- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 7 класс
Рабочая программа по алгебре 7 класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слепцова С.С. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эбяхская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Рук. МО__________/Слепцова С.С./
Протокол№____от «_»_______2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по
УМР___________/Слепцова С. С./
«__» __________2014 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Эбяхская СОШ»
__________/Гуляев Ю. А./
Приказ № ___ от «__»______2014 г.
Рабочая программа
Слепцовой Саргыланы Саввичны
Квалификационная категория - первая
По предмету «Алгебра 7», авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковкого - М.: Просвещение, 2010.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №____от «__» _______2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике
-
(Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании».
-
Государственный стандарт общего образования (приказ Минобразования России №1089 от 5 марта 2004г.) и ФБУП (приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г.).
-
Письмо МО России от 23.09.2003г №03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы».
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002г.
-
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12. 2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015учебный год».)
-
Цель изучения:
Целью изучения курса алгебры в 7 классе является:
-
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
2).Общая характеристика учебного предмета, курса:
- краткая характеристика:
Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
- указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:
Программа основного курса алгебры 7 составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по предмету «Алгебра 7», утвержденной Министерством образования РФ, программы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковкого - М.: Просвещение, 2010.
-какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внёс данный учитель
-
общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:
Данная программа предлагает на алгебру в 7 классе отвести по 3 часа в неделю. Итого
103 ч.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация - согласно Уставу образовательного учреждения.
3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 7 классе отводится 3часа в неделю, всего 103 часа.
5).Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):
-умения и навыки ученика:
В результате изучения курса алгебры учащиеся 7 класса должны овладевать следующими компетенциями:
-
коммуникативные: навыки работы в группе, умение предотвращать конфликты, контактность, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представлять себя.
-
ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
-
учебно-познавательные: владение креативными навыками продуктивной деятельности, умение добывать знания непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
-
информационные: умение самостоятельно искать, анализировать, сохранять и отбирать необходимую информацию; умение организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию.
-
личностное самосовершенствование: соблюдение правил гигиены, забота о собственном здоровье, безопасность жизнедеятельности.
Элементы логики и комбинаторики.
Уметь
-
решать комбинированные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правил умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм.
Владеть компетенциями:
-
познавательной;
-
информационной;
-
коммуникационной;
-
рефлексивной.
Общеучебные умения и навыки:
-
понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;
-
работать в заданном темпе;
-
учиться пооперационному контролю учебной работы (своей и товарища), оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
-
уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем, работать в группах;
-
оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его;
-
самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
-
работать с материалами приложения учебника;
-
использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
-
отвечать на вопросы по тексту; учиться связно отвечать по плану. Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
-
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
-
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
-межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса:
Данная программа предусматривает межпредметные связи с физикой, химией, информатикой и ИКТ, геометрией, черчением.
Тематическое планирование по дисциплине «Алгебра 7 класс».
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч
Из них
Теоретиче
ское
обучение, ч
Лабораторные и практические работы, ч
Контрольная работа, ч
Экскур
сии, ч
Самостоятельная работа, ч
1
Выражения. Тождества. Уравнения
23
18,5
2
2,5
2
Функции
14
10
2
1
1
3
Степень с натуральным показателем
14
11
1
1
1
4
Многочлены
19
14,5
1
2
1,5
5
Формулы сокращенного умножения
20
14
2
2
1
6
Системы линейных уравнений
13
1
1
0,5
Итого
103
68
7
9
7,5
Календарно-тематическое планирование
Учебник «Алгебра 7» авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковкого - М.: Просвещение, 2010г.
-
№
п/п
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Количество часов
Виды самостоятельных работ
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактически
1.
Выражения. Тождества. Уравнения.
23
1.1
Числовые выражения. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч).
Комбинированный урок: изучение и закрепление новых знаний.
1
Обучающая
1.2
Составление числовых выражений
Закрепление изученного
1
1.3
Выражения с переменными
Усвоения новых знаний, умений и навыков.
