Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Конспект мастер-класса по теме "Геометрическая прогрессия". Показано практическое применение геометрической прогрессии в повседневной жизни.Цель: познакомить учащихся с понятием геометрической прогрессии, формулой n - члена геометрической прогрессии, формулой суммы n – первых членов геометрической прогрессии.Задачи: 1) воспитательная - воспитание навыков самостоятельной работы, культуры в оформлении письменных заданий, познавательного интереса к предмету (эта задача соответствует коммуникативной...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Учитель Пухова Елена Ивановна, МОУ «СОШ №13 г. Пугачева Саратовской области»

Предмет - математика

Тема «Геометрическая прогрессия»

Класс -9

Цель: познакомить учащихся с понятием геометрической прогрессии, формулой n - члена геометрической прогрессии, формулой суммы n - первых членов геометрической прогрессии.

Задачи: 1) воспитательная - воспитание навыков самостоятельной работы, культуры в оформлении письменных заданий, познавательного интереса к предмету (эта задача соответствует коммуникативной компетенции);

2) учебная - изучить формулу n - го члена геометрической прогрессии; выработать навыки вычисления суммы n - первых членов прогрессии, а так же умение решать задачи с применением этих навыков (данная задача связана с формированием базовой универсальной компетенции);

3) развивающая - развитие логического мышления, памяти внимания, математически грамотной речи (операциональный компонент коммуникации).

Тип урока: урок формирования знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, тесты.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: Наш век... Наш век...

Не век, а человек

Стремительный и очень сложный.

Круговорот неосторожный

Где миг - удача, миг - утрата.

Потеря вдруг - и нет возврата.

Что делать в жизни нам такой?

Ответ простой: иди, не стой,

Смекай, рассчитывай умело,

Чтоб выигрышным стало дело,

Чтоб не было потери глупой,

Чтоб жизнь не показалась мукой!

... Чтоб не было потери глупой, для этого важно уметь всё рассчитывать и делать правильный выбор. Наверное, никто из нас не против- увеличить свой капитал.

В нашем городе открылся новый банк « N и Ко», который предлагает кредит на следующих условиях. Клиент ежедневно от банка получает 10000 рублей в течение месяца, т. е. 30 дней. Банк требует в свою очередь от клиента выплату: в первый день - 1 копейку, во второй - 2 копейки, в третий - 4копейки, в четвертый - 8 копеек и т. д. В последующий день в 2 раза больше, чем в предыдущий и тоже в течение 30 дней. Многие горожане уже поспешили заключить такую сделку. А ваши родители слышали об этом? Как вы относитесь к этой идее? (опросить несколько учащихся)

Смотрите, какую сумму можно получить от банка за месяц 300 000 рублей, а выплачивать - то копейки. Я предлагаю вам дать окончательный ответ банку после урока, на котором мы изучим геометрическую прогрессию.

II. Изучение нового материала

На слайде : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - это последовательность дней недели.

Задание классу. Подумайте и приведите примеры последовательностей.

(Предполагаемые ответы: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль...

или красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

На слайде 1, 2, 4, 8, 16.... (1)

Обратите внимание на эту последовательность и ответьте, какая зависимость между соседними её членами? (предполагаемый ответ: каждый последующий член в 2 раза больше предыдущего).

Итак, каждый последующий член равен предыдущему, умноженному на 2.

Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же число, называется геометрической прогрессией, (найти определение в учебнике)

(Обозначения записать на доске)

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия- геометрическая прогрессия

q - знаменатель геометрической прогрессии, тогда

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

………………

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Как найти из этих формул q - знаменатель геометрической прогрессии?

( Ответ: последующий член разделить на предыдущий её член)

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия- формула n - члена геометрической прогрессии. (Учитель записывает на доске, ученики в тетради)

Задание Найдите в геометрической прогрессии (1) сумму первых двух , первых трех, первых пяти , первых двадцати ее членов. ( ответ: 3 , 7, 31 ...)

В задачах порой приходится искать сумму и 50, и 100 первых членов прогрессии, для этого существует формула суммы n - первых членов геометрической прогрессии.

