Дифференцированный подход на уроках мтематики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Дифференцированный подход на уроках математики

Ирина Михайловна Глухова

учитель математики

КГБС(К)ОУ «Славгородская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат восьмого вида







Одной из главных задач специальной коррекционной школы является формирование у учащихся в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития детей с особыми образовательными потребностями, возможности их социальной адаптации. Характеризуя таких учеников можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, легкую отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.

Одним из приемов повышения активности и пробуждения интереса к учебе является дифференцированный подход.

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках математики, раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, что создает благоприятные условия для формирования учебных умений и навыков, для развития познавательной активности.

В процессе обучения большое значение играет личностно-ориентированный, дифференцированный подход.

Провожу дифференцированный подход в работе с учащимися по уровням:

- уровень обученности;

- уровень обучаемости;

- уровень подвижности нервной системы;

- уровень мотивации к предмету;

- уровень мотивации к учителю;

- уровень мышления мальчиков и девочек.

На данном этапе использую задания-тесты с ограничением времени на их выполнение. При выполнении самостоятельной работы ( в начале учебного года ) выявляю уровень знаний учащихся по предмету, для того, чтобы в дальнейшем отслеживать рост знаний по математике. В результате образовываю группы.

1группа. Высокий уровень знаний и умений. Учащиеся данной группы способны применять знания в незнакомой ситуации, используя в качестве ориентира какое-либо правило, обобщенную идею.

2группа. Средний уровень знаний. Учащиеся применяют знания в знакомой ситуации по образцу, опорной таблице, схеме. Происходит выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма.

3группа. Низкий уровень умений и навыков. Учащимися осуществляется только воспроизведение и запоминание. Этот уровень связан с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности.

Результаты первичной дифференциации уточняю в процессе обучения на основе наблюдения. При этом учитываю:

- самостоятельность учащихся при выполнении заданий;

- глубину и полноту ответов;

- активность на уроке;

- темп усвоения учебного материала;

- уровень знаний по изучаемой теме.

Учет особенностей каждой группы позволяет мне скорректировать содержание учебного материала, подобрать формы и методы работы с учащимися. Все это способствует повышению уровня обучения, повышает мотивацию учения, позволяет более эффективно работать со слабыми и более сильными детьми. Помогает в выборе способов дифференциации, разработке разноуровневых заданий для созданных групп.

Очень часто возникают трудности, связанные с организацией на уроке фронтальной работы над текстовой задачей. Среди причин, определяющих недостаточный уровень сформированности у учащихся умений решать задачи, выделяю следующие.

Учащиеся отличаются друг от друга характером умственной деятельности, осуществляемой при решении задачи.

В то время, когда большая часть учащихся только приступает к осмысливанию содержания задачи вместе с учителем, другая пусть меньшая часть, уже знает, как ее решать. Одни учащиеся способны видеть пути решения, другим необходима значительная помощь для того, чтобы просто задачу решить. Потребность в помощи у разных учеников тоже различна.

Как же организовать на уроке работу над задачей, чтобы она соответствовала возможностям учащихся? Можно выделить уровни умения решать задачи.

Высокий уровень. На основе полного анализа задачи ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым. Это позволяет ему планировать решение задачи.

Средний уровень. Восприятие задачи сопровождается ее анализом. Ученик старается понять задачу, выделяет данные и искомое, но способен при этом установить между ними лишь отдельные связи. Из-за отсутствия единой системы связей между величинами затруднено предвидение последующего хода решения задачи. Чем более разветвлена эта сеть, тем больше вероятность ошибочного решения.

Низкий уровень. Восприятие задачи осуществляется учеником поверхностно, неполно. При этом он вычленяет разрозненные данные, несущественные элементы задачи. Ученик не может и не пытается предвидеть ход ее решения. Не поняв, как следует, содержания, ученик уже приступает к ее решению, которое чаще всего оказывается неверным.

Для того, чтобы организовать дифференцированную работу над задачей в одно и то же время, уместно использовать индивидуальные карточки в трех вариантах. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении задачи. Степень сложности обозначаю кружком разного цвета в углу карточки.

Примерные задания.

Задача. От двух пристаней, расстояние между которыми 117км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шел со скоростью 17км/ч, другой - 24км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа после начала движения?

3 уровень.

1. Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания

А) Обведи карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.

Б) Обведи ручкой отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером.

В) Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.

Г) Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние. Напиши ответ.

2. Просмотри еще раз решение.

3. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ.

1) 17 + 24 = ▲

2) ▲ * 2 = ■

3) 117 - ■ = ?

4. Проверь себя! ( Ответ: 35км )

2 уровень.

1. Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данные.

2. Рассмотри рассуждение от данных к вопросу. Укажи последовательность действий и математические знаки каждого действия

117км/ч * ■км/ч = ?км/ч

17км/ч * 24км/ч = ▲км/ч

▲км * 2ч = ■км

3. Выполни решение задачи.

4. Сформулируй и запиши ответ.

5. Проверь себя.

1 уровень.

1. Сделай чертеж.

2. Пользуясь чертежом, найди более удобный способ решения.

3. Выполни решение задачи.

