию же задачи учеников должно быть 100, след-но, их недостает

100-67=33 (первая погрешность).

Предположим, во-вторых, что учеников было 32, тогда в итоге получим 32+32+16+8+1=89, а до 100 недостает 119 (вторая погрешность).

Далее по формуле получим Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф. =36 (учеников).

Задача 3. Один человек выпьет кадь пития за 14 дней, а с женой выпьет ту же кадь за 10 дней. И ведательно есть, колико дней жена его особенно выпьет ту же кадь.

Решение:

Человек (муж) выпьет в день Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф. кади, а вместе с женой Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф. кади. След-но, в день жена выпьет Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф. кади. Таким образом, всю кадь жена выпьет за 35 дней.

Задача 4. Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот по случаю, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и попросил достойную плату с кафтаном. Ему дали по достоинству 5 рублей и кафтан. Какой цены был оный кафтан?

Решение:

За год работник должен был получить 12 рублей и кафтан, т.е. за каждый проработанный месяц ему должны начислять 1 рубль и Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф. стоимости кафтана. За проработанные 7 месяцев работник должен был получить 7 рублей и Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф. стоимости кафтана, а получил 5 рублей и кафтан. След-но, Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф. стоимости кафтана - 2 рублям.

След-но, цена кафтана была 2:Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф.

Задача 5. Некий человек продати коня за 156 рублёв, раскаявся же купец нача отдавати продавцу глаголя: яко несть мне лепо взяти сицевого коня недостойного таковые высокие цены; продавец же предложи ему иную куплю глаголя: аще ти мнится велико цена сему коню бытии, убо купи токмо гвоздие их же сей конь имать в подковах своих ног, коня же возми за тою куплю в дар себе. А гвоздей во всяко подкове по шести. А за 1 гвоздь даждь ми едину полушку, за другой же 2 полушку, а за 3 - копейку, и тако все гвозди купи. Купец же, видя толь малу цену и коня хотя в дар себе взяти, обещася тако цену ему платить, чая не больше 10 рублёв за гвоздие дати. И ведательно есть: коликим купец он проторговался.

Решение:

Скупой купец действительно проторговался. Он за 24 подковных гвоздя должен был заплатить 1+2+22+23+…+223 полушек, что составит 41787 рублей 3Внеклассное мероприятие по математике Задачи из Арифметики Магницкого Л.Ф.конейки.

3. Подведение итогов.

Надеюсь, вам понравилось. В дальнейшем, я постараюсь приготовить вам старинные задачи из Древнего Китая, Вавилона, Египта, Греции.

До свидания.

© 2010-2022