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

А сейчас давайте вернемся к нашей задаче, итак,

На слайде 1, 2, 4, 8, 16.... ?

(Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия- геометрическая прогрессия

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия, т. е. нам найти сумму первых 30 её членов:

Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Такую сумму должен будет выплатить клиент банку взамен на 300 000 рублей.

Я думаю, что этот пример показывает вам - насколько важно знать математику. Незнание только одной формулы может привести к большим проблемам.

III.Отработка умений и навыков

1. Индивидуальные карточки.

№1 (повышенной сложности для ученика, проявляющему особый интерес к изучению математики)

Историческая задача. Рассказывают, что индийский принц Серам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат: за первую клетку шахматной доски - одно зерно, за вторую - два, за третью - четыре, за четвертую - восемь и так далее до 64-го поля. Найдите количество зерен, которое просил изобретатель у принца. (Решение: Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия Ответ: Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия зерен)

№2 (для ученика, увлекающегося биологией)

В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной ной минуты, одна из них делится на две. Указать количество бактерий, рожденных одной бактерией за 7 минут. (Решение: Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия =128-1=127. Ответ:127)

№3 (для ученика увлекающегося физикой)

Имеется радиоактивное вещество массой 256г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые? ( Решение: Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия , тогда Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия , Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия. Ответ: 128 г, 64 г, 16 г. )

№4 (для ученика увлекающегося экономикой)

Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 2 года, если вначале он был равен 1000р.? ( Решение: Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия . Ответ:1102 рубля 50 копеек)

№5 (для ученика, увлекающегося медициной)

Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день - в 2 раза больше капель, чем в предыдущий. Дойдя до нормы 40 капель в день, он ещё 3 дня пьёт по 40 капель, а потом ежедневно уменьшает в 2 раза прием капель, доведя его до 5 капель в последний день. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 200 капель)? (Ответ: 2 пузырька)

2. Тесты на 3 варианта.

Вариант 1(первый уровень сложности).

1) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, если Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

2) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, если Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

3) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии 3; 6; 12…

4)Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, если Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Вариант 2(второй уровень сложности)..

1) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, если Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

2) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, если Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

3) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии 4; 16; 64…

4)Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, еслиКонспект урока по теме Геометрическая прогрессия .

Вариант 3(третий уровень сложности)..

1) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, еслиКонспект урока по теме Геометрическая прогрессия .

2) Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии 5; -5;…

3) Найдите сумму четырёх первых членов геометрической прогрессии, если Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

4)Найдите Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия геометрической прогрессии, если Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Ответы к тестам:

1 вариант

2 вариант

3

вариант

№1

96

0,2

32

№2

-124

42

0

№3

189

1364

240

№4

-15

6,25

3

3. (для учащихся, работающих на репродуктивном уровне) У доски 1 ученик, остальные на местах.

Дана геометрическая прогрессия ( bn) : 1; 3; 9; 27... . Найти Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия . (Ответ:Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия =81, Конспект урока по теме Геометрическая прогрессия

Заслушать решение задач по карточкам №1, 2, проверить тесты, проверить индивидуальные задачи №3-6

Комментарий к исторической задаче: Если бы принцу удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, то получить удовлетворительный урожай, то за пять лет он смог бы рассчитаться с просителем. Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до нашего времени.

IV. Итог урока.

Вопросы учащимся.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что для вас показалось легким?

- Что было интересным?

- Где Вы испытывали затруднения?

- Как нашли выход из затруднительной ситуации?

- Итак, что же такое геометрическая прогрессия?

Комментарий отметок.

Учитель: Легкой тенью для нас эти 30 минут пролетели.

За общение хочу вам спасибо сказать.

Мы расчет здесь вели, говорили мы с вами о деле.

О большом, что сегодня нам всем ведь под стать.

Благодарна я вам за желание и за вниманье,

За сотрудничество и пониманье,

Вы открыли мне души, а душу,

Как, известно не тронь!

Мой окончен урок....

А в душе ведь оставлен огонь?

7


© 2010-2022