- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 9 класс (учебник-автор Макарычев Ю. Н.)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (учебник-автор Макарычев Ю. Н.)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казиева Т.А. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
02.04. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №15»
г. Салавата
_______________А.И. Васильев
Приказ от «28»08 2015г. № 220
Рабочая программа
по предмету Алгебра
для 9а класса
на 2015 - 2016 учебный год
Автор-составитель:
Казиева Танзиля Ахметовна,
учитель
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей естественно-математического цикла
от «____»________ 2015г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________/Т.Н.Петрова
«_____»___________ 2015г.
Салават
2015
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета алгебра составлена для учащихся 9а класса в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- ФК ГОС (утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 19.10.2009г. № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Примерная программа основного общего образования по математике, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования с учетом авторской программы основного общего образования по математике (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н), составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2011.
- учебный план МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата на 2015-2016 учебный год (приказ директора МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 28.08.2015 № 220);
- Положение о рабочей программе (приказ директора МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 28.02.2014 № 92);
- Реализация учебной программы обеспечивает УМК (приказ по МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата от 30.04.2015 № 145 «Об утверждении списка учебников на 2015-2016 учебный год».
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебного предмета, тематическое планирование, оценка достижения планируемых результатов освоения программы, перечень учебно-методического и материально - технического обеспечения, список литературы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ данного предмета заключается в том, что в настоящее время для усвоения материала у учащихся слабая познавательная активность. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Поиск методов развития познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время для педагогов существовал всегда, поэтому возникла необходимость в разработке новых подходов к преподаванию математики.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ математике:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
-
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
-
приобретения математических знаний и умений;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
-
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Требования к результатам обучения конкретизированы, даны в деятельной формулировке и в последовательности их изложения. Конкретно сформулированные требования позволяют спланировать виды учебной деятельности, что обеспечит усвоение учебного материала на уровне требований Государственного стандарта. В планировании приведены примерные измерители достижения требований к уровню подготовки. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета.
9а класс - ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 15» г. Салавата на 2015-2016 учебный год рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе 7 контрольных работ.
класс
Количество часов
1 триместр
2 триместр
3 триместр
Итого за год
кол.ч.
кол.к/р
кол.ч.
кол. к/р
кол.ч.
кол. к/р
кол.ч.
кол. к/р
9а
29
2+1вх
39
3
34
2
102
7+1вх
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса алгебры 9-го класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у=ах2+bх+с, у= ах2+n, у= а(х - m)2), строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Свойства функций. Квадратичная функция(22ч.)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у=ах2+bх+с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
-
Уравнения и неравенства с одной переменной. (14ч.)
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2+bх+с>0 или ах2+bх+с<0, где а≠0.
-
Уравнения и неравенства с двумя переменными. (17ч.)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель - выработать умения решать простейшие системы, содержащих уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
-
Прогрессии. (15ч.)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель - дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
-
Элементы комбинаторики и теории вероятности. (13ч.)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Повторение (21ч.)
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7- 9 класса.
Повторить темы: Выражения, тождества, уравнения, степень с натуральным показателем, многочлены, формулы сокращенного умножения, системы линейных уравнений, рациональные дроби, квадратные корни, квадратные уравнения, неравенства, степень с целым показателем, элементы статистики, свойства функций, квадратичная функция, уравнения и неравенства с одной переменной, уравнения и неравенства с двумя переменными, прогрессии, элементы комбинаторики и теории вероятности.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
Примечания
Глава 1. Квадратичная функция. (22ч.+1)
§ 1. Функции и их свойства.
1/1
Функции и их свойства.
02.09
2/2
Функции и их свойства.
03.09
3/3
Функции и их свойства.
07.09
4/4
Функции и их свойства.
09.09
5/5
Функции и их свойства.
10.09
§ 2. Квадратный трехчлен.
6/6
Квадратный трехчлен.
14.09
7/7
Входная контрольная работа
16.09
8/8
Квадратный трехчлен.
17.09
9/9
Квадратный трехчлен.
