- Преподавателю
- Математика
- Звёздный час Из истории русской математики
Звёздный час Из истории русской математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Добыкина Е.М. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Игра «Звездный час»
на тему «История русской математики»
( Из опыта работы учителя математики
МБОУ «Костровская средняя общеобразова-тельная школа» Рыльского района
Добыкиной Е.М. по теме «Духовно-нравствен-ное воспитание на уроках математики»)
Звездный час «Из истории развития русской математики»
Цели мероприятия: формирование интереса к математике, расширение знаний по предмету, формирование познавательной деятельности учащихся, духовно-нравственное воспитание учащихся, расширение их кругозора, воспитание дисциплинированности, ответственности.
Ведущая: Дорогие друзья! Нас привела сюда общая любовь к математике.
Все вопросы, которые будут заданы, связаны с ней. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-нибудь науке свойственны красота, гармония, изящество и точность. Причем, мы сегодня коснемся истории развития именно русской математики.
О математиках ученых
Все мы слышали не раз,
И сегодня мы припомним
Славные их имена.
История помнит многих ученых не только за их математические открытия, но и за гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.
Представляю вам игроков:
1 пара-…
2 пара-…
…
Поприветствуем их.
Все участники представлены, теперь познакомлю с ее правилами.
Правила игры:
- За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
- Если и его партнер правильно отвечают на вопрос, то они получают звезду.
- Если игрок ответил неправильно, а партнер - правильно, то звезда не дается.
- На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
- После каждого тура , а их - четыре, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.
- Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
- В супер-игре сразятся две пары, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут … . (состав жюри)
Дерзайте, играйте и выигрывайте!
Итак, начинаем первый тур.
1 тур.
-
Как звали первую русскую женщину - математика, «принцессу науки»?
Фекла
Софья
Анна
1 2 3
Софья Ковалевская - великий математик, астроном. Стала первой в мире женщиной-профессором. Она была одаренным писателем, поэтом, публицистом.
-
Кто из этих людей автор книг « Воспоминания детства», « Нигилистка»?
1 Л.Н. Толстой 2 М.В. Ломоносов 3 С.В. Ковалевская
№ 3 Ковалевская.
-
А.С.Пушкин сказал о нем следующее: «Он обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию его души. Он был великий человек… . Он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он сам был первым нашим университетом» . Кто этот человек?
М.В. Ломоносов Н.Е. ЖУКОВСКИЙ П.Л.ЧЕБЫШЕВ
№ 1. М.В. Ломоносов
4.Кому из русских ученых наибольшую славу принесло решение задачи о вращении твердого тела- гироскопа?
1. Н.Е.Жуковский 2. П.Л.Чебышев 3.С.В.Ковалевская
№ 3 Ковалевской.
Данные приборы служат и сейчас для определения курсов самолетов, судов.
На этом первый тур закончен. Пока жюри подсчитывает очки, я предлагаю болельщикам стихотворение-загадку.
- Математики начала
По обоям изучала
И влюбилась в ту науку.
Только вот такая штука:
Ведь в России в это время
Не пускали в вузы женщин.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем Софью ……( Ковалевскую).
2 тур.
Перед вами портреты великих русских ученых-математиков:
Н.И. Лобачевский В.К Магницкий А.Н КОЛМОГОРОВ А. П. КИСЕЛЕВ
1 2 3 4
1.Этот человек родился в Тверской губернии. В 1700 г. Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Он автор первого русского учебника по математике и навигации для школы. Кто он?
№2. Магницкий.
В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
2.Все мы, я надеюсь, знаем, что в основе большинства школьных учебников по геометрии лежат «Начала» Евклида.
Кто является создателем первой неевклидовой геометрии?
№ 1. Н.И. Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета в феврале 1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах своей геометрии. Она отличалась от евклидовой 5 аксиомой. «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходят хотя бы две прямые, параллельные данным.
3.По учебникам этого российского математика учились, возможно, ваши бабушки и дедушки, а уж прабабушки и прадедушки точно. В 2002г. исполнилось 150 лет со дня его рождения. Как фамилия этого ученого?
№ 4 Киселев Андрей Петрович
4.Современный математический гений, великий гражданин своей Родины, автор современного учебника «Алгебра и начала анализа» 10-11 кл.
№ 3 А.Н.Колмогоров
5.Кому из молодых современных русских ученых-математиков присуждена американская премия тысячелетия за доказательство гипотезы Пуанкаре?
Г.Перельман
На этом второй тур завершен.
(Жюри подводит итоги)
Игра с болельщиками «Аукцион пословиц и поговорок»
3 ТУР
1 Л.Н. Толстой 2 М.В. Ломоносов А.С. Пушкин
Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
-
Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
№1. Л.Н. Толстой.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».
2) С кем из них произошёл следующий случай?
«...На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: «Учёность выглядывает оттуда...» «Нисколько, сударь, - немедленно ответил он, - глупость заглядывает туда!»
№ 2. М.В. Ломоносов.
3)Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.
№ 1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
№ 3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
№ 2. М.В. Ломоносов.
6) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это?
№1. Л.Н. Толстой.
Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов. Города Толстой пока ещё нет.
7) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?
№ 2. М.В. Ломоносов.
На этом 3 тур завершен.
Пока жюри подводит итоги, болельщикам предлагаю ответить на мои вопросы:
-
Как в Древней Руси назывался миллион?
-темень
- толпа
-тьма
2. Раздели полтину на половину:
-25
-100
-50
(Полтинник- 50 копеек)
-
Сколько копеек было в одной пятиалтынной монете?
(15)
С большой грустью объявляю, что игровую площадку покидают…
4 тур.
Мы плавно перешли в 4 тур « Старинные русские меры»
-
Локоть
Аршин
Верста
Фунт
1 2 3 4
-
Локоть, аршин, верста, фунт - по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это?
№ 4. Фунт - мера веса.
-
Расположите эти единицы в порядке убывания.
№ 3 - 1
Верста ≈ 1,07 км
Аршин ≈ 71,12 см
Локоть ≈ 46 см
3) Так назывались весы (приспособление для взвешивания ) в Древней Руси. Так ли это?
-
Безмен
Скалва
Золотник
№ 3. Золотник - мера веса (≈ 4,3 г).
4) На Руси единицей «поприще» пользовались для измерения больших расстояний. Какой величиной эта единица длины была заменена позднее?
-
Миля
-
Верста
-
Сажень
№ 2
На этом 4 тур завершен.
Пока жюри подводит итоги, задания для болельщиков:
Переведите следующие выражения на русский язык.
-
В поговорке «7 верст до небес и все лесом» найдите расстояние до небес.
-
Про умного человека говорят «7 пядей во лбу». Сколько это.
Финал
А Р И Ф М Е Т И К А
Из слова «арифметика» за 2 минуты нужно составить как можно больше слов.
Две минуты истекли. Финалисты по очереди называют придуманные слова, но те слова, которые уже сказаны соперником - не засчитываются.
Побеждают …
Настал их звездный час!
Заключительное слово предоставляется победителю.
Заключительное слово ведущей:
Математика - это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.