- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по Геометрии 10 класс
Рабочая программа по Геометрии 10 класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ноговицына Т.Г. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Натора»
муниципального образования «Ленский район»
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
директор школы зам. директора по УВР на заседании М.О.
______________________ __________________ протокол №____
«___»____________2015 г. «___»____________2015 г. «___»____________2015г.
Рабочая программа
по геометрии
на 2015-2016 учебный год
Класс: 10
Учитель: Ноговицына Т.Г.
Структура
-
Пояснительная записка.
-
Содержание рабочей программы.
-
Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности.
-
Требования к уровню подготовки обучающихся.
-
Календарно - тематическое планирование.
-
Критерии и нормы оценок, знаний, умений и навыков обучающихся.
-
Контрольно - измерительные материалы.
-
Источники информации.
-
Средства обучения и воспитания.
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа представляет собой курс геометрии, предназначенный для изучения в 10 классе, и основывается на следующих документах:
-
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 г.).
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004 г), (базовый уровень).
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 класс. Составитель: Т.А. Бурмистрова - М: Просвещение, 2009 год.
-
Учебный план МБОУ Коммунаровской СОШ №2 (утвержден Приказом №96 от 27.08.2014 г.).
-
Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», утверждено Приказом №141 от 02.09.2013 г. по МБОУ Коммунаровской СОШ №2.
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования и учебному плану образовательного учреждения. Предмет «Геометрия» является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 2 недельных часа.
Учебная деятельность продолжается при использовании учебно-методического комплекса Л.С. Атанасяна «Геометрия 10-11 классы». На изучение предмета отводится по 68 часов в 10 -- 11 классах. Данная программа составлена на 68 часов, 2 часа выпадает на праздничные дни: 1 мая и 9 мая. Программа предусматривает изучение предмета на базовом уровне, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Расхождений с федеральным базисным учебным планом нет.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне содержательная линия «Геометрия» продолжает и получает развитие. В рамках данной содержательной линии решаются следующие задачи:
- изучение свойств пространственных тел;
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
Основные задачи геометрии:
-
Формирование конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, формирование понятия доказательства.
-
Развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования её в личный опыт;
- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико - синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Рабочая программа за курс основной школы реализована в полном объеме.
Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков, способствуют формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения. Межпредметная связь с физикой «Симметрия и оптика», с черчением «Параллельность, перпендикулярность прямых, параллельное проецирование и техника выполнения чертежей и правила их оформления. Аксонометрические проекции»
Требования реализации компонента регионального содержания образования (этнокультурного) до 10% от общего количества времени отведенного на изучение материала учебного курса как вкрапление в предмет.
Класс общеобразовательный, по итогам 2013-2014 учебного года качество знаний - 35%. 10 учеников поступили в техникум. 6 учащихся занимаются на «4» и «5», 3 учащихся на «3». Очень слабые знания, отметку «3» получают только при работе под руководством учителя 4 ученика. 2 ученика не могут найти мотивацию к учению, т.к. пришли в 10 класс по настоянию родителей. Предполагаемое качество знаний на конец года 43%. Для обучающихся в течение учебного года проводятся дополнительные индивидуальные занятия, еженедельно для класса - консультации с целью подготовки к ЕГЭ. Контроль знаний проводится дифференцированно. В самостоятельные и контрольные работы включены задания обязательного уровня.
Учебник. Геометрия 10 -11 кл. / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2011 - 2013г. соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014 - 2015 учебный год (приказ Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся за курс 10 класса должны
знать/понимать:
-
Значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
Значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
Универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
Вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
знать:
-
Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
-
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые.
-
Угол между прямыми в пространстве. Угол между прямой и плоскостью.
-
Определение перпендикулярных прямых.
-
Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства.
-
Теорему о трех перпендикулярах.
-
Перпендикуляр и наклонную.
-
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства.
-
Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями.
-
Вершины, ребра, грани многогранника.
-
Определение призмы, ее основания, боковые ребра, высота, боковую поверхность. Прямую и наклонную призмы. Правильную призму. Параллелепипед. Куб.
-
Определение пирамиды, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольную пирамиду. Правильную пирамиду. Усеченную пирамиду.
-
Симметрию в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная).
-
Сечения куба, призмы, пирамиды.
-
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов.
-
Сложение векторов и умножение вектора на число.
-
Угол между векторами.
-
Координаты вектора.
-
Скалярное произведение векторов.