1
1.4
Составление выражений с переменными. Самостоятельная работа (тесты,0,5ч).
Изучение нового материала. Проверка знаний.
1
Проверочная
1.5
Сравнение значений выражений
Усвоение нового материала.
1
1.6
Применение сравнений выражений
Обобщение и систематизация знаний.
1
1.7
Свойства действий над числами
Усвоение изученного материала в процессе р/з.
1
1.8
Тождества
Изучение нового материала
1
1.9
Тождественные преобразования. Раскрытие скобок
Изучение и закрепление новых знаний.
1
1.10
Тождественные преобразования. Приведение подобных слагаемых. Самостоятельная работа (тесты,0,5ч). ИКТ
Закрепление знаний. Тестовый контроль
1
Контролирующая
1.11
Упрощение выражений. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
1.12
Контрольная работа № 1 по теме «Выражения. Преобразование выражений».
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
1.13
Работа над ошибками. Уравнение и его корни
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
1.14
Линейное уравнение с одной переменной
Изучение и закрепление новых знаний.
1
1.15
Уравнения, сводимые к простейшим
Изучение и закрепление новых знаний.
1
1.16
Составление линейных уравнений. Самостоятельная работа (тесты,0,5ч). ИКТ
Обобщение и систематизация знаний.
1
Контролирующая
1.17
Решение задач составлением уравнения
Усвоение изученного материала в процессе р/з.
1
1.18
Задачи на движение.
Усвоение изученного материала в процессе р/з.
1
1.19
Среднее арифметическое, размах, мода.
Изучение и закрепление новых знаний.
1
1.20
Решение задач на среднее арифметическое.
Закрепление изученного
1
1.21
Медиана как статистическая характеристика. . Самостоятельная работа (тесты,0,5ч).
Изучение нового материала
1
Проверочная
1.22
Более сложные задачи на составление уравнения. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
1.23
Контрольная работа №2 по теме «Выражения. Тождества. Уравнения».
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
2
Функции
14
2.1
Работа над ошибками. Функция. Область определения
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
2.2
Способы задания функции
Изучение и закрепление новых знаний.
1
2.3
Вычисление значений функции по формуле. Самостоятельная работа (тесты, 1ч).
Изучение и закрепление новых знаний.
1
Обучающая
2.4
Применение вычислений значений функции в задачах.
Усвоение изученного материала в процессе решения задач
1
2.5
График функции.
Изучение и закрепление новых знаний.
1
2.6
Построение графика функции.
Усвоение изученного материала в процессе р/з.
1
2.7
Линейная функция
Изучение и закрепление новых знаний.
1
2.8
График линейной функции. Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ
Усвоение изученного материала в процессе практической работы
1
2.9
Частные случаи графиков линейной функции
Изучение и закрепление новых знаний.
1
2.10
Прямая пропорциональность
Изучение и закрепление новых знаний.
1
2.11
График прямой пропорциональности
Изучение и закрепление новых знаний.
1
2.12
Взаимное расположение графиков линейных функций. Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ
Изучение и закрепление новых знаний.
1
2.13
Применение взаимного расположения графиков к решению задач. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
2.14
Контрольная работа № 3 по теме «Функции».
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
3
Степень с натуральным показателем
14
3.1
Определение степени с натуральным показателем
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
3.2
Вычисление значений выражений, содержащих степени
Изучение и закрепление новых знаний.
1
3.3
Умножение степеней с одинаковыми основаниями. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч).
Изучение и закрепление новых знаний. Тематический контроль.
1
Контролирующая
3.4
Деление степеней с одинаковыми основаниями
Изучение и закрепление новых знаний.
1
3.5
Возведение в степень произведения
1
3.6
Возведение степени в степень. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). ИКТ
Изучение и закрепление новых знаний. Тематический контроль.