4. Запиши ответ.

5. Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости через 3 часа?

Задача.

Купили 12 глубоких тарелок по цене 46р. за одну тарелку и 24 мелкие тарелки по цене 35р. за одну тарелку. Сколько рублей стоит вся покупка?

3 уровень.

Карточка.

1) Сколько стоят глубокие тарелки?

2) Сколько стоят мелкие тарелки?

3) Сколько стоит все покупки?

35р. * 24р. = 840р.

552р. + 840р. = ? р.

46р. * 12р. = 552р.

Задание

1. Прочитай вопросы.

2. Внимательно рассмотри действия.

3. Сопоставь вопросы с действиями. К каждому вопросу подбери нужное решение. Запиши.

4. Сформулируй и запиши ответ.

2 уровень

Карточка.

Сколько стоит вся покупка?

Сколько стоят мелкие тарелки?

Сколько стоят глубокие тарелки?

1) 46р. * 12р. = ▲р.

2) 35р. * 24р. = ■р.

3) ▲р. + ■р. = ? р.

Задание.

Расставь вопросы по порядку.

Выполни решение действий.

Запиши решение.

Сформулируй и запиши ответ.

1 уровень

Карточка.

Сколько стоит вся покупка?

Сколько глубоких тарелок?

Сколько стоят глубокие тарелки?

Сколько стоят мелкие тарелки?

Задание.

1. Прочитай вопросы. Исключи лишний.

2. Расставь вопросы по порядку.

3. К каждому вопросу запиши решение.

4. Сформулируй и запиши ответ.

Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы есть возможность оказывать индивидуальную помощь слабым ученикам.

По мере надобности оказываю дозированную помощь, в то время как другие работают самостоятельно.

Работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек, описанных ранее, органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет у них формировать умение решать текстовые математические задачи на доступном уровне сложности.

При решении примеров чаще всего использую дифференциацию заданий по объему и степени сложности, характеру помощи, форме учебных действий.

Учащиеся с удовольствием выполняют задания творческого характера.

А)


300+600=900


500+400=900

900-300=?


?

Составь подобное задание.


200+100=300


300-200=100


600+100=700

?

Что в пустой клетке?


400-200=200


700-300=400


300+500=?


900? 200=700

Вставь нужный знак.

Б) С таблички списать и решить примеры.

1 группа.

Записать примеры от самого маленького ответа к самому большому.

2 группа.

Записать примеры по схемам и решить их.

▲ * ■ = ?

■ : ▲ = ?

3 группа.

Записать примеры на умножение и решить их.

31 * 2 = 62 : 2 = 42 * 2 = 84 : 2 =

23 * 3 = 55 : 5 = 32 * 3 = 39 : 3 =

12 * 4 = 36 : 3 = 20 * 4 = 90 : 3 =

1 группа.

Выполни вычисления. Сравни результаты. Вставь вместо звездочки нужный знак.

1000 - 300 * 900 - 300

800 + 200 * 600 + 280

274 + 408 * 810 - 95

900 - 405 * 1000 - 586

2 группа.

Реши примеры. Найди ошибки. Исправь ошибки. Запиши верный ответ.

1000 - 500 = 500 940 - 240 = 600

825 - 20 = 805 274 + 402 = 870

3 группа.

Реши примеры. Соедини пример стрелкой с нужным ответом.

400 + 130 705

560 - 40 530

825 - 120 554

300 + 254 520

Игра « Цепочка »

1 группа

Заполни пустые звенья цепи.

7 * 6  + 200  - 40  + 8  -200 ?

2 группа.

Впиши недостающие числа, чтобы получился указанный результат.

90 + 410 - 300 +  +60 = 270

3 группа.

Впиши недостающий математический знак, чтобы ответ был верным.

130 - 30 + 220 - 20  200 = 500

Большое место в формировании вычислительных навыков отводится дифференциации по уровню сложности и по объему. Этого вида задания могут использоваться как на различных этапах урока, так и в домашнем задании.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям - это сложная задача, стоящая перед учителем коррекционной школы. Решить ее невозможно без дифференцированного подхода к их обучению.

Работа, в которой используется дифференциация, требует большой подготовки педагога, но результаты этого стоят. Особая роль для работы в условиях дифференцированного и подхода принадлежит охране и укреплению самотического и психофизиологического здоровья.

Поэтому на своих уроках стараюсь подобрать материал так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету.

Результаты контрольных работ и срезы знаний показывают положительную динамику развития мыслительной деятельности даже у слабых учащихся. Каждый ученик может выполнить задания своего уровня развития. Дети на уроках чувствуют себя комфортно, легче включаются в работу, старательно выполняют задания.






Литература

1.Смирнова Е.М. Разработка урока // Математика в школе. - 1992. - № 6.

2. Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе. - М.:Прометей, 1997.

3. Зильберберг Н.Н. Уроки математики: Подготовка и проведение. - М.: Просвещение,1995.

4. Приложение к газете « Первое сентября» « Математика» № 18, 2001 год, № 2 2006 год.

5. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Денищева Л.О., Кузнецова Л.В., Лурье И.А. - М.: Просвещение,1993.












© 2010-2022