Методический кейс Применение производной и интеграла

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Городской методический центр



Методический кейс

Применение производной и интеграла



Из опыта работы

учителей математики-

членов городской

динамической группы

руководитель группы

Кирилюк Н.А.

учитель математики высшей категории,

"Старший учитель",

УВК "ОШ І-ІІ ст. №1-лицей "Спектр"

Торез

2011

Применение производной и интеграла

Составители:

Кирилюк Н.А.- учитель математики высшей категории,

"Старший учитель";

Беляева Л.С. - учитель математики высшей категории,

"Учитель-методист";

Захарова З.Т.- учитель математики высшей категории;

Шамдам Н.А. - учитель математики высшей категории,

"Старший учитель";

Беляева Н.А.- учитель математики І категории;

Руденко Е.Г.- учитель математики І категории.


Методический кейс является дидактическим материалом

для 11 профильных классов общеобразовательных учебных заведений. Материал пособия отвечает действующей программе по алгебре и началам анализа. Поможет учителям и учащимся повысить уровень учебных достижений до желаемого результата.


Пояснительная записка

Настоящий кейс является учебно-методическим пособием для профильного обеспечения учащихся 11 классов по развитию навыков применение производной и интеграла к решению, как физических задач, так и математических: исследование функции и построение графиков, вычислению площадей, решению уравнений.

Опираясь на материал школьных учебников, в пособии обсуждаются алгоритмы исследования функции на монотонность, нахождение точек экстремума, наибольшего и наименьшего значения функции, построение графиков функции, вычисление площадей фигур. Приведены образцы решения задач на применение производной и интеграла.

Система практической части по каждой теме представлена для трех уровней: профильного, академического, стандартного. С целью закрепления и контроля предлагается система тестовых заданий.




Содержание


1.Методические рекомендации

1.1.Приложение производной 5

1.2.Интеграл и его приложения 6

  1. Практическая часть

2.1. Профильный уровень 11

2.2. Академический уровень 23

2.3. Стандартный уровень 35

3. Тест для самоконтроля 46



















1.1. Приложение производной

При построении графиков функций очень важно уметь находить промежутки возрастания, убывания и постоянства функции (то есть промежутки монотонности), а также ее точки экстремума.

1.Для нахождения промежутков возрастания и убывания функции рекомендуется:

  1. Найти область определения функции, если она не указана.

  2. Найти производную и критические точки функции , т.е. точки из области определения функции , к которых её производная равна нулю или не существует. Критическими точками область определения разбивается на интервалы, на каждом из которых производная сохраняет свой знак.

  3. Установить знак производной на каждом из найденных интервалов. Если на рассматриваемом интервале производная функции положительна (отрицательна), то на этом интервале функция возрастает (убывает)

2. Точка x0 называется точкой максимума (минимума) функции у = f(x) ,если для всех х из некоторой окрестности этой точки, кроме х = x0,если выполняется неравенство f(x)<f(x0) (f(x) > f(x0)). Точки максимума и минимума называются точками экстремума.

Для нахождения точек экстремума функции надо:

  1. Найти производную и критические точки функции.

  2. Исследовать поведение знака производной в некоторой окрестности каждой критической точки. Если функция непрерывна в критической точка x0 , то x0 - точка экстремума функции. При этом, x0 - точка максимума, если знак меняется с плюса на минус, и минимума, если знак меняется с минуса на плюс. Если же знак производной сохраняется при переходе через рассматриваемую точку, то функция не имеет экстремума в этой точке.

3. Решение многих практических задач сводится к определению условий, при которых исследуемая величина принимает своё наибольшее или наименьшее значения. Подобные задачи решаются с помощью производной. Вспомним, прежде всего, понятие наибольшего и наименьшего значений функции.

Значение функции y=f(x) в некоторой точке x0 множества Х называется наибольшим (наименьшим) значением функции на этом множестве, если для каждого х их Х выполняется неравенство f(x) ≤ f(x0 ) (f(x) ≥ f(x0 )).

Обратите внимание на то, что даже ограниченная функция может не иметь на заданном промежутке наибольшего или на наименьшего значения. Так, функция

Методический кейс Применение производной и интегралане имеет на отрезке [0;1] наибольшего значения.

Ее наименьшее значение на этом промежутке равно 0. (рис.1)

Методический кейс Применение производной и интеграла

рис.1

Известно, что непрерывная на отрезке функция всегда имеет на этом отрезке наибольшее и наименьшее значения.

Что бы найти наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции, имеющий на заданном отрезке конечное число критических точек, нужно вычислить значения функции критических точках и на концах отрезка, а затем из полученных чисел выбрать наибольшее и наименьшее.

Иногда при нахождении наибольшего и наименьшего значений функции полезно использовать следующий факт.

Если на некотором промежутке непрерывная функция y=f(x) имеет единственную критическую точку x0 и x0 - точка максимума (минимума), то f(x0 ) будет наибольшим (наименьшим) значением функции на этом промежутке.

4. Производная помогает при решении уравнений, неравенств, доказательстве тожеств. При этом мы будем опираться на следующие свойства функций.

  1. Если непрерывная функция f возрастает или убывает на некотором промежутку, то на этом промежутке уравнение f(x)=0 имеет не более одного корня.

  2. Если f(x)=0 на некотором промежутке, то f(x)=const на этом промежутке.




1.2.Интеграл и его приложения

Часто приходится решать задачи, обратные тем, которые рассматривались при изучении производной: по известной скорости тела восстанавливать закон его движения, по ускорению - скорость, по угловому коэффициенту касательной к кривой- уравнение самой кривой и т.д. Решение каждой из сформулированных задач сводится к нахождению функций по заданной её производной. Восстановление функции по её производной называется интегрированием. Интегрирование - операция, обратная дифференцированию.

1. Допустим, нужно найти функцию F(x) по её производной f(x), т.е. найти такую функцию F(x), что F'(x)=f(x). В этом случае функцию F(x)называют первообразной функции f(x). Таким образом, операция интегрирования состоит в отыскании первообразной данной функции.

В отличие от дифференцирования, операция интегрирования приводит не к одной конкретной функции ,а к целому семейству функций.

Если y=F(x) - первообразная функции y=f(x) на некотором промежутке то функция y=f(x) имеет на этом промежутке бесконечно много первообразных и все они имеют вид y=F(x) + С , где С - произвольная постоянная.

Это свойство первообразных функций имеет простой геометрический смысл:

Графии любых двух первообразных функций можно получить друг из друга параллельным переносом вдоль оси ординат.

Чтобы из множества первообразных выделить одну, нужно задать дополнительные условия, например, значение первообразной в некоторой точке. Геометрически это означает что выделение кривой, проходящей через заданную точку.

2. С понятием первообразной тесно связано другое понятие математики - понятие интеграла. С помощью интеграла можно найти перемещение прямолинейно движущегося тела, площади фигур ,объемы тел, работу переменной силы и многие другие величины.

Интеграл Методический кейс Применение производной и интеграла есть перемещение прямолинейно движущейся со скоростью V(t) материальной точки за промежуток времени Методический кейс Применение производной и интеграла.

Если Методический кейс Применение производной и интеграла , то этот интеграл можно трактовать как путь, пройденный точкой за промежуток времени Методический кейс Применение производной и интеграла.

В этом заключается физический смысл интеграла.