1
Контролирующая
3.7
Одночлен и его стандартный вид
Изучение нового материала
1
3.8
Умножение одночленов
Изучение нового материала
1
3.9
Возведение одночлена в степень
Изучение и закрепление новых знаний.
1
3.10
Преобразование выражений с одночленами
Изучение и закрепление новых знаний.
1
3.11
Применение действий с одночленами для преобразования выражений. Урок-практикум
Изучение и закрепление новых знаний. Тематический контроль.
1
3.12
Функция у = х2 и ее график
Изучение и закрепление новых знаний.
1
3.13
Функция у = х3 и ее график. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
3.14
Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем»
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
4.
Многочлены
19
4.1
Работа над ошибками. Многочлен и его стандартный вид
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
4.2
Сложение и вычитание многочленов
Изучение и закрепление новых знаний.
1
4.3
Применение сложения и вычитания многочленов для преобразования выражений
Изучение и закрепление новых знаний.
1
4.4
Решение уравнений. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). ИКТ
Обобщение и систематизация знаний
1
Контролирующая
4.5
Умножение одночлена на многочлен
Изучение и закрепление новых знаний.
1
4.6
Применение умножения одночлена на многочлен для упрощения выражений
Закрепление изученного материала в процессе решения задач.
1
4.7
Решение уравнений. Самостоятельная работа (тесты,0,5ч).
Изучение и закрепление новых знаний. Тематический контроль.
1
Обучающая
4.8
Умножение одночлена на многочлен в задачах
Изучение и закрепление новых знаний.
1
4.9
Вынесение общего множителя за скобки
Изучение и закрепление новых знаний.
1
4.10
Разложение многочлена на множители вынесением за скобки. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
4.11
Контрольная работа № 5 по теме «Действия над многочленами»
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
4.12
Работа над ошибками. Умножение многочлена на многочлен
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
4.13
Применение произведения многочлена на многочлен для преобразования выражений
Изучение и закрепление нового материала
1
4.14
Решение уравнений. Самостоятельная работа (тесты,0,5ч).
Изучение и закрепление нового материала. Индивидуальный контроль
1
Тренировочная
4.15
Произведение многочленов в задачах
Закрепление изученного материала в процессе решения задач.
1
4.16
Разложение многочлена на множители способом группировки
Изучение и закрепление нового материала
1
4.17
Вычисление значения многочлена. Урок-практикум
Урок решения тренировочных упражнений
1
4.18
Доказательство тождеств. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
4.19
Контрольная работа № 6 по теме «Многочлены»
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
5
Формулы сокращенного умножения
19
5.1
Работа над ошибками. Возведение в квадрат суммы двух выражений
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
5.2
Возведение в квадрат разности двух выражений
Изучение и закрепление нового материала
1
5.3
Применение формул для вычислений. Урок-практикум
Урок решения тренировочных упражнений
1
5.4
Применение формул в преобразовании выражений. Урок-практикум
Урок решения тренировочных упражнений
1
5.5
Разложение на множители с помощью формул
Изучение и закрепление нового материала
1
5.6
Умножение разности двух выражений на их сумму
Изучение и закрепление нового материала
1
5.7
Применение формулы для преобразования выражений
Закрепление нового материала в процессе решения упражнений
1
5.8
Разложение разности квадратов на множители
Изучение и закрепление нового материала
1
5.9
Применение разности квадратов для разложения выражений на множители
Изучение и закрепление нового материала
1
5.10
Разложение на множители суммы кубов. Самостоятельная работа (тесты,0,5ч).
Изучение и закрепление нового материала. Проверка знаний
1
Контролирующая
5.11
Разложение на множители разности кубов. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
5.12
Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения».
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
5.13
Работа над ошибками. Целое выражение
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
5.14
Преобразование целого выражения в многочлен
Изучение и закрепление нового материала
1
5.15
Разложение на множители вынесением за скобки и с помощью формул
Изучение и закрепление нового материала
1
5.16
Разложение на множители с помощью формул и группировки
Изучение и закрепление нового материала
1
5.17
Разложение на множители многочлена. Самостоятельная работа (тесты,0,5ч).
