Деятельностный подход в обучении математики

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, детерминированной реалиями времени, лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обуче...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход в обучении математики

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, детерминированной реалиями времени, лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственной жизни, а это предполагает:

- профессионализм в какой-либо определенной области деятельности;

- обладание способностью увидеть проблему;

- умение найти пути решения этой проблемы;

- умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.

В настоящее время происходит переход образования на принципиально новую концепцию развития. Теперь во главу угла поставлен человек с его трудностями и особенностями, талантами и индивидуальностью. Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

В «Проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования» одной из целей изучения математики уже в начальных классах является формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. Каждый раз, составляя проект очередного урока, учителя ШМО задают себе одни и те же вопросы:

- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как процесс познания, управляемый педагогом . Отношение учащихся к учению педагога обычно характеризуется активностью. В структуре активности выделяют следующие компоненты:

-готовность выполнять учебные задания;

-стремление к самостоятельной деятельности;

-сознательность выполнения заданий;

-систематичность обучения;

-стремление повысить свой уровень.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам и учителю;

-рецензировать ответы учащихся;

-оценивать ответы и письменные работы одноклассников;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильные задания;

-находить несколько вариантов возможного решения познавательных задач (проблемы);

-создавать ситуации самопроверки, анализ личных практических действий;

-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Большое значение имеет организационный момент каждого урока и создание мотивации. Отработке вычислительных навыков способствует математическая зарядка:

  1. игра «Лучший счетчик» (карточки с ответами верными и неверными),

  2. «Смотри не ошибись» (на восстановление частично стертых записей),

  3. задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении,

  1. карта-вопрос (сформулировать правило по теме).

Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживляются задачами-шутками, стихами о высоте, биссектрисе, медиане, заданиями на внимание, смекалку, на нахождение соответствия, логическими тестами, анаграммами, особенностью которых является то, что, кроме требования произвести те или иные вычисления, они содержат вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснить «что?», «почему?», «как?». Когда доказательство ведет ученик, его логика мышления ближе и понятнее для одноклассников, чем рассказ учителя. Конечно, учителю нельзя полагаться на самотек, мысли учащихся нужно пробуждать и направлять.

Учебные задания с элементами игры повышают интерес к предмету:

  1. «Лото»;

  2. «Лучший художник» (красивые задания на координатной плоскости);

  3. командные математические соревнования;

  4. историческая справка.

Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Игровой компонент дает положительные результаты в работе с классом, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. У детей повышается интерес к предмету, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования.

Посильными для «среднего» ученика являются

- обучающие карточки (опорная формула, решенные примеры, «Реши сам»; прорешенное задание, прорешенное наполовину, решить самому от начала до конца);

- право выбора при выполнении самостоятельной работы (дифференцированные карточки);

- работа в группах, парами;

- «Разрезные теоремы» (этот способ проверки вызывает интерес своей нетрадиционностью, занимает мало времени: из «кучи» надо выбрать комплект: формулировку, чертеж, условие, заключение и доказательство).

Опираясь на основные принципы личностно ориентированного обучения, для формирования субъектной позиции учащихся часто на уроках учителя создают ситуацию выбора: дифференцированные задания разной степени сложности; домашние задания (с одной стороны несколько простых, с другой одно сложное; конкретные упражнения учебника с одной стороны, задания творческого характера с другой); комплексная проверка знаний учащихся; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом. За многие годы работы в школе учителями отработана система проверки знаний, умений и практических навыков: общественные смотры знаний, зачеты, контрольные работы, взаимопроверка и самоконтроль. На уроке работают ученики-консультанты, которые не только помогают учителю, но и учатся в это время сами. Каждый учитель старается использовать возможности дифференциации и индивидуализации.

Доминирующей эмоциональной ситуацией на уроках считаем ситуацию успеха, которая помогает в работе всем группам учащихся. Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Возьмем самый простой вид групповой работы - работу в парах. Хорошо идет работа в парах сменного состава. Организуя урок так, чтобы ученики как можно больше считали, рассуждали, объясняли вслух, что надо делать и что делают они, используя карточки с заданиями разной сложности. После выполнения задания ученики меняются тетрадями, проверяют выполненные задания и объясняют друг другу обнаруженные ошибки, оценивают работу. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность высказать своё мнение и быть услышанным.

Использую и другие формы работы в парах: ученик имеет возможность объяснить товарищу правило, взаимно проверив свои знания по конкретной теме. При этом нам, как учителям, приходится больше работать над тем, чтобы учащиеся осознавали важность своей роли «учителя» в общении с более «слабыми» учениками, учились быть внимательными, выдержанными. Таким образом у ребят развивается ответственность. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.).

Помогают активизировать учащихся во время урока математические диктанты. Одновременно с классом на обороте доски работают два ученика. Это дает возможность детям проверить свои ответы. Нравится ребятам, когда учитель дает задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении. Возникает задание «Найдите мою ошибку!». В результате все до единого увлеченно выполняют самостоятельно данное задание и с восторгом находят ошибку учителя. Дети решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и за своими записями. У ученика появляется возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывается смелость быть не согласным с учителем. создание проблемных ситуаций: «Что бы это означало?», «Найдите мою ошибку!», незавершенное решение задачи, примера, уравнения. Результат - внимательность и заинтересованность на уроках. Дети становятся мыслителями, исследователями и творцами во всех сферах познавательной деятельности. Проблемные ситуации можно создать практически на каждом уроке математики и совместно с учащимися успешно с ними справляться. Наша роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению. Для создания проблемной ситуации учителя МО используют различные методы и приёмы

- новый учебный материал представляется в противоречии с предыдущей темой и предлагается найти способ его разрешения.

- излагаются различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаются к высказываниям личного мнения учащиеся и предлагается в практической деятельности выбрать правильное решение.

-предлагается классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.

-ставятся конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.

-даются проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением)

-даются задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

В своей работе каждый учитель старается изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу, как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем за усвоением. Уместно в связи с этим привести слова М. Монтеня «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Используются разнообразные виды самостоятельной работы для воспитания у школьников активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. При проведении самостоятельных работ применяют круговые задания, диктанты и кодированные упражнения. Иногда ограничивается время выполнения задания или предлагается своеобразные соревнования на скорость в парах, группах, между рядами. Таким образом, вырабатываются темп, систематичность и непрерывность работы. Такие задания позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ. Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача.

Действенную помощь в повышении успеваемости учащихся по математике оказывает индивидуальная или групповая консультация. Главное достижение их в том, что учащиеся расширяют свои знания, а социально дезадаптированные дети осваивают лучше программу, т.е. не становятся второгодниками. Все разнообразие форм работы, применяемых на уроке, имеет целью привить учащимся интерес к математике и активизировать мыслительную деятельность.

Планируя работу с ребенком, придерживаюсь слов Л. Н. Толстого: «… если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет всегда только подражать, копировать, так мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Пахутина Г.М., учитель математики

МБОУ «Чернухинская СОШ»

© 2010-2022