Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней №2 отдела образования администрации города Кировское,

учитель математики

Бондаренко В.Л.

10 класс. Алгебра

Тема урока: Решение уравнений с параметрами в программе Advanced Grapher.

Цель урока:

Обучающая - организовать работу учащихся по закреплению знаний, умений и навыков решения уравнений с параметрами. Показать на примере применение программы Advanced Grapher с использованием метода самостоятельной практической деятельности.

Развивающая - обеспечить получение новых знаний и развитие в учащихся навыков, способствующих применению полученных знаний и умений для решения более сложных уравнений с параметрами.

Воспитательная - формирование информационной культуры, умения и навыков самостоятельного овладения знаниями.

Оборудование:

  1. компьютеры с установленной операционной системой Advanced Grapher компьютер учителя -1 шт, компьютер ученика -12 шт;

  2. проектор, экран;

  3. учебник Нелин Е.П., Алгебра и начало анализа, профильный уровень, 10 класс. - Харьков: Издательство «Гимназия», 2010.

Тип урока: урок усовершенствования знаний и умений учащихся по теме «Решение уравнений с параметрами».

Ход урока

І.Организационный момент.

Сообщение темы, целей и задач урока.

ІІ.Объяснение учителя.

Определение:

Уравнение (неравенство) с параметрами - математическое уравнение (неравенство), внешний вид и решение которого зависит от значения одного или нескольких параметров, обозначенных буквами (а, в , с и т.д.).

Решить уравнение с параметром означает:

  1. Найти все системы значений параметров, при которых данное уравнение имеет решение.

  2. Найти все решения для каждой найденной системы значений параметров, то есть для неизвестного и параметра должны быть указаны свои области допустимых значений.

Задачи, связанные с решением уравнений с параметрами, часто встречаются на олимпиадах разных уровней, на различных конкурсах. Актуальность данной темы определяется необходимостью уметь решать такие уравнения с параметрами при сдаче Единого Государственного экзамена и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение.

Значительный вклад в изучение вопроса методики решения уравнений с параметрами сделали такие ученые как Горнштейн П.И., Полонский В.Б., М.С., Цыпкин А.Г., Пинский А.И., Новоселов С.И., Никонов Е.Ю., Ткачук В.В., Локоть В.В., Мордкович А.Г и др.

Универсального метода решения задач с параметрами не существует.

Часто пользуются аналитическим (с использованием формул, свойств функций) и графическими методами.

Рассмотрим несколько примеров решения таких задач.

ІІІ. Решение упражнений.

Задание №1. Решить уравнение Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Решение:

При решении данного уравнения необходимо рассмотреть случаи, когда Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс(это происходит, когда а = 2, или а = -2) и случай, когда Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс.

Значит:

  1. Если а = 2, уравнение имеет вид 0 · х = 0, тогда х - любое число.

  2. Если а = - 2, уравнение имеет вид 0 · х = - 4, тогда уравнение не имеет решений.

  3. Если аРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс2, аРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс-2, тогда уравнение имеет вид Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 классРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Ответ: если а = 2, то х - любое число; если а = - 2, то уравнение не имеет решений; если аРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс2, аРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс-2, то Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Задание №2.

  1. Пользуясь собственным опытом, выполните решение предложенной ниже турнирной задачи.

Задача. «Количество решений». Найдите все значения параметра Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс, при которых уравнение Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс имеет один корень.

Решение:

Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс, ОДЗ: хРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 классR, аРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 классR.

Решим уравнение графическим способом. Для этого рассмотрим функции

у = |x + 3| - 1 и у = |2х - а|. Построим графики функций в одной системе координат.

Алгоритм построение графика у = |x + 3| - 1.

1 шаг: у = х + 3 - графиком является прямая, сдвинутая вверх по оси ОУ на 3 единицы. Точки пересечения с ОХ (у = 0), х = - 3.

2 шаг: у = |x + 3| - часть прямой, которая расположена выше оси ОХ остается без изменения. Часть прямой, находящаяся ниже оси ОХ отображается симметрично этой оси вверх.

3 шаг: у = |x + 3| - 1 - полученный график опускаем вниз на 1 единицу.

Результат:

Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Точки пересечения с ОХ (у = 0) Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 классРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс Точки пересечения с ОУ (х = 0) у = 2.

Алгоритм построения графика у = |2х - а|.

1 шаг: у = 2х - графиком является прямая пропорциональность. График проходит через начало координат.

2 шаг: у = 2х - а. В зависимости от параметра а график сдвигается параллельным переносом вдоль оси ОУ вверх (если а<0) или вниз (если а>0).

3 шаг: у = |2х - а|. Часть графика, находящаяся выше оси ОХ остается без изменения, часть графика, находящаяся ниже оси ОХ отображается симметрично оси ОХ вверх.

Пример:

Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

При построении графиков в одной системе координат видно, что они будут иметь одну общую точку (одно решение уравнения) при Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 классРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс Значит:

Если Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 классРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс, то уравнение имеет одно решение.

Если хРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс(Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс - уравнение имеет 2 решения.

Если хРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс(-4;-2) - уравнение не имеет решений.

Графически это выглядит так:

Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Найдем значение параметра а, при котором Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 классРазработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Если х = -2, то у = 0, имеем |-4-а| = 0, а = -4.

Если х = -4, то у = 0, имеем |-8-а| = 0, а = -8.

Ответ: уравнение имеет одно решение, если а= -4 или а= -8.

ІV. Домашнее задания

Используя программу Advanced Grapher, найдите все значения параметра а, при котором уравнение Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс имеет больше двух решений.

Решение:

В программе Advanced Grapher строим график функции у = |х-1| + |х-3|.

Получим:

Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

В этой же системе координат строим графики у = а, если а = 5; 2; -3. Это используем для того, чтобы показать, количество возможных решений:

-если а < 2, то уравнение не имеет решений;

-если а = 2, то уравнение имеет бесконечное множество решений;

-если а > 2, то уравнение имеет два решения.

Разработка урока Уравнения с параметрами. 10 класс

Ответ: а = 2.

© 2010-2022