Урок с частично- поисковой работой.
Проверка знаний
1
Тренировочная
5.18
Применение преобразований целых выражений. Подготовка к контрольной работе
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
5.19
Контрольная работа № 8 по теме «Преобразование выражений».
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
6
Системы линейных уравнений
13
6.1
Работа над ошибками. Линейное уравнение с двумя переменными
Коррекция знаний. Изучение нового материала
1
6.2
График линейного уравнения с двумя переменными
Изучение и закрепление новых знаний.
1
6.3
Построение графика. Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ
Урок решения тренировочных упражнений на построение графиков.
1
6.4
Системы линейных уравнений с двумя переменными
Изучение и закрепление новых знаний.
1
6.5
Способ подстановки
Изучение и закрепление новых знаний.
1
6.6
Способ подстановки в задачах
Усвоение нового материала в процессе решения задач. Частично - поисковая деятельность.
1
6.7
Способ сложения
Изучение и закрепление новых знаний.
1
6.8
Способ сложения при решении сложных систем
Усвоение нового материала в процессе решения задач.
1
6.9
Решение задач с помощью систем уравнений.
Усвоение нового материала в процессе решения задач.
1
6.10
Задачи на движение. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч).
Изучение и закрепление нового материала. Проверка знаний
1
Контролирующая
6.11
Задачи на работу Подготовка к контрольной работе.
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
1
6.12
Контрольная работа № 9 по теме «Системы линейных уравнений».
Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
1
6.13
Работа над ошибками. Решение упражнений.
Коррекция знаний. Обобщение и систематизация знаний
1
Содержание обучения
№
п/п
Наименование раздела
Знания и умения учащегося по разделу
Краткое описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов
Темы лабораторных, практических и иных видов учебной деятельности
Виды самостоятельной работы (подготовка докладов, рефератов, сочинений, аналитических работ, исследовательских работ и т.д.) с указанием темы урока
1.
Выражения. Тождества. Уравнения.
Знать: какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными,
отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины
«числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество,
«тождественные преобразования».
Уметь: осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных
значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при
нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Знать: простейшие статистические характеристики.
Уметь: в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых
данных.
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования
выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение
задач методом уравнений.
Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.
2
Функции
Знать: определения функции, области определения функции, области значений, что
такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что
функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные
зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и
обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных
зависимостей.
Уметь: правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции,
аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в
речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой,
таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой
и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных
зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График
функции. Функция у=кх+Ь и еѐ график. Функция у=кх и еѐ график.
Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ.
Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ
3
Степень с натуральным показателем
Знать: определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3
Уметь: находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
решать обратную задачу; строить графики функций у=х2 , у=х3; выполнять действия со
степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
Степень с натуральным показателем и еѐ свойства. Одночлен. Функции у=х2 ,у=х3 и
их графики.
Применение действий с одночленами для преобразования выражений. Урок-практикум
4.
Многочлены
Знать: определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить
выражение», «разложить на множители».
Уметь: приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с
одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего
множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на
множители способом группировки, доказывать тождества.
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение
многочлена на множители.
Вычисление значения многочлена. Урок-практикум
5
Формулы сокращенного умножения
Знать: формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности
двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь: читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование
выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности
двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение
разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы
разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять
преобразование целых выражений при решении задач.
Формулы (a±b) = a2±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2-b2 , (a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b3 ;
(a-b)3=a3-3a2b+3ab2-b3;
(a+b)(a2-ab+b2)=a3+b3 ;(a-b)(a2+ab+b2)=a3-b3.
Применение формул для вычислений. Урок-практикум.
Применение формул в преобразовании выражений. Урок-практикум
6
Системы линейных уравнений
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений,
знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ
подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат
решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь: правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными»,
«система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить
систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя
переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных
уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ
Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)
1).Тематика лабораторных и практических работ с заданиями (вариантами заданий)
Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ.
Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ
Применение действий с одночленами для преобразования выражений. Урок-практикум
Вычисление значения многочлена. Урок-практикум
Применение формул для вычислений. Урок-практикум.
Применение формул в преобразовании выражений. Урок-практикум
Практическая работа. Построение графиков с помощью программы «Живая геометрия». ИКТ
3).Тематика докладов, рефератов и иных видов самостоятельной работы учащихся.
4).Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценок.
Контрольная работа по теме «Преобразование выражений»
Вариант 1
• 1. Найдите значение выражения 6x - 8y, при x = , у = .
• 2. Сравните значения выражений -0,8x - 1 и 0,8x - 1 при x = 6.
• 3. Упростите выражение:
а) 2x - Зy - 11х + 8у; б) 5(2а + 1) - 3; в) 14x - (x - 1) + (2х + 6).
4. Упростите выражение и найдите его значение:
-4 (2,5а - 1,5) + 5,5а - 8, при а = - .
5. Из двух городов, расстояние между которыми s км, одновременно навстречу друг другу выехали легковой автомобиль и грузовик и встретились через t ч. Скорость легкового автомобиля v км/ч. Найдите скорость грузовика. Ответьте на вопрос задачи, еcли s = 200, t = 2, v = 60.
6. Раскройте скобки: Зx - (5x - (3x - 1)).
Контрольная работа по теме «Преобразование выражений»
Вариант 2
• 1. Найдите значение выражения 16а + 2y, при а = , у = - .
• 2. Сравните значения выражений 2 + 0,3а и 2 - 0,3а, при а = - 9.
• 3. Упростите выражение:
а) 5а + 7b - 2а - 8b; б) 3 (4x + 2) - 5; в) 20b - (b - 3) + (Зb - 10).
4. Упростите выражение и найдите его значение:
-6 (0,5x - 1,5) - 4,5x - 8, при x = .
5. Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали автомобиль и мотоцикл и встретились через t ч. Найдите расстояние между городами, если скорость автомобиля v1 км/ч, а скорость мотоцикла v2 км/ч. Ответьте на вопрос задачи, если: t = 3, v1 = 80, v2 = 60.
6. Раскройте скобки: 2р - (3р - (2р - с)).
Контрольная работа «Уравнения с одной переменной»
Вариант 1
• 1. Решите уравнение:
а) x = 12;
б) 6x - 10,2 = 0;
в) 5x - 4,5 = 3x + 2,5;
г) 2x - (6x - 5) = 45.
• 2. Таня в школу сначала едет на автобусе, а потом идет пешком. Вся дорога у нее занимает 26 мин. Идет она на 6 мин дольше, чем едет на автобусе. Сколько минут она едет на автобусе?
3. В двух сараях сложено сено, причем в первом сарае сена в 3 раза больше, чем во втором. После того как из первого сарая увезли 20 т сена, а во второй привезли 10 т, в обоих сараях сена стало поровну. Сколько всего тонн сена было в двух сараях первоначально?
4. Решите уравнение 7х - (х + 3) = 3 (2х - 1).
Контрольная работа «Уравнения с одной переменной»
Вариант 2
• 1. Решите уравнение:
а) х = 18;
б) 7x + 11,9 = 0;
в) 6х - 0,8 = 3х + 2,2;
г) 5х - (7х + 7) = 9.
• 2. Часть пути в 600 км турист пролетел на самолете, а часть проехал на автобусе. На самолете он проделал путь, в 9 раз больший, чем на автобусе. Сколько километров турист проехал на автобусе?
3. На одном участке было в 5 раз больше саженцев смородины, чем на другом. После того как с первого участка увезли 50 саженцев, а на второй посадили еще 90, на обоих участках саженцев стало поровну. Сколько всего саженцев было на двух участках первоначально?