21.09
10/10
Квадратный трехчлен.
23.09
11/11
Контрольная работа №1 «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен».
28.09
§ 3. Квадратичная функция и ее график.
12/12
Квадратичная функция и ее график.
30.09
13/13
Квадратичная функция и ее график.
01.10
14/14
Квадратичная функция и ее график.
05.10
15/15
Квадратичная функция и ее график.
07.10
16/16
Квадратичная функция и ее график.
12.10
17/17
Квадратичная функция и ее график.
14.10
18/18
Квадратичная функция и ее график.
15.10
19/19
Квадратичная функция и ее график.
19.10
§ 4. Степенная функция. Корень п -й степени.
20/20
Степенная функция. Корень п -й степени.
21.10
21/21
Степенная функция. Корень п -й степени.
22.10
22/22
Степенная функция. Корень п -й степени.
26.10
23/23
Контрольная работа № 2 «Графики квадратичной функции. Степенная функция.»
28.10
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной. (14ч.)
§ 5. Уравнения с одной переменной.
24/1
Уравнения с одной переменной.
29.10
25/2
Уравнения с одной переменной.
02.11
26/3
Уравнения с одной переменной.
05.11
27/4
Уравнения с одной переменной.
09.11
28/5
Уравнения с одной переменной.
11.11
29/6
Уравнения с одной переменной.
12.11
30/7
Уравнения с одной переменной.
23.11
31/8
Уравнения с одной переменной.
25.11
§ 6. Неравенства с одной переменной.
32/9
Неравенства с одной переменной.
26.11
33/10
Неравенства с одной переменной.
30.11
34/11
Неравенства с одной переменной.
02.12
35/12
Неравенства с одной переменной.
03.12
36/13
Неравенства с одной переменной.
07.12
37/14
Контрольная работа № 3 «Уравнения и неравенства с одной переменной».
09.11
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными. (17ч.)
§ 7. Уравнения с двумя переменными и их системы.
38/1
Уравнения с двумя переменными и их системы.
10.12
39/2
Уравнения с двумя переменными и их системы.
14.12
40/3
Уравнения с двумя переменными и их системы.
16.12
41/4
Уравнения с двумя переменными и их системы.
17.12
42/5
Уравнения с двумя переменными и их системы.
21.12
43/6
Уравнения с двумя переменными и их системы.
23.12
44/7
Уравнения с двумя переменными и их системы.
24.12
45/8
Уравнения с двумя переменными и их системы.
28.12
46/9
Уравнения с двумя переменными и их системы.
30.12
47/10
Уравнения с двумя переменными и их системы.
11.01
48/11
Уравнения с двумя переменными и их системы.
13.01
49/12
Уравнения с двумя переменными и их системы.
14.01
50/13
Неравенства с двумя переменными и их системы.
18.01
51/14
Неравенства с двумя переменными и их системы.
20.01
52/15
Неравенства с двумя переменными и их системы.
21.01
53/16
Неравенства с двумя переменными и их системы.
25.01
54/17
Контрольная работа № 4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными.»
27.01
Глава 5. Арифметическая и геометрическая прогрессии. (15ч.)
55/1
Арифметическая прогрессия.
28.01
56/2
Арифметическая прогрессия.
01.02
57/3
Арифметическая прогрессия.
03.02
58/4
Арифметическая прогрессия.
04.02
59/5
Арифметическая прогрессия.
08.02
60/6
Арифметическая прогрессия.
10.02
61/7
Арифметическая прогрессия.
11.02
62/8
Контрольная работа № 5 «Арифметическая прогрессия».
15.02
§ 8. Геометрическая прогрессия.
63/9
Геометрическая прогрессия.
17.02
64/10
Геометрическая прогрессия.
18.02
65/11
Геометрическая прогрессия.
22.02
66/12
Геометрическая прогрессия.
24.02
67/13
Геометрическая прогрессия.
25.02
68/14
Геометрическая прогрессия.
29.02
69/15
Контрольная работа № 6 «Геометрическая прогрессия».