Рассмотрим теперь фигуру, ограниченную графиком непрерывной неотрицательной функции Методический кейс Применение производной и интеграла, прямыми Методический кейс Применение производной и интеграла Методический кейс Применение производной и интеграла и осью х (рис.2). Эта фигура называется криволинейной трапецией и её площадь равна

Методический кейс Применение производной и интеграла

В этом заключается геометрический смысл интеграла.

Для вычисления интеграла обычно используют формулу Ньютона-Лейбница: Методический кейс Применение производной и интеграла

Где Методический кейс Применение производной и интеграла - одна из первообразных функцииМетодический кейс Применение производной и интеграла на отрезке Методический кейс Применение производной и интеграла.

Методический кейс Применение производной и интеграла

рис.2

Таким образом, интеграл равен приращению первообразной подынтегральной функции на рассматриваемом отрезке.

3. С помощью интеграла можно вычислять площади не только криволинейных трапеций, но и более сложных фигур. В этих случаях обычно используют следующие свойства площадей:

  1. Если фигуру разбить на конечное число непересекающихся частей, то её площадь равна сумме площадей этих частей.

  2. Площадь фигуры сохраняется при движении, в частности, при параллельном переносе и при преобразовании симметрии.

Так, площадь фигуры AabB, легко найти, если заметить, что эта фигура получена симметричным отображением криволинейной трапеции Методический кейс Применение производной и интеграла относительно оси х. Таким образом, имеем

Методический кейс Применение производной и интеграла















Профильный уровень

Применение производной и интеграла


Задача 1

Из прямоугольного листа жести размером 5 на 8 надо изготовить открытую коробку наибольшего объема, вырезая уголки, как показано на рисунке.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение

Обозначим через х длину стороны вырезаемого квадрата. Тогда длины сторон прямоугольника уменьшатся на и объем коробки будет равен:

Методический кейс Применение производной и интеграла.

При этом х может меняться в следующих пределах: Методический кейс Применение производной и интеграла. Заметим сразу, что в крайних точках 0 и 2,5 объем равен 0. Находим критические точки функции:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Отметим, что х2 не принадлежит области определения. При х=1 объем максимален: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: 18.


Задача 2

В данный шар вписать цилиндр наибольшего объема.

Решение

Обозначим через R радиус шара, а через r и h соответственно радиус основания и высоту вписанного цилиндра.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Используя теорему Пифагора, получим равенство : Методический кейс Применение производной и интеграла

Будем считать h переменной. Тогда Методический кейс Применение производной и интеграла

Заметим, что h изменяется в пределах от 0 до 2 R, причем, на концах отрезка цилиндр вырождается, объем его равен 0.

Находим критические точки:

Методический кейс Применение производной и интеграла

При этом значении h объем будет максимальным:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла


Задача 3

Над центром круглого стола радиуса r висит лампа. На какой высоте следует подвесить эту лампу, чтобы на краях стола получить наибольшую освещенность?

Решение

Из физики известно, что освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния до источника света и пропорциональна синусу угла наклона луча света к освещаемой маленькой площадке.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Иными словами, Методический кейс Применение производной и интеграла

Где Е - освещенность на краю стола, Методический кейс Применение производной и интеграла h - расстояние от лампы до стола.

Вместо функции Методический кейс Применение производной и интеграла можно рассмотреть функцию Методический кейс Применение производной и интеграла При этом вместо h можно взять переменную z = h2 и найти критические точки Т как функцию от z:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Итак, освещенность максимальна, если Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла


Задача 4

Определить размеры открытого бассейна с квадратным дном и объемом 32м3, чтобы на облицовку его стен и дна было израсходовано наименьшее количество материала.

Решение

Обозначим длину стороны основания бассейна через х, а высоту - через у.

Тогда V(x,y) = x2y= 32.

Площадь боковой поверхности бассейна вместе с площадью его дна равна: S=x2+4xy. Найдем у из равенства x2y= 32, и подставив его значение в последнее равенство, получим такую функцию от х: Методический кейс Применение производной и интеграла

Найдем производную этой функции: Методический кейс Применение производной и интеграла Решим уравнение Методический кейс Применение производной и интеграла находим критическую точку х=4.

Так как существует только одна критическая точка, то она и является точкой минимума функции S(x). Следовательно, наименьшие размеры бассейна с данным объемом V=32м2 таковы: х=4м, у=2м.

Ответ: х=4м; у=2м.


Задача 5

Сосуд с вертикальной стенкой и высотой h стоит на горизонтальной плоскости. На какой глубине нужно разместить отверстие, чтобы дальность струи из отверстия была наибольшей (скорость вытекающей жидкости, по закону Торричелли, равна Методический кейс Применение производной и интегралагде х - глубина отверстия, g - ускорение свободного падения)

Решение.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Обозначим через Н расстояние в сосуде от горизонтальной плоскости, а через L -- расстояние точки А от стенки сосуда. Тогда L=vt, где t - время вытекания воды из отверстия на плоскость (в точку А).

Из курса физики известно, что Методический кейс Применение производной и интеграла

Тогда Методический кейс Применение производной и интеграла

Найдем производную Методический кейс Применение производной и интеграла Решим уравнение :Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интеграла-- критическая точка. Так это единственная критическая точка, то она и есть искомой.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла


Задача 6

Предположим, что в точку О помещен единичный электрически заряд. Он создает электрическое поле. Известно, что на другой единичный заряд, помещенный в точку х, действует сила, обратно пропорциональная квадрату расстояния, т.е. Методический кейс Применение производной и интеграла Найти работу электрического поля по перемещению единичного заряда из точки х1 в точку х2.

Решение

Применяя формулу для работы Методический кейс Применение производной и интеграла, получим Методический кейс Применение производной и интеграла

Для функции Методический кейс Применение производной и интеграла, первообразная U(x)=Методический кейс Применение производной и интеграла. Получим:

Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла= Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла= Методический кейс Применение производной и интеграла


Задача 7

Пирамида Хеопса представляет собой правильную четырехугольную пирамиду высотой 147м, в основании которой квадрат со стороной 232м. Она построена из камня, плотность которого 2,5г/см3. Найти работу против силы тяжести, затраченную при постройке.

Решение.

Проведем вертикально вверх ось х с началом у основания пирамиды. По этой оси будем измерять высоту подъема камней. Пусть высота пирамиды равна Н, сторона основания а, а плотность камня Методический кейс Применение производной и интеграла. Обозначим через А(х) работу, которую надо совершить для постройки пирамиды от основания до высоты х. Найдем сначала сторону у квадрата, получающегося в горизонтальном сечении пирамиды на высоте х. из подобия треугольников получаем Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла

Рассмотрим тонкий слой пирамиды, расположенный на расстоянии х от основания. Пусть толщина слоя равна dx. Слой можно приблизительно считать параллелепипедом. Масса его dm равна: Методический кейс Применение производной и интеграла.

При подъеме этого слоя на высоту х была проделана работа dA, равная (gdm)x, где g- ускорение силы тяжести, т.е. Методический кейс Применение производной и интеграла

Отсюда Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла =

Методический кейс Применение производной и интеграла

Подставляя числовые данные а=232м, Н=147м, Методический кейс Применение производной и интеграла,

получаем А=2,37*1012 Дж=2,4*105тонно-километров.