4. Решите уравнение 6х - (2х - 5) = 2 (2х + 4)
Контрольная работа по теме «Линейная функция»
Вариант 1
• 1. Функция задана формулой у = 6х + 19. Определите: а) значение у, если х = 0,5; б) значение х, при котором у = 1; в) проходит ли график функции через точку А (-2; 7).
• 2. а) Постройте график функции у = 2х - 4.
б) Укажите с помощью графика, чему равно значение у, при х = 1,5.
• 3. В одной и той же системе координат постройте графики функций: а) у = -2х; б) у = 3.
4. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у= 47х - 37 и у = -13х + 23.
5. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = 3х - 7 и проходит через начало координат.
Контрольная работа по теме «Линейная функция»
Вариант 2
• 1. Функция задана формулой у = 4х - 30. Определите:
а) значение у, если х = -2,5; б) значение х, при котором у = -6; в) проходит ли график функции через точку В (7; -3).
• 2. а) Постройте график функции у = -3х + 3.
б) Укажите с помощью графика, при каком значении х значение у равно 6.
• 3. В одной и той же системе координат постройте графики функций: а) у = 0,5х; б) у = -4.
4. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у= -38х + 15 и у = -21х - 36.
5. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = -5х + 8 и проходит через начало координат.
Контрольная работа
по теме «Степень с натуральным показателем»
Вариант 1
• 1. Найдите значение выражения 1 - 5х2, при х = -4.
• 2. Выполните действия:
а) y7 • y12; б) y20 : y5; в) (y2)8; г) (2у)4.
• 3. Упростите выражение: а) -2аb3 • 3а2 • b4; б) (- 2а5b2)3.
• 4. Постройте график функции у = х2. С помощью графика определите значение у при х = 1,5; х = -1,5.
5. Вычислите: .
6. Упростите выражение: a) 2•; б) xn - 2 • x3 - n • x.
Контрольная работа
по теме «Степень с натуральным показателем»
Вариант 2
• 1. Найдите значение выражения -9р3, при р = - .
• 2. Выполните действия: а) с3 • с22; б) с18 : с6; в) (с4)6; г) (3с)5.
• 3. Упростите выражение: а) -4х5у2 • Зху4; б) (Зх2y3)2.
• 4. Постройте график функции у = х2. С помощью графика функции определите, при каких значениях х значение y равно 4.
5. Вычислите: .
6. Упростите выражение: a) 3•; б) (an + 1 )2 : a 2n.
Контрольная работа по теме «Сумма, разность многочленов»
Вариант 1
• 1. Выполните действия: а) (За - 4ах + 2) - (11а - 14ах); б) 3у2 (у3 + 1).
• 2. Вынесите общий множитель за скобки: а) 10аb - 15b2; б) 18а3 + 6а2.
• 3. Решите уравнение 9х - 6 (х - 1) = 5 (х + 2).
• 4. Пассажирский поезд за 4 ч прошел такое же расстояние, какое товарный за 6 ч. Найдите скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 20 км/ч меньше.
5. Решите уравнение .
6. Упростите выражение 2а (а + b - с) - 2b (а - b - с) + 2с (а - b + с).
Контрольная работа по теме «Сумма, разность многочленов»
Вариант 2
• 1. Выполните действия: а) (2а2 - За + 1) - (7а2 - 5а); б) 3х (4х2 - х).
• 2. Вынесите общий множитель за скобки: а) 2ху - 3ху2; б) 8b4 + 2b3.
• 3. Решите уравнение 7 - 4 (3х - 1) = 5 (1 - 2х).
• 4. В трех шестых классах 91 ученик. В 6 «А» на 2 ученика меньше, чем в 6 «Б», а в 6 «В» на 3 ученика больше, чем в 6 «Б». Сколько учащихся в каждом классе?
5. Решите уравнение .
6. Упростите выражение 3х (х + у + с) - 3у (х - у - с) - 3с (х + у - с).
Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов»
Вариант 1
• 1. Выполните умножение:
а) (с + 2) (с - 3); б) (2а - 1) (За + 4); в) (5х - 2у) (4х - у); г) (а - 2) (а2 - 3а + 6).
• 2. Разложите на множители: а) а (а + 3) - 2 (а + 3); б) ах - ау + 5х - 5у.
3. Упростите выражение -0,1x (2х2 + 6) (5 - 4х2).
4. Представьте многочлен в виде произведения:
а) х2 - ху - 4х + 4у; б) ab - ас - bх + сх + с - 6.
5. Из прямоугольного листа фанеры вырезали квадратную пластинку, для чего с одной стороны листа фанеры отрезали полосу шириной 2 см, а с другой, соседней, - 3 см. Найдите сторону получившегося квадрата, если известно, что его площадь на 51 см2 меньше площади прямоугольника.
Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов»
Вариант 2
• 1. Выполните умножение: а) (а - 5) (а - 3); б) (5х + 4) (2х - 1);
в) (3р + 2с) (2р + 4с); г) (6 - 2) (b2 + 2b - 3).
• 2. Разложите на множители: а) х (х - у) + а (х - у); б) 2а - 2b + са - сb.
3. Упростите выражение 0,5х (4х2 - 1) (5х2 + 2).
4. Представьте многочлен в виде произведения:
а) 2а - ас - 2с + с2; 6) bx + by - х - у - ах - ау.
5. Бассейн имеет прямоугольную форму. Одна из его сторон на 6 м больше другой. Он окружен дорожкой, ширина которой 0,5 м. Найдите стороны бассейна, если площадь окружающей его дорожки 15 м2.
Контрольная работа
по теме «Формулы сокращенного умножения»
Вариант 1
• 1. Преобразуйте в многочлен:
а) (у - 4)2; б) (7х + а)2; в) (5с - 1) (5с + 1); г) (3а + 2b) (3а - 2b).
• 2. Упростите выражение (а - 9)2 - (81 + 2а).
• 3. Разложите на множители: а) х2 - 49; б) 25х2 - 10ху + у2.
4. Решите уравнение (2 - х)2 - х (х + 1,5) = 4.
5. Выполните действия: а) (у2 - 2а) (2а + у2); б) (3х2 + х)2; в) (2 + т)2 (2 - т)2.
6. Разложите на множители: а) 4х2y2 - 9а4; б) 25а2 - (а + 3)2; в) 27т3 + п3.
Контрольная работа
по теме «Формулы сокращенного умножения»
Вариант 2
• 1. Преобразуйте в многочлен:
а) (3а + 4)2; б) (2х - b)2; в) (b + 3) (b - 3); г) (5у - 2х) (5у + 2х).
• 2. Упростите выражение (с + b) (с - b) - (5с2 - b2).
• 3. Разложите на множители: а) 25у2 - а2; б) с2 + 4bс + 4b2.
4. Решите уравнение 12 - (4 - х)2 = х (3 - х).
5. Выполните действия: а) (3х + у2) (3х - у2); б) (а3 - 6а)2; в) (а - х)2 (х + а)2.
6. Разложите на множители: а) 100а4 - b2 ; б) 9х2 - (х - 1)2; в) х3 + у6.
По учебнику « Алгебра 7 класс» Авторы: под редакцией Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк,
Контрольная работа
по теме «Преобразование целых выражений»
Вариант 1
• 1. Упростите выражение:
а) (х - 3) (х - 7) - 2х (3х - 5); б) 4а (а - 2) - (а - 4)2; в) 2 (т + 1)2 - 4m.
• 2. Разложите на множители: а) х3 - 9х; б) -5а2 - 10аb - 5b2.
3. Упростите выражение (у2 - 2у)2 - у2(у + 3) (у - 3) + 2у (2у2 + 5).
4. Разложите на множители: а) 16х4 - 81; б) х2 - х - у2 - у.
5. Докажите, что выражение х2 - 4х + 9, при любых значениях х принимает положительные значения.