-
Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
-
Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
уметь:
-
Распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
Описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
Анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
Изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
-
Строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
Решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
Использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
Вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Календарно-тематическое планирование
-
№
урока
Т е м а у р о к а
Контроль
Сроки
примечание
План
Факт
Введение (5 ч)
Основная цель:
-
познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе;
-
вывести первые следствия из аксиом;
-
дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
1
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
03.09
2
Некоторые следствия из аксиом.
УО
08.09
3
Некоторые следствия из аксиом.
УО
10.09
4
Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
ПО
15.09
5
Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
СР
17.09
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей (19 час)
Основная цель:
-
сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости;
-
изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
6
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.
§ 1 п.4
22.09
7
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.
§ 1 п.5
УО
24.09
8
Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6
УО
29.09
9
Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6
ПО
01.10
10
Решение задач на параллельность прямой и плоскости. § 1
СР
06.10
11
Взаимное расположение прямых в пространстве. § 2
Тест
8.10
12
Скрещивающиеся прямые. § 2 п.7
13.10
13
Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. § 2 п.8, 9
ПО
15.10
14
Решение задач на взаимное расположение прямых, прямой и плоскости в пространстве.
СР
20.10
15
Контрольная работа № 1 по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости»
КР
22.10
16
Параллельные плоскости. § 3 п.10
27.10
17
Свойства параллельных плоскостей. § 3 п.11
ПО
29.10
18
Тетраэдр. § 4 п.12
УО, ИЗ
10.11
19
Параллелепипед. § 4 п.13
Тест по теории
12.11
20
Задачи на построение сечений. § 4 п.14
17.11
21
Задачи на построение сечений. § 4 п.14
СР
19.11
22
Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед». § 4
24.11
23
Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность плоскостей»
КР
26.11
24
Зачет № 1 по теме «Параллельность плоскостей»
Зачёт
01.12
Глава II Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 час)
Основная цель:
-
ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей;
-
изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей;
-
ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями;
-
изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
25
Перпендикулярные прямые в пространстве. § 1 п.15
03.12
26
Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. § 1 п.16
УО
08.12
27
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. § 1 п.17
10.12
28
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. § 1 п.18
УО
15.12
29
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
Тест по теории
17.12
30
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
СР
22.12
31
Перпендикуляр и наклонные к плоскости. § 2 п.19
24.12
32
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.
§ 2 п.20
УО
29.12
33
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.
§ 2 п.20
УО
31.12
34
Угол между прямой и плоскостью. § 2 п.21
ПО
13.01
35
Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21
УО
15.01
36
Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21
СР
20.01
37
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.
§ 3 п.22
22.01
38
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.
§ 3 п.23
Тест по теории
27.01
39
Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24
29.01
40
Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24
УО
03.02
41
Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей.
05.02
42
Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей.
Тест
10.02
43
Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
КР
12.02
44
Зачет № 2 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Зачёт
17.02
Глава III Многогранники (12 час)
Основная цель:
-
познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усечённая пирамида), с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
45
Понятие многогранника. Призма. § 1 п.25
19.02
46
Площадь поверхности призмы. § 1 п.26, 27
УО
24.02
47
Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.
ИЗ
26.02
48
Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.
СР
03.03
49
Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29
05.03
50
Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29
УО
10.03
51
Решение задач по теме «Пирамида».
ПО
12.03
52
Решение задач по теме «Пирамида».
СР
17.03
53
Усеченная пирамида. § 2 п.30
19.03
54
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. § 3 п.31, 32
Тест по теории,
ИЗ
2.04
55
Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники»
КР
07.04
56
Зачет №3 по теме «Многогранники»
Зачёт
09.04
Глава IV. Векторы в пространстве (6 часов)
Основная цель:
-
закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действия над ними;
-
ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
-
рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам.
57
Понятие вектора. Равенство векторов. § 1 п.34, 35
14.04
58
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.§ 2 п.36, 37
УО
16.04
59
Умножение вектора на число. § 2 п.38
Тест
21.04
60
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. § 3 п.39,40
ИЗ
23.04
61
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. § 3 п.41
УО
28.04
62
Зачет № 4 по теме «Векторы в пространстве»
Зачёт
30.04
Итоговое повторение курса геометрии (8 часов)
Основная цель:
-
обобщить и систематизировать знания по курсу 10 класса
63
Аксиомы стереометрии и их следствия.
УО
05.05
64
Параллельность прямых и плоскостей.
07.05
65
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
УО
12.05
66
Контрольная работа № 5
КР
14.05
67
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. Решение задач по темам «Многогранники»
ПО
19.05
68
Решение задач по теме «Теорема о трёх перпендикулярах»
Решение задач по теме «Векторы в пространстве»
Тест
21.05
-
Контрольные работы
10 класс:
Контрольная работа № 1 Параллельность прямых
Вариант 1
1. Основание AD трапеции ABCD лежит в плоскости α. Через точки B и C проведены параллельные прямые, пересекающие плоскость α в точках E и F соответственно.