Ответ: 2,4*105 тонно-километров


Задача 8

Квадратная пластинка со стороной а погружена в воду перпендикулярно ее поверхности, причем верхнее основание пластины находится на поверхности. Найти давление воды на пластину.

Решение

На маленькую площадку площадью dS, расположенную на глубине х от поверхности, давит столб воды в виде цилиндра с основанием dS и высотой х. Давление dp будет при этом равно Методический кейс Применение производной и интеграла, где Методический кейс Применение производной и интегралаплотность воды,

Методический кейс Применение производной и интеграламасса цилиндра. Возьмем полоску пластины шириной dx, находящуюся на глубине х. Её площадь dS равна adx. Отсюда dp=Методический кейс Применение производной и интеграла. Получаем Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла


Задача 9

Экспериментально установлено, что продуктивность труда работника приближенно выражается формулой: f(t)= -0,0033t2 -0,089t +20,96, где t -- рабочее время в часах. Вычислите объем выпуска продукции за квартал, считая рабочий день восьмичасовым, а количество рабочих дней в квартале - 62.

Решение.

Объем выпуска продукции в течение смены является первообразной для функции, выражающей продуктивность труда. Поэтому Методический кейс Применение производной и интеграла.

В течение квартала объем выпуска продукции составит:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: 10185 ед.



Задача 10.

Экспериментально установлено, что зависимость расхода бензина автомобиля от скорости на 100км пути выражается по формуле: Q=18 - 0,3v+0,003v2, где Методический кейс Применение производной и интеграла Определить средний расход бензина, если скорость движения 50-60км/час.

Решение

Средний расход бензина составляет :

Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: 10,6л

Задание 11

Из трёх одинаковых досок шириной а нужно сделать жёлоб наибольшей пропускной способностью, поперечное сечение которого имело бы форму равнобокой трапеции.

Решение

Очевидно, что пропускная способность жёлоба будет наибольшей, если наибольшей будет площадь его поперечного сечения ,где AB > a).Обозначим угол при большем основании трапеции через х. Выразим площадь S трапеции как функцию от х.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла.

Итак, Методический кейс Применение производной и интеграла. Найдем производную этой функции: Методический кейс Применение производной и интеграла. На интервале Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интегралауравнение Методический кейс Применение производной и интеграла имеет единственное решение Методический кейс Применение производной и интеграла. Следовательно, на этом интервале функция имеет единственную критическую точку Методический кейс Применение производной и интеграла. Так как Методический кейс Применение производной и интеграла,то производная переходя через точку Методический кейс Применение производной и интеграла,меняет знак с плюса на минус, то есть Методический кейс Применение производной и интеграла-точка максимума функции, и, следовательно, Методический кейс Применение производной и интеграла-наибольшее значение функции на промежутке Методический кейс Применение производной и интеграла.Итак, доски надо соединить друг с другом под углом 120°.

Задание 12

Доказать неравенство Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение

Перепишем данное неравенство в виде Методический кейс Применение производной и интеграла или Методический кейс Применение производной и интеграла. Найдем наибольшее и наименьшее значение функции f(x)=Методический кейс Применение производной и интеграла на промежутке Методический кейс Применение производной и интеграла. Так как эта функция нечётная и f(x) >0 при x >0,то достаточно найти наибольшее и наименьшее значение функции на интервале Методический кейс Применение производной и интеграла.

Найдем производную функции: f(x)=Методический кейс Применение производной и интеграла. На интервале Методический кейс Применение производной и интеграла

Содержится единственная критическая точка х=1 функции f(x), которая является точкой максимума этой функции. На основании правил нахождения наибольшего и наименьшего значений f(1)=Методический кейс Применение производной и интегралаявляется наибольшим значением функции f(x)=Методический кейс Применение производной и интеграла. Тогда f(-1)= Методический кейс Применение производной и интеграла являются её наименьшим значением на интервале Методический кейс Применение производной и интеграла.Отсюда заключаем, что Методический кейс Применение производной и интеграла, что и требовалось доказать.

Задание 13

Доказать неравенство Методический кейс Применение производной и интеграла.

Рассмотрим функцию f(x)=Методический кейс Применение производной и интеграла. Она определена на всей числовой оси.

Исследуем её на монотонность. Найдем производную функции:

f(x)=Методический кейс Применение производной и интеграла . Так как Методический кейс Применение производной и интеграла при x=0, Методический кейс Применение производной и интеграла при x>0, то функция f(x) возрастает на промежутке Методический кейс Применение производной и интеграла и убывает на промежутке Методический кейс Применение производной и интеграла. Следовательно, f(0)=2 - наибольшее значение функции на интервале Методический кейс Применение производной и интеграла. Поэтому Методический кейс Применение производной и интеграла. Так как Методический кейс Применение производной и интеграла, то последнее неравенство имеет вид Методический кейс Применение производной и интеграла или Методический кейс Применение производной и интеграла, что и требовалось доказать.

Задание 14

Доказать, что при Методический кейс Применение производной и интеграла имеют место неравенства: Методический кейс Применение производной и интеграла; Методический кейс Применение производной и интеграла ;Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение

При Методический кейс Применение производной и интеграла имеем очевидное неравенство Методический кейс Применение производной и интеграла.Применим свойство монотонности интеграла, положив Методический кейс Применение производной и интеграла и Методический кейс Применение производной и интеграла. Функции f и g удовлетворяют всем условиям используемого утверждения на промежутке Методический кейс Применение производной и интеграла. Поэтому для произвольного x ≥0 Методический кейс Применение производной и интеграла, т. е. Методический кейс Применение производной и интеграла.

Применяя тот же метод к полученному неравенству можно записать: Методический кейс Применение производной и интеграла ,или Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ещё раз использую то же утверждение к полученному неравенству, будем иметь Методический кейс Применение производной и интеграла или Методический кейс Применение производной и интеграла.

Задание 15

Два корабля плывут с постоянными скоростями Методический кейс Применение производной и интеграла20 км/ч и Методический кейс Применение производной и интеграла30 км/ч по прямым, угол между которыми 60°, в направлении точки пересечения этих прямых. Найдите наименьшее расстояние между кораблями, если в начальный момент времени расстояние кораблей от точки пересечения прямых были соответственно 10 км и 20 км.

Пусть через t часов от начального момента первый корабль окажется в точке А,

второй - в точке В, R(t) км- расстояние АВ.

По условию ВС=20 - 30t, AC=10-20t. Тогда по теореме косинусов имеем Методический кейс Применение производной и интегралаили

Методический кейс Применение производной и интеграла.

Следовательно, Методический кейс Применение производной и интеграла.

Требуется найти наименьшее значение этой функции на промежутке Методический кейс Применение производной и интеграла. Функция R(t) определена и дифференцируема на всей числовой оси, причем Методический кейс Применение производной и интеграла . Следовательно, Методический кейс Применение производной и интеграла- единственная на Методический кейс Применение производной и интегралакритическая точка, которая является точкой минимума, так как Методический кейс Применение производной и интеграла, а Методический кейс Применение производной и интеграла. Значит, Методический кейс Применение производной и интеграла- минимальное расстояние между кораблями, Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интегралакм.




