Контрольная работа
по теме «Преобразование целых выражений»
Вариант 2
• 1. Упростите выражение:
а) 2х (х - 3) - 3х (х + 5); б) (а + 7) (а - 1) + (а - 3)2; в) 3 (у + 5)2 - 3у2.
• 2. Разложите на множители: а) с2 - 16с; б) 3а2 - 6аb + 3b2.
3. Упростите выражение (За - а2)2 - а2 (а - 2) (а + 2) + 2а (7 + 3а2).
4. Разложите на множители: а) 81а4 - 1; б) у2 - х2 - 6х - 9.
5. Докажите, что выражение -а2 + 4а - 9 может принимать лишь отрицательные значения.
Контрольная работа по теме «Системы линейных уравнений»
Вариант 1
• 1. Решите систему уравнений
4х + у = 3,
6х - 2у = 1.
•2. Банк продал предпринимателю г-ну Разину 8 облигаций по 2000 р. и 3000 р. Сколько облигаций каждого номинала купил г-н Разин, если за все облигации было заплачено 19000 р.?
3. Решите систему уравнений
2 (3х + 2у) + 9 = 4х + 21,
2х + 10 = 3 - (6х + 5у).
4. Прямая у = кх + b проходит через точки А (3; 8) и В (-4; 1). Напишите уравнение этой прямой.
5. Выясните, имеет ли решение система
3x - 2y = 7,
6х - 4y = 1.
Контрольная работа по теме «Системы линейных уравнений»
Вариант 2
• 1. Решите систему уравнений
3х - у = 7,
2х + 3у = 1.
• 2. Велосипедист ехал 2 ч по лесной дороге и 1 ч по шоссе, всего он проехал 40 км. Скорость его на шоссе была на 4 км/ч больше, чем скорость на лесной дороге. С какой скоростью велосипедист ехал по шоссе, и с какой по лесной дороге?
3. Решите систему уравнений
2(3х - у) - 5 = 2х - 3у,
5 - (х - 2у) = 4у + 16.
4. Прямая у = kx + b проходит через точки А (5; 0) и В (-2; 21). Напишите уравнение этой прямой.
5. Выясните, имеет ли решения система и сколько:
5х - у = 11,
-10х + 2у = -22.
Итоговая контрольная работа по алгебре в 7 классе
Вариант 1
• 1. Упростите выражение: а) 3а2b • (-5а3b); б) (2х2у)3.
• 2. Решите уравнение 3х - 5 (2х + 1) = 3 (3 - 2х).
• 3. Разложите на множители: а) 2ху - 6y2; б) а3 - 4а.
• 4. Периметр треугольника ABC равен 50 см. Сторона АВ на 2 см больше стороны ВС, а сторона АС в 2 раза больше стороны ВС. Найдите стороны треугольника.
5. Докажите, что верно равенство
(а + с) (а - с) - b (2а - b) - (а - b + с) (а - b - с) = 0.
6. На графике функции у = 5х - 8 найдите точку, абсцисс которой противоположна ее ординате.
Итоговая контрольная работа по алгебре в 7 классе
Вариант 2
• 1. Упростите выражение: а) -2ху2 • Зх3у5; б) (-4аb3)2.
• 2. Решите уравнение 4 (1 - 5х) = 9 - 3 (6x - 5).
• 3. Разложите на множители: а) а2b - аb2; б) 9х - х3.
• 4. Турист прошел 50 км за 3 дня. Во второй день он прошел на 10 км меньше, чем в первый день, и на 5 км больше, чем в третий. Сколько километров проходил турист каждый день?
5. Докажите, что при любых значениях переменных верно равенство
(х - у) (х + у) - (а - х + у) (а - х - у) - а (2х - а) = 0.
6. На графике функции у = 3х + 8 найдите точку, абсцисса которой равна ее ординате.
Список литературы
1.Основная учебно-методическая литература:
Алгебра 7, авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.
2.Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).
Интернет-ресурс
1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.