а) Каково взаимное расположение прямых EF и АВ?
б) Чему равен угол между прямыми EF и АВ, если ? Ответ обоснуйте.
2. Дан пространственный четырехугольник ABCD, в котором диагонали AC и BD равны. Середины сторон этого четырехугольника соединены последовательно отрезками.
а) Выполните рисунок к задаче.
б)* Докажите, что полученный четырехугольник - ромб.
Вариант 2
1. Треугольники АВС и ADC лежат в разных плоскостях и имеют общую сторону AC. Точка P - середина стороны AD, точка K - середина стороны DC.
а) Каково взаимное расположение прямых PK и AB?
б) Чему равен угол между прямыми PK и AB, если Ответ обоснуйте.
2. Дан пространственный четырехугольник ABCD, М и N - середины сторон АВ и ВС соответственно,
а) Выполните рисунок к задаче.
б)* Докажите, что четырехугольник MNEK - трапеция.
Контрольная работа № 2
Параллельность прямых и плоскостей
Вариант 1
1. Прямые a и b лежат в параллельных плоскостях α и β. Могут ли эти прямые быть: а) параллельными; б) скрещивающимися? Сделайте рисунок для каждого возможного случая.
2. Через точку О, лежащую между параллельными плоскостями α и β, проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости α и β в точках А1 и А2 соответственно, прямая m - в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка А2В2, если А1В1 = 12 см, В1О:ОВ2 = 3 : 4.
3*. Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и постройте его сечение плоскостью, проходящей через точки M, N и K, являющиеся серединами ребер АВ, ВС и DD1.
Вариант 2
1. Прямые a и b лежат в пересекающихся плоскостях α и β. Могут ли эти прямые быть: а) параллельными; б) скрещивающимися? Сделайте рисунок для каждого возможного случая.
2. Через точку О, не лежащую между параллельными плоскостями α и β, проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости α и β в точках А1 и А2 соответственно, прямая m - в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка А1В1, если А2В2 = 15 см, ОВ1:ОВ2 = 3 : 5.
3*. Изобразите тетраэдр DABC и постройте его сечение плоскостью, проходящей через точки M и N, являющиеся серединами ребер DС и ВС, и точку К, такую, что .
Контрольная работа № 3
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Вариант 1
-
Диагональ куба равна 6 см. Найдите: а) ребро куба; б) косинус угла между диагональю куба и плоскостью одной из его граней.
-
Сторона АВ ромба АВСD равна а, один из углов ромба равен 60о. Через сторону АВ проведена плоскость α на расстоянии от точки D.
а) Найдите расстояние от точки С до плоскости α.
б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла DABM, .
в)* Найдите синус угла между плоскостью ромба и плоскостью α.
Вариант 2
-
Основанием прямоугольного служит квадрат, диагональ равна, а его относятся как 1:1:2. Найдите: а) измерения параллелепипеда; б) синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания.
-
Сторона квадрата АВСD равна а. Через сторону АD проведена плоскость α на расстоянии от точки В.
а) Найдите расстояние от точки С до плоскости α.
б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла BADM, .
в)* Найдите синус угла между плоскостью квадрата и плоскостью α.
Контрольная работа № 4
Многогранники
Вариант 1
1. Основанием пирамиды DАВС является правильный треугольник АВС, сторона которого равна а. Ребро перпендикулярно к плоскости АВС, а плоскость DBC составляет с плоскостью АВС угол 30 о. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
2. Основанием прямого параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 является ромб АВСD, сторона которого равна а и угол равен 60о. Плоскость АD1C1 составляет с плоскостью основания угол 60о.
Найдите: а) высоту ромба;
б) высоту параллелепипеда;
в) площадь боковой поверхности параллелепипеда;
г)* площадь поверхности параллелепипеда.
Вариант 2
1. Основанием пирамиды МАВСD является квадрат АВСD, ребро МD перпендикулярно к плоскости основания, AD=DM=a. Найдите площадь поверхности пирамиды.
2. Основанием прямого параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 является параллелограмм АВСD, стороны которого равны и 2а, острый угол равен 45о. Высота параллелепипеда равна меньшей высоте параллелограмма.
Найдите: а) меньшую высоту параллелограмма;
б) угол между плоскостью АВС1 и плоскостью основания;
в) площадь боковой поверхности параллелепипеда;
г)* площадь поверхности параллелепипеда.