Академический уровень


Задание 1

Найти промежутки убывания и возрастания функции

Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: при х є(0;1) функція убывает, при х є(1; ∞ ) функція возрастает


Задание 2

Исследовать функцію f(x)=х3-3х2+4 с помощью производной и построить ее график.

Решение:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интеграла

4) х=0-точка максимума, х=2-точка минимума.

5) f(0)=4, f(2)=4

Используя результаты исследования, строим график функции: f(x)=х3-3х2+4

Методический кейс Применение производной и интеграла

Задание 3

Найти наибольшее и наименьшее значения функции Методический кейс Применение производной и интеграла на отрезке Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла


Задание 4

Найти длины сторон прямоугольника с периметром 20 см.,имеющего наименьшую диагональ.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение:

Пусть а и в длины сторон прямоугольника, d - его диагональ. Тогда а+в=10. По теореме Пифагора d222. По условию задачи а > 0, в > 0,значит 0 < а < 10.d22+(10-а)2=2а2-20а+100, 0 < а < 10.

Таким образом, задача свелась к нахождению такого значения а, при котором функция d(а)=2а2-20а+100 принимает наименьшее значение на интервале(0;10).

Найдем призводную d'(а)=4а-20.

Критическая точка а=5 є(0;10).

Методический кейс Применение производной и интеграла

а=5 - точка минимумСледовательно, наименьшее значение функція d(а) на интервале (0;10).принимает в точке а=5.При этом в=5.

Ответ:5см.,5см.


Дифференциальное исчисление - широко применяемый для экономического анализа математический аппарат. Базовой задачей экономического анализа является изучение связей экономических величин, записанных в виде функций. В каком направлении изменится доход государства при увеличении налогов или при введении импортных пошлин? Увеличится или уменьшится выручка фирмы при повышении цены на ее продукцию? В какой пропорции дополнительное оборудование может заменить выбывающих работников? Для решения подобных задач должны быть построены функции связи входящих в них переменных, которые затем изучаются с помощью методов дифференциального исчисления. В экономике очень часто требуется найти наилучшее или оптимальное значение показателя: наивысшую производительность труда, максимальную прибыль, максимальный выпуск, минимальные издержки и т. д. Каждый показатель представляет собой функцию от одного или нескольких аргументов. Таким образом, нахождение оптимального значения показателя сводится к нахождению экстремума функции.

По теореме Ферма, если точка является экстремумом функции, то производная в ней либо не существует, либо равна 0. Тип экстремума можно определить по одному из достаточных условий экстремума:

1) Пусть функция f(x) дифференцируема в некоторой окрестности точки x0

. Если производная f '(x) при переходе через точку x0 меняет знак с + на -, то x0 - точка максимума, если с - на +, то x0 - точка минимума, если не меняет знак, то в этой точке нет экстремума.

2) Пусть функция f(x) дважды дифференцируема в некоторой окрестности точки x 0, причем f '(x0) = 0, f ''(x0) ≠ 0, то вточке x0 функция f(x0) имеет максимум, если f ''(x0 ) < 0 и минимум, если f ''(x0) > 0.

Кроме того, вторая производная характеризует выпуклость функции (график функции называется выпуклым вверх [вниз] на интервале (a, b), если он на этом интервале расположен не выше [не ниже] любой своей касательной).

Задание 5

Выбрать оптимальный объем производства фирмой, функция прибыли которой может быть смоделирована зависимостью:

π(q) = R(q) - C(q) = q2 - 8q + 10

Решение:

π'(q) = R'(q) - C'(q) = 2q - 8 = 0 → qextr = 4

При q < qextr = 4 → π'(q) < 0 и прибыль убывает

При q > qextr = 4 → π'(q) > 0 и прибыль возрастает

При q = 4 прибыль принимает минимальное значение.

Каким же будет оптимальный объем выпуска для фирмы? Если фирма не может производить за рассматриваемый период больше 8 единиц продукции (p(q = 8) = p(q = 0) = 10), то оптимальным решением будет вообще ничего не производить, а получать доход от сдачи в аренду помещений и / или оборудования. Если же фирма способна производить больше 8 единиц, то оптимальным для фирмы будет выпуск на пределе своих производственных мощностей.

Пример: Извлечь квадратный корень из 3654

Решение: Методический кейс Применение производной и интеграла, x0=3654. Легко вычисляются значения f(x) и Методический кейс Применение производной и интеграла

при x = 3600. Формула при a = 3600, b=54 дает:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: √3654≈60,45


Ответ: 35Дж.


Задача 6

Найти площадь фигуры, ограниченной линиями

х-2у+4=0 и х+у-5+0 и у=0.

Решение:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла

Тогда площадь фигуры равна 9+4,5=13,5

Ответ: 13,5

Пример 2. Скорость движения точки Методический кейс Применение производной и интегралам/с. Найти путь, пройденный точкой за 4-ю секунду.

Решение:

Согласно условию, Методический кейс Применение производной и интеграла. Следовательно, Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: 83м.


Задание 7

Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью Методический кейс Применение производной и интегралам/с, второе - со скоростью v = (4t+5) м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5 с?

Решение: очевидно, что искомая величина есть разность расстояний, пройденных первым и вторым телом за 5 с:

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: 200м.

Задание 8

Тело брошено с поверхности земли вертикально вверх со скоростью v = (39,2-9,8t) м/с. Найти наибольшую высоту подъема тела.

Решение: тело достигнет наибольшей высоты подъема в такой момент времени t, когда v = 0, т.е. 39,2-9,8t = 0, откуда I = 4 с. По формуле (1) на ходим

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: 78,4 м.


Задание 9

Пружина в спокойном состоянии имеет длину 0,2 м. Сила в 50 Н растягивает пружину на 0,01 м. Какую работу надо совершить, чтобы растянуть ее от 0,22 до 0,32 м?

Решение: используя равенство (3), имеем 50=0,01k, т. е. kК = 5000 Н/м. Находим пределы интегрирования: а = 0,22 - 0,2 = 0,02 (м), b=0,32- 0,2 = 0,12(м). Теперь по формуле (2) получим

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: 35Дж.

Задание 10

Доказать, что из всех прямоугольников, имеющих данный периметр , наибольшую площадь имеет квадрат.

Решение 1. Обозначим длину одной стороны прямоугольника через х. Методический кейс Применение производной и интеграла. Методический кейс Применение производной и интеграла максимум, то он будет и наибольшим значением функции в этом интервале. Другая сторона Методический кейс Применение производной и интеграла т.е. прямоугольник-квадрат.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 2. Имеет: Методический кейс Применение производной и интеграла.На основание теоремы о средних Методический кейс Применение производной и интеграла при х=р-х; 2х=р; Методический кейс Применение производной и интегралаи т.д. как решении 1.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Задание 11

Основание треугольника равно а, его периметр . Определить его две других стороны так, чтобы его площадь была наибольшей.