07.03
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятности (13ч.)
70/1
Элементы комбинаторики.
09.03
71/2
Элементы комбинаторики.
10.03
72/3
Элементы комбинаторики.
14.03
73/4
Элементы комбинаторики.
16.03
74/5
Элементы комбинаторики.
17.03
75/6
Элементы комбинаторики.
21.03
76/7
Элементы комбинаторики.
23.03
77/8
Элементы комбинаторики.
24.03
78/9
Элементы комбинаторики.
28.03
79/10
Начальные сведения из теории вероятностей
30.03
80/11
Начальные сведения из теории вероятностей
31.03
81/12
Начальные сведения из теории вероятностей
04.04
82/13
Контрольная работа № 7 «Элементы комбинаторики и теории вероятности».
06.04
Повторение (21ч. - 1)
83/1
Повторение. Выражения, тождества, уравнения.
07.04
84/2
Повторение. Степень с натуральным показателем.
11.04
85/3
Повторение. Многочлены.
13.04
86/4
Повторение. Формулы сокращенного умножения.
14.04
87/5
Повторение. Формулы сокращенного умножения.
18.04
88/6
Повторение. Системы линейных уравнений.
20.04
89/7
Повторение. Рациональные дроби.
21.04
90/8
Повторение. Квадратные корни.
25.04
91/9
Повторение. Квадратные уравнения.
27.04
92/10
Повторение. Квадратные уравнения.
28.04
93/11
Повторение. Квадратные неравенства.
02.05
94/12
Повторение. Степень с целым показателем.
04.05
95/13
Повторение. Элементы статистики.
05.05
96/14
Повторение. Свойства функций.
11.05
97/15
Повторение. Квадратичная функция.
12.05
98/16
Повторение. Квадратичная функция.
16.05
99/17
Повторение. Уравнения и неравенства с одной переменной.
18.05
100/18
Повторение. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
19.05
101/19
Повторение. Прогрессии.
23.05
102/20
Повторение. Элементы комбинаторики и теории вероятности.
25.05
-
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Промежуточная аттестация проходит в форме контрольной работы.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере; работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка устных ответов учащихся по математике.
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Тестирование
При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений:
Меньше 50% - «2»;
50-70% - «3»;
71-85% - «4»;
86-100% - «5».
-
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
УМК
-
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 - 9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. «Просвещение», 2011.
-
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2012.
-
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра. 7 - 9 классы. М., «Просвещение», 2012.
Для учителя:
-
Уроки алгебры в 9 классе: книга для учителя / В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева. - М.: Просвещение, 2012.
-
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2012.
-
Алгебра. Тематические тесты. 9 класс / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. - М.: Просвещение, 2011.
-
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7 - 9 класс / под ред. Ф.Ф.Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
-
Изучение алгебры в 7-9 классах: книга для учителя. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.Н. Нешков , С.Б.Суворова, Москва , «Просвещение», 2012г .
Для обучающихся:
-
Алгебра-9 :учебник для общеобразовательных учреждений Ю.Н.Макарычев , Н.Г.Миндюк, К.Н. Нешков , С.Б.Суворова ,Москва , «Просвещение» ,2011г .
-
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2012.
-
Алгебра. Тематические тесты. 9 класс / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. - М.: Просвещение, 2011.
-
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7 - 9 класс / под ред. Ф.Ф.Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Ноутбук
-
Мультимедийное оборудование
-
Экран
-
Доска
-
Столы
-
Стулья
-
Учебники
-
Чертежные инструменты
-
Дидактические раздаточные материалы
-
Стеллажи, стенд
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волина В.В. праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.-М.: Знание, 1993г.
2. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. М., 1976г.
3. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991г.
4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Наука, 1978г.
5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2006г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
-
Тестирование online: 5-11 классы: kokch.kts.ru/cdo/
-
ps.1september.ru/
-
proshkolu.ru/
-
matematika-na.ru/
-
openclass.ru/
-
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/
-
fipi.ru.