Решение 1. Пусть вторая сторона b=x ,третья c=2p-a-x.По формуле Герона имеем: Методический кейс Применение производной и интеграла,тогда Методический кейс Применение производной и интеграла; Методический кейс Применение производной и интеграла; Методический кейс Применение производной и интеграла. Функция S достигает наибольшего значения, когда ее подкоренное выражение будет наибольшим. В нем первые два множителя постоянны, поэтому их можно не учитывать и определить наибольшее значение Методический кейс Применение производной и интеграла,тогда Методический кейс Применение производной и интеграла.Решая уравнение Методический кейс Применение производной и интеграла,находим Методический кейс Применение производной и интеграла.Поскольку b=с, то рассматриваемый треугольник - равнобедренный. Так как Методический кейс Применение производной и интеграла,то при Методический кейс Применение производной и интеграла функции S максимальна, а так как в интервале Методический кейс Применение производной и интегралаэтот максимум единственный, то он совпадает с наибольшим значением.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 2. Имеем:Методический кейс Применение производной и интеграла,откуда Методический кейс Применение производной и интегралаи т.д. как в решении 1.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Задание 12

Найти хотя бы одну из первообразных для функции Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 1.

Если F есть первообразная для f, а G- первообразная для g, то F+G есть первообразная для f+g. Поэтому, так как Методический кейс Применение производной и интегралаесть первообразная для Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла - первообразная для Методический кейс Применение производной и интеграла, то Методический кейс Применение производной и интеграла есть первообразная для Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 2. Если F есть первообразная для f, а k - постоянная, то функция kF - первообразная для kF.Поэтому, так как Методический кейс Применение производной и интеграла, есть первообразная для Методический кейс Применение производной и интеграла, то функция Методический кейс Применение производной и интеграла,- первообразная для Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 3. Если F есть первообразная для f, а k и b- постоянные Методический кейс Применение производной и интеграла,то Методический кейс Применение производной и интегралаесть первообразная для Методический кейс Применение производной и интеграла,поэтому, так как Методический кейс Применение производной и интеграла есть первообразная для Методический кейс Применение производной и интеграла,то и функция Методический кейс Применение производной и интеграла,кроме функции Методический кейс Применение производной и интеграла,найденной в решении 1 и 2,также является первообразной для Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ:Методический кейс Применение производной и интеграла

Задача 13

Мощность Р, отдаваемая электрическим элементом, определяется по формуле Методический кейс Применение производной и интеграла,

где Е - постоянная электродвижущая сила элемента;

r - постоянное внутреннее сопротивление;

R - внешнее сопротивление.

Каким должно быть внешнее сопротивление R,чтобы мощность Р была наибольшей?

Решение 1. Приравняем нулю производную : Методический кейс Применение производной и интеграла;

Методический кейс Применение производной и интеграла,откуда, Методический кейс Применение производной и интеграла, но Методический кейс Применение производной и интеграла, значит, Методический кейс Применение производной и интеграла откуда Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 2.

Преобразуем формулу мощности следующим образом Методический кейс Применение производной и интеграла. Поскольку Методический кейс Применение производной и интеграла ,то P(R) достигает максимума, если Методический кейс Применение производной и интеграла достигает минимума. Методический кейс Применение производной и интеграла, значит Методический кейс Применение производной и интеграла, откуда Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Задача 14

Определить размеры открытого бассейна с квадратным дном объемом 32Методический кейс Применение производной и интеграла так, чтобы на облицовку его стен и дна пошло наименьшее количество материала.

Решение 1. Пусть сторона основание х, а высота у, у >0. Объем бассейна Методический кейс Применение производной и интеграла,(1). Облицовываемая поверхность, Методический кейс Применение производной и интеграла,(2). Из (1) имеем Методический кейс Применение производной и интеграла,(3). Поставим (3) в (2). Методический кейс Применение производной и интеграла. Приравняем нулю производную Методический кейс Применение производной и интеграла.Имеем: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: 2 м; 4 м.

Решение 2.Так как Методический кейс Применение производной и интеграла,то Методический кейс Применение производной и интеграла,тогда Методический кейс Применение производной и интеграла. Методический кейс Применение производной и интеграла. Методический кейс Применение производной и интеграла. Часто соображение физического или геометрического характера от исследования функции на экстремум.

Ответ: 2 м; 4 м.

Задание 15

Вращая четверть круга, радиуса R вокруг оси х, получим половину шара.

Методический кейс Применение производной и интеграла

Поэтому, Методический кейс Применение производной и интеграла. Откуда, Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 2. Вращая четверть круга, радиус R вокруг оси у, получим половину шара. Поэтому, Методический кейс Применение производной и интеграла. Откуда, Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 3. Применим формулу Методический кейс Применение производной и интеграла, тогда Методический кейс Применение производной и интеграла.

Методический кейс Применение производной и интегралаи т.д. как в решении 1.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла.



















Стандартный уровень

Завдання 1

Для функції у=(2х+3)4 знайти первісну, графік якої проходить через точку А(-1; 1).

Розв'язування:

Загальний вигляд первісних F(х)=Методический кейс Применение производной и интеграла+Методический кейс Применение производной и интеграла=Методический кейс Применение производной и интеграла+Методический кейс Применение производной и интеграла. Графік первісної проходить через точку А(-1; 1), тому F(-1)=1. Знайдемо значення С за вказаної умови. F(-1)=Методический кейс Применение производной и интеграла=1, Методический кейс Применение производной и интеграла=Методический кейс Применение производной и интеграла.

Отже, F(х)= Методический кейс Применение производной и интеграла+Методический кейс Применение производной и интеграла.

Відповідь: F(х)= Методический кейс Применение производной и интеграла+Методический кейс Применение производной и интеграла.


Завдання 2

Швидкість прямолінейно рухаючейся точки задана формулою v(t)=t2+2t-1. Записати формулу залежності її координати х від моменту часу t, якщо відомо, що у початковий момент (t=0) точка знаходилася у початку відліку.

Розв'язування:

х(t) - це первісна швидкості v(t), тому х(t)=Методический кейс Применение производной и интегралаt3+2Методический кейс Применение производной и интеграла- t + C=Методический кейс Применение производной и интегралаt3 + t2- t + C. За умовою завдання х(0)=0, тому х(0)=0+С=0, маємо С=0.

Отже, х(t) =Методический кейс Применение производной и интегралаt3 + t2- t.

Відповідь: х(t) =Методический кейс Применение производной и интегралаt3 + t2- t.


Завдання 3

Матеріальна точка масою 3кг рухається вздовж вісі Ох під дією сили, яка направлена вздовж цієї вісі. В момент часу t сила дорівнює F(t). Знайти формулу залежності х(t) від часу t, якщо х(1)=-5, v(1)=4, F(t) =6 - 9t

Розв'язування:

Згідно другому закону Ньютона F=ma, де a - прискорення. Маємо

a(t) = Методический кейс Применение производной и интеграла. v(t) - первісна прискорення a(t). Тому v(t)=2t-Методический кейс Применение производной и интеграла+C1. За умовою v(1)=4, маємо v(1)=2-Методический кейс Применение производной и интеграла1=0,5+ С1, тому С1=3,5, отже

v(t)=2t-Методический кейс Применение производной и интеграла+3,5.

Аналогічно х(t)=t2 - Методический кейс Применение производной и интеграла+3,5t+C2= - Методический кейс Применение производной и интеграла+ t2+3,5t+C2. За умовою х(1)=-5, тому х(1)=- Методический кейс Применение производной и интеграла+1+3,5+С2=4+С2=-5, тому С2=-9.

Отже, залежність між координатою та часом задається формулою

х( t)= - Методический кейс Применение производной и интеграла+ t2+3,5t-9.

Відповідь: х( t)= - Методический кейс Применение производной и интеграла+ t2+3,5t-9.


Завдання 4

Знайти об'єм тіла, що буде отримано при обертанні навколо віссі абсцис криволінійної трапеції, яка обмежена лініями у=1-х2, у=0.

Розв'язування:

Об'єм тіла обчислюється за формулою V=Методический кейс Применение производной и интеграла(x)dx. Знайдемо проміжок інтегрування 1-х2=0, маємо х1=1 та х2=-1. Тому V=Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла+Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла+Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла=Методический кейс Применение производной и интеграла куб.од.

Відповідь: V=Методический кейс Применение производной и интегралакуб.од.

Завдання 5

Знайти площу фігури, що обмежена лініями :

а) у=х2-4х+5, у=0, х=0, х=4,

б) у=х2-4х+4, у=4-х2.

Розв'язування:

а) Виконаємо малюнок. у=х2-4х+5 - квадратична функція, тому її графіком є квадратна парабола. Знадемо координати вершини параболи:

х0=Методический кейс Применение производной и интеграла, у0=4-8+5=1, Тому (2; 1)- координати вершини параболи. Точок перетину графіку даної квадратичної функції із віссю Ох немає, тому що дискримінант є від'ємним числом. Знайдемо декілька додаткових точок:

у(0)=4, у(1)=2, у(3)=2, у(4)=4.

Методический кейс Применение производной и интеграла

S=Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интегралакв.од.

б) Знайдемо абсциси точок перетину графіків функцій.

х2-4х+4=4-х2,

2-4х=0,

Методический кейс Применение производной и интеграла(х-2)=0, отже, х1=0, х2=2.

Методический кейс Применение производной и интеграла

S= Методический кейс Применение производной и интеграла-(Методический кейс Применение производной и интеграла-4Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла=

=(Методический кейс Применение производной и интеграла-Методический кейс Применение производной и интеграла)Методический кейс Применение производной и интеграла=8-Методический кейс Применение производной и интегралакв.од.

Відповідь: а)S =9Методический кейс Применение производной и интегралакв.од., б) S=2Методический кейс Применение производной и интегралакв.од.





Завдання 6

Знайти критичні точки функції у=2х3-9х2-24х-18.

Розв'язування:

Функція визначена та диференційована на всій числовій прямій.

у'=6х2-18х-24, розв'яжемо рівняння у'=0. 6х2-18х-24=0, х2-3х-4=0, х1=-1, х2=4. Корені рівняння у'=0 і є критичними точками функції.

Відповідь: критичні точки функції х1=-1, х2=4.

Завдання 7

Знайти проміжки зростання та спадання функції:

а) у=х2-4; б)у=Методический кейс Применение производной и интеграла.

Розв'язування:

а) Функція визначена та диференційована на всій числовій прямій.

у'=2х, розв'яжемо рівняння у'=0, тобто 2х=0, х=0 - критична точка функції, яка розбиває область визначення функції на два інтервали (-Методический кейс Применение производной и интеграла;0) та (0; +Методический кейс Применение производной и интеграла), на кожному з яких похідна зберігає свій знак. у'(-1)=-2<0, у'(1)= 2>0.

Отже, на інтервалі (-Методический кейс Применение производной и интеграла;0) похідна приймає від'ємні значення, на (0; +Методический кейс Применение производной и интеграла) - додатні значення. Тому на інтервалі (-Методический кейс Применение производной и интеграла;0) функція спадає, а на (0; +Методический кейс Применение производной и интеграла) - зростає.

Відповідь: на інтервалі (-Методический кейс Применение производной и интеграла;0) функція спадає, а на (0; +Методический кейс Применение производной и интеграла) - зростає.

б) Область визначення даної функції - всі числа, крім х=3.

у'=-2Методический кейс Применение производной и интеграла=Методический кейс Применение производной и интеграла, рівняння у'=0 немає коренів. Тому критичною точкою функції є лише точка х=3, яка розбиває область визначення функції на два інтервали (-Методический кейс Применение производной и интеграла;3) та (3; +Методический кейс Применение производной и интеграла), на кожному з яких похідна зберігає свій знак. у'(2)=-2<0, у'(4)=-2<0.

Отже, на інтервалах (-Методический кейс Применение производной и интеграла;3) та (3; +Методический кейс Применение производной и интеграла) похідна приймає від'ємні значення. Тому на інтервалах (-Методический кейс Применение производной и интеграла;3) та (3; +Методический кейс Применение производной и интеграла) функція спадає.

Відповідь: на інтервалах (-Методический кейс Применение производной и интеграла;3) та (3; +Методический кейс Применение производной и интеграла) функція спадає.

Завдання 8

Який кут (гострий чи тупий) утворює із додатнім напрямом осі Ох та дотичної до графіку функції у=х4-2 у точках -1, 1, 2.

Розв'язування:

Згідно геометричному змісту похідної k=у'(х0), де k - кутовий коефіцієнт дотичної до графіку функції. у'=4х3.Отже, k1=у'(-1)=-4<0, k2=у'(1)=4>0, k3=у'(2)=32>0.

З іншого боку, k=tg α, де α - кут між дотичною та додатнім напрямом віссі Ох. Отже, α1- тупий кут, α2 та α3 - гострі кути.

Відповідь: α1- тупий кут, α2 та α3 - гострі кути.

Завдання 9

Скласти рівняння дотичної до графіку функції f(х)= Методический кейс Применение производной и интеграла-8 у точці х0=4.

Розв'язування:

Загальний вигляд рівняння дотичної має вигляд у= f(х0)+ f'(х0)(х-х0).

f(х0)= f(4)=-6, f'(х)=Методический кейс Применение производной и интеграла, f'(х0)= f'(4)=0,25.

Тому загальний вигляд дотичної має вигляд у=-6+0,25Методический кейс Применение производной и интеграла(х-4)=-6+0,25х-1= =0,25х - 7.

Відповідь: у=0,25х - 7.


Завдання 10

Знайти найбільше та найменше значення функції у=4х2-48х на проміжку [1;4].

Розв'язування:

Функція визначена та диференційована на всій числовій прямій.

Похідна у'=8х-48, знайдемо нулі похідної : 8х-48=0, х=6 - критична точка функції, але вона не належить даному проміжку. Тому знайдемо значення функції у кінцях даного проміжка, тобто у(1)=-44, у(4)= -128.

Отже, max у(х)= у(1)=-44, min у(х)= у(4)= -128.

[1;4] [1;4]

Відповідь: max у(х)= у(1)=-44, min у(х)= у(4)= -128.

Задание 11

Найти производную функции Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 1. Методический кейс Применение производной и интеграла.Поскольку Методический кейс Применение производной и интеграла-постоянная величина, то Методический кейс Применение производной и интеграла ,поэтому Методический кейс Применение производной и интеграла. Применим формулу Методический кейс Применение производной и интеграла пологая что в ней Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ:Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 2. Вычислите Методический кейс Применение производной и интегралапо определению Методический кейс Применение производной и интеграла здесь громоздко, поэтому представим что у(х) как произведение: Методический кейс Применение производной и интеграла.Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ:Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 3. Учтем, что Методический кейс Применение производной и интеграла , Методический кейс Применение производной и интеграла. Применим логарифмическое дифференцирование для определения производной функции Методический кейс Применение производной и интеграла. Имеем: Методический кейс Применение производной и интеграла; Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ:Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 4. Имеем: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ:Методический кейс Применение производной и интеграла

Задание 12

Найти производную функции Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 1. Методический кейс Применение производной и интеграла, найдем производную степенной функции: Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 2. Методический кейс Применение производной и интеграла,используем логарифмическое дифференцирование:

Методический кейс Применение производной и интеграла; Методический кейс Применение производной и интеграла; Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Задание 13

Точка движется по закону Методический кейс Применение производной и интеграла, где х - время, у - путь точки. Найти скорость ускорения точки, экстремумы данной функции.

Решение 1. Областью существования функции является интервал Методический кейс Применение производной и интеграла.Находим Методический кейс Применение производной и интеграласкорость, точка: Методический кейс Применение производной и интеграла.Решаем уравнение Методический кейс Применение производной и интеграла или Методический кейс Применение производной и интеграла. Разлагаем левую часть на множители: Методический кейс Применение производной и интегралаоткуда Методический кейс Применение производной и интеграла или Методический кейс Применение производной и интеграла.Производная непрерывна при любом ч. Поэтому только эти точки будут критическими. Располагаем критические точка в порядке возрастания их абсцисс:-1;0;3. Рассмотрим интервалы Методический кейс Применение производной и интеграла. Выберем внутри каждого их этих интервалов произвольную точку и определим этой точке знак первой производной. В интервале Методический кейс Применение производной и интеграла возьмем, например точку х=-2 и найдем Методический кейс Применение производной и интеграла. В интервале Методический кейс Применение производной и интеграла возьмем точку Методический кейс Применение производной и интеграла, тогда Методический кейс Применение производной и интеграла; в интервале Методический кейс Применение производной и интеграла возьмем точку х=1,тогда Методический кейс Применение производной и интеграла.В интервале Методический кейс Применение производной и интеграла возьмем точку х=4 и получим Методический кейс Применение производной и интеграла.Строим таблицу поведения функции, находим max и min.

x

Методический кейс Применение производной и интеграла

-1

Методический кейс Применение производной и интеграла

0

Методический кейс Применение производной и интеграла

3

Методический кейс Применение производной и интеграла

y'

-

0

+

0

-

0

+

y

Методический кейс Применение производной и интеграла

min

Методический кейс Применение производной и интеграла

max

Методический кейс Применение производной и интеграла

min

Методический кейс Применение производной и интеграла

Найдем экстремальные значения функции Методический кейс Применение производной и интеграла; Методический кейс Применение производной и интеграла ; Методический кейс Применение производной и интеграла. Ускорение точки:

Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла;2; Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 2. Исследуем функцию на экстремум по второй производной Методический кейс Применение производной и интеграла.Определяем знак второй производной в каждой критической точке. Методический кейс Применение производной и интеграла,при х=-1 функция имеет минимум Методический кейс Применение производной и интеграла,при х=0 функция имеет максимум; Методический кейс Применение производной и интеграла,при х=3 функция имеет минимум и т.д. как в решении1.Исследования по второму решению проще, однако, от исследования функции на экстремум по первому решению отказываться не следует, т.к. может оказаться, что в критической точке вторая производная окажется равной нулю, а в этом случае нельзя сделать никакого заключения о наличии экстремума.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла;2; Методический кейс Применение производной и интеграла.

Задание 14

Определить экстремумы функции Методический кейс Применение производной и интеграла.Найти ее наименьшее и наибольшее значение на отрезке Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 1

Областью существования функции является интервал Методический кейс Применение производной и интеграла. Находим первую производную функции ее критические точка Методический кейс Применение производной и интеграла. Решим уравнение Методический кейс Применение производной и интеграла, Методический кейс Применение производной и интеграла. Методический кейс Применение производной и интеграла.Производная конечна при любом значении ч, поэтому ч=1 является единственной критической точкой. Рассмотрим интервалы Методический кейс Применение производной и интеграла и Методический кейс Применение производной и интеграла.Внутри каждого из этих интервалом выберем произвольную точку и определим в ней знак первой производной ,например, в первом интервале возьмем точку х=0, во втором, х=2. Методический кейс Применение производной и интеграла ; Методический кейс Применение производной и интеграла,т.е. при переходе через критическую точку первая производная знака не поменяла, поэтому в точке х=1 экстремума нет. По второй производной такое исследование провести нельзя. Действительно, Методический кейс Применение производной и интеграла,и в критической точке х=1 имеем Методический кейс Применение производной и интеграла.Поскольку отрезок Методический кейс Применение производной и интеграла не содержит критической точки, то для определения наименьшего и наибольшего значения функции на этом отрезке следует определить только значения ее на концах отрезка: Методический кейс Применение производной и интеграла. Наименьшего значения на отрезке Методический кейс Применение производной и интеграла функция достигает на левом конце при х=2 и это наименьшее значение Методический кейс Применение производной и интеграла. Наибольшего значения функция достигает при х=5-на правом конце отрезка; это значение Методический кейс Применение производной и интеграла.

Ответ: 4;67.

Решение 2

Первую производную Методический кейс Применение производной и интеграла можно записать в виде Методический кейс Применение производной и интеграла,поэтому можно сказу заключить, что в поле действительных чисел она положительна при любом значении Методический кейс Применение производной и интеграла,поэтому рассматриваемая функция возрастает на всем интервале Методический кейс Применение производной и интеграла,и т.д. как в решении 1. Ответ: 4;67

Задание 15

Найти одну из первообразных для функции Методический кейс Применение производной и интеграла на R.

Решение 1. имеем: Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: х

Решение 2.Имеем Методический кейс Применение производной и интеграла

Ответ: х

Задание 16

Найти интеграл Методический кейс Применение производной и интеграла.

Решение 1. Методический кейс Применение производной и интеграла,где с - произвольная постоянная.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла

Решение 2.

Первообразными для функций Методический кейс Применение производной и интеграла и Методический кейс Применение производной и интегралаявляется, например, функции Методический кейс Применение производной и интеграла и Методический кейс Применение производной и интеграла. Поэтому функции Методический кейс Применение производной и интеграла является первообразной для функции Методический кейс Применение производной и интеграла.Следовательно, Методический кейс Применение производной и интеграла,где с - произвольная постоянная.

Ответ: Методический кейс Применение производной и интеграла









Тест для самоконтроля

1. В какой из точек A. 1; B. 10; C. 20; D. 100; E. Методический кейс Применение производной и интеграла наиболее быстро растёт функция Методический кейс Применение производной и интеграла?

2. Мяч брошен вертикально вверх. Если ось х направлена вверх, то закон движения мяча Методический кейс Применение производной и интеграла A. Опускается или поднимается мяч в момент времени Методический кейс Применение производной и интеграла с?

3. Материальная точка движется по закону Методический кейс Применение производной и интеграла. Какова наибольшая скорость движения?

A. 1; B. 2; C. 3; D. 4; E. 6.

4. Неравномерно, в зависимости от переменной t изменяется величина:

A. Методический кейс Применение производной и интеграла; B. Методический кейс Применение производной и интеграла; C. Методический кейс Применение производной и интеграла; D. Методический кейс Применение производной и интеграла; E. Методический кейс Применение производной и интеграла.

5. Для какой из следующих функций ось х является касательной в начале координат?

A. Методический кейс Применение производной и интеграла; B. Методический кейс Применение производной и интеграла; C. Методический кейс Применение производной и интеграла; D. Методический кейс Применение производной и интеграла.

6. Касается ли прямая Методический кейс Применение производной и интеграла гиперболы Методический кейс Применение производной и интеграла в точке Методический кейс Применение производной и интеграла?

A. Да; B. Нет.

7. Укажите функцию, критическая точка которой не является точкой экстремума:

A. Методический кейс Применение производной и интеграла; B. Методический кейс Применение производной и интеграла; C. Методический кейс Применение производной и интеграла; D. Методический кейс Применение производной и интеграла.

8. Производная функции Методический кейс Применение производной и интеграла равна Методический кейс Применение производной и интеграла. Сколько точек экстремумов имеет функция?

A. Одну; B. Две; C. Три; D. Ни одной.

9. На всей числовой оси возрастает функция ...

А. Методический кейс Применение производной и интеграла; B. Методический кейс Применение производной и интеграла; C. Методический кейс Применение производной и интеграла; D. Методический кейс Применение производной и интеграла.

10. Какое наибольшее число точек экстремумов может иметь функция Методический кейс Применение производной и интеграла?

A. 0; B. 1; C. 2; D. 3; Е. 4.

11. Укажите неверное утверждение:

A. Не все критические точки являются точками экстремума функции

B. Значение функции в точке минимума может быть больше значения функции в точке максимума

C. Если функция возрастает, то она не имеет точек экстремума

D. Если Методический кейс Применение производной и интеграла, то Методический кейс Применение производной и интеграла является точкой экстремума функции

E. Касательная к графику функции может пересекать его в нескольких точках .

12. На рис. 7 изображён график производной функции Методический кейс Применение производной и интеграла. Укажите промежутки убывания функции Методический кейс Применение производной и интеграла. Методический кейс Применение производной и интеграла

A. Методический кейс Применение производной и интеграла, Методический кейс Применение производной и интеграла; B. Методический кейс Применение производной и интеграла; C. Методический кейс Применение производной и интеграла; D. Верного ответа нет.

13. Какая из прямых на рис.16 является графиком производной квадратичной функции, изображённой на рис. 17?

Методический кейс Применение производной и интеграла

14. Производная функции Методический кейс Применение производной и интеграла положительна на отрезке Методический кейс Применение производной и интеграла. Каково наименьшее значение Методический кейс Применение производной и интеграла на этом промежутке?

А. Методический кейс Применение производной и интеграла; B. Методический кейс Применение производной и интеграла; C. Наименьшего значения нет;

D. Правильный ответ отличен от приведённых.

15. Какое из следующих утверждений неверно:

А. Наименьшее значение функции может и не быть минимумом.

В. Наибольшее и наименьшее значения функция может принимать только в своих точках экстремума.

С. Если функция не имеет критических точек на Методический кейс Применение производной и интеграла, то наибольшее и наименьшее значения она примет только на концах этого отрезка.

D. Существует функция, у которой совпадают её набольшее и наименьшее значения.

16. Пусть Методический кейс Применение производной и интеграла и Методический кейс Применение производной и интеграла - первообразные одной функции. Какой вид (см. рис. 8) может иметь график функции Методический кейс Применение производной и интегралаМетодический кейс Применение производной и интеграла

17. Могут ли графики первообразных одной функции пересекаться?

А. Да; В. Нет; С. Ответ зависит от вида функции.

18. Тело совершает гармонические колебания с ускорением Методический кейс Применение производной и интеграла. Амплитуда колебания точки равна ...

А. -2; В. 6; С. -6; D. 2;

19. Точка движется прямолинейно со скоростью Методический кейс Применение производной и интеграла, график которой изображён на рис. 9. За промежуток времени Методический кейс Применение производной и интеграла она прошла путь, равный ...

А. 2; В. 0,5; С. 1; D. 4; Е. 3 . Е. 54. Методический кейс Применение производной и интеграла

20. Какая из фигур, изображённных на рис. 20-24, является криволинейной трапецией?

Методический кейс Применение производной и интеграла

21. Какой из формул Вы воспользуетесь при вычислении площади фигуры, изображённой на рис. 23?

А. Методический кейс Применение производной и интеграла; В. Методический кейс Применение производной и интеграла; С. Методический кейс Применение производной и интеграла; D. Методический кейс Применение производной и интеграла.

22. Колесо вращается с угдовой скоростью Методический кейс Применение производной и интеграла. Сколько оборотов оно сделает за промежуток времени Методический кейс Применение производной и интеграла?

А. Методический кейс Применение производной и интеграла; В. Методический кейс Применение производной и интеграла; С. Методический кейс Применение производной и интеграла; D. Методический кейс Применение производной и интеграла.







Ответы и указания к тестам

1. Е. Скорость изменения функции характеризуется её производной.

2. А. Если тело движется в направлении оси, то его скорость положительна.

3. Е.

4. В. Любой равномерно протекающий процесс описывается линейной функцией.

5. С. Для того, чтобы ось х была касательной для функции Методический кейс Применение производной и интеграла в точке Методический кейс Применение производной и интеграла, необходимо и достаточно выполнение следующих условий: Методический кейс Применение производной и интеграла и Методический кейс Применение производной и интеграла.

6. А. Проверьте, проходит ли заданная прямая Методический кейс Применение производной и интеграла и гипербола Методический кейс Применение производной и интеграла через точку Методический кейс Применение производной и интеграла и совпадают ли в этой точке их производные.

7. С. Обращение в нуль производной функции в некоторой точке является необходимым, но не достаточным условием существования экстремума.

8. А. Проверьте, меняет ли производная знак в критической точке.

9. D.

10. С. Обратите внимание на то, что производная заданной функции является квадратным трёхчленом.

11. D. См. вопрос № 7.

12. В. Вспомните условие убывания функции.

13. В. Подумайте, как отразится на знаке производной поведение функции на интервалах Методический кейс Применение производной и интеграла и Методический кейс Применение производной и интеграла.

14. А.

15. В. См. вопрос № 14.

16. С. Вспомните, что первообразные одной функции отличаются друг от друга только некоторым постоянным слагаемым.

17. В.

18. D. Восстановите по ускорению закон движения тела.

19. С. Используйте геометрический и физический смысл интеграла.

20. С.

21. D.

22. В. Обратите внимание, что угол поворота колеса за промежуток времени Методический кейс Применение производной и интеграла равен Методический кейс Применение производной и интеграла.



Литература

  1. С.И. Шварцбург; О.С. Ивашев-Мусатов Алгебра и начала анализа Москва "Высшая школа" 1977г.

  2. М. Титаренко; А.А. Роганин Задачник по математики (для учащихся и абитуриентов)

  3. Сборник всех конкурсных задач по математики под редакцией М.И. Сканави Киев "Українська енциклопедія" 1996г.

  4. Н.И. Шкиль; З.И. Слепкань; Е.С. Дубинчук Алгебра и начала анализа Киев "Вежа" 1996г.

  5. М.И. Басимов Алгебра и начала анализа Москва "Просвещение"1992г.

  6. Афанасьева О.Н.; Бродский Л.С. Применение производной и нитеграла, - Донецк: ДонНУ,2007 - 24с.

  7. Т.П. Савенко, В.Г. Паньков, Ю.Н. Попов Задачи по алгебре и началам анализа.

57



© 2010-2022